29 июля 2008 (10:21)Ударная сила команды
Боксеры Казахстана всегда приносили своей молодой стране золотые олимпийские медали. Да и награды других достоинств тоже. Нынче в Пекине нашу республику будут представлять десять мастеров кожаной перчатки, на каждого из которых тоже возлагаются большие надежды. Герой сегодняшнего материала вполне бы мог сказать землякам: «Делай, как я!», но он знает, что у них лучше получится, если ребята сохранят свою индивидуальность, покажут на XXIX Олимпийских играх присущую только им манеру ведения боя.
...Никогда раньше над этим не задумывался и, случалось, сам писал: «Этого спортсмена представлять нашим читателям нет особой нужды». И не представлял... Но читатели-то бывают разные: кто-то из бывалых болельщиков знает наших атлетов-ветеранов и получше, чем журналисты, а кто-то из более молодого поколения с удовольствием бы прочитал, какими такими титулами владеет герой публикации, что о них даже строчкой не обмолвились...
Так вот, динамовец из Алма-Аты Виктор Демьяненко два года, предшествовавших московской Олимпиаде, был просто непобедим. В 1979-м, к примеру, выиграл золотые медали на чемпионате Советского Союза, седьмой летней Спартакиаде народов СССР, чемпионате Европы и розыгрыше Кубка мира. В ринге Дворца спорта «Олимпийский» он последовательно убрал со своего пути Мохаммеда Бангура из Сьерра-Леоне, Чжо Юнг Чжонга (КНДР), опытных Йордана Лесова (Болгария) и Рихарда Новаковски (ГДР). В финале олимпийского турнира в весовой категории до 60 килограммов Демьяненко встретился с чемпионом предыдущих Игр в Монреале кубинцем Анхелем Эррэрой. Буквально за месяц до главных соревнований четырехлетия Виктор на международном турнире в Чехословакии у этого соперника выиграл по очкам, а в Москве... Здесь казахстанец тоже смотрелся предпочтительнее, но буквально за несколько секунд до финального гонга из-за сильного рассечения брови вынужден был выполнить, наверное, справедливое, но очень обидное предписание медиков и покинул ринг серебряным медалистом Олимпиады-80.
Он и сейчас в боксе. Рядом с сыном-профессионалом и другими казахстанскими бойцами, выходящими в ринг с обнаженными торсами. Накануне отъезда нашей делегации в Пекин я встретился с Демьяненко, с которым знаком более тридцати лет.
— Виктор, какие чувства испытывает человек, получивший олимпийскую лицензию, за несколько недель до самых ответственных стартов? Сейчас все десять наших боксеров знают, когда им выступать в Пекине, но их первые соперники еще не названы.
— Я думаю, в этот период идет специальная работа, заключительная часть подготовки спортсменов, их подводка к оптимальной форме. Задача на данном этапе — почувствовать дистанцию, довести до совершенства ранее отработанные комбинации. А сверхзадача — укрепить в себе уверенность. Меньше всего нужно думать о том, как ты выступишь в Пекине, больше всего — как подготовишься к нему. И еще. Сейчас надо максимально обезопасить себя от болезней, травм, даже простуды.
Все остальное, в том числе психологический настрой, должно остаться на более поздний период: уже там, в Пекине, придет пора наивысшей концентрации сил и воли. Я понимаю, что у каждого своя психология, и одного рецепта для целой команды придумать невозможно. Скажу о себе. На конкретного соперника я настраивался уже в раздевалке перед очередным боем, говорил себе: «Да, противник тяжелый, хороший». Даже если это была неправда. Анализировал все достоинства соперника, психологически готовился к сложному бою. Если я этого по какой-то причине не делал, то во время поединка многое не получалось: не было предельной скорости, не проходили комбинации, чувствовал в своих действиях какую-то вялость.
Считаю, что к конкретному бою готовиться надо перед самым выходом в ринг. Ну а если ты начнешь себя настраивать за два-три дня до поединка, то можешь элементарно «сгореть», допереживаться.
— Любой боксер, как и борец, фехтовальщик, легкоатлет и так далее, отправляясь на Олимпиаду, знает, кто туда едет фаворитом, с кем непременно придется боксировать или бороться, если есть намерение выиграть медаль. Наверняка в Москве вы ждали неминуемого поединка с Эррэрой и готовились к нему особо тщательно...
