Виктор Катков: «На помощь государству должен прийти бизнес»
Подходит к концу футбольный сезон-2010. Получился он неоднозначным. С одной стороны, — неудачное выступление в отборочном цикле Евро-2012 национальной сборной во главе с немцем Берндом Шторком, с которым ФФК не продлила сотрудничество, а с другой — трудно не заметить ряд позитивных изменений, произошедших в нашем футболе. Это и возросший уровень чемпионата с его турнирной интригой, и все более квалифицированное судейство, и борьба с коррупцией.
Федерация футбола в 2010 году сформировала так называемый «институт сборных команд», который объединил юношеские и молодежные команды страны в единую систему — в дополнении к имеющимся командам U21, U19, U17, добавились 3 сборные — U16, U15, U14. В этом году распахнула двери учебно-тренировочная база в Талгаре — центр подготовки сборных команд, отвечающий самым высоким международным требованиям.
Куда движется футбол Казахстана? Какова роль федерации в происходящих процессах? Почему не стоит оценивать работу ФФК лишь по результатам выступления национальной сборной? Кто возглавит нашу сборную?
На эти и другие вопросы отвечает вице-президент ФФК Виктор Георгиевич Катков.
— Виктор Георгиевич, выступление национальной команды — это главный критерий, по которому можно оценить развитие футбола в стране?
— В развитых футбольных державах стратегия развития футбола направлена на главную команду государства — национальную сборную. Все планомерные действия федерации в отношении юношеских и молодежных команд подчинены единой цели — отобрать и взрастить лучших игроков страны, объединив их в команду. Мы, создавая так называемый «институт сборных команд», руководствовались еще и другими целями — обеспечить международным опытом юношей с 14-ти лет, чтобы в 17-18-тилетнем возрасте — в периоде на «подходе» к большому футболу, наши ребята уже имели за спиной десятки матчей со своими сверстниками из Европы. Наша федерация — очень молода, а нашему европейскому опыту — всего 8 лет, поэтому не соглашусь, что сейчас нашу работу можно оценить только по матчам первой сборной. Когда мы окрепнем, когда заработает вся вертикаль сборных команд, вот тогда можно говорить о наших неудачах или успехах. Мы только-только начинаем строить нашу футбольную систему. Систему цивилизованную, вдумчивую, европейскую.
— Как построить такую систему? Страна развивается, движется вперед и спорт высших достижений. У Вас не вызывает зависть работа федераций тенниса, велоспорта, достижения которых прославляют Казахстан на международной арене?
— Нисколько не умаляя наших коллег, отмечу, что исконных казахстанцев среди наших теннисистов нет. Звезды нашей велокоманды — по большей части также иностранцы. Родившиеся и выросшие в нашей стране казахстанцы добиваются успехов в боксе, в борьбе — традиционно культивируемых, еще с советских времен, видах спорта. Наш футбол высших достижений долгое время был представлен лишь алматинским «Кайратом». Все остальные команды Казахстана играли в 3-м эшелоне советского футбола (2-я лига, 8-я зона). В определенный момент времени мы перестали играть с командами Урала, Дальнего Востока, Сибири, Узбекистана, Азербайджана. Начали вариться, что называется, «в собственном соку». Отсюда и отсутствие инфраструктуры, системности, преемственности, развития детско-юношеского футбола. Представив весь наш футбол в виде пирамиды, на верхушке которой — наша сборная, ведущие клубы, у основания окажется как раз детский, дворовый, массовый футбол. Считаю нашим большим достижением, что мы, возродив старый, добрый «Кожаный мяч», трансформировав его в Coca-Cola «Былгары доп», привлекли к всеказахстанским соревнованиям около 350000 детей!
— Как этот турнир вписывается в футбольную системность? Как «Былгары доп» связан со спортом высших достижений?
