Владимир Фомичев: «В „Таразе“ со мной поступили некрасиво»
Он навсегда вписал свое имя в историю казахстанского футбола. Он сделал то, что не смогли сделать десятки. Он — истинный джентльмен и «отец» многих известных ныне игроков. Сегодня Владимир Фомичев говорит «PROСПОРТ» о том, как случилось его возвращение в Узбекистан и в его нынешний клуб — мубарекский «Машъал». Это только начало…
И вновь Машъал…
— Владимир Александрович, ваши впечатления от работы на старом-новом месте?
— Они двоякие. Да, вернулся в тот клуб, в котором когда-то уже работал. Но пока что «Машъал» не может похвастаться хорошим результатом. И это огорчает. Финансовых проблем нет. Есть проблемы кадровые. Сейчас, когда второй круг чемпионата на подходе, пытаемся все эти недочеты устранить. Наверстываем, так сказать, упущенное.
— Многое изменилось в «Машъале» с тех пор, как вы возглавляли Академию клуба, а потом и были помощником главного тренера?
— Безусловно, и именно в положительную сторону. Улучшилась инфраструктура. Построены два футбольных поля. Оборудуется манеж для работы в зимних условиях. Как такому-то не радоваться?! (Улыбается.)
— Ну, а как вообще получился вариант с «Машъалом»?
— Как вы знаете, до этого я месяц проработал в «Насафе», куда меня пригласил Виктор Кумыков. Помогал ему. Но мне сразу тогда сказали, что если какой-то форс-мажор — я могу покинуть свой пост. Через некоторое время последовало предложение от руководства «Машъала» возглавить клуб. Я, недолго думая, согласился. Ведь команда слабо начала сезон — нужно было вытаскивать ее со дна. Поехал не в чужой для себя Мубарек и сейчас ни о чем не жалею.
— То, что ваша команда завершила первый круг на 10-м месте — это закономерность?
— Я бы так не сказал. Чемпионат Узбекистана довольно-таки ровный. Есть, конечно, группа лидеров, за которыми очень трудно угнаться, но в основном большинство команд показывает равную по силе игру.
— И все же вы находитесь внизу турнирной таблицы…
— Ну на то есть свои личные объективные причины, которые я увидел, когда вернулся. Команда была несыгранной. Мало забивала. Функционально была подготовлена очень плохо. Упор делался на оборону, а следовательно — на контратаки и действия вторым номером.
— Что-то уже на сборах удалось изменить к лучшему?
— Сейчас все это приходиться ломать. Вроде бы получается. Работаем над улучшением функциональной подготовки, ищем качественных легионеров в среднюю линию и атаку. Это наши самые проблемные зоны. Хочется, чтобы пришли именно ребята-лидеры, дабы наши футболисты, смотря на них, заряжались этой энергией и становились лучше в своем развитии.
— Какие ожидания у вас на второй круг?
— Самые оптимистичные. Если забьем больше двадцати мячей — поднимемся туда, куда хотим. То есть в середину турнирной таблицы. Где-то между 6-м и 8-м местами. Надеюсь, у нас это получится.
— Проведенными сборами в Билдисарае довольны? Все ли запланированное удалось выполнить?
— Доволен — не то слово. Очень доволен. Там были идеальные условия для подготовки. Тренировались на высоте примерно 1700 метров — в высокогорье. Температура стояла где-то в области 15 — 25 градусов. А воздух просто чистейший. Плюс ко всему никто не «сломался». Продуктивно, в общем, поработали.
— С кем-то из новичков уже подписаны контракты?
— Пока что ни с кем. Много их приезжает, много уезжает. Мы смотрим, изучаем каждого. Что же касается потерь, то ушли из «Машъала» все шесть легионеров. От пятерых мы отказались сами, а вот один вернулся домой по семейным обстоятельствам.
— Под вашим руководством тренируется небезызвестный в Казахстане Жасур Нарзикулов. В какой он форме сейчас, и изменила ли его та скандальная история?
