«Я очень надеюсь, что „Шахтеру“ удастся защитить титул. Это будет сложно. Как вы сами сказали, преимущество у нас небольшое. Но я верю в потенциал нашей команды, — заявил Виктор Балютевич. — Разговоры о том, что защитить титул сложнее, чем его завоевать, конечно, были. Но я не ощутил, чтобы на команду что-то давило. Вся подготовка к играм, к сезону, тренировочные сборы проводились в нормальном режиме. Единственное, что накладывало дополнительную ответственность — это Лига Чемпионов».
За чашкой обеденного чая слова главного тренера звучали так, как будто «Шахтер» действительно не почувствовал никакой разницы между игрой в качестве претендента на золотые медали и выступлением в качестве чемпиона.
«Не хотелось бы, чтобы матч последнего тура с „Иртышем“ стал золотым. Но если такое все-таки произойдет, думаю, у нас будет преимущество, ведь мы играем дома. Но будем надеяться, что все решится до этой игры. Игры с „Ордабасы“ и „Астаной“ будут определяющими в вопросе чемпионства. Они на процентов 80% решат судьбу гонки. Мы никого не опасаемся, потому что все зависит от нас», — все с той же уверенностью заявил Виктор Балютевич.
После этого мы решили подробней остановиться на досадном вылете из Лиги Чемпионов, и на том, какой урок из этого извлекла команда.
«Все поняли, что для того, чтобы добиваться успехов в Европе, нужно больше работать. Однако, сейчас нельзя посыпать голову пеплом и убиваться. Надо стараться и работать уже сегодня, чтобы лучше выступить в Лиге Чемпионов в следующем году. Ребята были расстроены, но общими усилиями нам удалось донести до ребят, что нужно продолжать работать и играть. Этот вылет — стечение обстоятельств, несчастный случай. Да, мы пропустили гол на 121-й минуте, факт остается фактом, но это случилось, прежде всего, из-за отсутствия опыта. К сожалению, — с небольшим разочарованием на лице замечает тренер. — у нас нет такой привычки, как „играть от свистка до свистка“. Это делают, даже в безвыходной ситуации, все европейские клубы. Кроме непосредственно нас, это касается практически всех клубов постсоветского пространства, за исключением нескольких российских и украинских команд».
Кроме того, Виктор Балютевич поделился и довольно личной информацией относительно своих увлечений вне футбола:
«Я люблю историческую литературу. И если есть возможность посетить какой-нибудь исторический объект — стараюсь ее не упустить. Я был во многих городах, везде по-своему красиво. Выделить что-то одно не могу. Но есть места, которые хочется посетить. Например, я еще не был в Риме. Надо выходить в Лигу Чемпионов, чтобы побывать там». Чем не мотивация для будущих успехов?
Далее разговор вновь вернулся в более профессиональное русло. «Шахтер» — самая забивающая команда Премьер-Лиги, причем 40 забитых мячей поделили между собой сразу 12 игроков.
«Специальной установки не было. Но когда в команде забивает только один человек, это гораздо легче предупредить. Можно с ним сыграть персонально, закрыть его. А когда любой игрок может завершить атаку — сопернику труднее под это подстроиться. Но это получается нецеленаправленно. Даже если специально стараться наигрывать такой принцип — скорее всего не получится».
В разговоре про состав «Шахтера» удалось затронуть проблемную тему, которая свозит и во всем казахстанском футболе:
«Так получилось, что в Казахстане очень туго с защитниками. Поэтому эту позицию чаще всего закрывают легионеры. А в средней линии и в нападении — выбор гораздо больше. Подобная проблема существует и в России, где уже долгое время нет альтернативы Игнашевичу и братьям Березуцким. Защитники — это специфическая позиция. Нужно учиться отбирать мяч, а детям хочется как можно больше с мячом возиться. Плюс к тому, был провальный период в работе с детьми и юношами. Этому мальчишек никто не учил, и сейчас это сказывается. Работа сейчас началась заново, поэтому результаты можно ждать только через 5–6 лет. А все это время будет дефицит защитников. Лично я не вижу в обозримом будущем новых квалифицированных защитников с казахстанским паспортом», — подвел не совсем приятный итог специалист.
