Турде Андабеков: «Организация тренерской работы у нас хромает»
Мастерство команды, каждого отдельно взятого игрока — это, прежде всего, продукт деятельности тренера. И коль казахстанские команды, что клубные, что сборные, неконкурентоспособны на международном уровне, коль футбол в их исполнении зачастую не привлекает зрительского интереса, а наши игроки не востребованы даже в далеко не самых сильных зарубежных чемпионатах, — значит, существует серьезный кризис в работе тренерского цеха.
К сожалению, в отечественной спортивной прессе эта тема если и затрагивается, то как-то вскользь, без анализа глубинных причин. Но если мы действительно хотим кардинальных перемен к лучшему, то такой разговор необходим. И сегодня мы беседуем с футбольным специалистом Турде Андабековым. В свое время он с отличием окончил Высшую школу тренеров в Москве, работал в ДЮСШ и с командами мастеров.
— В современном футболе, как и в спорте вообще, невозможно добиться чего-то серьезного, если не будет научного подхода, глубоких знаний. И прежде всего, именно в этом плане казахстанские тренеры значительно уступают своим коллегам из европейских стран. В чем здесь причина?
— Надо сказать, что после обретения суверенитета у наших футбольных специалистов не было возможности учиться в Высшей школе тренеров, а в самом Казахстане их обучением никто не занимался, и в этом, скорее, не вина их, а беда. Сейчас есть курсы при Научно-техническом центре (НТЦ) ФФК, но они ни по тематическому содержанию, ни по форме часто не отвечают современным требованиям и запросам самих тренеров. Ранее я проходил подобные курсы и имею представление о том, как они организованы. Ничего не имею против руководителя НТЦ, тем более мы вместе учились в КазГИФКе, но он никогда не работал с профессиональными футбольными командами и поэтому не знает в достаточной мере, что нужно тренерам-практикам. В таком случае ему следовало бы встретиться с ними, спросить их: а что им надо, какие конкретно знания они хотят получить? Выпущенное и рекомендованное тренерам, которые обучаются на курсах для получения категорий, А, В и Pro, учебное пособие «Теория и методика футбола» оторвано от современной тренировочной практики, а предлагаемые в нем упражнения носят общепонятийный характер. Там, по сути, нет современного практического методического материала. Например, я не уверен, что слушателей курсов знакомят с методическими разработками Лобановского, Верхошанского.
— Ну, Лобановского весь футбольный мир знает. А в чем достоинства, скажем так, учения Верхошанского?
— В его методическом пособии сконцентрирована вся современная методика подготовки спортсменов, прежде всего функционально-физической подготовки, и в целом программирования тренировочного процесса. А ведь именно в этом компоненте мы особенно отстаем от Европы. Важно еще и то, что методика изложена на русском языке, то есть доступна всем нашим тренерам.
— И что, почитает какой-то тренер Верхошанского, и после этого футболисты его команды станут летать по полю все 90 минут?
— Неподготовленный человек не сможет сразу усвоить эту методику. Например, если вы зададитесь целью изучить английский язык, то вам предложат сперва пройти начальный уровень, затем следующий и т. д. То есть поэтапно, от простейшего к сложному. Аналогичная ситуация и здесь. А каков базовый образовательный уровень наших тренеров? Не в обиду будет сказано, но многие из них в свое время получили заочное образование в институтах физкультуры. Что это такое, вы знаете. Человек играл в футбол в команде мастеров, учиться ему было некогда, и, как правило, зачеты, оценки во время учебы и сам диплом он получал автоматически. Но должных знаний-то нет. А любое учение высшего уровня не может быть усвоено, если ты не подготовлен к этому своей предыдущей жизнью.
Я общаюсь с некоторыми тренерами казахстанской премьер-лиги. Так вот, я интересовался у них, насколько они знакомы с методическими пособиями Верхошанского, Лобановского и что они вынесли из них для себя, и пришел к выводу, что в общем-то этот материал ими досконально не изучен. А если некоторые и применяют его на практике, то чисто механически, без учета подготовленности своей команды, игроков, не имея условий для работы с привлечением КНГ (комплексной научной группы).