— Вы знаете, когда я с ним говорил на эту тему, он сказал мне, что стал жертвой обстоятельств. Вот и все. А в какой он форме? В хорошей, скажу я вам. Правда, в первом круге я делал ставку на его одноклубника Санжара Кувватова, который является основным вратарем олимпийской сборной. Посмотрим, что будет во второй части чемпионата…
«Сборная Узбекистана — это гордость страны»
— Не обидно, что и вы сами оказались вне родного Казахстана?
— Конечно, обидно. Ведь я до сих пор не понимаю, почему меня уволили из «Тараза». Команда неплохо закончила сезон. Начала готовиться к следующему. И вдруг — просят написать по-собственному. Молодежь, которая пришла в руководство, просто поступила со мной как самая настоящая шпана. Я им тогда сказал: «Ребята, так не делается. Вы сами на этом споткнетесь». Ну и что? Сейчас многих этих людей, насколько мне известно, уже нет в команде. Да и команды-то самой нет. Осталось одно название. Игра — сплошное разочарование. Увидел — просто ужаснулся. А ведь тогда, в межсезонье, меня приглашали в другие клубы, но я все отказывался ради «Тараза». И видите, что получил взамен?!
Позвали в Узбекистан после всего этого — согласился. Поскольку не хотел сидеть без дела. Чемпионат заполонили тренеры-легионеры. Мне, видимо, места не нашлось.
— Значит, то, что «Тараз» сейчас выступает ни шатко, ни валко — это логично?
— Еще как! И скажу больше: это последствия всех тех переворотов, которые люди устроили перед началом сезона в команде.
— Что скажете о самом чемпионате Казахстана? Вылет «Тобола» и «Шахтера» из Лиги Европы на такой ранней стадии не удивил?
— Премьер-лига в этом году какая-то непредсказуемая. Очень удивляет «Актобе», который выступает откровенно нестабильно. Часто теряет очки, проигрывает всем конкурентам. Но и «Тобол», идущий на первом месте, как мне говорят мои друзья, не показывает чемпионской игры. Да и в Лиге Европы, что уж молчать, с треском провалился. Честно говоря, я думал, что он пройдет «Зриньски». Про «Шахтер» могу сказать следующее: команде Чебурина попался очень сложный соперник. «Рух» — один из флагманов польского футбола. Тягаться с ним на равных было тяжело, но горняки старались и показали довольно-таки неплохую игру. В целом, вылет двух наших лидеров с еврокубков — это показатель уровня всего нашего соккера.
— На ваш взгляд, чему нам нужно учиться у узбекского футбола?
— Если брать глобально, то сильных различий нет. Такие же проблемы с инфраструктурой. Нехватка грамотных менеджеров. Но много талантливых футболистов, и очень уважительное отношение к сборным всех возрастов. Ребята ездят на сборы во Францию и Австрию, таких проблем, какие порой возникают у нас, у них там нет. Сборная для узбеков — это гордость страны. Ей оказываются все условия для работы и достижения определенного результата. Почему, вы думаете, национальная команда так сильно выступает на международной арене? Вот-вот. Потому что отношение к ней идет от государства соответствующее.
— В плане популяризации футбола кто ушел вперед?
— Судите сами. В Узбекистане футбол освещается более широко, чем у нас. Здесь больше футбольных изданий. Немало рекламы по ТВ. Почти все команды высшей лиги возят с собой автобус с болельщиками. Сколько клубов Казахстана могут похвастаться последним?
— Как обстоят там дела со стадионами и детскими академиями?
— Про стадионы я уже говорил. А вот что касается футбольных академий, то практически идеальная она у нас в Мубареке. В Карши также сейчас строится академия. Здесь большая сеть спортивных интернатов.
Закон о «лимитчиках» развращает
— Молодежный чемпионат мира-1999 в Нигерии до сих пор является нашим главным достижением. Ваши воспоминания о том мундиале…
— Многие ругали меня за то, что я тогда ребятам давал очень большие нагрузки. Мол, загонял Фомичев малышей. Но это и дало результат. Мы пробились в финальную часть, где могли бы выступить более удачно, будь у нас подготовка безо всяких проблем. А так мы поехали биться с аргентинцами, хорватами и ганцами, плохо подготовленными. На одном голом энтузиазме, так сказать. Это и сыграло с нами злую шутку.
