Сразу же после подведения итогов референдума и определения лучшего игрока Казахстана наш корреспондент связался с лауреатом.
— Во-первых, поздравляем с победой в референдуме. Она у вас рекордная — четвёртая. Что значит для вас эта победа — очередной трофей на полку?
— Во-первых, это ведь оценка специалистов. Оценка, как я провёл этот сезон. Одновременно это оценка всей нашей команде. Поэтому хочу поздравить с этим признанием всю нашу команду. Не будь её, и победы в референдуме не было бы. Большое спасибо моим товарищам по команде.
— Давайте остановимся на каждой победе в нашем референдуме. Охарактеризуйте, пожалуйста, Самата Смакова образца 2004,2007,2008 и 2009 годов.
— В 2004 году я только перешёл из «Елимая» в алматинский «Кайрат». Для меня это была новая команда. Вообще строился новый коллектив. Меня сразу же выбрали капитаном. Хотя, думаю, были ребята, которые не меньше были достойны этого. Прежде всего имею в виду Али Алиева и Алибека Булешева, которые к тому времени были уже кумирами алматинских болельщиков. Мне надо было оправдать доверие, а для этого пришлось много работать. У «Кайрата» был солидный спонсор, поэтому удалось собрать сильных исполнителей и пригласить хорошего специалиста. Мне тогда было 25, я как раз полностью восстановился после тяжёлых травм, и тот год я считаю одним из лучших в карьере.
В 2007 году я также играл в новом для себя клубе — как раз перешёл в «Актобе». Знал всех игроков, знал главного тренера. Несмотря на то, что в команде были достойные ребята, и здесь мне доверили капитанскую повязку. Актобе — очень футбольный город, что прежде всего доказывают болельщики. Всегда на матчах по десять-одиннадцать тысяч человек собираются. И самое главное: команда играет ради своих фанатов. Тот сезон получился неплохим, главную задачу — стать чемпионами — решили, а вот в Кубке Содружества и еврокубках выступили неудачно.
В 2008 году нам удалось сохранить состав. Всегда тяжелее отстаивать чемпионское звание. Был очень напряжённый сезон, где победа определялась в дополнительном матче с «Тоболом». Играли на три фронта. В Казахстане выиграли все внутренние турниры, включая Суперкубок. Удачный был для нас год.
Последний сезон стал для меня одним из самых запоминающихся. Стартовали ещё зимой, на Кубке Содружества, где дошли до фи нала. Чемпионат начали неплохо. В еврокубках, кажется, могли и удачнее сыграть. В матчах против «Вердера» и «Маккаби» получили бесценный международный опыт. Вместе с футболистами его получили и руководство и администрация клуба. Выезжая с командой на гостевые игры, они видели, как высок уровень футбольной инфраструктуры за рубежом. Будем надеяться на лучшее и у нас. Нам удалось в третий раз подряд, а всего — в четвёртый, выиграть золотые медали чемпионата. Удалось порадовать наших болельщиков, наш Актобе.
— Удачное выступление в Кубке Содружества — это стечение обстоятельств…
— Не думаю. Руководством перед нами была поставлена задача — выйти из группы. Перед турниром провели в Турции сборы, где основательно поработали. Пошла игра, и после выхода из группы — аппетит приходит во время игры — задачи стали расти. То, что не удавалась раньше казахстанским клубам, удалось нам, жаль только, что проиграли в финале. После этого турнира мы с ребятами сделали выводы, чтобы подобное не повторилось и в чемпионате.
— Вы большое внимание уделяете молодым футболистам. А когда вы были молодым, кто вам покровительствовал?
— Мне очень повезло, ведь, попав в 1997 году в команду «Елимай», я застал таких ребят, как Кайрат Аубакиров, Андрей Мирошниченко, покойный Олег Литвиненко, Сергей Пасько. Также застал Виталия Кафанова, очень много почерпнул от Сергея Суродеева и Андрея Пинчукова. В то время в команде очень мало было молодых, поэтому все «старики» мне помогали, никто не душил.
— Чем запомнился российский этап жизни?
