Владимир Муханов: «Поражение для меня, как смерть близкого человека»
В рубрике «Один на один» газеты «PROСПОРТ» мы публикуем интервью с одним из самых успешных тренеров, работавших с казахстанскими футбольными клубами, российским специалистом Владимиром Мухановым.
Беседа наставника футбольного клуба «Актобе» с корреспондентом нашей газеты состоялась в конце августа, на следующий день после ответного матча 4-го квалификационного раунда Лиги Европы, в котором актобинцы на своем поле уступили прошлогоднему финалисту Кубка УЕФА немецкому «Вердеру» со счетом 0:2.
Я застал Владимира Васильевича в его номере клубной гостиницы за он-лайн-партией в электронные шахматы. «Подождите минутку, сейчас я одного товарища раздену», — сказал Муханов, но вскоре поняв, что партия затягивается, отставил ноутбук в сторону и включился в разговор.
Красно-белая форма — это по мне
— Владимир Васильевич, вы играете в шахматы на высоком уровне? Может быть, есть разряд?
— Нет, конечно. Просто нужно как-то отвлекаться от своей работы. В голове постоянно крутятся мысли о предстоящих матчах, игроках, тактических схемах, судействе. Переключиться иногда просто не представляется возможным. Вот и играю понемногу.
— Как ещё отвлекаетесь от работы?
— Читаю книги или делаю пробежки.
— А подобная сосредоточенность на своей профессиональной деятельности — это специфика работы или особенность вашего характера?
— Наверное все-таки в большей степени так сказывается мой характер.
— Какой же у вас характер?
— Ну я рос без отца в довольно трудном районе, где порой самоутверждаться приходилось за счет кулаков. То есть, грубо говоря, иногда, для того чтобы выжить, нужно было быть жестким.
— А когда вы пришли в футбольную секцию, там для вас действовал такой же жизненный принцип?
— По большому счету да. Но в футбольной секции уже были тренеры, которые старались пресекать любые конфликтные ситуации на корню.
— За какой клуб вы мечтали играть, когда начинали карьеру?
— Я не был оригинален и болел за московский «Спартак». Играть, конечно, тоже мечтал за эту команду. Вообще «Спартак», на мой взгляд, был первооткрывателем нового стиля игры. Посмотрите на лучшие сборные и клубные команды сегодня, та же «Барселона» сейчас играет в спартаковский футбол. Константин Иванович Бесков ещё несколько десятков лет назад поставил эту динамичную игру в короткий пас низом.
— Когда вы принимали решение возглавить «Актобе», какую роль в этом сыграли клубные цвета?
— Ну вообще у нашей команды цвета синий, красный и белый. Чем-то напоминает каталонскую Барселону. Но когда мы обратились к изготовителям футбольной формы, нам в нашей цветовой гамме ничего предложить не смогли. В итоге мы остановились на красно-белых футболках. В смысле моей привязанности к московскому «Спартаку» эта форма, конечно, по мне.
Пеле и сегодня на поле был бы лучшим
— Бесков оказал основное влияние на ваше становление как тренера?
— Так, наверное, нельзя говорить. Таких специалистов было много и в Советском Союзе, и в других странах. Но Бесков и Валерий Лобановский, безусловно, выделялись из общего числа просто потому, что они были наши. И иностранные специалисты, в частности, в Италии, рассказывая о своей работе, утверждали, что они многое почерпнули из советской тренерской школы, модернизировали, и на этой почве стали воплощать свои идеи.
— Все же вам ближе школа Валерия Васильевича или Константина Ивановича?
— У Бескова уклон в игре был сделан на тактику, ажурность взаимодействия футболистов на поле. Лобановский проповедовал силовой динамичный футбол, хотя его тоже нельзя назвать слабым тактиком. Не знаю, как возникают предпочтения, но, как я уже сказал, спартаковская школа мне значительно ближе. Если говорить об идеальной ситуации, то нужно взять лучшее из опыта каждого выдающегося тренера и применять это в своей работе.
— А из ныне действующих тренеров кого считаете лучшим?
— Алекса Фергюсона. Это выдающийся специалист. Он умудряется из игроков среднего уровня делать звезд мировой величины. Да и команда у него, в независимости от того, какие звезды покидают «Манчестер Юнайтед» постоянно выступает на высоком уровне. Это умение постоянно держать ситуацию под контролем и плодотворно влиять каждый день на уровень её готовности дорогого стоит.
