Серик Жейлитбаев на сегодняшний день провел больше всех матчей в чемпионатах Казахстана и закономерно лидирует по этому показателю. И мы решили об этом и о его футбольной жизни поговорить непосредственно с футболистом.
— Серик, вы в курсе, что больше всех сыграли в чемпионатах Казахстана?
— Да, предполагаю, а сколько именно?
— 436 матчей, а свою дебютную игру помните?
— Конечно, помню — 1992 год в составе «Кайрата». Нет, оказывается, не помню. Помню, как попал в «Кайрат». В марте 1992 года команда спортинтерната под руководством Кузнецова проводила товарищеский матч с «Кайратом». Меня приметили, и Байсеитов с Бердыевым пригласили меня на заключительный сбор. Так я оказался в этом великом клубе. Вообще, в 1992 году сначала планировалось проведение чемпионата СНГ, а мы -серебряные призеры турнира «Переправа», должны были играть за дубль «Кайрата». Но, как известно, чемпионат СНГ так и не проводился, и мы выступали уже в суверенном чемпионате Казахстана.
— Вас многие считают алматинцем, но вы из Караганды?
— Совершенно верно, меня и алматинцем считают, и павлодарцем, но я родом из Караганды и в 15 лет приехал в Алма-Ату, в спортинтернат. Был в группе юношей 1973–1974 годов рождения.
— А кто-нибудь ещё заиграл из той группы?
— Литвиненко (покойный), Авдеев, Клишин, Вороговский, Яблочкин, Гроховский (покойный), Нисанбаев (покойный), Ниязымбетов, Пак, Масленов, Милованов, Аловацкий.
— Так у вас практически все заиграли.
— Да, поколение было талантливое, а ещё сколько приличных людей не заиграло. Это сейчас, если с одной возрастной категории 1–2 футболиста заиграют, все радуются. Раньше работали продуктивнее.
— Какой клуб вам ближе, если не считать «Кайрат»?
— Наверное, павлодарский «Иртыш». Там я провел 4,5 года. Атмосфера хорошая была. Лучшие мои команды — это «Кайрат-ЦСКА» в 1998 году, «Кайрат-Бутя» в 1999-м и «Иртыш» в 2002-м. Тогда я получал истинное удовольствие от футбола. В домашних матчах всем как минимум по три-четыре «грузили».
— А какой тренер повлиял позитивно на вашу карьеру игрока?
— Мне вообще повезло с тренерами. В Караганде со мной работали такие специалисты, как Ивашкин, Лялякин. Потом в интернате учился под руководством Кузнецова и Жуйкова. В «Кайрате» запомнил Байсеитова и Бердыева. Курбан Бекиевич вообще для меня столько открытий в футболе сделал. Из тренеров, у которых я работал, очень сильными специалистами считаю Масудова, Никитенко, Огая. А уже потом я сложился как футболист, и ничего нового мне другие тренера не дали.
— Насколько мне известно, вы по документам омоложены на два месяца…
— Да, у меня фактический день рождения 23 июня, а по документам 23 августа. Честно говоря, не хотелось бы на эту тему говорить
— Извините, какой смысл омолаживаться на два месяца, обычно года уменьшают.
— Дело в том, что в 1990 году меня приметил главный тренер юношеской сборной СССР Виктор Папаев. Даже официальное приглашение было. Так вот, я не проходил совсем чуть-чуть. В команде могли играть ребята, родившиеся после 1 июля 1974 года, поэтому я «пробивал» себе документ с новой датой рождения. Кстати, в той команде были интересные футболисты, как, например, Валерий Кечинов.
— А как в Кургане оказались?
— В 1994 году приехали на базу «Кайрата», и была полная неопределенность. Отец Игоря Гроховского предложил поехать в курганскую «Сибирь», я согласился. Честно говоря, сами не знали, куда ехали. Вначале сказали клуб 1-й лиги России, потом выяснилось, что клуб 2-й лиги, в конце концов, оказалось, что «Сибирь» — клуб 3-й лиги. Но я ни о чем не жалею.
— Футболки часто просят?
— У меня вообще нет ни одной своей футболки. Все раздал своим родственникам и друзьям. Да и в некоторых клубах и футболки-то не отдают. Это, наверное, только не касается суперклубов.
— А какие клубы вы считаете суперклубами?
— «Актобе», «Тобол», «Локомотив», наверное, и конечно «Иртыш». Помню Андрея Островерхова, Сергея Перерву, которые всегда старались всех красиво одеть, не прятали, как некоторые администраторы.
— А можно узнать символическую сборную от Серика Жейлитбаева?
— Символическую сборную? Давайте попробуем. В воротах однозначно Юра Новиков. Так, центральные защитники. Бахытжан Енсебаев, Игорь Авдеев. А можно я скажу не двух, а четырех центральных защитников?
— Да, пожалуйста.
— Ещё Февзи Давлетов и Алмас Кулшинбаев. Слева Серега Тимофеев, и справа Андрей Кучерявых,
— Кучерявых же полузащитник.
— Да, Андрей полузащитник, но мне больше нравилось, когда он играл в защите. Дальше так, центральный полузащитник Руслан Балтиев, слева Рома Вороговский, справа Асхат Кадыркулов, под нападающими Айдын Рахимбаев,
— Такое ощущение, что вы только своих друзей называете.
— Да, все они мои друзья, но когда я с ними выходил на поле, получал удовольствие от футбола, все они профессионалы.
— А нападение?
— Реджепмурат Агабаев и Мурат Тлешев. Да, ещё добавил бы Дидарклыча Уразова, Александра Шатских. Я бы не 11, а 22 человека назвал бы. Например, ещё Аубакирова, Склярова. Список можно долго продолжать.
— Как долго собираетесь играть?
— Вообще, не хвалюсь, но силы и видение игры есть. Скорее, это вопрос к тренерам. Люди смотрят на возраст, на паспорт. В моем случае нужен тренер, который меня знал бы и полностью доверял. А вообще, думаю, либо в этом, либо в следующем сезоне заканчивать игровую карьеру.
— А планы?
-Я уже почти определился. Хочу быть тренером. Но сначала надо отучиться. Сейчас тренера разбиты по категориям, и просто так сразу ничего не возглавишь. Надо постепенно пройти все этапы. Но я готов работать.
...или войдите через аккаунт соцсети