Сергей Юран: «С Тихоновым и Титовым можно строить наполеоновские планы»
Он не меняется. По-прежнему неунывающий, уверенный в себе, рубит правду-матку. Не всем это, впрочем, нравится — частенько хозяева предпочитают людей удобных, покладистых. Может, потому и вынужден он сейчас трудиться за рубежом, в Казахстане.
— Как вам работается на новом месте?
— Замечательно! Условия великолепные, команда интересная, задачи самые высокие.
— И какие, любопытно, у вас задачи?
— Выиграть Кубок и чемпионат Казахстана, а также завоевать право участвовать в еврокубках.
— Планы наполеоновские…
— Зря иронизируете. В голландский AЗ, к примеру, в сезоне-2004/05 тоже мало кто верил, а он взял и до полуфинала Кубка УЕФА дошел!
— Вы говорите о великолепных условиях в «Локомотиве», а нынешний сезон он почему-то начал в Алма-Ате, а не в Астане. Да ещё без своих болельщиков.
— Что делать, иного выхода не было. А пошли на такой шаг из-за того, что в Астане заканчивается строительство 30-тысячного стадиона. Приезжайте в середине июня на первый матч и убедитесь, что это арена высокого европейского уровня: с отличным полем, раздвигающейся крышей, позволяющей проводить матчи в самую нефутбольную погоду, современной инфраструктурой. Согласитесь, из-за этого стоило потерпеть. А вот без поддержки болельщиков действительно было трудновато.
— Что ещё кроме нового стадиона будет в Астане в распоряжении «Локомотива»?
— Несколько тренировочных газонов, комфортная гостиница, где мы будем жить на предматчевых сборах. Для приезжих футболистов уже сняты квартиры, арендованы автомобили. Кроме того, у клуба свой самолет, два автобуса, собственный спальный вагон с рестораном. И все это благодаря заботе главы Национальной компании «Казахстанские железные дороги».
— Наверное, по бюджету «Локомотив» уже чемпион?
— Думаю, у «Актобе» и «Тобола» он побольше. Но это не означает, что мы отказываемся от чемпионства. В Казахстане любят футбол. А потому городские власти денег на него не жалеют.
Потерять имя не боюсь
— Помнится, вас приглашали в Астану в качестве консультанта главного тренера.
— Да, зимой мне позвонил владелец клуба Данияр Хасенов, рассказал, что в Астане создается новая команда с большими задачами, и попросил взглянуть на все происходящее со стороны. Я сказал, что подумаю до вечера. Нужно было услышать мнение жены. В этом плане она понятливая. Знает, что без работы я зачахну. К тому же все новое мне всегда было интересно. В общем, отказать я не мог. Правда, мы сразу договорились: если мне поступит серьезное предложение, я смогу уйти.
— Где вы познакомились с Хасеновым?
— В Алма-Ате, куда приезжал в составе сборной ветеранов СССР на товарищеский матч. Данияр был его организатором. Потом мы созванивались, когда я работал в Прибалтике. Надо сказать, что он уже тогда бредил появлением в столице Казахстана собственного клуба европейского уровня. Кстати, Хасенов — и сам неплохой форвард: высокий, хорошо играющий головой. По манере игры он чем-то напоминает Павлюченко. Такой же настырный, острый. Что и доказал, забив в первых турах два мяча. К сожалению, затем он серьезно заболел. И лишь сейчас, на сборе в Турции, присоединится к команде.
— Консультантом вы проработали совсем недолго, почему?
— В феврале я побывал в Анталье, посмотрел, как работает и играет команда. Поделился своими впечатлениями и улетел в Москву. Вскоре со мной связался Данияр и сообщил, что с прежним тренером решено расстаться. И предложил занять его место. До начала чемпионата оставалось всего шесть дней. Команда была недоукомплектована, да и готовилась не под моим руководством. Это был сумасшедший риск! Но я к подобным поворотам привык. В свое время уже принимал с нуля «Шинник», где к моменту моего прихода оставалось только три игрока. А «Химки» принял, когда шансов выжить в премьер-лиге почти не было.
— Не боялись потерять имя, с таким трудом добытое в российском футболе?
— Нет. Просто хотел ещё раз себя проверить, убедиться в том, что достигнутое в «Шиннике» и «Химках» не было случайностью. Возможности для этого были. Я уже представлял, на что способны футболисты, с которыми предстояло работать. Плюс в последний момент удалось заявить Карповича. Оставалось сколотить состав и поставить игру. Кроме того, очень надеялся, что в этом мне помогут опыт и умение Тихонова с Титовым.
Упрекнуть Тихонова и Титова в меркантильности могут только недруги
— Кому принадлежит идея их приглашения в «Локомотив»?