— То поколение футболистов, действительно, было самым сильным на ваш взгляд?
— Увы, и его мы потеряли. Приходили разные тренеры в национальную сборную — проводили какие-то непонятные эксперименты. Многие сильные ребята тогда оказались не у дел (может быть, из-за меня — В.Ф.). Хотя, сохраните ту сборную и останьтесь в Азии — путевка на Олимпиаду в Афины была бы, на мой взгляд, обеспечена. Возможно даже, Казахстан бы оттуда что-нибудь да привез бы. Настолько тот коллектив был силен…
— Кому из тех ребят так и не удалось построить свою карьеру так, как вы того ожидали?
— Честно говоря, многим. После чемпионата мира я им постоянно повторял, что на этом карьера не заканчивается, что это еще ничего не значит. Нужно работать до седьмого пота, дабы вас заметили в Европе. Увы, не все прочувствовали эти слова. Но есть и те, кто показал себя за рубежом. Это и Балтиев с Карповичем, Кадыркулов с Тарасовым, Али Алиев. Последнему удалось изменить свою психологию и доказать, что он достоин турецкого футбола. Многим остальным не хватило стремления и желания вслед за ребятами уехать в ту же Россию, в которой они могли бы быть на хорошем счету.
— Ну, а кого из молодых футболистов Казахстана сейчас можно выделить?
— Не поверите, никого. Закон о «лимитчиках» только развратил нашу молодежь. Мы потеряли целое поколение перспективных ребят. Никто из них за пять лет так и не вырос в сильного игрока. Тот же Лория в свое время, Солошенко, Алиев, Балтиев, Карпович — все они пробивались так — без всяких поблажек. Путем ошибок и пота. Но зато в кого выросли! И все же в свое время мне очень сильно нравился вратарь Логиновский. Однако Володю просто-напросто заездили. Пошла череда травм и так далее (говорит с грустью Владимир Александрович. — Прим. автора). Кстати, то же самое сейчас творят и с Конысбаевым, и с Байтаной в «Таразе». Переживаю я за ребят…
— Кстати, слышали, что Байтану собираются везти в «Манчестер Юнайтед» на просмотр?
— Да какой мальчику «Манчестер»? Это же глупость! Вы бы его видели! Бауыржан еле ходит уже. Загоняли его капитально. Нужно давать парню отдыхать, дабы он и вовсе не «сгорел». Похоже, люди об этом вообще не думают…
— Нынешний состав сборной может подарить мировому футболу сенсацию? Впереди отборочный цикл ЧЕ…
— Однозначно, нет. Сейчас это какой-то гибрид, с которым, мягко говоря, даже три очка будет тяжело набрать. В сборной должны играть лучшие. Простая футбольная истина…
— Душа сильно болит за родной футбол?
— Болит, еще как болит. И еще долго будет болеть. Докатились до того, что отправляем детей учиться в Бразилию. Это позор самый настоящий. Обидно еще и то, что люди тебе порой руки подрубают, не понимают самого элементарного, не идут навстречу, да и не хотят этого. Не пекутся за детей, клубы, сборную. Но хотя базу недавно построили. И то уже хорошо. Теперь хоть есть дом…
— Можете ли назвать Узбекистан вторым домом? Все-таки часть своей жизни вы проводите именно там…
— Конечно, я хотел бы работать в Казахстане, но и в Мубареке мне все очень нравится. Здесь меня уважают и ценят как специалиста. Им дорого любое мое мнение. Люди хотят развивать свой футбол и поэтому делают очень многое для его развития. Да, «Машъал» и есть мой второй дом…
— И все же — в недалеком будущем, где себя видит Владимир Фомичев?
— Работа тренера непредсказуема. Сегодня я здесь, а завтра могу быть совсем в другой стране. Время покажет. Пока я живу настоящим. И связан исключительно с «Машъалом»…
...или войдите через аккаунт соцсети