Сергей Фесенко: «Пожертвовал работой ради „Шахтёра“»
Интернет-портал «Sports.kz» продолжает рассказывать о казахстанских фанатских объединениях. На сей раз, мы решили познакомить наших читателей с Фан-клубом имени Боженко. Рассказать о нём мы попросили непосредственно самого руководителя карагандинских фанатов Сергея Фесенко.
Беседа состоялась 19 октября перед встречей фанатов с футболистами команды в ресторане «Marco Polo».
— Сергей расскажите, с чего всё начиналось?
— В 2001 году «Шахтёр» начал первый круг в апреле-месяце. В начале сезона нам сказали, что команда слабенькая, больших успехов можно не ждать. Но мы все равно ходили на матчи, болели, кричали, но, в целом, стадион фактически был пустым. В общем, первый круг закончили на последнем месте. С президентом были не в очень хороших отношениях. Потом началась реконструкция стадиона, игры стали проводить в Темиртау. Мы собирались всей «бандой», возглавлял её мой родной дядька, в честь него и назван фан-клуб (имени Боженко — авт.), в электричке ездили на матчи. Ну, и там договорились собираться вместе и создать клуб фанатов. Так всё пошло-поехало. Мы ездили на каждую игру. В итоге «Шахтёр» занял 12 место и остался в Супер-Лиге. Вот так, в принципе, и начали. В 2002 году в команду пришел директором клуба Валерий Громов. Он собрал нас и предложил создать хороший фан-клуб. На тот момент в наше движение входили в основном майкудукские ребята. Ну, в общем, создали. Выбрали руководителя, а дядька мой был, как говорится, старейшиной. Он всю жизнь ходил на футбол, с 1974 года болел за «Шахтёр», меня брал с собой. Так всё и началось.
— Почему в честь Вашего дяди назван фан-клуб?
— К сожалению, в 2004 году мой дядя скончался… Мы его помним, скорбим. А я продолжил начатое им. Поэтому фан-клуб носит его имя.
— Лидером фан-клуба, я так понимаю, являетесь Вы?
— Да, конечно же, я. Нам в этом году исполнилось 10 лет, 20 апреля отметили юбилей, был хороший праздник. В общем, собрались, отпраздновали по-свойски.
— Кто-то помогает Вам руководить? Решать организационные вопросы, определять стратегию дальнейшего развития?
— У меня в структуре есть четыре инструктора — четыре помощника, я назначаю их. Они помогают мне в организации поездок, снабжении атрибутикой, в общем, решить организационные вопросы. В их число входят моя сестра и жена. Сын также помогает. Вся семья активно участвует в жизни фан-клуба.
— Сколько человек насчитывает Фан-клуб имени Боженко?
— В данный момент — почти 60 человек. Кто-то работает, кто-то учится, в среднем на играх присутствует около 45 фанатов нашего объединения.
— Если кто-нибудь из неорганизованных болельщиков захочет вступить в ваши ряды, что для этого нужно?
— Вступить в фан-клуб может каждый. По статистике, я записываю пять человек, среди них остаются двое. То есть, я выбираю тех людей, которые действительно кричат, поддерживают, болеют за команду. А не так просто — пришли для того, чтобы бесплатно попасть на стадион.
— В фан-клубе можно увидеть людей различных возрастов — от школьников до пенсионеров. Это не вызывает каких-либо сложностей?
— Да нет, у каждого человека свой характер, к нему нужно найти подход. Один кричит хорошо, другой неплохо машет, третий отлично барабанит. Из таких людей мы и состоим.
— Какие способы поддержки команды используете?
— Кричалки, речёвки, барабанная дробь, дудки. Также есть свой баннер — наверное, видели, на нём написано «11+1», а также изображён крот — это эмблема нашего фан-клуба, внизу написано «Фан-клуб имени Боженко», ну и эмблема «Шахтёра». Остальное, в принципе, особо и не надо. Ну, если, что то, не дай Бог случается, а такое бывало (например, защищали Владимира Викторовича Нидергауса), ну и так-далее. В таких случаях мы готовим специальные баннеры.
— Ни разу не доводилось видеть, что быВаш фан-клуб использовал пиротехнику…
— С пиротехникой мы вообще не дружим, я даже презираю это. Потому, что ты пришел футбол смотреть, поддерживать команду, а не одевать маску и травить других болельщиков. Я — бывший шахтёр, знаю, каково это — прийти на футбольный матч после смены в шахте. Там надышался этого дыма, гари, ещё и тут дышать… А каково игрокам от этого дыма? В общем, мы против, это неправильно.
— Помимо «Шахтёра» Вы оказываете поддержку и хоккейной «Сарыарке»…
— Да, «Сарыарка» также для нас многое значит. Я и сам в детстве играл в хоккей, знаю старых тренеров, таких как Сергей Петров, мы в одном дворе жили. Для нас хоккей — это номер два, «Шахтёр», конечно, роднее.
— Ещё болеете за какие-нибудь команды?
— Да, у нас была команда «Гефест», но, к сожалению, она снялась с чемпионата. Мы не называли их «Гефест» (Сарань), считали чисто майкудукской командой. Там есть человек, Руслан Каржаубаев, мы его очень уважаем, он много игроков воспитал, в том числе и для «Шахтёра», таких как Кислицын, Шафф и так далее. Мы любили эту команду и тоже поддерживали её.
