В минувшую пятницу состоялась неформальная встреча спортивных журналистов ведущих изданий с представителями руководства Федерации футбола страны. В одном из элитных кафе в центре Алматы за накрытым дастарханом собрались журналисты и генеральный секретарь ФФК Саян Хамитжанов.
По определению самих организаторов, формат встречи определялся как неофициальный, подразумевающий искренние ответы на любые вопросы, что не может не радовать нас всех. Так как газетная полоса не вместит всю беседу, то приводим её в сокращенном варианте с наиболее интересными вопросами-ответами.
Саян Хамитжанов: Мы захотели встретиться с вами именно в такой неформальной обстановке. Ранее мы встречались с вами либо в кабинете, либо на пресс-конференциях. Но там все равно существует некий незримый барьер между нами. Сегодня его нет. Мы с вами за одним столом, можно сказать, в домашней обстановке, И я готов ответить на интересующие вас вопросы. Если вы не против, мы продолжим подобные мероприятия.
— Как вы считаете, финансовый кризис отразится на казахстанском футболе?
— Вполне ожидаемо сокращение бюджетов клубов. Но в чем-то может быть и польза. Менеджеры клубов осознают, что нужно выходить из сложившейся ситуации, и начнут зарабатывать на футболе. А то ведь сейчас как? Выделили тебе бюджет в определенную сумму, ты её освоил, и все, больше ни о чем голова не болит.
— А касательно федерации? Вот, скажем, у вас бюджет наверняка в тенге. Вы теряете определенные деньги. Как это отразится на вашей деятельности? Будет ли, скажем, сборная жить в более дешевых отелях, будут ли спортсмены летать партерами?
— Национальная сборная — это лицо страны. На ней кризис никак не отразится. Будем изыскивать возможности, чтобы у сборной были достойные условия. И чтобы жила команда в достойных отелях, и с перелетами проблем не было.
— Кстати, в связи с уменьшением минимального размера штрафа для участников соревнований доходная часть бюджета федерации сократится.
— Штрафы не являются статьей доходов. Если их не будет вовсе, мы будем только рады. Это будет означать, что все соблюдают регламент.
— Куда идут деньги, собранные с помощью штрафов?
— На развитие детско-юношеского футбола.
— А что ещё делает федерация для развития детско-юношеского футбола?
— Проводим различные спортивно-массовые мероприятия, соревнования. Скажем, про турнир «Coca-Cola-Былгары Доп» вы хорошо знаете. В этом году снова будет организован Кубок Президента Казахстана, вы все будете приглашены. Уже достигнута предварительная договоренность о посещении финала и церемонии закрытия этого турнира президентом ФИФА Йозефом Блаттером.
— Есть такое мнение, что федерация не протянула руку помощи «Кайрату» и «Астане». Вы, наверное, читали в интернете высказывания в адрес президента федерации и в ваш адрес. Скажем, Адильбек Рыскельдинович был в свое время акимом Астаны, вы президентом клуба, но «Астане» не помогли. То же самое с «Кайратом». Что вы на это скажете?
— Ситуация с этими клубами действительно непростая. Взять, к примеру, «Кайрат». Федерация была извещена, что клуб не имеет средств для участия в премьер-лиге. Нами предпринимался ряд попыток повлиять на ситуацию и оставить клуб в элите. Мы встречались с представителями акимата, акционерами клуба, но, к сожалению, наши усилия оказались тщетны. Вот скажите, каким образом мы могли заставить власти города оставить клуб в высшем дивизионе?
— Например, помочь найти спонсора…
— Мы пытаемся найти спонсоров для всего казахстанского футбола, для федерации. И вы знаете, ситуация не такая простая. В связи с финансовым кризисом многие наши партнеры отошли от сотрудничества. Как вы себе это представляете? Чтобы мы параллельно искали спонсора для «Кайрата»? Это вопрос города. То же касается и «Астаны». По этому клубу мы тоже встречались, разговаривали, но безрезультатно. Впрочем, ситуацию в столице понять легче. Астана представлена в элите клубом «Локомотив», какие могут быть вопросы? Никогда ведь такого не было, чтобы от Астаны в высшем дивизионе выступало два клуба. В Алматы ситуация сложнее. В прошлом году в премьер-лиге было три клуба, в этом — ни одного. Но мы очень надеемся, что в следующем году ситуация изменится в лучшую сторону.
— С акимами Астаны и Алматы были встречи по поводу «Астаны» и «Кайрата»?
— Да, на этом уровне тоже велись переговоры.
— В контракте с господином Шторком оговорена задача в отборочном турнире чемпионата мира- 2010? Или мы опять ограничиваемся достойным сопротивлением?
