Руководство Федерация футбола Казахстана соблаговолило, наконец, после достаточно продолжительного времени своего пребывания у руля футбольной власти страны, представить на суд отечественной футбольной общественности долгожданный документ под названием «Стратегия развития футбола Казахстана на 2016 — 2026 годы (Стратегия «Футбол жолы 2026»)), который, если верить сообщению на официальном сайте организации, должен был бы «определять общее, согласованное всеми субъектами футбола, видение его развития на среднесрочную перспективу».
На самом деле, увесистый фолиант, объемом чуть менее чем в сотню страниц, явно не предназначен для громогласно продекламированного призыва ко всем, «кому небезразлична судьба отечественного футбола, принять активное участие в обсуждении проекта Стратегии „Футбол жолы 2026“». Простые любители футбола (да и подавляющее большинство «непростых», можно быть уверенным, тоже) просто не станут штудировать этот увесистый «труд», изобилующий многочисленными постоянными повторами одной и той же информации. Этого, на самом деле, не стоит делать уже хотя бы потому, что сами авторы сего нетленного произведения подошли к его составлению, судя по всему, откровенно спустя рукава.
Что такое «Стратегия развития футбола Казахстана на 2016 — 2026 годы»? Это, в первую очередь, многостраничная констатация всем известных фактов и монотонное повторение прописных азбучных истин. Многочисленные ссылки на работающие программы развития вида спорта № 1 в цивилизованных в этом плане государствах лишь только лишний раз обращают внимание на то, какими же невероятными откровениями для наших футбольных руководителей стали все эти давно всем знакомые эпизоды.
При этом даже в конкретном фактаже постоянно допускаются ошибки. Так, в ФФК, оказывается, считают, что карагандинский «Шахтер» играл в групповом турнире Лиги Европы в 2014 году, а не в 2013-м. Далее отмечается: «Для информационного сопровождения игр Чемпионата с 2015 года запущен интернет-проект ФФК-ТВ, который функционирует с 2016 года как ПФЛК-ТВ». На самом деле, как прекрасно знают отечественные поклонники игры миллионов, проект ФФК-ТВ начал свою стабильную работу в том же почему-то столь не любимом, оказывается, нашими нынешними футбольными бонзами 2013-м. А взять такой момент: «Для определения качества динамики в рамках Стратегии „Футбол жолы 2026“ определены четыре временных контрольных точки: 2016, 2020, 2023 и 2026 года, разделённые трехлетним отрезком». Ну, хоть кто-нибудь там подскажите уже г-ну таможеннику и его приближенным, что период с 2016 года по 2020-й — это, в конце концов, все же четырехлетний отрезок, а никак не трехлетний...
Мелочи, скажете? Давайте по существу. Вот какую еще любопытную информацию преподносит нам это, безусловно, настоящее произведение очковтирательского искусства: «В данный момент в Парламенте страны рассматривается законопроект „О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам физической культуры и спорта“. Будут внесены изменения в Закон РК „О физической культуре и спорте“.
Основные изменения коснутся принципов финансирования спортивных мероприятий. После принятия законопроекта существенно изменится объём финансирования футбола. К сожалению, в сторону уменьшения, так как основной упор в поддержке государства будет направлен в сторону олимпийских некомандных видов спорта». И при всем при этом руководство ФФК уверенно заявляет, что осмелится решать такие задачи, на которые и в нынешние, не столь критичные касательно финансирования футбола в стране, времена и близко замахиваться не решается.
Достаточно показателен следующий момент: разработка различных проектов и программ развития «Стратегии „Футбол жолы 2026“» пока еще только предполагается и якобы намечается, однако уже сейчас уверенно заявляется, что основные ее положения (еще раз подчеркну — к разработке которых еще никто даже не приступил) будут реализованы в рамках подпрограммы «Футбол», включенной в Закон РК «О физической культуре и спорте»!
