Великий советский тренер Анатолий Тарасов в свое время выдвигал тезис: «Для того, чтобы подготовить одного игрока сборной, требуется дюжина мальчишек, гоняющих шайбу во дворе». Правильность и эффективность советской системы развития детско-юношеского хоккея была доказана результатами.
Однако после распада СССР хоккейные школы пришли в упадок. Сейчас в той же Беларуси ситуация быстрыми темпами меняется к лучшему. В Казахстане же детский хоккей находится на грани вымирания.
Пустой карман с энтузиазмом
Развал мощной советской системы подготовки хоккейных кадров особенно резко ослабил позиции самобытных усть-каменогорской и карагандинской школ. Устинка, которая в 1989 году была признана самой сильной хоккейной школой в СССР, по сути, оказалась никому не нужной и вынуждена была кое-как сводить концы с концами. И никакие многочисленные победы на союзных «Золотая шайба» и других юношеских соревнованиях, наличие высококвалифицированных детских тренеров не смогли обратить на себя внимание чиновников различных мастей. В условиях, когда у хоккейных школ не оказалось средств к существованию, востребованные специалисты вынуждены были покинуть Казахстан и перебираться в ту же Россию (прежде всего Омск, Магнитогорск, Новокузнецк, Новосибирск).
Причем вслед за своим тренером, как правило, следовали его воспитанники (вспомним, знаменитое «Торпедо-83» Сергея Герсонского, оказавшееся в Омске и ставшее затем костяком команды «Авангард-83» с Пережогиным и Курьяновым в составе). Работавший тогда директором областной хоккейной школы Виктор Набоков вспоминает: «Денег тогда вообще не было. Я полетел за амуницией в Москву без копейки, не было денег даже на перегруз. Благо помогли добыть хоккейное снаряжение Виктор Шкурдюк, Виталий Филиппов. В итоге удалось собрать как новую, так и поношенную амуницию, 250 клюшек! В итоге в нашей школе смогли одеть пять возрастов». В лихие 90-е хоккей удалось сохранить во многом благодаря энтузиазму некоторых директоров хоккейных школ, тренеров и родителей. Казалось бы стабилизация экономической ситуации в стране должна способствовать притоку инвестиций в детско-юношеский хоккей, однако хроническое безденежье так и осталось «спутником» юных хоккеистов.
Лучик света в темном царстве
Детско-юношеские хоккейные школы и сейчас выживают во многом благодаря родительскому кошельку. Если посчитать расходы на поездку юного хоккеиста по Казахстану и России, в течение сезона родители будут вынуждены потратиться на сумму порядка 300 тыс. тенге. А чтобы поехать на многочисленные зарубежные турниры (где, собственно, и приобретается бесценный международный опыт,) нужно потратиться на еще более солидную сумму. Плюс стоимость формы (хоккейные коньки стоят в среднем 500 евро, а то и больше), клюшек высокого качества (стоит примерно 200 долларов плюс крюк на нее, который ломается раз 20 за сезон — 40 евро). То есть семья со средним достатком не сможет отдать своего отпрыска (возможно, весьма талантливого) в хоккейную секцию. Юношеский хоккей стал как бы элитным спортом.
В Казахстане известны юношеские команды «Торпедо-95» и «Казахмыс-95», которые спонсируются частными компаниями. Причем, за сатпаевской дружиной стоит корпорация «Казахмыс», которая обеспечивает хоккеистов от и до. Корпорация оплачивает поездки в престижные зарубежные турниры, и результат уже имеется: сатпаевцы — неоднократные призеры российских первенств и чемпионы страны.
«Торпедо-95», в борьбе, прежде всего с Новокузнецком и Новосибирском, защитившее звание чемпионов зонального первенства «Восточная Сибирь и Дальний Восток», также постоянный участник и победитель различных международных турниров. Причем команда в основном спонсируется индивидуальным предпринимателем. Эти два коллектива — будущая основа юношеской сборной, сохранение и развитие которых (как и остальных) насущно необходимо.
