24 апреля 2009 (00:59)Сборная — это лицо страны
Серик Бердалин в особых представлениях не нуждается. Именно под его руководством национальная сборная Казахстана провела один из наиболее удачных отборочных циклов в своей истории.
Было это в 1997 году, когда она, дважды выиграв у очень сильной тогда команды Ирака (2:1 в гостях и 3:1 дома) на первом этапе квалификационного турнира к чемпионату мира, вышла во вторую стадию, где в четырех домашних матчах не потерпела ни одного поражения (крупная победа над сборной ОАЭ, ничьи со сборными Японии, Южной Кореи и Узбекистана). И хотя во всех гостевых поединках второго этапа наша команда проиграла, тот год был самым успешным для сборной Казахстана за все время пребывания отечественного футбола в Азиатской конфедерации. И сегодня мы решили поговорить с человеком, который тогда её тренировал.
— Серик Сарсембаевич, о вас достаточно давно не было слышно. Чем вы сейчас занимаетесь?
— Я болел, поэтому пришлось немного отойти от футбола. Но сейчас меня привлекают к работе в карагандинском «Шахтере» в качестве тренера по воспитательной работе. Надеюсь, что мой опыт пригодится родной команде.
— Во время нашего разговора, состоявшегося два года назад, вы резко критиковали тогдашнее руководство футбольной федерации и выражали надежду, что его смена пойдет во благо казахстанского футбола. Ваши надежды оправдались?
— Мне трудно сейчас давать оценку, тем более что я, как уже говорил, был некоторое время вне футбола. Но, по большому счету, эта оценка будет зависеть от того, вырастет уровень чемпионата Казахстана или нет, какие результаты станут показывать наши сборные и наши лучшие клубы на официальных международных турнирах.
— Тогда вы выступали против того, чтобы национальную сборную возглавлял иностранец. Сейчас ваша позиция не изменилась?
— Нет, я остался при том же мнении. Дело в том, что иностранные специалисты не знают структуру, специфику нашего футбола, не знают наши потенции. Главный тренер сборной должен обладать информацией о большом количестве игроков, иметь представление о слабых и сильных сторонах, особенностях характера каждого из них, чтобы выбрать самых достойных. Человеку, который не знает казахстанский футбол изнутри, который приехал на год-два, в этом плане будет очень сложно.
— Вам могут возразить: отечественные тренеры варятся в собственном соку, а чтобы приблизить уровень нашего футбола к европейскому, нужен новый взгляд, нужно совершенно иначе строить тренировочный процесс…
— Если вы имеете в виду клубные команды, то это должны решать руководители на местах.
Возможно, где-то приглашение иностранцев будет оправданным. Но хорошим специалистам из-за рубежа надо платить большие деньги, создавать им соответствующие условия. Многие ли казахстанские клубы это потянут? И потом, у нас ведь как: если какой-то клуб сегодня является, по нашим меркам, богатым, то это ещё не значит, что он останется таким же в следующем году. Придет другой аким, которому футбол неинтересен, — и финансирование может резко сократиться. Вот если бы клубы были самоокупаемыми, тогда другое дело. А сейчас большинство их содержится за счет местных бюджетов.
— Нынешний главный тренер национальной сборной Бернд Шторк сетует на то, что наставники клубов неохотно идут на контакт с ним, хотя сам он готов тесно сотрудничать с ними. У вас, когда вы возглавляли сборную, были подобные проблемы?
— У меня таких проблем не возникало. Может быть, потому, что я человек коммуникабельный и всегда искал поддержки у клубных тренеров — ведь, прежде всего, от них зависит, в каком состоянии будут кандидаты в сборную. Специалисты, работающие в клубах, должны помогать сборной, иначе никаких результатов не будет. А если этого не происходит, то, возможно, часть вины лежит на самом главном тренере национальной команды. Значит, он не нашел подход к наставникам клубов. Я не могу категорично утверждать это, потому что не владею в полной мере ситуаций — я просто делаю предположения. Между специалистом, который возглавляет сборную, и клубными тренерами должны быть нормальные личные взаимоотношения, потому что если он будет чисто по-человечески неприятен кому-то одному из клубных наставников, то последние могут воспрепятствовать привлечению своих игроков в сборную. А благовидный предлог можно найти всегда. До этого дело доводить не стоит.
