16 мая 2010 (16:41)Улугбек Бакаев: «Иногда можно взять игру на себя. Но важно не переборщить»
Накануне выезда по маршруту «Костанай — Усть-каменогорск — Павлодар — Костанай» один из лучших бомбардиров «Тобола» и всего казахстанского чемпионата дал эксклюзивное интервью нашему клубному сайту: о прошлом, настоящем и немного о будущем.
— Вы долгое время не играли в Казахстане. За этот период изменилась система проведения чемпионата. По сыгранным 10 матчам можете ответить на вопрос: «Что изменилось в Премьер-лиге? Может, команды стали играть жестче и агрессивнее? Возможно, что-то другое?»
— Раз Федерация Казахстана сделала именно такую систему, то они хотели только увеличить интерес к первенству. Думаю, будет очень зрелищная борьба, когда останутся первые 6 команд. Они точно будут биться за каждое очко. Что касается всех клубов вообще, то они, несомненно, усилились. Стали играть тактически грамотнее, лучше обороняться.
— Чемпионат Казахстана быстрее узбекского или наоборот? Какие отличия между двумя турнирами?
— В Узбекистане есть 2–3 команды, которые ставят перед собой серьезные задачи. И могут эти задачи решать, имея хорошое финансирование. А в Казахстане есть целый ряд команд, наверное, 7–8, которые могут биться за призовые места. Проходных матчей нет.
— В «Бунедкоре» Вы работали с Зико, Сколари, играли вместе с Ривалдо. Что дало Вам общение с такими известными в футболе личностями?
— Каждый тренер, даже каждый футболист имеет свое видение футбола. Работа со Сколари отличалась от моего предыдущего опыта. У него я увидел очень много нового. Их известность на нас не давила. И мы вместе нормально работали.
— А как общались? На английском?
— Нет, через переводчика. Ривалдо, кстати, скромный человек. Совершенно обычный, спокойный, уравновешенный. С ним можно и пошутить, и посмеяться вместе.
— Бразильской юмор от нашего отличается? Ведь в разных странах смеются над разными вещами.
— В их бразильские разговоры я особо не вникал. Но когда общались вместе с Ривалдо, то он все наши шутки прекрасно понимал и смеялся так же.
— Вернемся к нашему чемпионату. Три последних тура Вы забивали из оффсайда. По крайней мере, судьи не засчитывали эти голы. Какие ощущения испытывает форвард, что творится у него внутри, когда он старается, играет с огромным желанием и, что самое главное забивает, но мяч отменяют?
— Да, нападающий, по моему мнению, всегда должен стремиться забить гол. Это его задача номер один. Но когда получается, что забьешь один, два, три, а их не засчитывают, то начинаешь наоборот подстегивать себя, злиться по-спортивному. Однако каждый человек имеет право на ошибку. Это нормально. Судьи ведь тоже люди. Конечно, во время игры выплескивать свои эмоции, но уже после матча осознаешь — был ты прав или нет.
— Сейчас Вы вместе с Нурболом Жумаскалиевым делите первое место списка бомардиров чемпионата. Есть ли цель стать лучшим нападающим текущего сезона в стране, как это было в 2004 году?
— Честно говоря, сейчас главная цель — выходить и забивать гол для команды, чтобы мы выигрывали. Для меня важнее успех команды. Дай Бог, чтобы мы потихоньку приближались к своей главной задаче — стать чемпионами. Очень хочется принести радость костанайским болельщикам. А уже потом все остальное.
— И все-таки желание есть?
— Где-то на втором плане, конечно, есть. Но еще раз скажу, важнее сам результат. Пусть забьет Нурбол или еще кто-то. Главное — победа.
— Сейчас многие болельщики заметили, что Бакаев образца 2010 года отличается от того Бакаева, который когда-то уехал в Узбекистан. Отличается в лучшую сторону. Вы стали больше помогать команде, смещаться на фланг, делать подачи в штрафную. Что это — установка тренера или собственное желание и инициатива?
— Установка тренера. Нападающий помогает держать оборону, чтобы было меньше нагрузки на защиту, чтобы игроки меньше уставали. А смещение на фланг — это игра по ситуации. Если там есть свободная зона, я сразу бегу туда. Часто получается, что соперник освобождает фланг, я это место занимаю и в зависимости от дальнейшего равзития атаки делаю пас, прострел, навес. Главное, чтобы эти действия приносили пользу команде. Если все получается, почему бы так и не играть?
— Что сейчас с Вашей ногой? Вылечились от травмы?
— Да, сейчас все в порядке. Нога зажила, могу играть.
— До этого Вы несколько матчей выходили на поле в основном составе как раз с травмой. Это было Ваше личное желание?
— Желание играть у меня есть всегда — хоть с травмой, хоть без травмы. Не всегда, правда получается. Бывает, что из-за тактики тренер ставит другого игрока. Бывает, что ставит меня. Все решает тренер. Я уважаю его мнение. Но перед матчами, когда я был трамирован, Равиль Руфаилович со мной беседовал, спрашивал смогу ли играть, сколько смогу? Я отвечал, что буду помогать команде столько, сколько будет возможно. Конечно, в тех матчах, когда удавалось за короткий промежуток времени забивать голы, мне Бог помог. Иначе не скажешь.