— Данияру. Сначала он по телефону поинтересовался у меня, возможен ли такой вариант, и попросил связаться с Андреем и Егором. Я сообщил им, что есть клуб, который собирается решать серьезные задачи, предлагает хорошие материальные условия и гарантирует отличные возможности для работы. При этом страну не назвал. После этого позвонил Данияру, а на следующий день мы все вместе встретились в Москве. В переговорах также принял участие известный футбольный менеджер Герман Ткаченко. Кроме того, с Егором пришла жена Вероника: проблемы семейного быта при обсуждении будущего всегда важны.
— Что прежде всего интересовало Тихонова с Титовым?
— То, насколько этот проект долгосрочен и обоснован.
— Обсуждение финансовых вопросов заняло много времени?
— Несколько минут.
— Как долго Егор c Андреем раздумывали над предложением Хасенова?
— Недолго. Единственным их пожеланием было, чтобы команду возглавил Юран. На что я деликатно заметил, что это вопрос к руководству. В ту пору у «Локомотива» ещё был другой тренер. Позднее ребята сказали мне, что немалую роль в их решении сыграл сам Данияр, который вел себя открыто и доверительно.
— Хасенова можно считать хозяином «Локомотива»?
— Да. Все решения по комплектованию команды, приобретениям и распределению финансирования принимает только он. Кстати, Данияр один из акционеров клуба.
— А его присутствие в команде не давит на игроков?
— Ни в коей мере. Он ведет себя исключительно корректно. Как и все остальные футболисты, прибывает на тренировки и сборы в положенное время, на выезде селится в такие же, как и все, номера. И, поверьте, отдельное меню для него не составляют. В общем, он настоящий профессионал.
— Не находите, что ситуация, когда хозяин клуба — ещё и его игрок, достаточно пикантна и создает тренеру головную боль?
— Что вы имеете в виду?
— Ну хотя бы то, что его надо регулярно ставить в состав, не менять в случае недовольства его действиями на поле, не критиковать на разборах. Согласитесь, по неписаным законам, всегда прав тот, кто заказывает музыку.
— На все перечисленные вами случаи у нас с Данияром есть предварительная договоренность — в тренировках и играх он такой же футболист, как и его партнеры. Во всем остальном, что не касается чисто футбольных вопросов, приоритет принадлежит ему.
— Как считаете, почему все-таки Тихонов с Титовым приняли столь неожиданное для многих решение, дав согласие приехать в Астану?
— Думаю, тут несколько факторов. То, что клуб собирается работать на европейскую перспективу и ему уделяет внимание президент страны. Ну и, не буду скрывать, не последнюю роль сыграли очень хорошие деньги. Но уверен — мастера такого уровня их достойны.
— И тем не менее кое-кто считает, что Тихонов и Титов в первую очередь погнались за длинным рублем…
— Так могут говорить только злопыхатели. Да и вообще вокруг сильных личностей всегда много сплетен и слухов. На себе это испытал. Я давно и хорошо знаю Андрея и Егора. Они до мозга костей преданные футболу люди. Известно, как мужественно оба повели себя, покидая не по своей воле «Спартак», и скольких сил им стоило сохранить имя. Вот почему упрекнуть их в меркантильности могут только недруги. Главное для футболиста и тренера — почувствовать, что ты нужен.
— «Локомотиву» покровительствует первое лицо государства. Во встречах с вами соперники это учитывают?
— Надеюсь, ваш вопрос не более чем шутка. Насколько я знаю, Нурсултан Назарбаев из тех, кто использует свой авторитет только в целях интересов страны. Конечно, ему было бы приятно, если бы столичный клуб, рожденный его идеей и идеей его зятя Данияра, стал чемпионом. Но все должно быть по-футбольному. Больше того, по тому, как бились с нами в каждом из десяти минувших туров соперники, я понял, что отобрать у нас очки для них дело чести. Столичные клубы везде недолюбливают. Такова традиция.
— Как Назарбаев вообще относится к футболу?
— Я бы не сказал, что он принадлежит к категории страстных болельщиков. Но то, что в Казахстане футбол популярен и любим, прекрасно знает. Потому и строятся новые стадионы, базы, проводятся детские международные турниры. Со временем мы планируем пригласить на новый стадион в Астану «Милан». Надеюсь, на открытии арены в столице республики президент обязательно побывает.
— Сколько болельщиков, по-вашему, будет посещать домашние матчи «Локомотива»?
— Многое зависит от того, какую игру мы будем показывать, от нашего турнирного положения. Но, думаю, собирать по 15 — 20 тысяч нам по силам. В Астане соскучились по футболу и с нетерпением ждут встречи с ним. Тем более что в команде сейчас выступают игроки, посмотреть на игру которых всегда интересно.
— Понятно, что вы в первую очередь имеете в виду Тихонова и Титова. Теперь к ним присоединился и ганский форвард Гьян, выступавший в России за «Динамо» и «Сатурн». Серьезная подбирается компания…
— Нам очень был нужен в атаку острый, быстрый нападающий. Надеюсь, в лице Баффура мы его получили.
— А как насчет поигравшего в «Ростове» и «Крыльях Советов» защитника Бута?
