Уже год как бывший полузащитник «Кайрата» Али Алиев выступает в чемпионате Турции. Прошлой зимой Алиев первый из казахстанцев заиграл в турецком первенстве, став своего рода «первооткрывателем». Игрок подписал контракт с клубом первой лиги «Ризеспор», который в свою очередь отдал его в аренду в дружину первой лиги «Себатспор». Алиев хорошо проявил себя в новом коллективе, стал игроком основного состава, забил несколько голов, имел хорошие отзывы в прессе. Этим летом Али перешел в другую команду турецкого «второго эшелона» - «Эрджиеспор» из города Кайсери, принимавшую участие в текущем розыгрыше Кубка УЕФА. В конце декабря у футболиста выдался небольшой отпуск – закончился первый круг. Свободное время Алиев провел в Алматы…
Интересная система оплаты
- Пять месяцев я не был в Алматы, - начал Али. - Город не узнать, все так быстро меняется, строится. Надеюсь, что и наш футбол будет развиваться такими же темпами. Встретился с родными, близкими, друзьями. В общем, активно отдыхаю. 12 января начинается вторая половина чемпионата, первый матч мы проведем дома против «Диярбакырспора».
- Как состоялся ваш переход в новый клуб? - В «Себатспоре» я был на виду - забивал голы, в том числе и со штрафных («фирменный номер» Алиева. - Прим. авт.), и тамошним тренерам стало интересно, кто я такой и откуда взялся. Вот так я попал на карандаш менеджеру «Эрджиеспора». А когда закончилась моя аренда в «Себате», поступил звонок моему агенту и был предложен вариант с «Эрджиесом». Мы обсудили финансовые вопросы и ударили по рукам. Немаловажно, что мой нынешний клуб одна из старейших команд турецкого футбола. Имеющая солидную историю. В прошлом сезоне «Эрджиеспор» вылетел из высшего дивизиона, но сейчас полон решимости вернуться обратно. И состав был собран соответствующий. По подбору игроков и бюджету мы должны идти на первом месте, но не все получается так, как планировалось, и мы занимаем седьмую строчку, на шесть очков отставая от лидера - «Сакарьяспора», А ведь второй круг скоротечный. Если во время первой половины первенства есть надежда на оставшуюся часть чемпионата, то потом запаса нет. Президент нашего клуба провел собрание и сказал, что шутить с этим делом нельзя. Ходили разговоры, что собираются поменять руководство и тренерский штаб, но им решили дать еще один шанс. В элиту выходят три команды: две лучшие напрямую, а коллективы, занявшие места с третьего по шестое в переходном турнире, определят еще одну. «Сакарьяспор» и «Антальяспор», как и мы в прошлом году, выступали в высшей лиге и сейчас занимают две верхних строчки. А наша команда, к сожалению, отстала. Может быть, это связано с тем, что мы рано начали подготовку к сезону из-за Кубка УЕФА. Мое личное мнение - команде нужна свежая кровь и дополнительная финансовая стимуляция. Президент сказал нам, чтобы выйти в «вышку», необходимо иметь 68 очков. Мы набрали 26. То есть за 17 туров надо набрать 42 балла.
- Вы уже год в турецком футболе. Можно отметить его сходства и отличия от футбола казахстанского? - Сразу хочу сказать - у нас очень много талантливых игроков. Выступление сборной - тому доказательство. Но мы сильно отличаемся в плане инфраструктуры и самой психологии. Когда я попал в «Себатспор», то первый месяц чувствовал себя, как в сказке, просто получал удовольствие от быта, от того, что окружает футболистов. Теперь я перешел в «Эрджиеспор» и шагнул на новую ступень. Повторюсь, у него богатая история. База и материальные условия - супер. Голова ни о чем не болит. Когда ко мне Б гости приезжал братишка Пиралы, то всему удивлялся. Я сказал ему, что так и должно быть, к примеру, за тебя должны стирать форму, а не ты сам. А нашим игрокам самим приходится это делать. У людей разные характеры - кто-то почистит свою форму, а кто-то просто высушит и наденет снова.
- Вы неоднократно говорили, что очень хотите выступать за сборную. За это время не было предложений от Пайперса? - К сожалению, нет. А самому обращаться - это не по мне.
- Сколько матчей сборной вам довелось посмотреть? - Ни одного. Даже исторической встречи «Казахстан - Сербия». Только следил за новостями по интернету. Единственная игра, отрывки которой я наблюдал, - это товарищеский матч против китайцев (февраль прошлого года). Его я смотрел по китайскому каналу, транслируемому в Турции.
