Старший тренер молодежной сборной Казахстана накануне вылета в Санкт-Петербург, дал интервью веб-сайту ФФК.
После плодотворной недели сборов на базе в Талгаре, Слободан Крчмаревич не скрывает, что доволен подготовкой команды к «Кубку Содружества».
— Мы хорошо поработали, пять дней стояла замечательная погода, снег выпал лишь в последние два дня, — говорит Крчмаревич. — Но сотрудники нашей базы справились превосходно, подготовив поле, за что им выражаю благодарность. В общем, нам грех жаловаться на условия, на внимание со стороны руководства федерации. Да и вообще, я бы отметил, что организация работы улучшается с каждым разом. В этом тоже есть прогресс.
— Из вызванных вами на сбор игроков одиннадцать — игроки не старше 1992 года рождения. Даже по сравнению с последним матчем во Франции, в составе есть изминения. Вы любите рисковать, или уже думаете о следующем цикле?
— И о нем тоже. Но мы привлекаем 18-19-летних игроков не только ради омоложения и перспективы. Они и в самом деле талантливые ребята. Исламхан, Куат, Кунов, Бейсебеков — за ними будущее. Но для меня игроки делятся на две категории: сильные и слабые, я не заглядываю в паспорт.
Что касается риска, то скажу так: тренер должен рисковать. Естественно, когда этот риск оправдан. В данном случае, мы играем в турнире, где есть возможность получить опыт, наиграть связи, наладить взаимодействие, ну и просмотреть ближайший резерв. Ведь нам нельзя зацикливаться на 18 игроках, нужна ротация, конкуренция. И двигаться шаг за шагом. И не забывать о будущем.
Представьте себе ситуацию: мы занимаем в таблице место выше Латвии. Возможно, даже выше кого-то еще. И добиваемся этого результата с командой, в которой 10–11 18-летних игроков. То есть, это уже половина состава молодежной сборной следующего созыва. Следовательно, в отборочном турнире через полтора года у нас будет готовая и опытная команда, закаленная в играх с Францией, Словакией и Румынией. К тому же, в группе будет соперник рейтингом ниже нашего. Согласитесь, это уже другое дело, и у нас будут хорошие перспективы. Повторюсь, нам нельзя забывать о будущем.
— В России считают, что тренер их молодежной сборной Николай Писарев — молод и неопытен. И что Казахстан имеет преимущество именно в этом: в опытном и сильном тренере. Что вы скажете по этому поводу?
— Мне приятно, что обо мне в России отзываются лестно. Возможно, мой опыт и выше, чем у тренера сборной России. Но это не делает нас фаворитами. Казахстан — «темная лошадка» для всех.
Что касается меня, то я при начале нашего пути был скептиком. Сейчас я оптимист. Поэтому смотрю на наши перспективы с энтузиазмом. Я всегда работал с сильными командами. И могу смело заявить, что сейчас я вновь у руля сильной команды.
— Что вообще скажете о нашей группе?
— Она ровная. Есть Россия, которая в этом году отмечает столетие своего футбола. Она смотрится фаворитом. Есть крепкая команда Эстонии. Есть загадочная Туркмения.
Как далеко мы пройдем по турнирной сетке? Этого я не знаю. Ведь нам неизвестен уровень остальных сборных. Благодаря помощи нашего менеджера Ануара мне удалось изучить россиян, просмотрев три их последних матча. Мы уже просмотрели запись игры эстонцев. Каков уровень Туркмении — я не знаю. Слышал. Что это техничная команда.
Если мы будем считать себя «Барселоной», и недооценим ту же Туркмению, то проиграем. Нам необходимо играть на максимуме возможностей против любого соперника. И всех одинаково уважать.
Очень важной будет игра против России. К ней будет приковано внимание в этот вечер. Я верю, что у наших ребят не будет волнения. Они уже прошли Словакию, Францию, Румынию. И я надеюсь, что они не будут бояться, комплексовать. Мы проиграли Словакии, хотя смотрелись хорошо. Мне один знакомый после игры сказал «Браво!». А я был расстроен поражением, несмотря на то, что это сильная команда Словакии. Мы должны быть фаворитами. Учиться быть фаворитами. В матче с Эстонией мы ими станем.
Сейчас к нам присоединился Сергей Хижниченко — игрок с богатым международным опытом, один из лучших бомбардиров чемпионата. Есть ничего не боящиеся Исламхан, Тагыберген, Горячий, Даутов. С этими игроками на ведущих ролях я бы даже в Премьер-лиге попал бы в четверку лучших. Несколько опытных ребят, и бойцы из молодежки — вот вам сильная команда чемпионата. Я не к тому, что хочу принять клуб. Речь не об этом. Просто пытаюсь вам объяснить, что с этими футболистами можно решать задачи. Они ничего и никого не боятся.
