Как прекрасно знают казахстанские любители футбола, национальная сборная нашей страны, бьющая под руководством россиянина Александра Бородюка рекорды неудачных выступлений в своей истории, определена, согласно демонстрируемым ею результатам, в дивизион D Лиги Наций УЕФА — низший в будущем соревновании.
Необходимо отметить, что в нашей национальной футбольной Федерации этому факту, похоже, только рады — ведь, как было озвучено на ежегодной Конференции организации ее номинально первым руководителем, теперь у нас появится реальный шанс пробиться в финальный турнир чемпионата Европы. Блажен, кто верует...
Да, мы прочно обосновались сейчас в компании европейских «футбольных карликов», только вот национальные дружины этих стран неустанно прогрессируют, в то время как главная футбольная сборная Казахстана в течение 2017 года откровенно деградировала... Спасибо руководству теперь уже КФФ и иностранному кормчему команды Александру Бородюку.
Радоваться нам, действительно, нечему. Даже в противостояниях с пресловутыми «карликами» мы отнюдь не выглядим уже фаворитами. Скорее, — наоборот...
Одной из тех сборных, с которыми может встретиться национальная дружина нашей страны в первом турнире Лиги Наций УЕФА, является команда Мальты. Совсем недавно у мальтийцев сменился рулевой — после того, как команда набрала только 1 очко в отборочном турнире чемпионата Мира-2018, пост ее главного тренера покинул итальянец Пьетро Гедин, а его место занял бельгиец Том Саинтфит, потрудившийся ранее во всех, кажется, уголках планеты. Если принимать во внимание только национальные сборные, то данный специалист возглавлял команды Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Южной Америки. Последним местом работы бельгийца до Мальты была главная дружина Тринидада и Тобаго.
Корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz решил пообщаться с наставником нашего вероятного соперника, чтобы попытаться понять, может ли сборная Казахстана в своем нынешнем состоянии конкурировать с таким оппонентом.
— Том, поздравляю Вас с приходом на пост главного тренера национальной сборной Мальты! Чем Вас заинтересовал такой вариант продолжения тренерской карьеры?
— Я всегда стремился к тому, чтобы руководить одной из европейских национальных сборных. С 2010 года у меня налажен хороший контакт с президентом Мальтийской футбольной Ассоциации, мы оставались на связи, я следил за выступлениями главной команды этой страны. В начале нынешнего года я получил предложение от МФА привнести в сборную Мальты новые идеи и свое видение футбола. Счастлив, что приступил на позапрошлой неделе к выполнению данной задачи.
— Можно узнать, на какой срок заключен Ваш контракт? Какие задачи поставило перед Вами руководство мальтийского футбола?
— Мы договорились о контракте до конца 2019 года — трудовое соглашение завершится по окончании отбора на чемпионат Европы-2020. После того, что демонстрировалось в последние годы, мальтийцам нужны новые идеи, долгосрочное видение и более атакующий футбол, чтобы попытаться выигрывать матчи. Моя работа также будет включать в себя помощь в общем развитии футбола в стране — например, обучение тренеров, развитие молодежи, академий и школ, скаутинг... Я буду влиять на будущее всего мальтийского футбола. Наша задача ясна — играть лучше, чем в последние годы, в более наступательной манере.
— Сборная Мальты набрала в отборочном турнире чемпионата Мира-2018 1 очко, национальная дружина Казахстана — 3. Как Вы думаете, — это команды одного уровня?
— Честно говоря, я был потрясен, видя слабые выступления сборной Казахстана. Я наблюдаю за этой командой уже много лет — с тех пор, как посмотрел два товарищеских матча казахстанской дружины на Фарерских островах в 2003 году. Слежу и за клубным казахстанским футболом, и за выступлениями ваших сборных. За последние 10 лет клубы вложили очень много средств в свое развитие. Я считаю, что с таким населением, хорошей инфраструктурой и, прежде всего, качественными игроками Казахстан был в состоянии сделать то, чего добились Латвия в 2004 году, Венгрия и Исландия в 2016-м, — отобраться на чемпионат Европы. У этих стран потенциала не больше, чем у Казахстана. Я считаю, что с правильными планом развития и стратегией, тем более — сейчас, со стартом такого турнира, как Лига Наций УЕФА, такая страна, как Казахстан, должна претендовать на участие в чемпионате Европы!
