Не слишком понятный (хотя для посвященных — более чем ясный и очевидный...) эксперимент с назначением НОК органом, распределяющим средства по подготовке спортсменов к Олимпийским Играм и другим значимым соревнованиям, в Казахстане благополучно провалился. Проведенные с интервалом в несколько месяцев летняя и зимняя Олимпиады наглядно продемонстрировали, насколько деградировал казахстанский спорт с 2018 года, когда в него двумя руками вцепился непосредственно Национальный олимпийский комитет. И череда громких скандалов, разразившихся в последнее время, лишь добавляет яркие штрихи в совершенно безрадостную картину.
Напомним: функции Дирекции штатных национальных команд и спортивного резерва Министерства культуры и спорта РК НОК с готовностью взвалил на себя в 2018 году. Почему это произошло? Ответ на данный вопрос, думается, всем прекрасно известен — достаточно вспомнить, кто, собственно, является главой Национального олимпийского комитета Республики Казахстан. И с тех пор показатели отечественных спортсменов неуклонно двигались в направлении спада... Совпадение?!.. Естественно!
Примерно такую позицию занял на состоявшемся накануне в СЦК онлайн-брифинге генеральный секретарь казахстанского НОК Андрей Крюков. Послушать данного товарища, так в громких провалах в олимпийских Токио и Пекине виноваты кто угодно, только не занимающаяся распределением выделенных ей на подготовку к соревнованиям огромных государственных средств организация. Республиканский интернет-портал Sports.kz попытался понять, что не вяжется в высказываниях сей важной персоны с делом.
А таких моментов в словах Андрея Александровича, на самом деле, хватает. Взять только ситуацию с результатом выступления на Олимпиаде-2022 главной казахстанской надежды на медаль Юлии Галышевой. Спросите любого мало-мальски следившего за нашими в Пекине болельщика — и он расскажет, что наша землячка запорола вторую попытку в финале и даже не получила права исполнить третью. Но по исходной версии господина Крюкова Галышева стала на этих Играх седьмой... Правда, позже приведшие данные слова источники изменили приведенную цифру на реальную (возможно, не без «просьб» откуда надо...), но что это было изначально — расчет на неосведомленность аудитории, перед которой выступаешь, или же элементарная собственная некомпетентность? А может, — и то, и другое?..
Конечно, Закон РК о физической культуре и спорте не запрещает делегировать НОК полномочия по распределению выделяемых государством на подготовку к крупнейшим соревнованиям средств, однако утверждать, что передача финансирования под контроль общественной организации — это всегда шаг вперед, да к тому же — что практика, когда функция распределения средств передается общественности, применяется во всем мире, — это, пожалуй, все же перебор... Во всяком случае, — когда дело касается именно что делегирования подобных полномочий НОК. Где еще так делают «во всем мире», кроме как у нас? К сожалению, генсек казахстанского НОКа подобных примеров не привел. А обнаружить их самостоятельно, к несчастью, не получается... Напротив, — в государствах, которые принято считать цивилизованными, Национальные олимпийские комитеты всячески стараются от таких вопросов отстраняться — дабы не создать никакой почвы для подозрений в корыстности. Потому что репутация — превыше всего.
Вот что, например, рассказал о системе финансирования олимпийцев Канады один из старейших и авторитетнейших спортивных журналистов этой страны Алан Адамс, побывавший, кстати, и на Олимпиаде в Пекине:
— У нас работает Программа помощи спортсменам, которая направлена на облегчение некоторых финансовых затруднений, связанных с подготовкой к международным спортивным состязаниям и участием в них. Получить доступ к ней могут те атлеты, чьи результаты входят в число 16 лучших на чемпионатах Мира, Олимпиадах и Паралимпиадах.
— Эти деньги распределяет НОК?
— Нет. Для их получения необходимо обращаться в национальные Федерации по видам спорта.
— НОК Канады каким-то образом участвует в распределении выделяемого государством на олимпийские виды спорта финансирования?
— Спортсмены получают деньги несколькими способами. Существует федеральная субсидия для атлетов, которые входят в Топ-25 рейтингов, Топ-10 и так далее. У разных видов спорта (например, у хоккея) имеются спонсоры — и часть денег оттуда идет на выплаты лучшим спортсменам. Есть и частные фонды, которые выбирают конкретных спортсменов и дают им деньги.
НОК Канады не координирует распределение средств. Спортсмены могут получать деньги от национальных Федераций своего вида спорта — например, санного, — а кроме того, некоторые корпорации подписывают каких-то спортсменов в качестве амбассадоров — и платят им.
Вот так. А Андрей Александрович в это же самое время утверждает, что суммы, получаемые до последнего времени НОК РК от государства, в десятки и даже в сотни раз меньше тех средств, которые выделяют на финансирование спорта высших достижений спортивные сверхдержавы...
Еще один примечательный пассаж господина Крюкова — о том, что НОК не является субъектом, ответственным за развитие спорта в РК, так как за это отвечают центральные и местные госорганы. Любопытное мнение, конечно, учитывая, какими деньгами, выделяемыми государством, ворочал с 2018 года НОК... Смотрим Олимпийскую хартию. «Глава 4 „Национальные олимпийские комитеты (НОК)“, 27. „Миссия и роль НОК“: 2.3. способствовать развитию спорта высших достижений, а также массового спорта». Ну, наверное, способствовать — не значит отвечать, так ведь? Пусть и оперируешь выделяемыми на эти цели средствами... Однако возьмем хотя бы соседний Узбекистан — вот что, в частности, декларирует местный НОК: «К внутренним функциям относятся: развитие на основе принципов, заложенных в Олимпийской хартии, Олимпийского движения в Узбекистане; содействие физическому и духовному воспитанию населения республики; участие в развитии массовых занятий физической культурой и спортом; национальных видов спорта, спорта среди инвалидов, содействие государственным и общественным физкультурно-спортивным организациям в подготовке сборных команд страны и спортивных резервов...». И — «Национальный олимпийский комитет проводит усиленную работу над развитием спорта в стране. Отдельное внимание уделяется олимпийским видам». То есть, там НОК почему-то вовсе не самоустраняется от развития национального спорта — а, наоборот, усиленно над ним работает. Почувствуйте, как говорится, разницу... К слову, на сайте казахстанского НОКа информации о конкретных выполняемых им функциях обнаружить не получилось.
Понятно, что простому любителю спорта, в принципе, без разницы, кто там распределяет деньги на подготовку к Играм — для него куда важнее результат. Но вот его-то как раз и нет! Точнее, есть, конечно — феерически провальный. Олимпиада в Токио стала самой неудачной для Казахстана из летних в истории вообще, Игры в Пекине оказались одними из самых неудачных среди зимних. Одними из — просто потому, что хуже уже реально невозможно было: 0 медалей... Но НОК, по словам Андрея Крюкова, свою задачу полностью выполнил.
Остается только докопаться до сути и разобраться — какую именно задачу?!..
...или войдите через аккаунт соцсети