Мы поговорили один на один с прославленным футболистом 90-х, а ныне с одним из талантливых российских тренеров нового поколения Сергеем Юраном. Конечно, на тренерском поприще Сергей Николаевич пока не снискал славы, коей был окружен в бытность игроком киевского «Динамо», московского «Спартака» и португальской «Бенфики».
Но за несколько лет тренерской работы, Юран заставил говорить о себе как о талантливом, перспективном тренере. Приехав в начале нынешнего сезона работать в столичный «Локомотив», он привлек волну внимания местных болельщиков не только к себе, но и к казахстанскому футболу в целом. За два дня до игры 4-го тура премьер-лиги, в которой «Локомотив» со счетом 2:1 на Центральном стадионе Алматы переиграл «Атырау», Сергей Юран ответил на вопросы корреспондента нашей газеты.
…меня эта приставка абсолютно не волнует
— Сергей Николаевич, почему вы решили принять предложение астанинского «Локомотива»?
— А почему нет?! Мне показалось интересным это предложение. Перед тренером ставят задачу — тренер эту задачу старается выполнить. Вот и все.
— Старт чемпионата для вашей команды сложился более чем удачно. Вы показываете стопроцентный результат. Почему же до сих пор перед вашей должностью значится приставка И.О.?
— Меня эта приставка абсолютно не волнует. На моей работе она никак не отражается. Фактически являюсь главным тренером, а что написано на бумаге не столь важно. Главное, хорошо делать свое дело.
— Уже видели в деле сильнейшие казахстанские клубы прошлогоднего чемпионата Казахстана — «Актобе» и «Тобол»?
— «Актобе» видел, «Тобол» — пока ещё нет из-за нехватки времени. Но я знаю, что эти команды бьются за чемпионство, что там работают специалисты хорошего уровня. Уже сейчас могу сказать, что в борьбе за призовые места примут участия всего три-четыре команды, среди которых и «Тобол», и «Актобе».
— Можно ли сказать, что экс-спартаковцы Егор Титов и Андрей Тихонов делают «Локомотив» абсолютным фаворитом чемпионата Казахстана?
— И Егор, и Андрей — игроки высочайшего уровня, которые имеют грандиозный опыт выступлений в самых престижных турнирах. Они оба могут практически в одиночку решить исход отдельно взятого матча. Но на поле выходят не два, а одиннадцать футболистов, и каждый из них должен выполнять свою задачу на поле, тогда можно рассчитывать на стабильный результат.
— До сих пор для казахстанских футбольных клубов недостижимой целью остается основная сетка европейских турниров Кубка УЕФА и Лиги чемпионов. Появление «Локомотива» может сломать эту неприятную для нас традицию?
— Во-первых, чтобы казахстанские команды смогли успешно выступать на международной арене, нужно повышать уровень конкуренции в национальном первенстве. Надеюсь, что в ближайшие годы здесь появится ещё несколько таких крепких команд, как «Локомотив». Ну, и, во-вторых, бюджет клуба, который борется за выход в групповой этап Лиги чемпионов, должен значительно увеличиваться.
— То есть, на сегодняшний день бюджет «Локомотива» не позволяет вам грезить о еврокубках?
— Нам нужно усиливаться ещё как минимум двумя игроками.
— На какие позиции ищете футболистов?
— Из строя выбыли двое нападающих, поэтому нам нужен игрок наступательного плана. И хотелось бы ещё приобрести центрального защитника.
— В первом туре ваша команда пропустила сразу три мяча, но сохранила свои ворота в неприкосновенности в двух последующих играх…
— Первый тур всегда непредсказуем. Не надо делать выводы по той игре. Когда команды выходят на поле после длительного перерыва, матчи чаще всего заканчиваются или ничьей, или с таким крупным счетом, как вышло у нас. Главное, что мы выиграли.
— Когда казахстанская премьер-лига, на ваш взгляд, по уровню сможет хотя бы приблизиться к российской «премьере»?
— Это очень сложный вопрос. Для начала надо привести в порядок поля, стадионы, развивать детский юношеский футбол, чтобы появлялись сильные местные футболисты.
— Вы надолго в Казахстан?
— Как минимум до 16 декабря этого года, когда истекает действие моего контракта. А дальше посмотрю на то, какие задачи будут стоять перед клубом, какие в команде будут возможности. Если «Локомотив» будет развиваться, если моей работе не будут мешать, то возможно задержусь в вашей стране.