— Речь идет о достойном выступлении. Впереди у нас шесть игр, вот по их результатам мы и посмотрим, достоин ли Бернд Шторк работать со сборной в дальнейшем.
— Судя по тому составу, который Шторк выбрал на сбор в Турцию, с ним состоялся разговор касательно «стариков». Скажите, такой разговор действительно был?
— Нет, подбор игроков в сборную — это прерогатива главного тренера.
— Снова получится, что мы под танки бросаем «пионеров»?
— Но эти, как вы говорите, «пионеры» достойно сыграли на «Уэмбли». По крайней мере, играли полтора тайма. Другое дело, что им «физики» не хватило. Например, все мои иностранные коллеги поздравляли меня с достойной игрой нашей, если хотите, молодежной команды в Англии.
— Не так давно появился новый кабельный спортивный канал. Однако пока неясно, будет ли он транслировать матчи чемпионата Казахстана. Говорят, есть какая-то загвоздка с правами.
— По этому вопросу могу сказать, что федерация предоставляет права на трансляцию партнеру, который эту трансляцию осуществляет. До недавнего времени этим партнером было агентство «Хабар». В настоящее время срок действия нашего договора истек. В нынешнем сезоне мы планируем предоставить эти права нескольким телеканалам, ищем дополнительных партнеров, чтобы более полно освещать чемпионат страны.
— Как обстоит дело с фан-клубом сборной?
— Вынужден признать, это наш минус. Есть множество вопросов, которые ещё предстоит решить. Но, уверяю, работа в этом направлении ведется.
— Со своей стороны мы тоже можем оказать помощь в этом деле.
— Будем этому только рады.
— В нынешнем году каждый клуб премьер-лиги проведет 26 матчей в чемпионате. При этом уже говорят, что сезон с учетом окон для сборной закончится в середине ноября. Получается, что футболисты будут проводить по два матча в месяц, за что по контракту получат немалые деньги. Тем же игрокам национальной сборной не будет хватать игровой практики. Говорят, что исполком отклонил вариант проведения чемпионата в два этапа, который предложила шымкентская делегация. Сначала два круга, затем в «пульках» часть команд оспаривает медали, другая — борется за выживание, то есть плюс ещё 12 матчей…
— Подобная схема у нас уже была в 2002 году. Правда, тогда количественный состав дивизиона был другим. Эта система удобна для 12 клубов, для 14 — не самый лучший вариант.
— Но, согласитесь, 26 игр маловато.
— Но ведь изначально мы рассчитывали на участие 16 клубов.
— В ближайшее время сборная играет с Эстонией. Будут ещё какие-либо товарищеские матчи в этом году?
— Сейчас нами ведется работа по поиску спарринг-партнера перед апрельским матчем с Беларусью. Сборной предстоит тренировочный сбор, вот в его рамках мы бы хотели провести контрольную игру.
— Как часто президент страны интересуется делами федерации?
— Могу сказать, что совсем скоро мы отправляем 26 юных футболистов на обучение в одну из футбольных школ Бразилии. Это инициатива главы государства, его проект.
— В свое время, когда проходи ли выборы президента УЕФА, одним из доводов сторонников Мишеля Платини было то, что его оппонент Леннарт Юханссон, можно сказать, мало времени проводил на работе. Сейчас мы знаем, что Адильбек Джаксыбеков назначен послом Казахстана в России. Не мешает ли ему это руководить нашим футболом издалека?
— Президент федерации принимает непосредственное участие в её работе. Ни один стратегический вопрос не решается без него. А вся повседневная работа ведется генеральным секретарем.
— Почему было изменено количество легионеров в премьер-лиге?
— Мы в этом году начинаем работу по выявлению футболистов, подлинность получения которыми казахстанского гражданства вызывает сомнения. Проверка будет вестись совместно с соответствующими органами. Такой момент, мы считаем, наступил, Ведь эти футболисты занимают места наших доморощенных игроков. В прошлом году в «Актобе» «новых казахстанцев» было аж 11 человек, в
«Жетысу» — 14. Куда это годится? С другой стороны, дабы уровень чемпионата резко не упал, нами и был пересмотрен лимит на легионеров.
— Получается, сейчас эти 11 игроков «Актобе» под подозрением?
— Все клубы предупреждены. О предстоящей проверке все знают. В случае обнаружения нарушений футболист будет дисквалифицирован, а материалы переданы в соответствующие инстанции.
В завершение встречи мы договорились, что следующая неформальная встреча состоится при участии главного тренера сборной Бернда Шторка после завершения УТС. Что ж, такая открытость ФФК может только радовать. Будет ещё лучше, если и дела будут совпадать со словами.
...или войдите через аккаунт соцсети