— Пять лет назад, вместе с Сейльдой Байшаковым, легендой нашего спорта, мы планировали, что в возрожденном турнире одаренные дети со всех уголков нашей страны будут рекрутированы в местные ДЮСШ, но мы и предполагать не могли, что в короткие сроки получим отдачу от нашего проекта — Сергей Хижниченко, 19-тилетний форвард «Атырау», «продукт» «Былгары доп», форвард национальной сборной! Из этого детского турнира до премьер-лиги дошли уже 11 футболистов. И это всего за 5 лет!
— Другими словами, показав себя в дворовом турнире, можно «скакнуть» в большой футбол?
— Да, мы хотим, чтобы наши мальчишки знали об этом! Только нужны талант, усердие, дисциплина. А пример Хижниченко наглядно показывает, что ничего невозможного нет! В стране сформирован 2-й уровень детско-юношеского футбола — это первенство по футболу среди юношеских сборных команд городов и областей. Здесь соревнуются ребята 1994–98 г.р. из Астаны, Алматы, Жезгазгана, Семея и СК ЦСКА МО. Сюда же относится и открытое первенство РК среди интернатов для спортивно одаренных детей. В этом турнире участвуют команды Талдыкоргана, Шымкента, Павлодара, Караганды, Тараза. Этот же уровень — первенство среди молодежных команд групп подготовки клубов премьер-лиги. Вот уже 3-й год мы удачно проводим такие соревнования по 5 возрастам, подпитывая лучшие клубы страны так называемыми «лимитчиками». С сезона 2011 года мы обязали и клубы первой лиги заниматься воспитанием казахстанских футболистов — в будущем году турниры групп подготовки охватят ребят 1999 и 2000 г.р.
— Точнее, Федерация футбола Казахстана обязывает клубы заниматься детско-юношеским футболом?
— Да, Вы правы. В каждом профессиональном клубе разработаны программы развития детско-юношеского, молодежного футбола. Без этих программ и эффективной учебно-тренировочной работы клубы не смогут пройти ежегодную сертификацию.
— Выходит, что стратегия развития футбола в Казахстане устремлена на развитие детско-юношеского футбола?
— Это средство достижения наших целей. Без отлаженного механизма детско-юношеского футбола, позволяющего подпитывать талантами профессиональные футбольные клубы, мы никогда не добьемся стабильно высоких результатов. Президент федерации Адильбек Джаксыбеков сам инициирует подобный подход. В идеале, через 5–6 лет в нашей национальной команде должны играть лучшие из казахстанцев, родившиеся и выросшие в нашей стране, прошедшие многоступенчатый отбор детских и юниорских соревнований. Мы сместили акценты и в формате проведения «Кубка Президента» — если раньше в нашем турнире участвовали взрослые команды, то сейчас претенденты на трофей — юноши до 17 лет. Для наших ребят — это еще одна возможность соревноваться с зарубежными сверстниками.
— Хотелось бы узнать Вашу позицию по так называемым «лимитчикам». Ситуация неоднозначная, в прессе постоянно поднимается эта тема…
— Цель лимита одна — лоббировать в казахстанском клубном футболе интересы государства. Дай клубам возможность, так они бы пригласили 22 легионеров — и прощай сборная команда. Мы всегда подчеркиваем, что ситуация будет однозначная — хотят клубы или нет, но мы направим их усилия на воспитание и рост казахстанских футболистов, наших молодых ребят. Неоднозначность вопроса муссируют клубы, дескать, мы вынуждены ставить в состав «лимитчиков», которые по своей игре такого места не заслуживают. Посмотрите на наших молодых футболистов — в основных составах клубов премьер-лиги задействованы 57 «лимитчиков». Многие из них, спустя год после потери своего статуса «лимитчика», закрепляются в основных составах. Вряд ли квалификация таких игроков, как Дарабаев, Логвиненко, Хижниченко, Лисенков, Мальцев подвергается сомнению. Пора понять — «лимитчики» — это будущее футбола страны.
— А как же тренерские, судейские кадры?