— А что может помешать, автомобильные пробки?
— Да вы что… (Смеется.) После Москвы здесь просто отдых. Мне вообще в Алматы и в Казахстане в целом очень понравилось. Посмотрел, на каких машинах здесь ездят, и практически не увидел «Жигулей». Думаю, по уровню жизни Казахстан из стран бывшего СССР на втором месте после России.
— А в скольких городах Казахстана, кроме Алматы, вы уже были?
— Да мне достаточно Алматы посмотреть.
Шторк допустил ошибку…
— Вы смотрели игру отборочного турнира к чемпионату мира-2010 между казахстанцами и белорусами?
— Да. На стадион я не ходил, но видел матч по телевизору. Мне понравилась сборная Казахстана в первом тайме, футболисты грамотно перестраивались от атакующих к оборонительным действиям, сумели реализовать стандартное положение, забить гол. Матч можно было довести до победы, брать три очка, но тренер, на мой взгляд, совершил ошибку. По моему мнению, во втором тайме надо было менять тактическую схему и больше внимания уделять обороне. Сборная Беларуси хоть и ненамного, но все-таки выше классом.
— Украина сможет занять второе место в нашей группе?
— Вряд ли. Ну, только если украинцам очень повезет. В матче с англичанами им этого везения как раз не хватило. Здесь первое место будет у Англии, второе — у Хорватии.
— Сборная России выиграет в Москве у немцев?
— Не знаю. Но мне не понравилось, как россияне играли в двух последних играх с Азербайджаном и Лихтенштейном. Нельзя разделять соперников на слабых и сильных. Необходимо просто максимально выкладываться в каждом матче. Думаю, Россия займет второе место в этой отборочной группе и будет бороться за выход на чемпионат мира в стыковых матчах.
— Как вы относитесь к тому, что сборной России руководит иностранец?
— На сегодняшний день это, конечно, правильно. Гус Хиддинк привел свою команду к серьезному успеху на чемпионате Европы. Хотя в перспективе у России должен быть свой главный тренер. Это все-таки не Лихтенштейн и не Люксембург, а страна которая всегда славилась своими специалистами.
Конфликта с Романцевым у меня не было
— Вам действительно угрожали в ЦК КПСС, когда ещё в юношеском возрасте вы планировали перейти из киевского «Динамо» в московский «Спартак»?
— Да. Вызывали в ЦК КПСС. Дали понять, что родители работают в Украине и если я уеду, у них могут возникнуть неприятности.
— Какие неприятности?
— Ну, я не стал уточнять.
— Почему, проведя несколько великолепных игр за «Спартак» в Лиге чемпионов, вы покинули этот клуб?
— Во-первых, клуб не выполнил перед мной кое-каких обещаний, а, во-вторых, моя супруга работала в Англии, поэтому я решил перебраться на Туманный Альбион.
— А конфликта с Олегом Романцевым у вас не было? Этот тренер славится тем, что от него уходят футболисты при странных обстоятельствах?
— Конфликта не было. Мы поблагодарили друг друга за работу. Получил огромное удовольствие от игры за «Спартак» в Лиге чемпионов. В тот памятный год «красно-белые» одержали шесть побед в шести матчах группового этапа. Олег Иванович был благодарен за то, что я в каждой из игр либо забивал, либо делал голевые передачи. Поэтому нормально мы расстались.
Мне ближе спартаковский стиль игры
— Все свои голы помните?
— В основном, первые… первые за «Динамо», первые в Европе, первые за сборную, первые в Лиге чемпионов. Помню победный гол, который забил чемпионам Европы и мира французам.
— А бывает, что голы снятся?
— Раньше бывало, ещё до того, как закончил карьеру игрока. Теперь, в основном, снятся тактические схемы, модели игры.
— Кто из тренеров повлиял на вас в наибольшей степени, как на футболиста?
— Это, конечно, Валерий Лобановский. Под его руководством я раскрылся как игрок европейского уровня.
— А кто из игроков влияет на вас, как на тренера? Может быть, чья-то уникальная манера игры подсказывает вам новые ходы в тренерской работе?
— Да я сам для себя достаточно хороший пример игрока. (Смеется.) Мне не надо смотреть на других.