— А, может, дело в некоторой ревности со стороны казахстанских специалистов: мол, пригласили малоизвестного специалиста, предложили ему хороший контракт…
— Не берусь судить. Каждый тренер индивидуален, у каждого своя собственная позиция. Возможно, у кого-то есть ревность, о которой вы говорите. Но в любом случае у клубного тренера на первом месте интересы своей команды, поскольку он за нее отвечает. Отлучки футболистов в сборную создают ему определенные проблемы, и потому очень важно то, о чем я уже говорил, — хорошие взаимоотношения и полное взаимопонимание между главным тренером сборной и главными тренерами клубов.
— Сейчас много говорят о том, что сборную должен возглавить отечественный специалист. Даже называются кандидатуры — Дмитрий Огай, Ваит Талгаев, Владимир Фомичев, Владимир Никитенко… Как выдумаете, если кому-то из них предложат руководить сборной, но при этом оставить клуб, он согласится?
— Не знаю. Если будут платить хорошую зарплату, то, может, кто-то и согласится. Но, с другой стороны, если сборная не будет показывать требуемые результаты, то его могут быстро отправить в отставку. То есть он, потеряв работу в клубе, может лишиться её и в сборной. Это щепетильная тема, и потому однозначно утверждать что-то трудно.
— А где работать спокойнее и надежнее?
— Конечно, в клубе. Там тренер как бы в своем доме — руководит командой по своему собственному усмотрению, а в сборной он все же в какой-то степени зависим. А главное — сборная у всех на виду, и каждый шаг её главного тренера рассматривается как под микроскопом. Стоит ему оступиться, и сразу СМИ, общественность поднимают шум: мол,
зачем его пригласили, надо было того, другого…
— Поражение 1:5 от сборной Беларуси — это показатель уровня нашего футбола?
— Видимо, да. В Беларуси намного больше сильных игроков, чем в Казахстане. У нас сейчас нет ярких футболистов, на которых бы болельщики специально ходили, нет «звезд», какие были раньше. И в целом я не могу сказать, что в Казахстане уделяют большое внимание футболу. Во всяком случае, пока.
— Ставка на молодых, когда речь идет о национальной сборной, — это правильный курс?
— Лично я с таким подходом не согласен, и в 1997 году, когда был главным тренером, я приглашал в команду только сильнейших на тот момент футболистов Казахстана. То есть действовал исходя сугубо из спортивного принципа. Не знаю, по каким принципам формируется сборная сегодня, но считаю, что в основе всего должны быть мастерство и профессионализм игроков. Правильно говорят, что национальная сборная — не место для экспериментов. Это лицо страны, и потому команда должна в каждом матче показывать зрелую игру (вне зависимости от того, кто выходит на поле — молодые или опытные), чтобы болельщикам не было за нее стыдно. Я отнюдь не против привлечения молодежи, но лишь в том случае, если она готова играть в такой зрелый футбол. Вот, скажем, в том 1997 году мы пригласили на отборочные матчи чемпионата мира 18-летнего Руслана Балтиева, который не затерялся среди опытных игроков.
— А создание команды на перспективу?
— На перспективу можно работать в клубах, готовя там молодых футболистов. А сборная должна показывать качественную игру, давать результат сегодня, сейчас. Повторяю, это лицо страны.
— Как вы относитесь к решению сократить количество команд в премьер-лиге до 12?
— Отрицательно. Футбол — это игра для людей, каждая команда представляет какой-то город, какую-то область. И искусственно лишать футбола болельщиков того или иного региона, я считаю, неправильно. Если же команда «не тянет», то она уйдет сама.
— А в Караганде народ на футбол ходит?
— Ходит. Я был на двух последних матчах, и мне атмосфера на стадионе понравилась. Я сам карагандинец и знаю, что в нашем городе футбол любят.
— Спасибо за беседу. Здоровья вам.
Автор: Женис Байхожа Республиканская газета «Sport&KS»
...или войдите через аккаунт соцсети