В «Стратегии» приводятся примеры развития массовости и популяризации футбола в других странах. Что касается Казахстана, то в данном документе лишь уверенно констатируется, что для развития детско-юношеского и массового футбола в стране необходимо провести большую и серьезную работу. Какую именно — никакой конкретики нет. «Футбол жолы 2026» вполне обходится общими фразами, отвлеченными понятиями. Взять такой только момент: «Предстоит коренным образом улучшить систему подготовки специалистов, работающих в массовом футболе...» — каким образом это будет делаться? За счет чего, собственно, эта система в состоянии вдруг коренным образом улучшиться? Ответа на такие элементарные вопросы, возникающие тут же, непосредственно в процессе прочтения, в этом претендующем на оправдание бездеятельности ФФК документе вы не найдете.
Что касается развития инфраструктуры и укрепления материально-технической базы, то пресловутая «Стратегия» четко дает понять: основные усилия в этом направлении будут приложены для строительства футбольных манежей. При этом приводится пример Исландии, имеющей, как указывается, схожие с Казахстаном природно-климатические условия. Однако тут во внимание почему-то совершенно не принимаются коренные различия между нашими странами во всех остальных направлениях. Такие, например: Исландия имеет всего-то чуть более 300 тысяч человек населения, около 63% которого проживают в столице этого государства Рейкьявике и в его городах-спутниках. Учитывая огромную территорию Казахстана, численность его населения и разбросанность жителей по всей стране, брать за пример совершенно непохожее на нашу Республику островное государство с его, к чести исландцев, успешно реализованным проектом представляется слишком наивным и совершенно непродуманным. Итоговая цель «Стратегии», сформулированная как «обеспечение наличия в каждом регионе страны не менее одного крытого полноразмерного футбольного манежа» к 2026 году, выглядит и вовсе анекдотично. Можно себе представить, что было бы, если бы все те же исландцы ставили перед собой столь же нелепые задачи... Реальную пользу один манеж мог бы принести разве что таким исландским регионам, как Вестфирдир и Нордюрланд-Вестра, в каждом из которых проживает всего-то лишь по 7 тысяч человек. В наших регионах (читай: областях) жителей все же несколько побольше. И области РК далеко не столь же компактны, как регионы острова.
Отступая от непосредственно текста так называемой «Стратегии», можно вспомнить, что об острой необходимости строительства совсем небольшого числа пресловутых крытых манежей, призванных, как нам все время преподносится, спасти казахстанский футбол, мы слышим уже более года, но до сих пор не возведено ни одного из них. Такими темпами, даже если этот вопрос будет хоть как-то продвигаться в реальности, по одному манежу на область мы получим в лучшем случае лет через 10. Но разве можно при этом вообще надеяться хоть на какой-то прогресс в футболе?..
При этом, что самое интересное, указывается, что ФФК ставит перед собой такую, никак не меньше, цель: до 2026 года провести в Казахстане финальный этап турниров чемпионата Мира или Европы среди команд одного из возрастов, ходя для подачи заявки на проведение подобных турниров в нашей стране необходимо наличие пяти стадионов IV категории УЕФА. Пока в наличии есть только один такой. В «Стратегии» это признают, черным по белому: «На сегодня уже есть один такой стадион — „Астана-Арена“. Нужно за 10 лет построить ещё 4 стадиона». Еще четыре. Всего-то навсего. Даже в «жирные нефтяные» годы Казахстан едва потянул одну «Астана Арену». В ближайшем будущем же, как пишут сами же боссы Федерации в своем более чем противоречивом произведении (напомним еще раз): «Будут внесены изменения в Закон РК „О физической культуре и спорте“.
Основные изменения коснутся принципов финансирования спортивных мероприятий. После принятия законопроекта существенно изменится объём финансирования футбола. К сожалению, в сторону уменьшения, так как основной упор в поддержке государства будет направлен в сторону олимпийских некомандных видов спорта». Реально, «Стратегии» составлять и цели в них обозначать — точно не мешки ворочать...