— Наша национальная команда может оказаться соперницей сборной Мальты в группе Лиги Наций УЕФА. Как Вы думаете, для вашей дружины Казахстан будет хорошим вариантом, желаемым оппонентом?
— В нынешней ситуации, зная, что у Казахстана 20 миллионов жителей и хорошая профессиональная лига по сравнению с 450 тысячами человек на Мальте, 40% игроков национальной сборной которой не являются профессионалами, имея параллельно другие места работы, я считаю, что казахстанская сборная выше уровнем, чем мальтийская. В футболе все возможно, но, в целом, Казахстан сильнее.
— Что Вы знаете о национальной сборной Казахстана, о нашем футболе в целом?
— Как я уже говорил, внимательно следил за казахстанским футболом с 2003 года. Видел матчи национальной сборной и клубных команд в прямом эфире. Конечно, с огромным интересом наблюдал за вашей главной командой, когда во главе ее стояли тренеры Пайперс и Шторк. Мне импонирует физическая сила казахстанских игроков в сочетании с хорошими техническими навыками и смешением европейского и азиатского влияний. Это похоже на Узбекистан в Азии, где данную страну можно отнести к восьмерке сильнейших в футболе на континентальном уровне, чья сборная регулярно участвует в финальных турнирах азиатских чемпионатов. Я считаю, что Казахстан обладает схожими качествами и потенциалом — возможно, даже более высокими, благодаря многолетнему опыту выступлений в европейском футболе как клубов, так и национальной сборной. Мне нравится их стиль и потенциал.
— Руководство Казахстанской Федерации футбола не ставит перед главным тренером национальной сборной нашей страны никаких турнирных задач. Как Вы считаете, — это нормально?
— Не могу судить об этом, так как не знаю их внутренних взаимоотношений и целей, но считаю, что каждый тренер и игрок должны стремиться к самым высшим достижениям, к отбору в финальные турниры чемпионатов Мира и Европы, — такой должна быть внутренняя мотивация каждого настоящего спортсмена!
— Вы работали с национальными сборными Намибии, Зимбабве, Эфиопии, Йемена, Малави, Того, Бангладеш, Тринидада и Тобаго... Было ли где-нибудь, чтобы руководство национальной футбольной Федерации не ставило перед Вами никаких турнирных задач?
— Много раз случалось, что когда национальная сборная была неэффективна, местной футбольной Ассоциацией мне поручалось вернуть хорошие результаты. Чем я и занимался большую часть времени. В большинстве стран ставится задача преодолеть отборочный турнир — но не во всех.
— На Мальте менее полумиллиона человек населения, это островное государство, где слишком мало места для футбольных полей. Казахстан — огромная страна с почти 20 миллионами жителей. Почему же, по Вашему мнению, футбол у нас развивается столь слабо?
— Опять же, — я не могу судить об этом, потому что не знаю досконально того, что происходит. Но считаю, что у вас нужно изменить стиль работы, может помочь новый импульс футбольной культуры с хорошей программой развития на длительный срок и результатом, на который должен быть ориентирован тренер в краткосрочной перспективе. Вашей сборной необходимо стремиться попасть на ЕВРО-2020 или следующий ЕВРО-2024, уверенно выступать в Лиге Наций УЕФА. Это вполне реалистично для Казахстана, я считаю.
— Руководство мальтийского футбола уже поставило перед Вами задачу в Лиге Наций-2018? Как считаете, насколько это, вообще, реально, — выйти из дивизиона D Лиги Наций в финальный турнир чемпионата Европы?
— Моя задача в краткосрочной перспективе — изменить футбольный стиль, это будет связано с взлетами и падениями. Говорить о возможности участия в финальном турнире ЕВРО-2020 слишком рано — у нас нет профессиональной лиги и мало игроков-профессионалов. Но я считаю, что если мы будем хорошо развиваться и делать правильные шаги вперед, то должны будем стремиться получить право выступить на ЕВРО-2024 через Лигу Наций!
...или войдите через аккаунт соцсети