Пример юношей 1995 года рождения из «Казахмыса» и «Торпедо» — это исключение из правил. Большинство детских команд не могут себе позволить не то что участие в международных состязаниях — даже подать заявку в российские чемпионаты не могут в силу острой нехватки средств. Учитывая то, что расстояние до некоторых российских городов составляет сотни километров, легко посчитать дорожные расходы. Плюс питание и проживание.
Когда построят модуль?
Строительство крытых ледовых площадок для детей — еще одна большая проблема отечественного хоккея. Прошли те советские времена, когда во многих дворах жители домов с местной ребятней самостоятельно заливали «коробки», и мальчишки часами оттачивали, шлифовали хоккейные навыки до наступления темноты. Сейчас время диктует свои условия, которые гласят: необходимо строительство крытых площадок с раздевалками и желательно с искусственным льдом.
Эта проблема уже десятилетиями не может решиться в основной кузнице хоккейных кадров Казахстана — Усть-Каменогорске. Основная причина, по-мнению чиновников, — нехватка средств. Когда будет построен этот столь необходимый для Усть-Каменогорска хоккейный комплекс, не знает никто. Многие родители, ветераны спорта уже просто не верят в то, что когда-нибудь модуль будет построен.
Со схожими проблемами могут столкнуться те школы, которые будут созданы или только возникли (к примеру, в Атырау и Алматы). Особенно в тех населенных пунктах, где климатические условия не позволяют заливать открытые хоккейные коробки. Ведь занятия на льду, которые длятся час-полтора и проводятся три раза в неделю — явно недостаточно, для того чтобы юноша в полной мере овладел хоккейными навыками.
Белорусская модель
Примером, того, как надо относиться к хоккею, да и вообще к спорту, служит Беларусь. Страна, которая по уровню экономического развития уступает Казахстану, но в плане развития того же хоккея намного опережает нас. По всей стране строятся вместительные Ледовые арены, а хоккейные модули появились чуть ли не в каждом районном центре. Беларусь в прошлом году на достаточно высоком уровне провела юношеский чемпионат мира, а в январе текущего года — Матч всех звезд КХЛ. Самый вместительный Ледовый дворец находится в Минске. И несмотря ни на какие экономические кризисы, хоккей в Беларуси развивается, и во многом благодаря мощной поддержке государства.
Когда в октябре 2008 года Аскара Мамина избрали президентом КФХ, он в своей программной речи затронул и проблемы детско-юношеского хоккея: «…отдельный вопрос по материально-технической базе. Это строительство хоккейных кортов, открытых хоккейных коробок. Мы должны переложить финансовый груз по поездкам детей на спортивные соревнования с плеч родителей на плечи бизнеса, местных бюджетов, должны найти форму государственно-частного партнерства именно в этих вопросах…». Прошло уже почти два года, однако прогресса в этом вопросе не наблюдается. Нет программы развития всего казахстанского хоккея, не только детского. Если учитывать то, что детско-юношеский хоккей является источником пополнения фарм-клубов (а те свою очередь команд мастеров), то будущего у нашего хоккея при нынешнем подходе просто нет. А ведь и пропаганду здорового образа жизни никто не отменял.
Еще раз стоит заметить, что именно сейчас КФХ необходимо, в союзе с ветеранами хоккея, специалистами, тренерами и всеми заинтересованными лицами, разработать конкретный долгосрочный план спасения и развития нашего хоккея. И эту программу должно поддержать высшее руководство страны, ведь речь идет о здоровье нашего подрастающего поколения, у которого в жизни все меньше спорта, зато много сомнительных увлечений. И полноценно финансировать хоккейные школы должно прежде всего государство. Чтобы тренерам не приходилось, как это часто бывает, формировать составы команды под давлением родителей. И КФХ как орган, отвечающий за развитие хоккея в нашей стране, должен принимать меры и чувствовать, находить поддержку властей на всех уровнях. Хочется, чтобы руководство КФХ адекватно отреагировало на справедливую критику в их адрес, ведь на кону стоит вопрос: быть или не быть казахстанскому хоккею.
...или войдите через аккаунт соцсети