Так манежи или, все-таки, стадионы? ФФК, похоже, необходимо уже разобраться хотя бы с тем, чего она, на самом деле, вообще хочет и, что куда важнее, — что она вообще может. Если там в принципе намерены хоть что-то начинать, наконец, делать, конечно.
Показателен и такой момент: «Для улучшения в дальнейшем игры и результатов национальной сборной необходимо принять комплекс мер:
— иметь в наличие постоянный тренерский штаб квалифицированных специалистов, имеющих современный взгляд на развитие концепции игры;
— увеличить продолжительность учебно-тренировочных сборов сборной;
— набирать международный опыт за счёт проведения большего количества товарищеских матчей (не менее 5 игр в год с командами из топ-50 рейтинга ФИФА);
— принять регламент организации товарищеских матчей сборных команд (матч-менеджер)...» И так далее. Интересно, что мешало ФФК вплотную заниматься данными весьма животрепещущими моментами до сих пор — то есть, до появления на свет этой брошюры с громким названием «Стратегия»? Именно составление данного весьма неоднозначного памфлета отвлекало от реальных дел, создается устойчивое впечатление. Страшно представить, что мешает реально работать Федерации сейчас...
Что же касается таких заявлений, как нижеследующее: «В первую очередь необходимо создать нормативно-правовое поле для финансирования объектов футбольной инфраструктуры:
— обязать ежегодное выделение средств из бюджетов акиматов на строительство футбольной инфраструктуры;
— принять налоговые преференции и кредитные льготы для бизнес-среды;
— использовать инструменты государственных программ: льготное кредитование через фонд „Даму“, подведение коммуникационной инфраструктуры к спортсооружениям через программы „Дорожная карта бизнеса 2020“ и „Дорожная карта занятости 2020“.
— применять механизмы государственно-частного партнёрства, концессионных Проектов», то нынешние руководители ФФК явно витают в облаках и порядком переоценивают собственные возможности. Как, собственно, и полномочия.
Надо сказать, порядком удивил нижайший реверанс в адрес судей, которых изначально, вообще-то, как все помнят, предполагалось сажать: «С учетом инфляции, заработной платы футболистов (причем тут вообще зарплаты игроков??? — Sports.kz), фитнес нагрузок, выполняемых судьями в своей работе, а также учитывая факт социальной не защищенности арбитров и инспекторов, отсутствие страхования здоровья от возможных травм требуется тщательный пересмотр и повышение заработной платы судей и инспекторов, и включение социального пакета, который будет содержать в себе: страхование здоровья, ежегодный санаторно-курортный отдых в санаториях страны, и осмотр каждого арбитра специалистом в области профилактики травм, физиотерапевтом». От кнута — к прянику.
Необходимо разработать, необходимо создать, необходимо сделать... Такая вот «Стратегия». В общем и целом, — все чересчур затянуто. А по сути, содержательной информации — чуть менее, чем минимум.
Впрочем, чего можно было и ожидать от составителей данного творения, когда создавали они его в условиях жесточайшего цейтнота — после того, как Айсултан Назарбаев пригрозил сделать достоянием футбольной общественности страны собственную Программу развития футбола в Казахстане?
Конечно реальной Стратегией развития футбола эту «Стратегию» считать нельзя — это, скорее, стратегия того, как бы подольше оставаться у кормушки нынешним управленцам ФФК. «Футбол жолы 2026» — это всего лишь какой-то односторонний меморандум о намерениях, никак не более того. Меморандум ФФК о своем намерении все же начать когда-нибудь выполнение собственных непосредственных обязанностей по развитию футбола в стране.
«Конечным итогом реализации данной Стратегии „Футбол жолы 2026“ станет вклад футбола в социально-экономическое развитие страны.
Хочется подчеркнуть, что это только Стратегия, только план и желаемые цели.
Насколько они воплотятся в жизнь и будут реализованы, зависит от нас всех. Только объединившись в единую команду, подчиненную единой цели — прогрессу казахстанского футбола, мы сможем реализовать задуманные планы».
Ой ли?..
...или войдите через аккаунт соцсети