«Суха, теория, мой друг…»
— Вы говорили о необходимости правильно сочетать теорию и практику при обучении тренеров. Что конкретно вы имели в виду?
— «Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет», — это еще Гете сказал. Как организованы курсы у нас? Кто-то приглашенный читает лекцию, а слушатели сидят, строчат в своих тетрадях, конспектируют. Конечно, это тоже нужно делать, однако вы удивитесь, узнав, что в Европе на подобных курсах больше половины времени, отведенного на программу обучения, выделяется под тренерские дискуссии, обсуждение каких-то тем, просмотренных матчей и т. д. Задается определенная тема, и все тренеры в своем кругу обсуждают ее, высказывают собственные мнения, основанные на их практической деятельности, делятся опытом, спорят. А заодно получают от коллег новую информацию, новые идеи. Иначе говоря, их заставляют думать, а не заучивать что-то механически. Вот это и есть творческий процесс. И приведу пример обратного рода из нашей футбольной действительности. Как-то я предложил одному своему коллеге — тренеру команды казахстанской премьер-лиги (фамилию не буду называть) прийти ко мне, посмотреть и ознакомиться с собранным мной методическим материалом, заодно поговорить. А он в ответ спрашивает: «У тебя случайно нет конспектов такого-то московского тренера?». И, надо сказать, так поступает немало действующих тренеров — они берут готовые конспекты у других тренеров и переписывают их. А ведь необходимо пытаться дойти до чего-то своим умом, получая новые знания через самообразование и переосмысливая их.
В оправдание своих коллег могу сказать, что у них часто нет возможности заниматься самообразованием. Например, они не знают, где взять то или иное учебное пособие. А ведь работа НТЦ должна быть организована таким образом, чтобы при нем был методический кабинет, куда мог бы прийти любой тренер, ознакомиться с самыми современными методическими материалами. Даже больше — надо растиражировать эти материалы и раздать всем тренерам, включая детских. Также в этом кабинете должны быть собраны для просмотра записи матчей турниров, проводимых под эгидой УЕФА и ФИФА, записи игр сборных команд различных возрастов. Нашим тренерам важно иметь ориентиры — как в подготовке футболистов, так и в устранении пробелов в своей работе. И этим призван заниматься именно НТЦ, задача которого — внедрять в наш футбол все новое, передовое, системное.
— Вы часто произносите слова «методический материал». Что это конкретно означает применительно к футболу?
— Сейчас футбол становится все более темповым, скоростным во всех компонентах — техническом мастерстве, игровом мышлении, перемещениях и перестроениях игроков на поле и т. д. Поэтому функционально-физическая и сопутствующая ей психологическая подготовка как фундамент, на котором базируется все остальное, приобретает решающую роль в постановке игры команды. Ведь чем выше уровень функциональной подготовки, тем выше надежность и скорость выполнения технических действий, особенно тех, которые требуют слаженного командного взаимодействия (коллективный отбор, «прессинг», переход в атаку и возврат, игра в «линию»), тем больше количество выигранных единоборств и т. д. Это аксиома. Соответственно требуется определенная методика, которая позволит выйти на качественно новый уровень функционально-физической, психологической готовности. Такие методики как раз-таки присутствуют в работах Лобановского и Верхошанского, и их надо знать и правильно применять на практике. Основной составляющей в современной тренировочной методике является программирование тренировок с научно-обоснованным их планированием. А с этим у нас есть серьезные проблемы. Как известно, основная работа по закладке функционально-физической готовности ведется в межсезонье, и многим тренерам не удается правильно, по-научному разложить ее по этапам. И зачастую она подменяется проведением большого количества контрольных игр. Так вот, если вернуться к методике, то сейчас в работе ведущих специалистов в ходу так называемый последовательно-сопряженный метод подготовки футболистов. Говоря проще, это означает, что каждый этап подготовки представляет собой фундамент для последующего, и на каждом новом этапе решаются определенный целевые задачи. Соответственно различаются содержание, направленность, объем, интенсивность занятий, предлагаемые нагрузки. А уже непосредственно на предсоревновательном этапе подготовки в полной мере включаются различного вида двусторонние игры, закрепляющие всю подготовку в целом к соревнованиям.
