21 мая 2007 (08:32)Трава не расти

Для капитана футбольного клуба «Алма-Ата» и игрока национальной сборной Казахстана новый год начался просто ужасно. На первом предсезонном сборе в Турции Андрей Травин получил очень серьезную травму. Сначала медики надеялись на то, что до хирургического вмешательства дело не дойдет. Но, как выяснилось позже, у футболиста повреждено более 50% крестообразной связки. Пришлось ехать в Германию на операцию.
– В марте в Германии мне сделали операцию на крестообразных связках – теперь уже в течение двух месяцев я без футбола, – рассказывает Травин. – В скором времени в Мюнхене мне предстоит пройти обследование, после чего будет ясно, как скоро я вернусь в большой футбол.
Андрей наблюдает за игрой своей команды со зрительских трибун – сегодня ему нет места даже на скамейке запасных. Рядом с ним его жена, дети.
– Теперь мы очень часто всей семьей ходим на футбол. Когда-то я приучил к этому жену, ей нравится. Теперь азы футбольного боления познают и дети.
По футболу Андрей очень сильно скучает, так же, как и по своей команде. Правда, во сне футбол пока не снится.
– Недавно читал интервью Абзала Жумабаева – он все играет во сне. Я этим не страдаю – наверное, уже не так молод.
– А правда, что вы остались без футбола как минимум на полгода?
– Да. Это так. Но все-таки надеюсь, что концовку сезона я зацеплю и смогу помочь команде в последних решающих матчах. Мировые специалисты из мюнхенской клиники знают свое дело – к их услугам прибегали многие известные футболисты. К примеру, в мое присутствие курс реабилитации там проходили футболисты московского ЦСКА – Карвалью, Олич. Меня сразу заверили, что крестообразная связка обычно заживает в течение девяти месяцев, но бывают и исключения. В «Алма-Ате» меня даже не заявили на первый круг. Но самое обидное – я пропускаю Кубок УЕФА.
– Иногда для тренера пропустить девять месяцев – это полезно. Что же теряет за это время футболист?
– Это просто потеря формы. Представляете, вас сегодня на год отстраняют от вашей работы, а потом заставляют делать все на прежнем уровне. Как тяжело будет вкатиться в прежний график – всегда проще разрушить, чем построить.
– В последнее время вы были завсегдатаем в составе национальной сборной. Сегодня же на ваше место опорного полузащитника идет серьезная конкуренция. Эти месяцы отсутствия в футболе серьезно повлияют на ваше место в главной команде страны?
– Я готов к конкуренции и буду стараться изо всех сил, чтобы вернуться к прежним высотам, на которых я был, а может быть, добиться и большего.
– Матч с Сербией вы смотрели?
– Тогда я только прилетел с операции и смотрел игру по телевизору. Был очень рад за наших ребят. Некоторым из них я даже позвонил и поздравил. Мы шли к этой победе очень долго и заслужили ее.
– Вы играли под руководством двух голландских наставников – в клубе с Антониусом Йоором, в «националке» с Арно Пайперсом. Уместно ли между ними сравнение?
– Различия на самом деле не очень большие. Оба голландца требуют большего контроля мяча, только схемы у них разные. Йоор весь прошлый сезон играл с расстановкой 4-4-2, а Пайперс старается конструировать игру в троих нападающих, хоть и номинальных. Тренировки мне просто сравнивать не этично.
– Главный совет, который дал вам Антониус…
– Ты играешь в середине поля и тебе не нужно распыляться по всем направлениям. Ты должен отвечать только за свой участок зеленого газона.
– Во время матча сразу бросается в глаза, что Пайперс более эмоционален нежели Йоор. А что происходит в раздевалке, когда встреча складывается неудачно?
– В перерыве все в точности до наоборот. Йоор, видимо, копит все эмоции на скамейке и потом бушует в раздевалке. Пайперс эти эмоции выплескивает сразу и в перерыве больше советуется с тренерским штабом.
– Первый матч «Алма-Аты» под руководством голландского наставника в 2005 году принес команде первую волевую победу над темиртауским «Болатом». И именно тогда зрители поверили, что клуб останется в высшей лиге. Когда вы забили гол со штрафного с трибун послышалось: «настоящий капитан»…
– Болельщикам, наверное, виднее. Мне, конечно, приятно это слышать. Но, с другой стороны, в том моменте я мог бы и не забить. Матч мы тогда вытащили действительно почти безнадежный («Алма-Ата» проигрывала 0:2, но в итоге праздновала победу 3:2), и в этом заслуга всей команды.
– Капитан на поле является ли капитаном в жизни?
– Сегодня взглядом со скамейки запасных мне приходится видеть многое. Конечно, молодым ребятам я стараюсь помогать, что-то подсказывать. Но, с другой стороны, сейчас мне сложно достучаться до некоторых из них. Человек должен своим примером показывать, как нужно поступать. Что я могу сделать сегодня? На поле я выйти не смогу. А на старых заслугах многого не добьешься.
– А можете вспомнить свой самый главный урок, который вы преподали молодому поколению?