Касательно раннего вылета казахстанских клубов из еврокубков у Виктора Балютевича также нашлось свое авторитетное мнение:
«Отечественные клубы начнут удачно выступать в Европе, когда наладится инфраструктура. Когда поля будут должного уровня. А для этого должно поменяться отношение. Сейчас ФФК старается наладить работу, контракт с немцами тому подтверждение. Обмен опытом и лицензирование тренеров способствует развитию. Но когда это принесет плоды — непонятно. В любом случае, я надеюсь застать эти времена».
Ответ на вопрос: «почему „Шахтер“ остановился именно в Алма-Ате?» тренеру показался довольно очевидным:
«Прежде всего, это было связано с матчем сборной. Пятеро наших ребят выступали за сборную легионеров, двое — за национальную команду. К тому же наш тренерский штаб был назначен тренировать сборную легионеров. Поэтому было решено провести сбор в Алма-Ате. Кроме того, в целом по Казахстану есть всего два города, приспособленных к проведению сборов на хорошем уровне: летом — это Алма-Ата, зимой — Астана».
Также Виктор Балютевич рассказал о том, каким путем он пришел в футбол:
«Я начинал играть в футбол, когда на улицах еще играли всем, чем угодно: мячами, консервными банками. Это сейчас ты смотришь из окна многоэтажек — и не видишь ни одного ребенка на улице. Мы играли на пустырях, лишь бы было место. Но после начала профессиональной карьеры, травма, полученная в довольно раннем возрасте, вынудила меня перейти на административную работу, а потом уже пошел в тренеры. Получил диплом — и сразу начал тренировать детей. В наше время, конечно, все меняется, но лично мне, как тренеру, по душе симбиоз немецких и итальянских школ. Думаю, что и нам он больше всего подходит».
После разговора с главным тренером, мы переместились за соседний столик, где нас уже ждал капитан и живая легенда «Шахтера» — Андрей Финонченко.
«От матча в Чимкенте ожидаю боя. „Ордабасы“ играет дома и борется за высокие места, поэтому легкой прогулки не получится. Присутствует отдельная мотивация от того факта, что Ордабасы пропускают меньше всех в лиге, но, по большому счету, нападающему должно быть без разницы кому забивать, — начал Андрей. — Мы очень усердно работаем, настраиваемся на каждый матч. Тренеры напоминают, что нужно более ответственно относиться к каждому матчу, ведь сейчас все зависит от нас самих. То, что мы входили в сезон в качестве чемпионов, придало дополнительную мотивацию».
Свои детские годы Андрей вспоминал с особым трепетом:
«Я начинал играть левого защитника. Но потихоньку передвигался вперед, мне хотелось атаковать, и, в конце концов, место само себя нашло. Да и с детства моим кумиром остается Роналдо. Мне очень нравилась его манера игры, постоянные забеги, резкие рваные рывки».
«Одно время мечтал уехать в Россию, но сейчас об этом не думаю. Смотрел на Балтиева и Смакова — хотелось тоже попробовать себя за рубежом, — вспоминает Андрей. — Вообще, в сборной очень развита преемственность поколений. Там очень теплая и дружная атмосфера, поэтому все ребята стараются, чтобы туда попасть. Играть за свою сборную — честь для каждого из нас. К тому же для футболиста важно, чтобы рядом был старший товарищ, который может поддержать и дать совет. Сам стараюсь быть таковым для молодых ребят в команде. А когда я был еще неопытным, мне очень помогали Олег Корниенко, Азамат Ниязымбетов, Алексей Клишин. Когда играли — они меня всегда поддерживали».
Не удалось пройти и мимо завершившейся совсем недавно Олимпиады:
«На олимпиаде болел за всех наших, но больше всех переживал за Серика Саппиева, ведь он наш — карагандинец».