- Не буду спрашивать сумму, но ваша нынешняя зарплата выше в сравнении с доходами в «Кайрате»? - Не скажу, что намного, но превышает. Вообще «Кайрат» 2004 года по своему бюджету подходил к среднеевропейскому клубу. Конечно, я не говорю про Испанию или Англию, но той же Турции он вполне соответствовал. У нас были чартерные рейсы, на выезде мы останавливались в хороших отелях и так далее.
- А какова система оплаты в Турции? - Как и везде, есть подъемные. Допустим, из ста процентов суммы сорок получаешь сразу, а остальная часть расписана на игры. Такой подход в Турции внедрили лет восемь назад из-за африканских и балканских легионеров. Зачастую случалось, что футболист подписывал контракт, где была указана гарантийная сумма, а затем по той или иной причине не играл. Насколько я знаю, это новшество ввел президент «Генчлербирлиги». Если игрок регулярно выходит на поле, то он получает все деньги. В случае травмы - половину. Ну, а если он сидит на лавке, то не получает ничего. Мне это тоже интересно - с такой системой я столкнулся впервые! Она коснулась и меня – я дважды травмировал заднюю мышцу, четыре тура не играл, и мне заплатили только за два. Но, конечно, есть и исключения. В «Фенербахче» выступает знаменитый Роберто Карлос. Таким именам гарантированы немаленькие деньги. Иначе бы он не приехал.
- А что скажете насчет премиальных? - Перед каждым матчем к нам заходят президент и представитель спонсора и озвучивают сумму премиальных, к примеру, три тысячи долларов каждому. Также они могут зайти во время перерыва и поднять сумму. А если мы проиграем кому-нибудь в родных стенах, то нас, наоборот, штрафуют. Вообще президенты клубов в Турции обязательно присутствуют на всех домашних матчах команды. Какое бы у них ни было плотное расписание, на игру они прийти обязаны. Это знак уважения. К тому же быть спонсором - это престижно. Для инвесторов футбольных клубов существуют большие налоговые скидки. Вот наш спонсор - сахарная фабрика – не платит налоги городу, вместо этого он отдает деньги клубу.
- Вы игрок основного состава? - Да. В общей сложности я провел десять матчей, а если бы не травма, то было бы больше. В этом году я так настрадался. Раньше смотрел на коллег и думал, как можно так часто получать повреждения, а теперь сам с этим столкнулся. Возможно, это связано с усталостью - ведь если посчитать мой последний сезон в «Кайрате», то я, по сути, выступал полтора года без перерыва. К тому же перестраивался на непривычную систему «осень-весна».
- Действуете на привычной позиции... - В центральной зоне. Никак не удается забить голы со штрафных - злой рок какой-то. Сам себе удивлялся, как можно промазать с 1б-ти метров? Все время забивал, а теперь не получается. Ждал вызова в сборную, а когда не получил приглашения, то надломился. Со мной на эту тему беседовал один из тренеров команды. В Турции выступать за сборную - это огромный стимул для футболиста, ведь помимо всего прочего иметь игрока национальной команды - это большой почет для клуба. Принято, что после матчей главной команды страны в клуб приходит факс с благодарностью за физическую готовность игрока...
- Вы разговаривали с президентом клуба тет-а-тет? - Это случилось в тот момент, когда я находился в подавленном состоянии. Просто ушел в себя. И президент предложил мне вместе поужинать. Собрались, поговорили. Я объяснил ему всю ситуацию. Но ни слова не сказал о сборной. Что интересно, у него женя - композитор, и она в свое время приезжала в Астану. Спросила меня о Казахстане, о том, какие произошли изменения.
- С какой турецкой командой вам пришлось тяжелее всего в этом сезоне? - Наверное, с «Антальяспором». Мы им дома уступили со счетом 0-2. В «Антальяспоре» собран очень сильный состав, который позволяет решать задачу по выходу в высшую лигу. После той игры мне сильно досталось от тренера, у нас был очень жесткий разговор. Я не реализовал два стопроцентных момента: не забил гол со штрафного и плохо замкнул прострел. Побоялся подставить голову, мяч опустился мне на грудь, я ударил - и голкипер взял этот мяч.
