...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


28 октября 2007 (15:49)

Целая жизнь в спорте

Целая жизнь в спорте - Для игроков алматинского “Кайрата” 50-60-х годов Казахская железная дорога создавала все условия. Мы одевались в цивильные костюмы - страшный дефицит в то время, получали квартиры и всегда были на виду - народ нас носил на руках, - вспоминает защитник “Кайрата”, судья республиканской категории Сайлаубек Есимбеков, возглавлявший на протяжении 20 лет каток “Медеу”

Всю жизнь он провел в спорте: как футболист, судья и чиновник. Свою спортивную карьеру начал студентом Алматинского зооветеринарного института, когда учитель физкультуры увидел в молодом пареньке незаурядного спринтера. Есимбеков начал бегать сто метров и довольно успешно - почти выбегал из 11 секунд, что тогда являлось очень хорошим результатом. Затем его переманили в футбол. Вскоре из институтской команды Есимбекова забрали в “Кайрат”, где Сайлаубек выступал бок о бок с Ордабаевым, Лисициным, Байшаковым, Ищенко... Многих из них уже нет в живых.
После окончания карьеры футболиста Есимбеков стал судить матчи чемпионата Союза и заработал репутацию профессионального, а главное, честного судьи. Его стали называть Звездой Востока за объективность и последовательность в принятии решений.
Отсудив свое, Есимбеков работал в Федерации футбола Казахстана. Именно при нем в “Кайрате” появились такие игроки, как Владислав Маркин, Серик Бердалин, Анатолий Дышленко и другие.
А потом он, как сам говорит, ушел в горы - на Медеу. Причем он не очень хотел заниматься этой работой, но партия сказала - надо. Так Сайлаубек Есимбеков стал директором всемирно известного катка “Медеу” и остался на этом посту на 20 лет. Но футбол не оставлял. Входил в исполком Футбольной ассоциации футбола, и сейчас он внимательно следит за спортивной жизнью Казахстана.



“Кайрат” сегодня
и в 50-е


- То, что сейчас происходит с алматинским “Кайратом” (“Кайрат” занимает предпоследнее место в чемпионате Казахстана), не укладывается в голове, - делится своим мнением Есимбеков. - Сегодня в “Кайрате” серые игроки, которые играют в серый футбол, за редким исключением. Причем я не вижу мотивации у футболистов показывать настоящий футбол. Иногда я прихожу на стадион, но без боли не могу смотреть на то, что творится на поле. Отсюда и низкая посещаемость - на “Кайрат” приходят 500-600 человек.
- Сайлаубек Есимбекович, расскажите, как все было в 50-х.
- В середине 50-х в Алматы на месте барахолки построили Центральный стадион. Это был один из лучших стадионов в Союзе с зеленым полем. На его открытие приехали команды ЦСКА (Москва), “Зенит” (Петербург), играли у нас и сборные Китая и Японии. Атмосфера на Центральном была ажиотажная. Экономика поднималась, жизнь начала налаживаться, все заводы-фабрики работали, торговля оживилась. Народ изголодался по спорту и футболу и повалил на стадион. Ни один матч (!) на Центральном не прошел при полупустых трибунах. В те времена милиция работала очень четко, и никаких эксцессов никогда не было. Как раз в то время появилось телевидение - матчи чемпионата регулярно показывали “по ящику”, а сейчас не всегда игру сборной Казахстана можно увидеть по телевизору. В газетах начали появляться репортажи с футбольных матчей. Это было хорошее и интересное время. Ну а нас, кайратовцев, носили буквально на руках. Мы хорошо одевались, получали зарплату, квартиры. Многим, чего я добился в жизни, обязан футболу.
- Ваше мнение об игре сборной Казахстана с Португалией?
- Казахстан и Португалия - абсолютно разные команды. Португалия - это европейская Бразилия. Многие бразильцы получают гражданство Португалии, например, Деку из “Барселоны”, и выступают за эту сборную. С одной стороны, нашим игрокам хочется сказать спасибо за то, что держались против португальцев почти весь матч. С другой - в конце игры наша защита полностью развалилась. Вратаря сборной Казахстана Давида Лорию буквально “расстреливали” с трех метров, и где были защитники? В наше время мы не позволяли себе таких грубейших тактических ошибок. И потом, в начале поединка было видно, что наши футболисты сильно волнуются, и в этом я вижу упущение тренерского штаба. В итоге поражение - 1:2.