— А насколько важна психологическая подготовка?
— К сожалению, у нас, тренеров, сложилось упрощенное представление о ней. Под этим понятием в основном понимаются только проявление волевых качеств — мол, надо настроить футболиста, чтобы он по максимуму выложился в игре. Между тем, психологическая подготовка — понятие гораздо более объемное. Ведь все процессы, происходящие на поле, проходят через сознание, мышление игрока. Умение быстро оценить игровую ситуацию, принять правильное решение, быть психологически устойчивым, сыграть спокойно, раскованно, сохранять полную концентрацию внимания в течение всего матча — все это тоже должно воспитываться, закладываться в футболистах через тренировки специальными упражнениями.
Функционально-физическая и психологическая подготовка — это фундамент, на котором должна базироваться другая важная составляющая футбола. Речь идет о постановке командной игры. Когда мы видим матчи с участием топовых команд, то получаем наслаждение от того, насколько четко, слаженно они взаимодействуют, насколько хорошо организованы коллективные (командные, групповые) игровые действия, перемещения, перестроения, страховка друг друга. Все это достигается на тренировках через методику моделирования соревновательного процесса.
«И швец, и жнец, и на дуде игрец»
— Сомневаюсь, что топовые тренеры вроде Моуриньо, Венгера, Фергюсона досконально знают все эти методики. Однако это не мешает им быть очень успешными.
— Нельзя сравнивать условия, в которых они работают, с нашими. У того же Моуриньо целый штаб тренеров по физической, тактической, технической подготовке и т. д., и, кроме того, на него работает мощная комплексная научная группа. И Моуриньо выступает не как главный тренер в привычном для нас понимании, а как организатор, менеджер. Он задает членам своего штаба направления в работе, расставляя акценты, корректируя ход их выполнения. То же самое в других футбольных клубах Европы. Например, Италия известна специалистами по тактике в организации игры в обороне. Кстати, тренеры по функционально-физической подготовке в этой стране обучаются этому делу в течение пяти лет. Представляете, каким объемом знаний они должны владеть?
В наших, казахстанских, командах тренеры по физподготовке не имеют таких знаний. Поэтому они не могут профессионально, со знанием дела выводить футболистов на более высокий уровень готовности, увязывая ее при этом по направленности с другими видами подготовки. А тренер должен уметь не просто вывести команду на высокий уровень, но и прогнозируемо заложить этот уровень на все время чемпионата. Вспомните последний чемпионат Казахстана и назовите хотя бы один клуб, который прошел его без серьезных спадов. У всех были провалы — и у «Тобола», и у «Актобе», и у «Иртыша», не говоря уже об аутсайдерах.
В деятельности топовых футбольных клубов и сборных команд прослеживается еще одна тенденция — привлечение к работе аналитических групп. Они анализируют игру будущего соперника, «накладывают» ее на игру своей команды и дают различную информативную характеристику, рекомендации, предложения по предстоящему матчу главному тренеру. И это сегодня практикуется во всех игровых видах спорта. Например, на зимних Олимпийских играх в Ванкувере в штабе сборной Канады, кроме главного тренера, были еще четыре приглашенных наставника ведущих клубов НХЛ, которые проводили анализ всех слабых и сильных сторон соперника, продумывали тактические схемы его нейтрализации и схемы организации своих игровых действий. И в победе сборной Канады они сыграли немаловажную роль.
А комплексно-научные группы, идею создания которых еще в 1970-х предложил Лобановский? Сейчас КНГ есть не только в топовых, но и в средних футбольных клубах Европы, они обеспечены самой современной аппаратурой и передовыми методиками. Ведь диагностика, контроль состояния игроков, их восстановление, питание имеют не менее важное значение, чем сам тренировочный процесс.
