...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Хоккей


27 июня 2010 (00:27)

Суровые реалии детского хоккея

Суровые реалии детского хоккея Великий советский тренер Анатолий Тарасов в свое время выдвигал тезис: «Для того, чтобы подготовить одного игрока сборной, требуется дюжина мальчишек, гоняющих шайбу во дворе». Правильность и эффективность советской системы развития детско-юношеского хоккея была доказана результатами.

Однако после распада СССР хоккейные школы пришли в упадок. Сейчас в той же Беларуси ситуация быстрыми темпами меняется к лучшему. В Казахстане же детский хоккей находится на грани вымирания.

Пустой карман с энтузиазмом

Развал мощной советской системы подготовки хоккейных кадров особенно резко ослабил позиции самобытных усть-каменогорской и карагандинской школ. Устинка, которая в 1989 году была признана самой сильной хоккейной школой в СССР, по сути, оказалась никому не нужной и вынуждена была кое-как сводить концы с концами. И никакие многочисленные победы на союзных «Золотая шайба» и других юношеских соревнованиях, наличие высококвалифицированных детских тренеров не смогли обратить на себя внимание чиновников различных мастей. В условиях, когда у хоккейных школ не оказалось средств к существованию, востребованные специалисты вынуждены были покинуть Казахстан и перебираться в ту же Россию (прежде всего Омск, Магнитогорск, Новокузнецк, Новосибирск).

Причем вслед за своим тренером, как правило, следовали его воспитанники (вспомним, знаменитое «Торпедо-83» Сергея Герсонского, оказавшееся в Омске и ставшее затем костяком команды «Авангард-83» с Пережогиным и Курьяновым в составе). Работавший тогда директором областной хоккейной школы Виктор Набоков вспоминает: «Денег тогда вообще не было. Я полетел за амуницией в Москву без копейки, не было денег даже на перегруз. Благо помогли добыть хоккейное снаряжение Виктор Шкурдюк, Виталий Филиппов. В итоге удалось собрать как новую, так и поношенную амуницию, 250 клюшек! В итоге в нашей школе смогли одеть пять возрастов». В лихие 90-е хоккей удалось сохранить во многом благодаря энтузиазму некоторых директоров хоккейных школ, тренеров и родителей. Казалось бы стабилизация экономической ситуации в стране должна способствовать притоку инвестиций в детско-юношеский хоккей, однако хроническое безденежье так и осталось «спутником» юных хоккеистов.

Лучик света в темном царстве


Детско-юношеские хоккейные школы и сейчас выживают во многом благодаря родительскому кошельку. Если посчитать расходы на поездку юного хоккеиста по Казахстану и России, в течение сезона родители будут вынуждены потратиться на сумму порядка 300 тыс. тенге. А чтобы поехать на многочисленные зарубежные турниры (где, собственно, и приобретается бесценный международный опыт,) нужно потратиться на еще более солидную сумму. Плюс стоимость формы (хоккейные коньки стоят в среднем 500 евро, а то и больше), клюшек высокого качества (стоит примерно 200 долларов плюс крюк на нее, который ломается раз 20 за сезон — 40 евро). То есть семья со средним достатком не сможет отдать своего отпрыска (возможно, весьма талантливого) в хоккейную секцию. Юношеский хоккей стал как бы элитным спортом.

В Казахстане известны юношеские команды «Торпедо-95» и «Казахмыс-95», которые спонсируются частными компаниями. Причем, за сатпаевской дружиной стоит корпорация «Казахмыс», которая обеспечивает хоккеистов от и до. Корпорация оплачивает поездки в престижные зарубежные турниры, и результат уже имеется: сатпаевцы — неоднократные призеры российских первенств и чемпионы страны.

«Торпедо-95», в борьбе, прежде всего с Новокузнецком и Новосибирском, защитившее звание чемпионов зонального первенства «Восточная Сибирь и Дальний Восток», также постоянный участник и победитель различных международных турниров. Причем команда в основном спонсируется индивидуальным предпринимателем. Эти два коллектива — будущая основа юношеской сборной, сохранение и развитие которых (как и остальных) насущно необходимо.

Пример юношей 1995 года рождения из «Казахмыса» и «Торпедо» — это исключение из правил. Большинство детских команд не могут себе позволить не то что участие в международных состязаниях — даже подать заявку в российские чемпионаты не могут в силу острой нехватки средств. Учитывая то, что расстояние до некоторых российских городов составляет сотни километров, легко посчитать дорожные расходы. Плюс питание и проживание.

Когда построят модуль?