— Давайте по порядку. Начнем с тренеров. Как вы знаете, в этом году мы впервые выпустили тренеров категории PRO — это международная тренерская лицензия высшей пробы, признаваемая по всему миру. Я считаю, это большое достижение нашего футбола. Уже состоялся второй выпуск наших специалистов. По судьям также удалось достичь определенных высот — присоединились к так называемой «Судейской конвенции УЕФА». Мы прошли первый из двух этапов, но результаты есть уже сейчас — это и «Школа молодого арбитра», позволяющая подпитывать наши турниры одаренными арбитрами со всех уголков страны, и оснащение региональных федераций передовой техникой, и многое-многое другое. Наши ведущие судьи все активнее привлекаются к международным турнирам высокого уровня — это и еврокубки, и отборочные матчи в Европе. Среди наиболее перспективных арбитров — карагандинец Артем Кучин.
— А инфраструктура, стадионы?
— Центральным стадионам Казахстана уже по 50–60 лет! Во времена «застоя» в Казахстане был построен лишь один большой стадион — в Актюбинске. Случилось это в 1975 году. Это был своего рода прорыв — стадион чисто футбольный, без беговых дорожек! Такой формат стадиона, к большому сожалению, примером для подражания не стал. Прошло 35 лет, и уже во времена нашей независимости, благодаря президенту страны, был построен роскошный стадион — «Астана-Арена». Страна остро нуждается в новых аренах, обновлении старых стадионов. В последние два года мы открыли и запустили в эксплуатацию высококачественные поля в Кокшетау, Павлодаре, Актобе, Караганде, Таразе и Уральске. На 2009 год по всей стране мы имеем 256 естественных и 43 искусственных поля, 2 971 площадку с естественным и 104 площадки с искусственным покрытием. И, все равно, полей не хватает… На помощь государству должен обязательно прийти бизнес.
— Может, действительно, настало время «разгосударствить» наш футбол?
— В Казахстане за футбольными клубами стоят акимы. И, зачастую, футбольный успех и процветание того или иного клуба зависят от того, насколько любит аким наш вид спорта. Это не совсем правильно. Во всем мире имеют право на жизнь разные формы собственности в футболе. Взять, к примеру, Россию. Транснациональные компании все активнее осваивают футбол: за «Зенитом» стоит «Газпром», за «Динамо» — «Внешторгбанк», за «Спартаком» — «Лукойл». Но, в то же время, понимая социальную значимость футбола для отдельных регионов, первые лица государства год назад поддержали самарские «Крылья» и томскую «Томь». Поэтому, во всем нужна мера. Не стоит метаться из крайности в крайность — пусть сосуществуют разные организационно-правовые формы собственности. Но, к сожалению, наш бизнес крайне неохотно вкладывается в футбол.
— И, все же, прецеденты есть?
— Да, но их очень мало. Это спортшкола «Цесна», ФШМ. Думаю, государство само должно создать условия для выгодности вложений в спорт. Я говорю о фискальной политике.
— Руководители федерации озвучивают стратегическую цель — выход команды в финальный турнир чемпионата Европы-2016 года. Среди всех стран бывшего Союза лишь Россия, Украина и Латвия выходили в финальную стадию «больших» турниров. И если Россия и Украина являются постоянными претендентами на выход из отборочных групп, то Латвия «вспыхнула» лишь однажды. Но даже в крошечной Латвии, на момент ее участия в престижном турнире в 2004 году было 6–7 футболистов, играющих или имеющих опыт игры в ведущих европейских чемпионатах. У нас же легионеры только натурализованные. Опыт можно получить в международных клубных турнирах, но наши клубы отнюдь не блещут и в еврокубках. За счет чего мы сможем прибавить?
