...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


19 июня 2009 (00:28)

«Спартак» и Казахстан

«Спартак» и Казахстан Появление в нашем чемпионате трех экс-спартаковцев невольно заставило вспомнить о том, какую роль в истории казахстанского футбола сыграли представители этой команды, имеющей славную историю и очень популярной на постсоветском пространстве. Тем более что ни один другой клуб бывшего Союза не связывают с нашей республикой столь давние и тесные отношения.

Наверное, надо начать с того, что в 1952-м отбывавший после сталинских лагерей пожизненную ссылку основатель «Спартака» Николай Старостин был переведен в Алма-Ату, где ему поручили поднимать футбол. Вместе с Аркадием Хохманом он возглавил местное «Динамо». Проработал здесь Николай Петрович относительно недолго и после смерти Сталина вернулся в Москву. Но пребывание здесь навсегда отложилось в его памяти. Впоследствии, как признавался патриарх «Спартака» в своей книге, он всегда болел за «Кайрат». И, возможно, именно этим объясняется то, что в 1960-70-е годы московская команда регулярно делегировала своих игроков в Алма-Ату.

Первым же футболистом, имя которого останется в истории и «Спартака», и «Кайрата», был замечательный вратарь Владимир Лисицын. С 1960-го (год, когда алма-атинская команда дебютировала в высшем дивизионе советского футбола) по 1963-й включительно он был основным голкипером «Кайрата». В следующем сезоне Лисицын перешел в «Спартак», в котором составил серьезную конкуренцию Владимиру Маслаченко и был включен в олимпийскую сборную СССР. В 1966-м он вернулся в Алма-Ату, но год спустя снова отправился в «Спартак», где провел три сезона — правда, уже сидел, главным образом, в запасе. Завершал Лисицын свою карьеру в Семипалатинске. Это было в 1971-м, и в тот же год он ушел из жизни, повесившись в своей московской квартире.

Сезон 1966-го вместе с Лисицыным в «Кайрате» провели ещё два футболиста, которые до этого выступали за московский «Спартак», — нападающий Юрий Фалин и полузащитник Сергей Рожков. Если карьера первого, не раз игравшего за сборную СССР (в том числе на чемпионате мира 1958 года), уже завершалась, то второму тогда было только 23 года. Рожков, несмотря на молодость, и в «Спартаке» был игроком «основы» (в 1964-м сыграл в чемпионате СССР 24 матча, в 1965-м — 20), а в «Кайрате» и вовсе стал одним из лидеров — позже его избрали капитаном. Он, как и Лисицын, не раз переходил из одной команды в другую: 1961–65 — «Спартак», 1966 — «Кайрат», 1967–69 — «Спартак» (в 1969-м стал чемпионом СССР, сыграв 22 матча и забив 2 гола), 1970–73 — «Кайрат», 1974 — «Спартак», 1975–76 — «Кайрат». В общей сложности Рожков провел за алма-атинскую команду только в высшей лиге 111 матчей (за четыре сезона) и 17 раз поражал ворота соперников. Кроме того, именно он забил единственный и решающий гол (со штрафного) в ворота бухарестского «Рапида» в ответном финальном матче розыгрыша Кубка железнодорожников. Этот трофей «Кайрат» завоевал в 1971-м.

А ещё Рожков поиграл в первой лиге (в 1970, 1975 и 1976 годах). Удивительно, что в начале 1970-го после завоевания «золота» чемпионата СССР он, имея вроде бы прочные позиции в «Спартаке», решил перейти в команду, которая покинула «вышку». Но именно так и было. «Кайрат» провел в первой лиге только один сезон, после чего вернулся в элиту советского футбола. Вместе с Рожковым и, безусловно, другими футболистами важный вклад в это внесли ещё два экс-спартаковца — полузащитник Евгений Михайлин и нападающий Юрий Севидов. Последний в том чемпионате стал лучшим бомбардиром команды — 19 голов. В 1960–65 годах он был одним из самых забивных форвардов «Спартака», но в 1965-м, находясь за рулем автомобиля, сбил человека (им оказался знаменитый ученый), который в больнице скончался. Севидов был приговорен к лишению свободы на 10 лет, но отсидел только половину срока, и его возвращение в футбол состоялось именно в «Кайрате», где главным тренером в тот год был его отец Александр Севидов. Нападающий провел в Алма-Ате ещё один сезон, в 1971-м, когда «Кайрат» занял 8-е место в высшей лиге (самое высокое на тот момент) и выиграл Кубок железнодорожников, после чего поиграл ещё два года, кажется, за донецкий «Шахтер» и завершил карьеру футболиста. Сейчас он известен как футбольный комментатор и эксперт.

Памятный след в истории «Кайрата» оставил и уже упомянутый Михайлин. В основной состав «Спартака» он пробился в 1968-м, когда провел в чемпионате СССР 27 матчей. Но следующий сезон у Михайлина не сложился, и он перешел в «Кайрат», где выступал пять сезонов (1970–74) и был одним из ведущих игроков.