Строительство крытых ледовых площадок для детей — еще одна большая проблема отечественного хоккея. Прошли те советские времена, когда во многих дворах жители домов с местной ребятней самостоятельно заливали «коробки», и мальчишки часами оттачивали, шлифовали хоккейные навыки до наступления темноты. Сейчас время диктует свои условия, которые гласят: необходимо строительство крытых площадок с раздевалками и желательно с искусственным льдом.

Эта проблема уже десятилетиями не может решиться в основной кузнице хоккейных кадров Казахстана — Усть-Каменогорске. Основная причина, по-мнению чиновников, — нехватка средств. Когда будет построен этот столь необходимый для Усть-Каменогорска хоккейный комплекс, не знает никто. Многие родители, ветераны спорта уже просто не верят в то, что когда-нибудь модуль будет построен.

Со схожими проблемами могут столкнуться те школы, которые будут созданы или только возникли (к примеру, в Атырау и Алматы). Особенно в тех населенных пунктах, где климатические условия не позволяют заливать открытые хоккейные коробки. Ведь занятия на льду, которые длятся час-полтора и проводятся три раза в неделю — явно недостаточно, для того чтобы юноша в полной мере овладел хоккейными навыками.

Белорусская модель


Примером, того, как надо относиться к хоккею, да и вообще к спорту, служит Беларусь. Страна, которая по уровню экономического развития уступает Казахстану, но в плане развития того же хоккея намного опережает нас. По всей стране строятся вместительные Ледовые арены, а хоккейные модули появились чуть ли не в каждом районном центре. Беларусь в прошлом году на достаточно высоком уровне провела юношеский чемпионат мира, а в январе текущего года — Матч всех звезд КХЛ. Самый вместительный Ледовый дворец находится в Минске. И несмотря ни на какие экономические кризисы, хоккей в Беларуси развивается, и во многом благодаря мощной поддержке государства.

Когда в октябре 2008 года Аскара Мамина избрали президентом КФХ, он в своей программной речи затронул и проблемы детско-юношеского хоккея: «…отдельный вопрос по материально-технической базе. Это строительство хоккейных кортов, открытых хоккейных коробок. Мы должны переложить финансовый груз по поездкам детей на спортивные соревнования с плеч родителей на плечи бизнеса, местных бюджетов, должны найти форму государственно-частного партнерства именно в этих вопросах…». Прошло уже почти два года, однако прогресса в этом вопросе не наблюдается. Нет программы развития всего казахстанского хоккея, не только детского. Если учитывать то, что детско-юношеский хоккей является источником пополнения фарм-клубов (а те свою очередь команд мастеров), то будущего у нашего хоккея при нынешнем подходе просто нет. А ведь и пропаганду здорового образа жизни никто не отменял.

Еще раз стоит заметить, что именно сейчас КФХ необходимо, в союзе с ветеранами хоккея, специалистами, тренерами и всеми заинтересованными лицами, разработать конкретный долгосрочный план спасения и развития нашего хоккея. И эту программу должно поддержать высшее руководство страны, ведь речь идет о здоровье нашего подрастающего поколения, у которого в жизни все меньше спорта, зато много сомнительных увлечений. И полноценно финансировать хоккейные школы должно прежде всего государство. Чтобы тренерам не приходилось, как это часто бывает, формировать составы команды под давлением родителей. И КФХ как орган, отвечающий за развитие хоккея в нашей стране, должен принимать меры и чувствовать, находить поддержку властей на всех уровнях. Хочется, чтобы руководство КФХ адекватно отреагировало на справедливую критику в их адрес, ведь на кону стоит вопрос: быть или не быть казахстанскому хоккею.
Автор: Ернур Саудегеров PROСПОРТ.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • Взгляд а если вопрос иначе поставить-Если отбросить Устинку от Казахстана узнает ли она о существовании чемпионатов мира?Назови мне хоть одного из нынешнего Торпедо кто смог бы поехать на ЧМ в составе так вами любимой России?Почему опять вам должны быть обязаны?А вы не обязаны КФХ?Благодаря ей вообще знаете что такое чемпионат мира и Олимпиада

    Ответить

    • 27 июня 2010, 17:17
    • 434 записи
    • 6227 дней на портале
  • Эта статья из разряда тех что пишут УК журналисты-переливают из пустого в порожнее одно и то же.Ну и соответственно УК публика рукоплещет!Главное суть выдержать-УК претисняют и денег не дают.Вот и все.У вас повторяю катки стоят незалитые а автор искусственный лед тут требует.Казахстан ребята это не только УК.Везде детишки достойны лучшего.