— С «Шахтёром» ездите на гостевые встречи, а «Сарыарку» поддерживаете на выезде?
— Конечно, и «Сарыарку», и «Шахтёр», но, к сожалению, с хоккейной командой у нас возникли небольшие проблемы, немного не хватает денег, но, тем не менее, нам пообещали разобраться с этим, время покажет. «Шахтёр» нам всегда помогает, с ними никаких проблем не возникало.
— Какая из поездок наиболее запомнилась?
— Запомнилась поездка в Шымкент. Самый такой выезд, в ходе которого действительно было страшно, состоялся в Кокшетау. Мы попали на молодёжную акцию, её целью было закрытие какого-то «борделя». Молодёжь решила провести всё это на стадионе, как раз приехал наш фан-клуб и попал в эту переделку. Вдобавок ко всему, «Шахтёр» выиграл на последних минутах. Хорошо, что вовремя подъехал ОМОН, немного разогнали, мы еле выскочили оттуда, в нас летели камни и прочие предметы. Вот это было ужасно, молодёжь была агрессивная, нас выводили коридором, там мы действительно испугались. Ещё был выезд в Экибастуз, не знаю, почему мы надели каски, даже не предполагали, что может что-то случится. Город Экибастуз интересный, милиция практически там не работает, их мало почему-то. Стадион низкий, нас поехало 14 человек, и через стену стадиона на наш сектор летели хорошие «камушки». А мы, в касках, продолжали болеть за «Шахтёр». Попали в нескольких человек, хорошо, что обошлось без последствий.
— Кто из хоккеистов и футболистов является любимчиками «боженковских» фанатов?
— Среди футболистов? Да практически вся команда. В хоккее Дубинина назову, этот человек — боец. Нуриев — хороший, скоростной хоккеист. Всех любим, что там хвалить.
— Команды оказывают Вам какую-нибудь поддержку? Предоставляют атрибутику, транспорт на гостевые игры, организуют бесплатный проход на матчи?
— Что касается «Шахтёра», то там всё хорошо, а вот с «Сарыаркой» немного есть проблем, но, в принципе, всё это решается, движется в положительную сторону. Посмотрим, что будет четвёртого и пятого ноября…
— Слышал от коллег, что из-за любви к спорту лично Вас несколько раз увольняли с работы. Это правда?
— Нет, не несколько. Один раз меня уволили, потому что собрал ребят для того, чтобы поехать в Павлодар. Руководству сказал об этом, предупредил. К тому же у меня был отгул. Перед отъездом мне сообщают: «Ты никуда не едешь, должен работать». Но я пошел на принцип и уехал. Мы договорились с павлодарскими болельщиками в футбол перед игрой наших клубов сыграть, встреча состоялась, правда, проиграли немного. Мы хорошо дружим с фан-клубом «Иртыша», к ним приезжаем, как домой, и они к нам тоже, друг друга хорошо встречаем, в общем, хорошие друзья.
— Некоторые фан-клубы ездят в Астану на игры сборной. Как у вас с этим обстоят дела?
— Если дают от «Шахтёра» автобус, то мы ездим на сборную. Мне говорили, что на следующий год хотят создать фан-клуб национальной команды «Орда».
— Это будет общий фан-клуб сборной, куда войдут фанаты различных казахстанских команд?
— Да, именно так. Посмотрим, что в итоге получится.
— С «ультрас» поддерживаете отношения?
— Нет, с «ультрасами» я отношений не поддерживаю, потому что считаю: они безобразничают на стадионе. Они хотят сделать атмосферу стадиона более европейской. Но у нас, я думаю, такого не будет, потому что не хватает тех средств, которые нужны, чтобы всё это воплотить в реальность. Ребята стараются, я их немного поддерживаю. У них хотения много, а возможностей не хватает.
— Бывали ли какие-то стычки, драки?
— Стычек никогда не было и не будет. Потому что я ребятам своим говорю, что есть для этого охрана на стадионах, милиция. Мы к ним сразу обращаемся, пусть они решают это, выполняют свою работу. Нам ничего такого не надо, мы сами ни на какие конфликты не идём. Надо сдерживать себя, не нужно огрызаться. Я всем говорил: тебе кто-то сказал что то, а ты ему палец большой покажи, и — до свидания, просто обходим стороной, и всё.
— «Шахтёр» довольно неплохо проводит этот сезон. Чего пожелаете через наш интернет-портал команде?
— Все в этом году ждут от горняков золота. Команда в этом сезоне хорошая, добротная, неплохая комплектация, играет красиво. Тренер хороший, чувствуется его рука. Много раз был на тренировках, видел интересные домашние заготовки. Я считаю, что игроки выполняют установку тренера. У каждого бывают ошибки, У Виктора Балютовича это кубковая игра с «Таразом». Ну, в целом, план выполнили, в тройку попали, а теперь борьба за золото, ждём два последних матча. А ребятам хочу пожелать поменьше травм. Мы всех любим, уважаем, переживаем за вас. Не только за тех, кто играет в «Шахтёре», но и за всех, кто когда-то выступал в нашей команде. Любим Данаева, Аширбекова, с Лория в прекрасных отношениях, и они нам всегда хлопают. Потому что эти футболисты у нас играли, приносили нам победы и дарили радость.
...или войдите через аккаунт соцсети