Трагедия в Мюнхене

Сайлаубеку Есимбекову посчастливилось побывать на нескольких олимпиадах, чемпионатах мира по футболу, увидеть многие страны. Однако об одной из Олимпиад остались тяжелые впечатления. Было это в 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене, когда арабские террористы расстреляли израильских спортсменов.
- Я входил в состав делегации сборной СССР, - рассказывает Есимбеков. - Все было нормально, но за несколько дней до окончания Игр случилась трагедия. Под утро террористы с автоматами вторглись в гостиницу, где жила сборная Израиля по борьбе. Причем в израильской команде практически все были выходцами из Союза. Территория олимпийской деревни тогда была огорожена лишь сеткой Рабица, и пробраться туда было очень просто. Террористы вошли в гостиницу и сразу убили главного тренера, который оказался смелым человеком - он оказал сопротивление. Был сразу убит и его ученик - молодой парень по имени Марк из Минска...
Мы узнали о том, что случилось страшное, только утром. Повсюду сновали вооруженные солдаты с собаками. Соревнования прекратились на два дня. С террористами, которые закрылись в гостинице с оставшимися в живых 6-8 атлетами, вели переговоры. Власти Мюнхена им предоставили самолет в расчете на то, что с помощью снайперов поубивают преступников в аэропорту и освободят заложников. Но во время операции спустился туман, и поразить преступников не получилось. Некоторые из них скрылись. Олимпиада снова возобновилась, но, конечно, настроение было траурное. Я видел, как на одном из митингов в Мюнхене несколько пожилых израильтян, видимо, родители погибших, умерли от сердечных приступов. Их трупы положили около спущенного израильского флага - жуткое зрелище. Потом за преступниками началась охота, и всех их убили. Сборную СССР этот случай непосредственно не касался, но погибли бывшие наши соотечественники - такие трагедии всегда оставляют раны.

Лучшие горы и годы

- 20 лет я возглавлял “Медеу”, и эти годы пролетели, как одно мгновенье, - говорит Сайлаубек Есимбеков. - Это был большой спортивный объект с мощной техникой, но когда я работал на “Медеу”, каток переживал не лучшие времена. Не хватало техники, финансирование уменьшилось... Я хорошо помню, как мы радовались, когда удалось у японского правительства заполучить четыре снегоуборочные машины. Большое было дело. Потом у нашего правителства “выбили” деньги на реконструкцию катка. Мы ввели новые трубные системы, отремонтировали подтрибунные помещения, заменили сиденья на пластиковые - темного-голубого цвета. Они отлично смотрелись на фоне белого снега и елей, и все это было сделано к новому сезону.
Зеркальный лед, голубые трибуны, создавалось очень приятное ощущение, на “Медеу” можно было отдыхать. У нас стали проводить тренировочные сборы спортсмены. Отремонтировали сауну, гостиницу, построили пресс-центр, открыли пункт проката коньков, кафе, столовую, где можно было дешево и вкусно покушать.
Начали дружить с зарубежными фирмами, помогал нам городской акимат. Мы улучшали материальную базу как могли, и в те непростые времена 90-х каток выжил. Но благодаря не только Есимбекову, а всем работникам “Медеу”, некоторые из них работали по 20 лет и более. Хотелось бы отдельно поблагодарить за труд бывшего главного инженера катка Дулата Кейкина.
- Что думаете о будущем высокогорного катка?
- Я горжусь нашим катком. “Медеу” находится на высоте 1961 метр над уровнем моря. Общая площадь “Медеу” - 10,5 тысячи квадратных метров. Здесь было установлено более 100 рекордов мира. “Медеу” - идеальное место для массового катания. Красотища здесь неописуемая и зимой, и летом. Я благодарен судьбе за то, что провел здесь столько времени.
28 октября Сайлаубеку Есимбековичу Есимбекову исполняется 70 лет, но выглядит он намного моложе. Все также строен и подтянут, хоть прямо сейчас на футбольное поле - на любимый левый край. У него большая семья: жена Сабила Кумарова, двое сыновей Сабр и Адлет и пятеро внуков - Даулет, Лейла, Малика, Сейлин и Дария.
- Сам я рос в Баканасе в детдоме. Отец мой погиб на войне, а потом к нам пришла чума. Было тяжелое время, - вспоминает Есимбеков. - Но мы много трудились, были патриотами своей родины. Я поиграл в большой футбол, много путешествовал, хотелось бы поблагодарить людей, которые сыграли большую роль в моей жизни. Это Аманча Акпаев, Мусахан Алимжанов, все мои тренеры - Глебов, Хохман, Болотов, мои товарищи по команде, друзья, родственники. Ну и, конечно, мою супругу - Заслуженного деятеля искусств Казахстана Сабилу Бекжановну Кумарову.


НП

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети