На чемпионате мира по футболу в ЮАР было много скандалов, связанных с отвратительным судейством. Приятным исключением стала работа судейской бригады во главе с узбекским арбитром Равшаном Ирматовым. Ему были доверены матч открытия чемпионата и полуфинал Кубка мира. Футбольные эксперты всего мира назвали судейство ирматовской бригады лучшим.
С Равшаном Ирматовым нам удалось встретиться в Астане, куда он прибыл обслуживать матч сборных Казахстана и Омана. В этом улыбчивом и учтивом молодом человеке не читалось и капли звездности, которую он вполне заслуженно получил после Африки.
— Какое впечатление произвел на вас стадион «Астана-Арена»?
— Мне очень понравился этот спортивный комплекс. Это стадион с современным дизайном. Судить на такой арене было приятно.
— Что повлияло на ваше решение стать арбитром?
— Как и многие, я начал играть в футбол еще в детстве, но в 19 лет получил серьезную травму голеностопа. И по совету своего отца, который тоже был футбольным арбитром, переключился на судейство. В 2003 году в возрасте 25 лет меня приняли в ФИФА и сразу доверили судить матчи юношеского чемпионата мира. Четыре года спустя я уже работал на молодежном чемпионате мира. В общей сложности перед чемпионатом мира в ЮАР я отработал на шести крупных международных турнирах.
— Вы собрали положительные отзывы о вашем судействе на чемпионате мира. А были иные оценки?
— Наша бригада отсудила в ЮАР пять игр. Они сложились так, что у нас, слава Всевышнему, не было каких-то грубых ошибок, а команды оставались довольными нашими действиями. В общем, нареканий в наш адрес я не слышал.
— Какой матч в ЮАР в эмоциональном плане был самым трудным?
— Весь чемпионат запомнился как одно целое. Хотя… Эти непередаваемые звуки тысяч вувузел…
— Сколько языков вы знаете?
— Если не говорить об узбекском и русском языках, то английский и чуть-чуть испанский.
— Считаете ли вы, что характер судьи может повлиять на итог матча?
— Уже на 5-й минуте игры понимаешь, как игроки противодействующих команд настроены сыграть в этом матче. Как им позволишь играть, так они и будут действовать.
— Оказывает ли давление на вас наличие суперзвезд в командах?
— Абсолютно нет. Я не обращаю внимание на то, откуда эти команды и кто в них играет. Меня не интересует мнение суперзвезд на мое решение. Я делаю лишь различие цветов футболок. Это для меня главнее.
— Как вы приходите в себя после трудных матчей?
— С этим я не испытываю никаких проблем, поскольку занимаюсь своим любимым делом. Я не чувствую себя не в своей тарелке. Скорее, наоборот: на поле я как в своем огороде (смеется).
— Сколько километров вы пробегаете за матч?
— Если говорить об играх африканского чемпионата, то там я пробегал в среднем 16 километров. На матче открытия этот показатель был равен 17 километрам. В основном все зависит от темпа, который задан в матче.
— Чемпионат в ЮАР дал почву для дискуссий по поводу введения видеоповторов спорных моментов. Ваше мнение?
— Все нововведения в футболе — это прерогатива ФИФА. Моя же функция — выйти на поле и отсудить игру без ошибок. Не думаю, что я вправе обсуждать этот вопрос. Конечно, человек не может конкурировать с техникой, и в этом единоборстве победитель очевиден — техника. Но если будут дополнительные арбитры на линии ворот, это поможет судьям проводить матчи с меньшим количеством ошибок.
...или войдите через аккаунт соцсети