— Я провёл в России два сезона, когда мне было 21–22 года. Попал сразу же в другую атмосферу, в другую инфраструктуру. Никогда не забуду первую игру: в 1-м туре сезона-2000 мы играли в Воронеже против местного «Факела» — стадион был забит под завязку. Сейчас, по прошествии времени, считаю, что уехал в Россию рановато, толком не окрепшим. Но, как бы то ни было, российский этап дал мне многое. Очень много для себя почерпнул, получил хорошую закалку. Из ребят, с кем играл, до сих пор почти со всеми общаюсь. Хорошие отношения сложились с Андреем Акопянцем, Николаем Ширшовым, Дмитрием Кириченко. Недавно в Москве встретил Владислава Дуюна и Сергея Колотовкина. С кем-то созваниваюсь, с кем-то в Интернете общаюсь, кого-то на сборах вижу.
— За свою карьеру вам довелось забить более 50 мячей.
— Раньше я играл в средней линии, поэтому шансов забить было побольше. Помню свой первый мяч, который забил «Автомобилисту» из Шортанды. Кстати, забил своему другу Датошке Лория. Он только вернулся из Австралии, и, кажется, ему было всего 15 лет. В этом чемпионате забил восемь мячей, из них с игры только один. Четыре с пенальти, три со штрафных.
— Что скажете по поводу красной карточки в матче с «Окжетпесом»?
— Это был проигранный матч. Мяч никак не шел ворота. Эмоции захлестнули, и я был на взводе. Мне дали две жёлтые, и одну я, считаю, не заслужил. Уле Асанбаеву показали «горчичник», я на правах капитана спросил «за что?» и получил первую карточку. Вторая была точно моя — упустил игрока и пришлось фолить. Вообще, для меня это первая красная карточка в карьере. В играх за дубль удаляли, а за основу — впервые.
— Скажите несколько слов о первом тренере…
— Не будь у меня в жизни Нуржана Кабденовича Десембаева, даже не знаю, чем бы сейчас занимался. Тренер, который сыграл определённую роль в становлении и Данияра Муканова, Андрея Богомолова, Андрея Карповича и многих других.
— А кого считаете лучшими по линиям из тех, с кем играли?
— Играл со многими, поэтому сделать это будет тяжело, но попробую. Из вратарей отметил бы Новикова, Лория, Сидельникова, Бойченко, Морева. Андрея считаю одним из лучших казахстанских вратарей. Также Набойченко. Если кого-нибудь забуду, пусть не обижаются. Центральный защитник — Леша Косолапов. Лучшего партнёра у меня не было. Мы настолько друг друга хорошо знали и понимали. Второй центральный — Юра Логвиненко. Крайние защитники — Фара Ирисметов, Эмиль Кенжисариев, Олег Чухлеба. Когда я играл в «Елимае», то выступал на позиции левого полузащитника и с «Чаком» я просто отдыхал. Он работал от бровки до бровки. Сколько в моей карьере было опорников, но лучше Карповича и Лаврика, наверное, не было. Справа — Ула Асанбаев, Асхат Кадыркулов, Женя Свешников. В 1999-м в «Иртыше» он был в полном порядке. Слева — Саня Митрофанов, Кайрат Аубакиров, Андрей Мирошниченко, Леша Клишин. На позиции под нападающими назвал бы Мендеса, Богомолова, Головского, Хайруллина, Ловчева, Али Алиева. Из нападающих запомнились Олег Литвиненко, Дима Кириченко, Мурат Тлешев, Алибек Булешев, который если реализовал бы все свои моменты, забил бы больше, чем Пеле. А вообще очень трудно назвать одиннадцать игроков.
— В жизни вас обманывали?
— Скорее не обманывали, а попадались двуличные люди, которые в лицо говорили одно, а за глаза — совершенно другое. Сейчас с этими людьми я не общаюсь, обрезал с ними отношения. Вообще в людях ценю в первую очередь порядочность. И искренность. С гордостью могу сказать, что у меня есть очень много друзей, на которых я могу положиться.
— Как провели день рождения?
— Мы с семьей в этом году решили съездить в Китай, на остров Хайнань. Там и отметили день рождения. В кругу самых близких мне людей.
— Есть ли мечты у футболиста Смакова?
— Моя мечта, чтобы наша сборная вышла на европейское или мировое первенство.
...или войдите через аккаунт соцсети