— Вам посчастливилось поиграть в двух сильнейших командах постсоветского пространства 90-х годов, под руководством Романцева в «Спартаке» и у Лобановского в киевском «Динамо». Можно сопоставить тренерские школы этих специалистов?
— Это абсолютно разные школы. Лобановский всегда был приверженцем силового, прессингующего футбола, в основном, с использованием флангов. А Романцев — это интеллигентный футбол, основанный на контроле, на розыгрыше мяча.
— Какой футбол ваш?
— Мне ближе спартаковский стиль игры.
— Расскажите о Бобби Робсоне. Вы ведь играли под его руководством в «Порту» целый год. Как он на вас повлиял?
— К тому времени я уже был сложившимся, созревшим футболистом, три сезона отыграл в «Бенфике». Повлиять на меня было довольно сложно. Но Бобби Робсон всегда и во всем проявлял себя максималистом, ставил высокие задачи, поэтому впечатления от работы с ним остались самые лучшие.
— Там в «Порту» вы познакомились с Жозе Моуринью. Он уже тогда показывал себя великим тренером?
— Он ведь был переводчиком у Робсона. Я и предположить не мог, что он станет тренером. Но, оказывается, можно и таким образом научиться тренерскому мастерству.
— Чему вам пришлось научиться, когда стали тренером?
— Пришлось убить в себе футболиста. Нужно было кардинально изменить свое понимание тренировочного процесса, футбольное мышление в целом, ведь тренер не выходит на поле во время матча.
— На тренерском мостике какого клуба вам хотелось бы завершить свою карьеру?
— Я не смог реализоваться, будучи футболистом, на все сто процентов. И мне хотелось бы добиться в тренерской карьере более серьезных высот, добрать то, чего я не добрал футболистом. Надеюсь, что мне удастся тренировать какой-нибудь хороший европейский клуб. В Португалии или Германии.
— Предпочтений нет?
— Это может быть любая команда. Главное, чтобы там была здоровая атмосфера, нормальный бюджет, хорошие футболисты. Чтобы перед мной не ставилось нереальных задач, как перед стариком Хоттабычем.
— У вас есть какие-нибудь тренерские традиции?
— Никогда не разговариваю по телефону в день игры.
Футболистами рождаются
— Футболистами рождаются или становятся?
— Я думаю, что все-таки рождаются. Но, разумеется, родиться талантливым — это ещё не значит, что ты станешь футболистом. Важно не растратить талант, с раннего детства развивать свои способности.
— А как разглядеть в ребенке будущую звезду мирового футбола?
— Он должен быть физически крепким, боевитым, самоотверженным на поле. Здесь самое главное — желание ребенка играть и внутренняя уверенность в своем таланте. Но особенно важно, чтобы ребенку повезло с тренером, чтобы он попал в руки к специалисту, который сможет его раскрыть.
— Ваш 12-летний сын Артем играет в футбол?
— Да, когда ему было 6 лет, я привел его в команду, ему понравилось. Сейчас играет в московском ЦСКА.
— А ваш младший сын, 2-летний Роман, будет играть?
— Это будет зависеть от него. Если ему будет нравиться ходить на тренировки, то пусть играет. Но я не хочу, чтобы из моих детей делали футболистов только из-за фамилии.
— Ваша семья здесь?
— Нет.
— Получается, вы здесь один?
— Ну, как один. Вон у меня 30 человек. Скучать не дают.
— Команда, это ваша семья?
— Футболисты, они же, как дети. Воплощают на поле мое к ним отношение.
— Откуда взялось ваше прозвище Русский Танк?
— Немцы придумали, когда я играл в «Бохуме».
— Расскажите, что это была за история с аварией, в которой погиб человек?
— Какая авария?!
— Да, в интернете есть материалы, согласно которым вы стали участником аварии в Португалии…
— Нет. Я не знаю, что за авария такая.
— А водительские права у вас когда-нибудь отбирали?
— Не помню…
Досье
Сергей Николаевич Юран. Родился 11 июня 1969 года в Луганске. Начал карьеру профессионального футболиста в возрасте 16 лет в команде второй лиги чемпионата СССР «Заря» из Ворошиловграда. В первом же сезоне забил семь мячей, чем помог своему клубу подняться в первый дивизион. В 1987 футболистом заинтересовались киевское «Динамо» и московский ЦСКА. Сергей предпочел играть за клуб из Киева. Выступая за дубль «Динамо», Юран в первом же сезоне забил 10 мячей. В этом же году футболист получил тяжелейший перелом правой ноги, после чего не тренировался в течение целого года. В 1990 году Сергей Юран с молодежной сборной СССР выиграл чемпионат Европы, а в составе «Динамо» стал победителем Кубка и первенства страны.