Клубы – гордость городов
- Кайсери расположен в самом центре страны, - рассказывает Алиев. - Это промышленный город, находится в 2 часах езды от Анкары и в 2 часах от Эгейского моря. Гористая каменистая местность, где много памятников истории. Есть крепости. Там очень развит туризм.
- С казахстанскими туристами встречаться не доводилось? - К сожалению, нет. Приезжают в основном японцы, англичане, из СНГ же были только украинцы из Симферополя. Зато в Трабзоне познакомился с нашими студентами, постоянно поддерживаю с ними связь.
- А с футбольными командами Казахстана, которые в массовом порядке выезжают в Турцию на межсезонье, сталкивались? - Когда недавно туда прилетел «Кайрат», созвонился с Илюхой Юровым, Вахидом Юнусовичем (Масудовым. - Прим. авт.). Мы встретились, пообщались.
- Обратно не звали? - Звали. Но считаю, что рано. Если почувствую себя лишним в Турции, то вернусь. Чем смогу, помогу. Разговор коснулся больной для нынешнего «Кайрата» темы. И ветеран народной команды высказал по этому поводу свое мнение.
Разговор коснулся больной для нынешнего «кайрата» темы. И втеран народной команды сказал по этому поводу свое мнение. - Нет соответствующей рекламы, раскрутки клуба. Как бы вам объяснить... Вот в Турции в каждом городе есть своя футбольная команда. И город очень дорожит своим клубом, причем неважно, в какой лиге он выступает. Ведь победа команды - это радость для всего города. Ладно, «Кайрат» покинули игроки, и я в том числе, но ведь само название «Кайрат» осталось. С такими деньгами, которые крутятся в городе, можно запросто содержать приличный коллектив. Считаю правильным, что главным тренером в команду пригласили именно кайратовца. Вахид Юнусович может найти такие слова, что игрок побежит без всяких денежных посулов. Он хороший психолог.
- В последнее время в Казахстане началась борьба с «договорниками». Как с этим обстоит дело в Турции? - Там это тоже есть. Но, конечно, в открытую никто ничего не говорит. Потому что если это всплывет, скандал будет грандиозный. Однако ваши коллеги иногда затрагивают данную тему. Очень странный матч провел с одной командой «Фенербахче». Встреча «Бешикташ» - «Трабзонспор» тоже была из разряда «странных. «Трабзон» у себя дома вел со счетом 2:0, а такой гандикап на его поле отыграть практически невозможно. Но «Бешикташ» забивает три мяча. Все начали тщательным образом просматривать кассту с записью игры, искать повод. Но я еще не встречал, чтобы в газете было прямым текстом написано, что такой-то матч был договорным.
- В вашей команде присутствуют легионеры из СНГ? - Нет. Если я не ошибаюсь, на всю лигу помимо меня есть только один футболист с постсоветского пространства - голкипер молодежной сборной Азербайджана. Мы с ним созванивались, но у него тяжело с русским языком.
- Вы оказались в Турции, Давид Лория - в Швеции. Лория как-то сказал нам, что наши футболисты достойны играть в Европе... - Полностью с ним согласен. Это касается и тренеров тоже. Огай доказал свою состоятельность, Гороховодацкий доказал.
- Кстати, чем отличаются тамошние наставники от наших? - В Турции тренеры довольно сильно зависят от акционеров и руководства клуба. Они не могут просто так купить того или иного футболиста, игрока обязательно должен посмотреть человек, который дает деньги. Так что «поймать откат» с игрока турецкому тренеру очень тяжело.
Агрессивные турки
Хотя «Эрджиеспор» по итогам прошедшего сезона и вылетел в первый дивизион, он все же вышел в финал кубка, где лишь в овертайме уступил «Бешикташу». Это обстоятельство позволило команде сыграть в Кубке УЕФА. Пройдя в отборочном раунде «Маккаби» из Тель-Авива, «Эрджиеспор» вышел на мадридский «Атлетико». Противостояние с испанским грандом вылилось в 0:9 по сумме двух матчей.
- С израильтянами нам подфартило, - говорит Али. - В первом матче на выезде мы сумели сыграть вничью. Приезжаем домой. На первой же минуте их центральный защитник допускает ляп, «Маккаби» пропускает гол, и им нужно было забивать два мяча. Потом они сравняли счет. Но мы их дважды поймали на контратаках и вышли в основной раунд.
