28 сентября 2012 (22:37)Спринтер на левой бровке
В начале восьмидесятых на левом краю «Кайрата» появился интересный парень, который показывал не только хороший дриблинг, но и завидную скорость. Он достойно заменил игравших ранее на этой позиции Михаила Тягусова и Валентина Солдатова. Речь, конечно же, идет о Фанасе Салимове. В минувшую среду в составе ветеранского «Кайрата» он вновь вышел на газон Центрального стадиона, чтобы сыграть со сборной СССР.
В интервью fckairat.kz легендарный кайратовец рассказывает о своей карьере.
Болельщики со стажем помнят, как Фанас убегал от защитников и делал прострелы вдоль вратарской. Порой такие «выстрелы» оказывались голевыми. Им заинтересовались сначала тренеры юношеской сборной СССР, а затем и молодежной. Случилось это, когда он еще выступал за «Металлург» (Шымкент).
— Даже не знаю, почему именно меня взяли на заметку тренеры, — рассказывает Салимов. — В 1981 году после успешного отбора поехал даже на юношеский чемпионат Европы в Финляндию. Команду возглавлял спартаковец Вадим Кисилев. Мы заняли третье место и были награждены бронзовыми наградами. Это, пожалуй, мой первый и последний успех в спортивной карьере. Правда, выступал и за молодежную сборную СССР, которую тренировал армеец Валентин Николаев, но мы тогда не смогли пробиться на предстоящие состязания. Не хватило всего очка.
— А из того состава, кого бы отметили?
— Многие стали отличными игроками. Выступали даже в основной сборной СССР. К примеру, Станислав Черчесов, вратарь. Среди полевых игроков отмечу Петрова, Протасова, Дмитриева, Литовченко, Еременко, Яковенко…. Это мастера высокого класса. Некоторые из них стали хорошими наставниками. С Генкой Протасовым в этом году встречались в Алматы, когда он стоял у руля «Астаны» и приезжал сюда на очередной матч с «Кайратом». Приятно повидаться со старыми друзьями. Нам есть что вспомнить. Вот сейчас приехали ребята из сборной СССР. Был рад, что сыграл против них. Бывает обидно, когда против сборной СССР выходят личности, не имеющие отношения к «Кайрату». Лет 15 назад приезжала команда ветеранов Советского Союза. В составе «Кайрата» было всего несколько игроков, в прошлом выступавших за легендарную команду. В основном играли прокуроры, чиновники, ректоры и представители других профессий. После матча я спустился с трибуны, а меня Литовченко и Протасов спросили: " А ты что не вышел на поле?» Я ответил, что не прохожу в состав…
— Вы появились в «Кайрате» в конце 1981 года. Сезон уже практически заканчивался. Успели провести хоть один — два матча?
— За основу нет. А вот за дубль сыграл несколько игр и оставил приятное впечатление. Тренировавший тогда «Кайрат» Игорь Семенович Волчок похвалил. Но в межсезонье он покинул команду. На его место приехал Иосиф Беца. Он то и выпустил меня на поле, когда мы играли против ЦСКА во Львове. Дело в том, что весной поля в Москве были еще не готовы. Поэтому армейцы решили провести игру с нами на Украине. Не знаю, вышел бы я в основном составе, если бы не Валерий Гладилин. Он и посоветовал меня новому наставнику. «Пусть, — сказал он, — Салимов против Тарханова персонально сыграет». Я следовал туда, куда направлялся нападающий ЦСКА. Мой подопечный ушел с поля без гола — значит, я с задачей справился. Но команда наша, однако, проиграла. Единственный мяч армейцы провели с пенальти. Но очко с выезда, все же мы привезли. Следующая игра была с московским «Торпедо». Мы достойно провели встречу и свели матч к ничьей — 1:1.
— Часто играли в персональщика?
— У нас были мастаки по этой части. Например, Юсуп Шадиев. Он умел наглухо прикрыть любого игрока. Мог персонально сыграть и Владимир Никитенко. Иногда тренеры предлагали такую роль мне.
— Что запомнилось в первом сезоне?
— Необычного ничего не было. Когда приехал на базу, определили в комнату к Вахе Масудову. Он жил один. Туда поставили вторую койку.
— Старички не обижали?
— У молодых свои обязанности. Мы мячи подкачивали, фишки готовили к тренировкам. После окончания занятий весь инвентарь собирали. Это нормально, я считаю.
— Какие отношения были с земляком Пехлеваниди?
— Хорошие. Я его еще по Шымкенту знал. Заканчивали одну и ту же школу. Он на четыре года старше меня учился. А когда Евстафий играл во второй лиге, я ему мячи мальчишкой подавал. Потом судьба распорядилась так, что вместе за главную команду республики выступали.
— Вы одиннадцать сезонов провели в легендарной команде. Сколько же игр сыграли за «Кайрат»?
— В высшей лиге провел порядка 180 матчей. Если посчитать еще и игры первой лиги, а там я провел четыре сезона, плюс кубковые, то получается более трехсот матчей. А забил примерно 10–12 голов. Первый гол забил кутаисскому «Торпедо» головой.
— Вы согласны с мнением, что по составу «Кайрат» восьмидесятых был лучшим за все время существования команды?
— Даже спорить не буду. Сегодня в составах команд казахстанской премьер-лиги немало легионеров. Даже они не могут соперничать с кайратовцами тех лет. Ордабаев, Байшаков, Куклев, Шадиев, Никитенко, Бердыев, Волгин, Пехлеваниди, Масудов, Яровенко — вот не полный перечень имен, которых любили и боготворили болельщики. Это действительно были мастера высокого класса.
fckairat.kz
...или войдите через аккаунт соцсети