— Мы подумывали о его приглашении, но сейчас вопрос отпал. Иначе бы получился перебор с легионерами. На начальном этапе закладки фундамента будущего клуба такой принцип оправдан. Кстати, Бут, как и Титов с Тихоновым, вполне мог бы ещё пригодиться российскому футболу.
Три казахстанских клуба не затерялись бы в России
— На каких позициях вы используете Титова и Тихонова?
— Егора в центральной зоне. Как он прежде действовал в роли распасовщика, так продолжает играть и теперь. Ну, а Андрея, например, использовал на месте нападающего. У нас после двух туров выбыли два форварда — вот в последнем матче Тихонов и действовал впереди. Забил мяч, благодаря которому мы одолели «Жетысу» Ваита Талгаева — 1:0. Но обычно Андрей занимает место на его привычном левом фланге.
— Как пресса относится к приезжим футболистам?
— Большинство СМИ относятся к легионерам очень хорошо, понимая, что их появление идет на пользу развитию казахстанского футбола, его популяризации. Многие местные журналисты отмечают, что футболу в стране не хватает как раз исполнителей такого уровня. Поначалу в кулуарах ходило много разговоров — дескать, они приехали только за деньгами. Но когда стартовал чемпионат, мнение изменилось. Люди увидели, что у ребят футбол на первом месте и только потом — заработная плата. Словом, если приезжает хорошего уровня мастер и не отбывает номер, а выкладывается по полной программе, то и отношение к нему соответствующее.
— Получается, как и у нас, в России.
— Именно так. Специалисты и пресса пристально следят за легионерами. Если обнаруживается, что игрок примерно такого же уровня, как и местные, поток критики, можете не сомневаться, обеспечен.
— А каков вообще уровень чемпионата Казахстана?
— Думаю, три клуба не затерялись бы и в российской премьер-лиге. Имею в виду «Тобол», «Актобе» и «Локомотив» из Астаны. Мальчиками для битья они бы точно не стали.
— И какое место занял бы в чемпионате России, к примеру, ваш «Локомотив»?
— 10 — 12-е. Ниже вряд ли опустились бы. Может, если повезло бы, поднялись чуть выше.
— А есть игроки, выступающие в Казахстане, которые не затерялись бы в России?
— В сборной Казахстана постоянно играет Джамбул Кукеев, ему 21 год. Тот самый, который англичанам забил. Перспективный полузащитник. Так как он выступает за «Локомотив», могу сказать: ему есть над чем работать. Но в целом он очень неплохой футболист. Есть и ещё три — четыре парня, которые могли бы прямиком отправиться в Россию.
— На Кукеева претендуют другие клубы?
— У него контракт с «Локомотивом», и, насколько знаю, его в Астане все устраивает. Да и нет смысла менять столицу на другие города. Если только поступят предложения из-за рубежа…
— Чемпионат России смотрите?
— Конечно. В гостинице нам отвели целиком шестой этаж. В ресторане поставили телевизор. С помощью спутниковой антенны можно ловить программы разных стран мира. Российский футбол смотрим вместе с Титовым и Тихоновым. Когда есть время, разумеется. Ведь иной раз матчи чемпионата России начинаются в 22.00 или 23.00 по местному времени.
— За «Шинником» и «Химками» следите?
— Да, по прессе. К сожалению, «Спорт-Экспресс» в Астане выходит с опозданием на один день. Но от событий не отстаю. Слежу и за первым дивизионом, где сейчас выступает «Шинник». Что-то узнаю из отчетов, что-то — из интернета.
В тех местах, где работал, всегда остается частица твоего труда. Поэтому и переживаю. Надеюсь, «Шинник» по-прежнему ставит задачу выйти в премьер-лигу. А мое мнение о том, что «Химки» — первый претендент на вылет из премьер-лиги, надеюсь, ошибочно.
— Чему научила вас история с уходом из «Химок»?
— Породила сомнения в том, что стоит продолжать доверять людям. Но даже после этого ничего менять в себе не буду. Просто теперь буду более внимательно подписывать контракты. И в следующий раз уже не стану сам этим заниматься, а найму юриста. Хотя у меня никогда на первом плане не стояли финансы.
— А какие-то добрые воспоминания от работы с «Химками» остались?
— Конечно. Прежде всего это то, как мы прожили с ребятами то тяжелейшее время, когда все висело на волоске, как жили одной семьей и потому добились своего. И ещё очень приятно вспомнить, как по окончании сезона мне позвонил губернатор Громов и поздравил с выполненной задачей. А вот от руководства «Химок» я доброго слова не услышал. Ну да Бог им судья.
— За время нашей беседы мы по разным поводам говорили о том, что же нужно тренеру, чтобы его труды не пропали даром, а его команда давала результат. Так что же все-таки нужно в первую очередь?
— Совсем немного — уважение игроков и доверие руководства. Сегодня у меня все это есть.
...или войдите через аккаунт соцсети