    Вы вот все тут такие радетели-что же статью никто не напишет что Казцинк не пекется о развитии хоккея в Казахстане,в очередной раз игнорируя ОЧРК и заявлясь в иностранную лигу?Ведь участие Торпедо в ОЧРК только добавит популярности турниру и соответственно интерес к хоккею в регионах!Что же вы об этом не пишите а только о том что вам якобы денег не дают?Вот лишнее доказательство что плевать вы хотели на остальной Казахстан.Вот и выискиваете в работе федерации недостатки,причем я заметил вы абсолютно не замечаете тех недостатков которые не касаются УК.Вот почему вообще федерация должна вам помогать-если вы ей ничем не помогаете?

    Ответить

    • 27 июня 2010, 17:12
    • 434 записи
    • 6227 дней на портале
  • Так а в чем суть то проблемы?Лично я вот так и не понял.То что проблемы есть мы прекрасно знаем-то что что то решается,что то нет мы тоже знаем.О чем статья-объясните мне?Для кого она?

    Ответить

    • 27 июня 2010, 15:44
    • 434 записи
    • 6227 дней на портале
  • Расскажу-В Караганде есть дворец спорта Акжолтай+сейчас строится еще более вместительный ледовый дворец!Это по твоему не успех?

    Ответить

    • 27 июня 2010, 15:04
    • 434 записи
    • 6227 дней на портале
  • Я согласен.Но неужели надо продолжать держаться за одну школу которая уже далеко не та?Опять надеется только на УК?Да будет нелегко-2 года 92 и 93 практически потеряны,но не все же сразу строится?Давайте не будем впадать в панику как автор судя по названию а просто немножечко потерпим.Ведь терпели же столько лет без надежд на будущее.А сейчас эта надежда есть и вместо того чтобы самих себя гнобить подобными статьями-надо настраивать людей на позитив да и самим что то делать а не только без толку сбивать пальцы о клавиатуры компьютеров.

    Ответить

    • 27 июня 2010, 14:30
    • 434 записи
    • 6227 дней на портале
  • Сейчас в меня наверняка начнут метать копья но вы уж извините но после прочтения статьи остается только одна мысль-Усть-Каменогорск опять просит денег!Я не спорю-они нужны,но как вы не поймете федерация сейчас делает все для развития хоккея в регионах а не как прежняя развивает хоккей только в Устинке.Чем дети Шимкента или Петропавловска хуже детей Усть-Каменогорска?И я считаю что это правильная позиция федерации.Ну а то что автор не видет в детском хоккее прогресса так эта проблема автора.Посмотрите на детские чемпионаты в Казахстане сезона 06-07 и на сегодняшние.Прогресс налицо.

    По поводу родителей и их денег-согласен это неправильно ведь в данном случае в хоккей смогут прийти только дети из обеспеченных семей.Но давайте посмотрим правде в глаза-а где сейчас родители не платят за детей в хоккее?В России?В Беларуси?В Европе?Да везде платят-такова сегодня жизнь.

    Раз уж затронули тему проблем в детском хоккее-почему автор не написал о том что же в Торпедо-2 делают игроки 88-89 года рождения?Ведь все они по определению должны быть либо в первой команде либо как большинство своих сверстников искать себе работу не занимая в молодежной команде места.Я ни в коем случае не говорю что они плохие игроки но есть множество их сверстников отчисленных которые играют не хуже.Но просто у них нет родственников так или иначе связанных с хоккеем.Разве автору не известны случаи когда из целого класса хоккейного в Торпедо-2 брали только одного(по чистой случайности сына тренера :)))

    И как у того же Акима может появится мысль тратить деньги на модуль если он каждый год видит по зиме незалитые катки?Например в центре города у стадиона Восток.Или Мамин должен приехать в УК купить шланг и лично залить каток?

    Насчет 20 крюков за сезон.Ну это даже обладателю самого сильного броска Здене Харе не под силу.А тем более детям.Они потому и стоят так дорого что они очень долго служат.Я вообще видел на сегодняшний день только 2 сломанных пера.Первое треснуло на морозе 30 градусов а второе разлетелось ударившись о борт и 2 игрока еще на него упало после этого довольно габаритных.

    И хватит уже на Россию,Беларусь с раскрытым ртом смотреть-там тоже не все отлично,но и в Казахстане все не так убого как на спорт.кз постоянно почему то хотят показать.

    Ответить

    • 27 июня 2010, 10:56
    • 434 записи
    • 6227 дней на портале