В 1972-м спартаковская колония в «Кайрате» стала ещё более внушительной — к Рожкову и Михайлину добавились полузащитники Юрий Семин и Владимир Янкин, а также нападающий Николай Осянин. Правда, Семин, начинавший свою профессиональную карьеру в 18-летнем возрасте именно в «Спартаке» и игравший за него в 1965–67 годах, затем перешел в московское «Динамо» и уже оттуда перебрался в Алма-Ату. Будущий главный тренер «Локомотива», сборной России и киевского «Динамо» провел в «Кайрате» два сезона, сыграв 43 матча и забив 5 мячей. Другая колоритная личность — Осянин. В «Спартаке» он выступал с 1966 года, а в 1969-м стал в его составе не только чемпионом СССР, но и лучшим бомбардиром первенства. Осянин славился буквально сумасшедшими ударами с дальних дистанций — например, так он забивал Льву Яшину, Евгению Рудакову (гол в ворота последнего принес «Спартаку» победу над главным конкурентом в чемпионате 1969-го — киевским «Динамо»). В «Кайрате» Осянин провел два сезона (1972–73), сыграл 42 матча, забил 3 гола. И именно здесь стал раскрываться его талант совершенно на другой позиции — центрального защитника. И, вернувшись в «Спартак», он в 1974–76 годах играл в основном в обороне.

Кстати, в конце 1973-го Рожков, Осянин и Семин ушли из «Кайрата» вместе. Тогда поговаривали, что у них не сложились отношения с наставником команды Артемом Фальяном, который недолюбливал имевших на все свое мнение москвичей.
Во второй половине — конце 1970-х алма-атинский клуб стал делать главную ставку на воспитанников казахстанского футбола, и с того времени вплоть до распада Союза посланцев «Спартака» в «Кайрате» появлялось немного. Но двух надо назвать обязательно. В 1979-м в Алма-Ату приехал полузащитник Валерий Гладилин, который отыграл до этого четыре сезона в «Спартаке». В «Кайрате» он сразу стал лидером команды и три года подряд (1979–81) был её лучшим бомбардиром, забивая больше, чем даже Евстафий Пехлеваниди. Всего за четыре сезона в алматинской команде Гладилин 31 раз поражал ворота соперников (в 118 матчах). Он часто забивал со штрафных, а кроме того, ему доверяли бить пенальти. В 1982-м «Кайрат» занял последнее место и покинул высшую лигу, а Гладилин вернулся в «Спартак», где провел ещё два года.

В 1980-м на один сезон в «Кайрате» оказался полузащитник Михаил Булгаков, которого в молодости считали одним из наиболее самобытных игроков советского футбола. Он провел в «Спартаке» почти десять лет, но так и не смог сполна реализовать свой талант. В «Кайрате» однофамилец и тезка знаменитого писателя не блистал — провел 15 матчей, а по окончании сезона уехал. Булгаков, как и Лисицын, прожил совсем мало, кончив жизнь самоубийством — в августе 1984-го в 32-летнем возрасте он бросился с 11-го этажа. Говорят, у него были серьезные семейные проблемы.

Ну и стоит, наверное, назвать тех казахстанских футболистов, которые играли в свое время за «Спартак». Их совсем мало. В 1986-м в самую народную команду СССР был приглашен из «Кайрата» полузащитник Сергей Волгин (не без участия Рожкова, работавшего тогда в московской команде тренером-селекционером), который в предыдущем сезоне в одном из матчей чемпионата забил в ворота «Спартака» три мяча. Но пробыл он там недолго — сыграл в первенстве 9 матчей и забил 1 гол, после чего вернулся в Алма-Ату. А ещё раньше (и гораздо дольше) за московскую команду выступал воспитанник казахстанского футбола нападающий Владимир Никонов. Но ему очень сложно было конкурировать за место в составе с Федором Черенковым, Георгием Ярцевым, Сергеем Родионовым, поэтому за четыре сезона (1979–1982) он сыграл лишь 25 матчей, забив в них 5 голов. Может быть, в «Спартаке» появлялся ещё кто-то из казахстанцев, но нам ничего об этом не известно.
Автор: Женис Байхожа Республиканская газета «Sport&KS»

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • ИЛ63,да сильная братва была в "Днепре".Я их видел в Ростове 1983г в порту.Я ждал борт Семфирополь -Алма-Аты,у них после матча с СКА на Днепроздержинск спецрейс.Кстати(точно не помню)или Кубок СССР или "золотой" с "Спартаком" игру обслуживал Казахстанец Кустанаец Агеев.

    Было время!Был красивый футбол!

    Ответить

    • 20 июня 2009, 19:51
    • Кустанай
    • 4240 записей
    • 6406 дней на портале
  •  никогда за спартак не болел!!!!!!!!!!!!!

    я болел за Локомотив Москва при Семене это была классная команда!

    Ответить

    • 19 июня 2009, 04:19
    • Уральск
    • 7084 записи
    • 6503 дня на портале
  • А суть сей басни такова - командная игра нам не дана! :))  

    Ответить

    • 19 июня 2009, 02:06
    • 1145 записей
    • 6350 дней на портале
  •  История,которую должны знать все болельщики футбола Казахстана.Что в старое,что в новое время,всё нам кто то помагает и учит играть в футбол.Когда сами научимся играть?Что бы не кто нам пальцем не тыкал,и не показывал где наше место.Это касается сегодняшних футболёрах и ФФКашников с воей программой о развитие футбола.Хорошая статья для тех,кто не забыл прошлое!

    Ответить

    • 19 июня 2009, 01:36
    • Кустанай
    • 4240 записей
    • 6406 дней на портале
  • да...релаьно не интеренсо... 

    Ответить

    • 19 июня 2009, 01:01
    • Уральск
    • 1436 записей
    • 6391 день на портале
  • нудно, для стариков 

    Ответить

    • 19 июня 2009, 00:42
    • Актобе
    • 1496 записей
    • 6412 дней на портале