Несмотря на солидный по футбольным меркам возраст, для Андрея Финонченко недавние матчи в Лиги Чемпионов были первыми в карьере:
«Дебют пришелся на гостевой матч, поэтому первые 20 минут было довольно нервозно. Но потом, когда поняли, что против нас играют такие же люди, стало легче. Мы и на выезде, и дома играли хорошо. Чуть-чуть не хватило опыта, — делится досадой капитан. — У меня были моменты, когда выходил один на один, но не получилось. Я согласен с тренером, что это случайность».
Напоследок Андрей рассказал о своей семье:
«На семью у меня остается всего полтора месяца зимой. У меня дочка, три года, Анастасия. Я пока всерьез не думал над ее будущим, но, признаться, не хочется, чтобы она шла в спорт. А вот мой отец всю жизнь хотел, чтобы я стал футболистом. У него самого не получилось, поэтому он меня отдал в футбольную секцию. Отец очень мной гордился, когда я стал профессионалом. Даже сейчас ходит на каждый домашний матч. Они с мамой вдвоем на стадион приходят. Мне помогает, что они переживают за всю команду, а не персонально за меня. Даже если я не забил, но команда выиграла, говорят: «Ничего, в следующий раз получится. Главное — команда победила».
Уже при прощании Андрей признался, что из европейских клубов симпатизирует «Челси»:
«Мне персонально очень нравится Дидье Дрогба, только за китайским чемпионатом все равно наблюдать не планирую», — улыбнулся капитан, и направился обратно в отель.
В этот момент к нашему столику подошел высокий мужчина с брутальной внешностью, но широкой улыбкой на лице:
«Алдин Джидич», — произнес боснийский защитник на прекрасно различимом русском.
«Я могу с уверенностью заявить, что чемпионат Казахстана с каждым годом становится все сильнее и сильнее. Сейчас есть 4–5 команд, которые борются за первое место. Для нас же, следующие две игры против „Ордабасы“ и „Астаны“ будут во многом решающими. Самое главное, что может помочь нам в защите титула, это тот факт, что нам удалось сохранить костяк команды. Плюс к тому, пришли новые хорошие футболисты. Главное — команда не стала слабее».
Не обсудить с Алдином вылет из Лиги Чемпионов было просто нельзя:
«Еврокубки — совсем другой уровень. Но там играют такие же люди, у них две руки и две ноги. Когда болельщики смотрят телевизор, и видят там „Арсенал“, „Челси“, „Манчестер Юнайтед“ — они думают, что только там сильные команды. Однако, в отборочных матчах также играют крепкие клубы. Мы играли достойно, но это футбол. Гол на 121-й минуте всегда обидно пропускать, но самое главное — это уверенность в себе. А ее мы сохранили. Тем более, что чемпионат Казахстана с каждым годом все более высоко котируется в Европе. У меня много друзей в Польше, Украине, Германии — они говорят, что престиж нашего чемпионата растет».
О том, как он попал в наш чемпионат, Алдин рассказывал, играя лицом и используя руки:
«Я играл в России, и однажды на сборах в Турции меня заметили тренера Шахтера. Они меня просмотрели, и я им подошел. У меня были предложения из второй бундеслиги, но я всегда считал, что лучше играть в главной лиге страны, чем в младших дивизионах».
Алдин также поделился своими преференциями в европейском футболе:
«Я люблю „Ювентус“, а моим любимым игроком является Алессандро Дель Пьеро. Я ведь начинал играть нападающим, но после переезда в России научился играть и на позициях полузащитника, а сейчас и вовсе переместился в оборону. Поэтому мечтаю когда-нибудь сыграть персонально против своего кумира».
«Я очень хочу, чтобы Лига Чемпионов пришла в Казахстан. Чтобы болельщики ощутили ее, они это заслужили. Наши болельщики всегда готовы поддержать команду и всегда делают это на высоком уровне», — на этой хвалебной ноте время, отведенное на интервью, закончилось. Однако Алдин не отпустил нас с пустыми руками, угостив в знак знакомства баночкой холодной Coca-Cola.
...или войдите через аккаунт соцсети