- Но пройти «Атлетико» вам не удалось. - А что вы хотите? Это третий клуб Испании. Когда мы приехали в Мадрид на стадион «Висенте Кальдерон», то как будто оказались на другой планете. Например, я в первый раз в жизни слышал, чтобы в раздевалке звучала техномузыка. Аббьяти (голкипер «Атлетико») смотрел какой-то фильм. Что тут сказать? Это большой клуб, испанцы вышли на поле, «поставили» нас, забили четыре мяча в Мадриде, пять в Кайсери. Захотели бы забить шесть, сделали бы и это. Меня очень сильно впечатлил Форлан. Человек, который играет в два касания. Забил два гола, создал кучу моментов. И даже не вспотел. У Хосе Антонио Рейеса... У него высочайшая культура паса, и если он отдает передачу, то она обязательно найдет адресата.
- А за выступлениями наших команд в Европе следили? - Обязательно. Порадовал «Тобол». Ребята, действительно, здорово подняли рейтинг казахстанского футбола. Многие игроки в Турции делают ставки в букмекерских конторах. А про «Тобол» мало кто знал. Подходили ко мне и спрашивали, можно ли делать ставку на эту команду? Для турок чемпионат Казахстана, как для нас чемпионат Китая - неизвестность. Я советовал ставить на «Тобол» в домашних матчах. А он выигрывал и в гостевых...
- Разговаривали на эту тему с одноклубниками? - Разговаривал. И не только про «Тобол», но и о сборной тоже. Счиаю, что у Пайперса есть везение. Оно сопутствует только порядочным, хорошим людям. Пайперс - порядочный. Гус Хиддинк - порядочный. И из-за этого Хорватия обыграла Англию и дала путевку России. Плохие люди не знают фарта...
- Как в Турции обстоит дело с болельщиками и фанатскими движениями? - Очень хорошо. В клубе на это есть даже отдельная статья расходов. В каждой команде присутствует штатная единица, которая отвечает за работу с болельщиками. На все выездные матчи выделяются автобусы. И это первая лига.
- Банальный вопрос: автографы давать приходилось? - Да. Не буду хвастаться, но считаю, что за короткое время сделал себе определенный имидж. Меня узнают те же портье в гостиницах или официанты в ресторанах. Причем узнают меня больше по выступлениям за «Себатспор». В Стамбуле находился Диас Камелов, и когда узнали, что он из Казахстана, то его спросили: «Али Алиева знаешь?» Турки следят за футболом своей страны. 80-миллионная страна не имеет легкоатлетов, пловцов, но зато настолько больна футболом, баскетболом, волейболом, что это просто неописуемо. Вообще, я хочу «пробить окно» для наших ребят. Мой пример показал, что дорога открыта. Сейчас пытаюсь устроить Мурата Суюмагамбетова, уже разговаривая с ним на эту тему, также хочу устроить братишку. Им не надо тратиться на отели, пусть живут у меня. Помогу во всем. После наших поражений сборной Турции в отборочном цикле ЧМ-2006 - 0:4 и 0:6 – мы для них мало что представляем в футбольном отношении. Но когда они стали узнавать, что подписан контракт с игроком из Казахстана, то рынок стал открываться. Первая турецкая лига такая же трудная, как и первый дивизион России, даже еще тяжелее, потому что существует языковой барьер. Даже я, находясь год в Турции, порой не могу понять, чего от меня хотят, слова разбираю, а смысл - нет.
- Если не касаться футбола, то какой в Турции менталитет? - По большему счету европейский. До своего приезда я думал, что в стране сильно развиты исламские традиции, но оказалось, что только четверть населения живет по этим канонам. Сказывается большое количество туристов.
- Соответствует ли действительности стереотип о турках как о горячем народе? - В полной мере. Много агрессивных, вспыльчивых людей. Это касается и футбола. Турецкие болельщики в этом плане схожи с итальянскими. И турки очень недолюбливают англичан.
- Особенно после памятного матча «Галатасарай» - «Лидс», когда в Стамбуле зарезали двух английских фанатов? - Я даже был на той улице, где это произошло, район называется Таксим. Англичане, наверное, не подозревали, что нарвутся на таких же агрессивных людей. Я не заявил о себе в сборной, да и в международных матчах «Кайрата» в основном выходил на замену. Но в то же время зацепился за европейский чемпионат. Немного даже горжусь этим. Но я себя еще не реализовал. Мой агент предложил мне один вариант в Австрии, но хочу довести до конца начатое в Турции дело – хотя бы выйти в высший дивизион, - закончил Алиев.
...или войдите через аккаунт соцсети