— Совсем недавно у Вас родилась двойня. Расскажите немного о своей семье. Собираетесь привезти ее в Костанай?
— Да, сейчас у меня дочка закончит школу, я поеду за ними и всех четверых привезу обязательно.
— Чем жена занимается, пока Вас нет?
— Она домохозяйка. У нее свои женские и домашние дела.
— Давно Вы познакомились?
— Сейчас тринадцатый год идет уже.
— Тяжело так жить — почти все 12 лет в сплошных командировках?
— Да, и ей тяжело, и мне тяжело. Но это жизнь. Футбол — мое любимое дело.
— Вероятно, она относится к этому с пониманием?
— Конечно. Если между мужом и женой нет понимания, тогда не стоит строить такую семью.
— Представьте, что «Тобол» занял первое место. Сабитов сказал, что свою медаль отдаст Димитрову, у которого так и не сложилось выиграть золото в Казахстане. А что готов сделать Улугбек Бакаев, если мы наконец возьмем чемпионство?
— Хороший вопрос… Первое, что приходит в голову — станцевал бы на поле.
— Что-то национальное узбекское?
— Я точно что-нибудь придумаю оригинальное и станцую (улыбается).
— Сейчас Вы перевалили за порог 30-ти лет. Закат карьеры становится все ближе. На данном этапе, пока Вы еще игрок, думаете о своем о будущем, рассматриваете ли себя в качестве тренера или уйдете из футбола?
— Пока я игрок, честно говоря, сейчас даже не думаю, когда заканчивать и как. Главное играть так, чтобы тебя запомнили. Оставить след в истории. Чтобы в Костанае всегда вспоминали добрым словом.
— Когда возвращались в Костанай, были теплые воспоминания?
— Да-да, я даже и не думал совсем, когда мне позвонил Халимжан Ержанов. Сразу согласился вернуться. У меня были другие варианты, но я их не рассматривал.
— Из «Бунедкора» Вас ведь отдавали в аренду на какое-то время.
— Да, это было до возвращения в Костанай. Я сам попросил тренера. Мне нужна была игровая практика. А назад сюда, конечно, поехал сразу. Здесь у меня много знакомых. Ни о какой адаптации не могло быть и речи.
— А что изменилось в «Тоболе» за то время Вашего отсутствия?
— Коллектив немного изменился, тренерский штаб. Руководство прежнее, та же хорошая атмосфера.
— Взаимопонимание с кем-то из игроков осталось?
— С Нурболом Жумаскалиевым. Мы друг друга понимаем с полувзгляда — что будет делать он, он так же понимает меня, что буду делать я.
— Сыграно уже 10 туров чемпионата. Вы видели все команды кроме «Иртыша». Кто из соперников Вам больше запомнился?
— Я бы выделил «Ордабасы», «Актобе», «Шахтер» — это хорошие, на мой взгляд, команды. Про «Иртыш» много слышал, их хвалят. Раз они идут на втором месте, скорее всего, у них тоже хороший, боеспособный коллектив.
— Какой был самый тяжелый матч за прошедший отрезок чемпионата?
— Наверное, игра в Шымкенте. Тяжелая, волевая победа.
— Говорят, у футболистов есть поверие, если начали побеждать в одном комплекте формы, то, играя в нем далее, так и будет продолжаться. Или наоборот — есть «невезучие» комплекты. Вы в это верите?
— Нет, мне без разницы — в черной мы будем играть или в желтой. Я в это не верю.
— Кто же выбирает, в какой форме играть?
— Ребята сами выбирают. А я с мнением коллектива соглашаюсь.
— На каком поле Вам удобнее играть? Больше на натуральном?
— Искусственные покрытия бывают разные. Вот покрытия последнего поколения мало чем уступают натуральным. Но я все же больше привык к естественному газону.
— Сейчас в Костанае поле далеко от идеала?
— Хочется, конечно, чтобы было еще лучше. Это важно для созидания, обыгрыша, красивых забитых мячей. Но еще все впереди. Пока даже не лето, только май.
— В последнем матче с «Окжетпесом» были такие моменты, когда вы обыгрывали двоих, а то и сразу троих защитников. Это была игра на публику, желание доставить зрителю удовольствие или все происходило машинально?
— Когда не успеваешь отдать пас или целенаправленно идешь в штрафную площадь, чтобы сделать подачу, например, то, конечно идешь обыгрывать — в этом и есть смысл футбола. Иногда можно взять игру на себя. Но важно не переборщить.
— У Вас есть возможность обратиться к болельщикам. Возможно, Вы что-то хотите сказать своим поклонникам и поклонникам «Тобола»?
— Болельщикам хочу пожелать терпения. Бывают и победы, и поражения. Не ругайте нас, любите нас, переживайте за нас. И тогда мы дадим болельщикам то, чего они от нас ждут.
Автор: Олег Кунгуров fc-tobol.kz
...или войдите через аккаунт соцсети