– Наверное, в прошлогодней игре в Павлодаре, хоть мы ее и проиграли. Не хотелось бы себя хвалить, но в тот день пришлось отработать за себя и половину команды. Я в каждом матче старался зарядить ребят своей энергией – не всегда, правда это получалось, да и иногда у меня на поле были не самые лучшие выступления.
– С приходом «Алма-Аты» в большой футбол в Алматы появилось понятие «южно-столичное дерби». Кайратовские болельщики вашу команду считают одним из главных соперников. А кто таковым сегодня является для «Алма-Аты»?
– Действительно, в 2005 и 2006 годах противостояние с «Кайратом» для нас было главными играми года. Мы во что бы то ни стало старались отобрать очки у наших соседей по Центральному стадиону – и это у нас получалось. В этом году все немного по-другому. «Кайрат» сейчас переживает не самые лучшие времена, и уровень битвы рассматривается по-иному. Дерби как такового не получилось. Но, думаю, во втором круге наши оппоненты решат свои проблемы, и оно обязательно состоится.
– Болельщики «Кайрата» очень ревностно относятся к своей команде, а болельщиков «Алма-Аты» они называют нашей слабой аудиторией…
– Соглашусь, что у нас их не так много. Но и во всем Алматы настоящих любителей футбола также не огромные полчища. Тот же «Кайрат» не может похвастаться большим количеством. Это особенность нашего города. Но нашим болельщикам хочу привести в пример регионы – футбольные города Костанай, Актобе, где набиваются полные стадионы. В Костанае сезонные абонементы уходят в лет – нам о таком приходится только мечтать. Согласен, что на периферии болеют легче – у них там намного меньше развлечений. Но и нам нужно брать с них пример. Играть без зрителей и со зрителями – это две разные вещи. Проблема состоит в том, что большинство болельщиков требует результат незамедлительно – никто не хочет выдержать паузу. Сегодня команда выиграла – поддержим, проиграла – только критикуем и не ходим на стадион. Меня поражают некоторые люди, которые критиковали нашу сборную после проигрыша финнам. Мол, в советские времена, в 50-е годы, мы с ними разбирались под орех, а сегодня и вничью сыграть не можем. Тогда в Финляндии в футбол-то особо не играли, а сегодня их многие игроки участвуют в английской премьер-лиге. У нас же только один Карпович за пределами Казахстана. Перейти в УЕФА и сразу все выигрывать – такое бывает только в сказках…
– А вы в сказки верите?
– Если честно, то с возрастом все реже и реже.
– Победа над сербами – это сказка?
– Нет, это большой труд, в процессе которого было отдано много пота и крови.
– Два с половиной неполных сезона Антониуса Йоора в клубе – это три разные команды?
– Первый его сезон «Алма-Ата» получила огромный эмоциональный всплеск и сохранила прописку в вышке. Тогда мы играли на каком-то кураже. В прошлом – игра у нас получилась закрытая, мы больше играли от обороны и на контратаках. В этом году Йоор пытается наладить атакующую игру, и я вижу, что многое не получается, команда играет не в зрелищный футбол.
– Многие проблемы команды связывают с отсутствием Андрея Травина…
– Мне сложно об этом судить. Единственный способ проверить – как можно раньше выйти на поле.
– Такая команда в Кубке УЕФА может рассчитывать на положительный исход?
– Будет очень тяжело – об этом говорят не только специалисты, но даже рядовые болельщики. Многие позиции нужно усиливать, по-особому настраивать ребят.
– В заявочном листе алматинского клуба значится бразильский футболист. Вы его хоть раз в глаза видели?
– (смеется) Сам удивился, когда об этом узнал. Вроде с ним уже была договоренность, но в итоге он почему-то не приехал.
– В прошлом году вокруг «Алма-Аты» витала масса нехороших настроений – кубковая встреча с «Иртышом», странный матч с «Актобе». Приходилось ли вам как капитану команды разговаривать с ребятами по-особому, как-то по-другому их настраивать?
– Приходилось, не скрою. С кем-то из них даже достаточно жестко.
– А на основе чего?
– На почве самоотдачи на поле, как люди проявляют себя. Говорил им: «Соберитесь, болельщики пришли на вас смотреть».
– Понятно, что в этом нельзя винить лишь одну «Алма-Ату», но приятно вам выигрывать именно такие матчи?
– Хотелось бы побеждать в честном бою, чтобы потом не говорили всякое. Лично я предпочитаю проиграть, чем так выиграть.
– Небезызвестно, что одним из спонсоров клуба является известный в стране пивной бренд. Правильно ли то, что в прессе появляются интервью руководства вашего клуба, где говорится, что пива нельзя бояться. Не кажется ли вам – это чистая пропаганда алкоголя?
– А у «Ливерпуля» сколько лет официальным спонсором является пиво «Карлсберг». Я считаю – ничего плохого в этом нет, что пивная компания вкладывает деньги в развитие футбола. Это личное дело каждого человека: пить или не пить.
– А вы сами пиво пьете? И случайно не спонсора вашего клуба?
– Выпиваю, не скрою. Пиво – очень хороший напиток. Правда, выбираю марки иных сортов.
Леонид Юрьев, Николай Жданов
"Мегаполис"
...или войдите через аккаунт соцсети