У нас же организация тренерской работы находится на крайне низком уровне. Сегодня футбольный тренер в Казахстане — это «и жнец, и швец, и на дуде игрец».
— Хорошо, Моуриньо прошел долгий тренерский путь, причем начинал с низов. Но есть случаи, когда во главе команд-грандов вставали вчерашние футболисты — Кройфф, Райкаард, Гвардиола, и добивались результатов. Вряд ли у них были глубокие знания.
— Да, в Европе такое возможно. Но, во-первых, названные вами люди прошли школу великих клубов. Во-вторых, на них работают целые штабы. В-третьих, в таких командах, как «Барселона», «Реал», где собраны «звезды», настоящие профессионалы, главному тренеру порой достаточно просто правильно расставить игроков на поле, создать рабочую обстановку, наладить правильные взаимоотношения с игроками. И команда будет давать результат.
— Если казахстанские тренеры слабее, чем иностранные, значит, правы руководители клубов, приглашающие зарубежных специалистов?
— Ну, пригласили тренеров из стран СНГ, и что? Ведь все мы вышли из одной шинели — советской, и они, и мы получали футбольное образование в ВШТ. Возможно, есть отдельные специалисты повыше уровнем, но они уже заняты в хороших клубах. А из дальнего зарубежья к нам по-настоящему высококвалифицированный тренер не приедет, даже если положить ему зарплату в миллионы долларов. По той причине, что с тем уровнем игроков, как в Казахстане, сильную команду не создашь. Ему просто неинтересно будет работать здесь… При подборе тренеров надо смотреть не на то, откуда они, а в первую очередь на их профессиональные качества. Причем надо оценивать всесторонне. Иногда бывает так: команда под руководством какого-то специалиста не стала чемпионом, даже призером, но, не имея хорошего финансирования и сильного подбора игроков, поднялась из подвалов турнирной таблицы на несколько позиций, стала показывать качественный футбол. То есть надо смотреть на умение тренера работать с тем человеческим «материалом», который есть под рукой. Проблема в том, что руководители наших клубов не всегда профессиональны и компетентны. Зачастую они «покупаются» на громкие имена — мол, тот играл в киевском «Динамо», тот в московском «Спартаке». Наверное, в надежде на то, что эти бывшие футболисты, а ныне тренеры поставят такую же игру, как в прежней своей команде.
— Понятно, что повышение образовательного уровня и квалификации тренера во многом зависит от его личного желания. Но, наверное, кто-то должен организовать эту работу, сделать ее системной…
— Думаю, это прерогатива футбольной федерации, которая должна быть заинтересована в росте профессионализма тренерского корпуса, должна продумать, как лучше это сделать. В том числе в работе курсов, которые нуждаются в серьезной корректировке — как по содержанию, так и по форме. Я уже говорил, что в этом смысле надо прислушаться к мнению самих тренеров: что конкретно они хотели бы узнать и получить для повышения своей квалификации? Нам необходимо сделать переводы зарубежных методических изданий, сделав их общедоступными. Также нам необходимо посылать в Европу эрудированных, восприимчивых к новому специалистов, причем в конкретные клубы. И не на неделю или две (это будет профанация, поскольку за это время они увидят разве что инфраструктуру и получат лишь поверхностное представление), а на гораздо больший срок. Они должны детально ознакомиться с организацией учебно-тренировочного процесса, собрать видеоматериалы, а по возвращении домой выступить с лекциями перед своими коллегами, все показать и рассказать. А не так, как у нас обычно бывает: пошлют кого-то на стажировку за рубеж, он съездит, а остальные тренеры даже не знают об этом. К сожалению, пока не видно заинтересованности ФФК в организации такой работы. Зато открыли настежь двери для тренеров из других стран СНГ, которые, как я уже сказал, не лучше наших. Тем более что это в большинстве своем временщики. В общем, надо обучать, воспитывать своих тренеров. Вот это будет по-государственному.
...или войдите через аккаунт соцсети