То же самое могу сказать про полузащитника Исламбека Куата. В составе U-19 он был одним из лидеров. Мы играли с Украиной — чемпионом Европы. Куат обыгрывал их, толкался с ними, ни в чем не уступал. Затем игра с Швейцарией — чемпионом мира. Вновь Куат обыгрывает их, бьет, не уступает. К сожалению, он был невнимателен к моим словам, и его заведенность привела к двум карточкам в двух матчах, и третий поединок с Македонией он пропускал, я его был готов убить за это. Но мы решим эту проблему. Если обратите внимание, в предыдущем отборочном турнире игроки молодежки получили 23 желтых и 2 красных карточек. В этом цикле у нас на текущий момент 7 желтых карточек, 0 красных.
В Санкт-Петербурге мы также будем объяснять игрокам, что им нужно избегать глупых карточек. Если игрока удалят в матче с Россией, то кому он этим поможет? Только России и Эстонии. А нужно помогать мне. Пусть мой игрок будет на поле «бандитом», но только полезным «бандитом». Пусть лучше на нас фолят и получают удаления.
— Когда вы приступили к своей работе в Казахстане, то на первом же сборе наказали некоторых игроков за отсутствие дисциплины. Сейчас такие проблемы есть?
— Уже нет, футболисты поняли мои требования. Когда я заступил на свой пост, мне генсек ФФК господин Хамитжанов сказал: «У нас по протекции кого-либо в состав не берут, вас никто не будет «прессинговать». Это идеально. Поэтому на меня невозможно давить. И я сразу дал понять игрокам, что любимчиков у тренера не бывает, что играет тот, кто старается, что нужно уметь вести себя как на поле, так и в быту, и что наказать я могу любого, пусть он даже вчера забил Франции 5 мячей. Правила для всех едины. Это касается не только игроков, но и тренерского штаба.
— Из 24 футболистов, приглашенных на сбор, лишь шестеро — полузащитники. Не мало?
— Я уже не раз затрагивал тему того, что в клубах молодых игроков используют на флангах. Пока эта проблема не решена. Возьмите того же Исламхана. В «Таразе» его использовали как крайнего хавбека, хотя для этой позиции у него не такая высокая скорость. Зато у него есть все, чтобы стать прекрасным центральным полузащитником. Он умеет быстро думать на поле, техничен, хорошо видит поле, умеет сделать хорошую обостряющую передачу. Но его туда не ставят. Я не могу указывать тренерам клубов, но надеюсь, что они будут учитывать интересы сборной. Если их игроки будут играть на родных позициях, то больше шансов футболиста раскрыть. А затем выгодно его продать.
Увы, пока не все доверяют молодым. Когда я работал в сербском ОФК, у нас 70 процентов игроков были молодыми. И мы заняли второе место в чемпионате. Затем клуб сумел выгодно продать талантливую молодежь: Александр Коларов перешел в «Лацио», Бранислав Иванович — в «Локомотив», Стефан Йоветич уехал во Флоренцию. И в Казахстане есть таланты. Повторюсь, если бы я возглавил здесь клуб, то обязательно укомплектовал бы состав такими ребятами как Исламхан, Хижниченко, Куат, Горячий, Бейсебеков, Даутов. И сумел бы попасть в пятерку, а может и в четверку лучших. И все эти игроки могли бы выходить на поле одновременно.
— Этот сбор прошел в условиях среднегорья, а матчи на «Кубке Содружества» будут играться в крытых помещениях. Это не станет дополнительной сложностью?
— Если и станет, то несущественной. Проблема у нас в другом. Дорога занимает много времени: 5 часов лететь до Москвы, и потом еще полтора часа до Санкт-Петербурга. А на следующий день игра. Главное, чтобы ребята восстановились.
— В Казахстане по-особому относятся к «Кубку Содружества», который еще ни разу не покорился нашим клубам. Вы знали об этом?
— Да, наш менеджер такие детали всегда объясняет доступно. Я понял, что к турниру все еще относятся как к чемпионату СССР. У людей ностальгия по тому футболу. Поверьте на слово, у команды достаточно мотивации. Как и у меня. Я ведь тренер-максималист. И я понимаю, что у тренера такой же мотив, как и у игроков. Каждый рассчитывает проявить себя. Свое мастерство. Игроки знают, что за ними будут наблюдать скауты. Я знаю, что в случае удачного выступления команды, мой личный рейтинг повысится. Тут скрывать нечего.
— Вы сказали, что сейчас стали смотреть на нашу команду с оптимизмом. С чем именно это связано?
— С ее прогрессом. Знаете, я недавно отказался от предложения принять белградский «Партизан». И после моего отказа они вышли с предложением на Авраама Гранта. Раз я отказал одному из грандов Восточной Европы, то, значит, верю в казахстанскую молодежь. Не так ли? И мне нравится работать с вашей командой.
...или войдите через аккаунт соцсети