В 1991 году Юран перешел в португальскую «Бенфику». Под руководством шведского тренера Свена-Горана Эриксона в составе этого клуба в 1993 году Сергей выиграл Кубок Португалии, а в 1994 завоевал золото чемпионата страны.
В 1994 году Юран стал игроком другого португальского клуба — «Порту» и провел там один год под руководством английского тренера Бобби Робсона. В матче с «Бенфикой» Сергей забил гол. Во время пребывания в «Порту» он попал в автомобильную аварию, в которой погиб человек. Футболист был признан невиновным, но расследование сопровождалось большим скандалом, поднятым прессой. В 1995 году Юран перешел в московский «Спартак» и одержал с этим клубом ярчайшие победы в групповом этапе Лиги чемпионов. Однако уже в начале следующего сезона Юран неожиданно для всех покинул команду и начал выступления за клуб второй лиги чемпионата Англии «Миллуолл». В том же 1996 году Сергей Юран перебрался в немецкий клуб «Фортуна», а ещё годом позже подписал 4-летний контракт с дерзким новичком бундеслиги «Бохумом». Юран снова стал постоянно выступать за сборную России, даже забил победный мяч в товарищеском матче в марте 1998 года сборной Франции. В это же время Юран был остановлен немецкой полицией за вождение автомобиля в нетрезвом виде и был лишен водительских прав. Впоследствии Юран покинул «Бохум» и в 1999 году вновь оказался в московском «Спартаке». В течение сезона Юран забил всего 3 мяча, однако стал одним из лидеров команды по голевым передачам. Летом Олег Романцев решил с ним расстаться. Полгода «Спартак» пытался продать дорогостоящего игрока, и лишь зимой австрийский «Штурм» выкупил его трансфер. В одном из матчей чемпионата Австрии Юран в борьбе за мяч столкнулся в воздухе с игроком соперника и получил осколочный перелом лобовой кости. Восемь месяцев футболист приходил в себя после этой тяжелейшей травмы. Юран пытался вернуться в футбол, но боли не позволили этому случиться. В 2001 году он завершил карьеру футболиста.
В июне 2002 года Юран стал директором футбольной Академии московского «Спартака», а вскоре после этого возглавил спартаковский дубль. В течение следующего сезона работал в «Спартаке» помощником главного тренера. Осенью 2003 года возглавил любительский футбольный клуб «Алмаз» из Москвы, состоявший в основном из воспитанников спартаковской футбольной Академии, и вывел его из третьего дивизиона во второй, заняв первое место в московской зоне. Команда должна была стартовать в 2004 году в зоне «Запад» второго дивизиона, но в начале марта из-за проблем с финансированием снялась с чемпионата. В марте 2004 бывший нападающий «Спартака» возглавил ставропольский клуб «Динамо» и вывел его в первый дивизион чемпионата России, однако из-за долгов ставропольский клуб был лишен профессионального статуса. В 2005 году он продолжил обучение в Высшей школе тренеров и получил диплом. В латвийский клуб «Диттон» из Даугавпилса дебютант высшей лиги Сергей Юран пришел в январе 2005 года, но уже в мае покинул его, сославшись на невыполнение руководством продекларированных условий работы, перебои с выплатой заработной платы. С июля по ноябрь 2006 года занимал должность главного тренера клуба ТФМК (Таллин). По итогам сезона команда заняла четвертое место в чемпионате, выиграла Кубок Эстонии и Суперкубок. В ноябре 2006 Сергей Юран принял приглашение возглавить команду первого российского дивизиона «Шинник» из Ярославля и вывел её в премьер-лигу. 30 апреля 2008 года покинул ярославский клуб. Во время прошлогоднего чемпионата Европы по футболу Юран возглавил подмосковные «Химки». Он выполнил задачу — сохранение прописки клуба в премьер-лиге, но был уволен в связи с окончанием контракта. В начале 2009 года Юран был приглашен в астанинский «Локомотив» на должность тренера-консультанта, однако вскоре стал исполнять обязанности главного тренера клуба.
...или войдите через аккаунт соцсети