— Если говорить о европейских клубных турнирах, думаю, вы согласитесь, что «Актобе» в еврокубковой кампании выступил очень прилично. В домашних матчах были повержены опытные соперники — израильский «Хапоэль» и голландский «АЗ». Само содержание игры актюбинцев импонирует. По поводу европейского опыта наших футболистов соглашусь. Наши клубы балуют талантливых футболистов большими деньгами, лишая молодых, не обремененных жизненным опытом футболистов стимула роста. Я думаю, вам известны фамилии игроков, о которых идет речь. Именно поэтому и был создан «институт сборных команд». Мы хотим насытить 14-16-тилетних ребят международным опытом. Это крайне важно для формирования сильной психологии футболиста.
— От многих тренеров часто приходится слышать об этой проблеме?
— Да, современный футбол стоит на четырех основаниях. Техника, физическая готовность, игровое мышление и психология. Да, наши главные проблемы — именно в психологии. Мы стараемся разработать «дух победителей», чего никогда не было в нашем футболе на международном уровне. Посмотрите на Испанию. До недавнего времени у этой страны была весьма посредственная сборная. Но сейчас это абсолютный лидер мирового футбола — команда выиграла и Евро-2008, и Мундиаль-2010. Обратите внимание, что костяк этой команды формировался в начале 2000-х годов, когда на молодежном уровне Испания выиграла все, что могла!
— Вы хотите сказать, что на базе молодежных команд и сформировалась лучшая на сегодняшний день сборная в мировом футболе?
— Да, абсолютно верно! Испания выиграла чемпионат Европы U16 в 2001 году, дважды, в 2006 и 2008 гг. первенствовала по возрасту U17, а в период с 2002 года четырежды выигрывала чемпионат Европы U19. Посмотрите на составы этих сборных. Херард Пике, Карлес Пуйоль, Фернандо Торрес, Давид Вилья, Андрес Иньеста, Хави, Сеск Фабрегас, Серхио Рамос, то есть костяк сборной Испании обкатывался и закалялся победным духом именно на молодежных турнирах. Посмотрите на наших последних «обидчиков» — сборную Германии. Месут Озил, Сами Хедира, Мануэль Нойер, Джером Боатенг — лидеры нынешней бундестим выиграли в 2009 году чемпионат Европы U21 и были тут же переведены в главную команду страны, в которой, после прихода молодых, злых, голодных до побед футболистов не нашлось места даже Михаэлю Баллаку.
— Как Вы можете объяснить натурализацию игроков? В сборной Казахстана играют Шмидтгаль, Попов, Гетериев
— Это общемировая практика. В той же сборной Германии «истинных арийцев» тоже немного. Вас ведь не удивляет, что в сборной Франции исконных «галлов» раз, два и обчелся. Глобализация, грандиозные миграционные процессы затронули и футбол. Я думаю, что вы не будете спорить, что левый хавбек, Генрих Шмидтгаль — открытие наших селекционеров. Яркий, неуступчивый, скоростной — вот характерные черты уроженца Иссыка. Попов — опытный боец, да, возрастной, согласен, но, Шторк, экс-тренер нашей сборной, расценил, что Алексей — именно тот центральный защитник, который поможет команде. Что же до Гетериева, то Казбек — квалифицированный центральный полузащитник. Его клуб на равных бьется с лидерами российского чемпионата, и, по всей видимости, нальчикский «Спартак» пробьется по итогам сезона в Лигу Европы.
— Какой будет наша команда в весенней стадии отборочного цикла Евро-2012? Кто претендует на роль главного тренера?
— Мы занимаемся поисками главного тренера. Как только мы определимся с выбором, вы об этом узнаете — мы сразу же обнародуем информацию. Данные по персоналиям, которые муссируются в прессе сейчас, — не более чем выдумки журналистов. Конкретных фамилий пока нет. Состав, очевидно, претерпит изменения — команду подбирает лишь тренер, мы никогда не вмешиваемся в процесс комплектования. Одно могу сказать точно — ни для кого не секрет, что мы развиваемся, движемся вперед, наш прогресс очевиден. А вот как его трансформировать в конечный результат — это и будет задача нового главного тренера.
...или войдите через аккаунт соцсети