— Естественно, наши мастера кожаной перчатки прекрасно знают не только фаворитов в своих весовых категориях, но и всех участников Олимпийских игр, в течение последних четырех лет ребята часто встречались с ними в различных международных турнирах. На Олимпиаде случайных людей не будет, все они — в обойме большого мирового спорта. Сейчас у всех есть видеозаписи и последних турниров, готовиться к противостоянию значительно легче, чем это было несколько десятилетий назад. А раньше, если мы еще не встречались с кем-то из Азии или Африки, то нам никто не мог ничего рассказать об этом противнике, показать, как он передвигается по рингу. Сегодня в спорте откровенных загадок почти нет.
В этом много и плюсов, и минусов. Хорошо, когда ты досконально знаешь очередного соперника и готов воспользоваться слабыми позициями его подготовки, но плохо, что противник о тебе знает столько же. Плохо, если ты, насмотревшись на уверенные действия аса, заранее почувствуешь, что он тебе не по силам, или наоборот — решишь, что победишь одной левой...
— В Пекин наши боксеры выиграли десять лицензий в одиннадцати весовых категориях. Как вы полагаете, нам этого достаточно, все ли достойные спортсмены будут представлены в казахстанской команде?
— Ну а куда больше? Мы в очередной раз подтвердили статус серьезной боксерской державы, и если перед Казахстаном поставлена стратегическая задача войти в число пятидесяти наиболее развитых государств мира, то боксеры здесь уже давно и стабильно третьи. Меньше всего я бы хотел делать прогнозы на Олимпиаду, выделять кого-то из наших ребят: все они достойны медалей! Олимпиады непредсказуемы, вы сами помните, как в Сиднее сверкнул молодой боксер Бекзат Саттарханов, до этого не становившийся даже чемпионом Казахстана среди взрослых, как блестяще в Афинах проявил себя Бахтияр Артаев... И такие взлеты наблюдаются не только в боксе: кто бы в 2000 году мог, допустим, подумать, что олимпийской чемпионкой станет наша бегунья Ольга Шишигина? В глубине души многие надеялись, что она поборется за какую-то награду, но в итоге-то вышло золото!
Будем ждать сюрпризов и от Пекина. Но прогнозов — никаких.
— Только что вы получили награду от российского спортобщества «Динамо», летом отпраздновавшего серьезный юбилей...
— Не скрою, это было неожиданно и приятно, выходит, и о нас, ветеранах-динамовцах из Казахстана, в Москве помнят. Приятно и другое: сейчас идет серьезная работа по возрождению международных динамовских соревнований, разрабатывается проект таких боксерских турниров. Для нас это было бы хорошей школой. Да и для всех остальных участников, потому что, допустим, среди десяти казахстанских боксеров, получивших лицензии в олимпийский Пекин, шестеро представляют Центральный совет физкультурно-спортивного общества «Динамо» нашей республики. То есть в ведомственных состязаниях уровня СНГ мы могли бы выступить очень серьезным, квалифицированным составом. Впрочем, за процессом объединения динамовских сил сейчас с интересом наблюдают и спортивные функционеры из дальнего зарубежья: Болгария, Румыния и некоторые другие страны тоже хотят участвовать в этом проекте.
С детства я был динамовцем: в этом спортобществе сначала занимался боксом, потом сорок лет шел под его знаменами. Не скрою: общество строгое, если где-то спортсмены получали по три зарплаты, там им платили на заводах, еще в каких-то местах, то у нас с этим было строго: только в «Динамо» и никаких иных доплат. Хорошо, если еще давали талоны на питание... Зато мы гордились званием динамовца.
— Но сына вы воспитали профессиональным боксером...
— Профессионалом он стал по своей воле и, откровенно говоря, в чем-то исполнил мою несбывшуюся мечту. Я, увы, не застал тех времен, когда можно было стать профессионалом. Желание Виталия выступать не в любительском ринге не подвергалось сомнению, надо было ему помогать. На сегодняшний день он провел пятнадцать боев, все выиграл, в том числе десять — нокаутом. Владеет титулами чемпиона Азии по всем трем версиям и через несколько боев может выйти на поединок за звание чемпиона мира.
— Его манера боя хоть в чем-то схожа с вашей?
— Конечно! Воспитывает его Александр Федорович Аникин, тренер, который вывел в большой спорт меня. Может, Виталию не хватает пока опыта, в любителях он не так серьезно был задействован в сборной Казахстана, не так в свое время «проехался» по миру, как мы со сборной СССР. Впрочем, нынешние двенадцатираундовые бои многого стоят, думаю, в профессиональном боксе у сына все сложится отлично.
— Олимпиаду вы будете смотреть по телевидению?
— Да. И сильно переживать за наших боксеров. Надеюсь досмотреть их до финальных поединков.
Юрий Лифинцев
«Казахстанская правда»
эдл
...или войдите через аккаунт соцсети