— Может ли человек, который не играл в футбол на профессиональном уровне, стать высококлассным тренером?
— Жозе Мауринью. Конечно, это редкий случай. Но все же португалец доказал, что это возможно.
— Когда проиграли «Вердеру», тоже сильно переживали?
— Нет. Чего тут лукавить? В игре с таким соперником не стыдно проиграть, ведь «Вердер» в прошлом году разгромил «Баварию». Наоборот, если бы мы выиграли — это был бы пир на весь мир.
— Вы можете сказать, что стыковые матчи против прошлогоднего финалиста Кубка УЕФА дали вам новые знания в футболе?
— Знания — нет. «Вердер» не открыл мне ничего нового в тренерской работе. Тактические схемы, перестроения игроков — все это мне давно известно. Но в смысле навыков противостояния в матчах такого накала — это был неоценимый опыт. Я вот думаю, если бы у моей команды была возможность проводить не две, а двадцать две такие игры за сезон, насколько быстрее бы прибавляли в своем развитии футболисты. И ещё одно — играя в Европе — ты все больше убеждаешься в том, что игроки на поле должны быть универсалами. Это новое слово в мировом футболе, но, в конечном счете, за универсальностью футболистов будущее этой великой игры. Двадцать-тридцать лет назад об этом не было и речи — если ты защитник — твои обязанности ограничиваются оборонительными действиями и наоборот. Сегодня же мы видим, что у футболиста может быть большое будущее — если он способен играть на нескольких разных позициях. Соответственно при работе в Казахстане нужно тоже делать уклон в эту сторону. Это один из ключей к развитию и внутреннего чемпионата и соответственно сборной команды страны.
— Прокомментируйте новую систему розыгрыша клубных евротурниров…
— Думаю, это хороший и правильный шаг. Теперь многие команды, которые не относятся к первому и второму эшелонам европейского клубного футбола, получили возможность сыграть в группе. Посмотрите на нынешние составы групп и Лиги чемпионов, и Лиги Европы — вы увидите там много клубов, которые прежде не проходили так высоко.
— Какие футболисты из прошлого и играющие сегодня вам импонируют?
— Их очень много, всех трудно перечислить. Но если выделять одного, то, думаю, это Пеле, как-никак он — король футбола.
— Однако многие из нынешних футболистов значительно сильнее этого именитого бразильца…
— Мне вот сейчас наша молодежь тоже говорит: «Василич, да какой тогда был футбол?». Но ведь футболист выходит на поле в соответствии с поставленной тренером задачей. И, конечно, задачи и футбол тогда были другие. Но я уверен, если бы Пеле выходил на поле сегодня, в нынешних обстоятельствах, он все равно оставался бы лучшим.
— Вас все в команде зовут Василич?
— Да.
— У вас ещё есть сомнения в том, что ваш клуб выиграет очередной чемпионский титул?
— Конечно, нам ещё предстоит отыграть почти всю вторую половину чемпионата, все важнейшие матчи второго круга.
— Но по потерянным очкам вы очень сильно оторвались от соперников…
— Я вообще не люблю эту формулировку — потерянные очки, этих очков нет. Есть только завоеванные, заработанные очки — их я и привык считать. Все отложенные матчи нам ещё нужно сыграть, и календарь соответственно уплотняется, а с учетом того, что у нас был очень непростой сезон, многие игроки вполне могут «подсесть».
— Как вы восприняли новость о том, что в Казахстане появился новый футбольный клуб «Локомотив».
— Не могу сказать, что с большой радостью (смеется) мы получили мощного соперника, но, с другой стороны, в Казахстан приехали такие известные футбольные люди, как Сергей Юран, Андрей Тихонов, Егор Титов, Максим Шацких. Они поднимают уровень нашего чемпионата, что, несомненно, положительно сказывается на всем уровне местного футбола. Более того, таких команд должно быть больше. А то шум вокруг сборной подняли, почему национальная команда проигрывает, но ведь сборной не будет до тех пор, пока не будет сильного внутреннего чемпионата.
— Вас удивило провальное выступление костанайского «Тобола» в нынешнем сезоне?
— Я бы не стал ставить на команде крест. «Тобол» может прибавить в любой момент и выдать внушительную серию побед. А их не очень удачный старт меня действительно удивил. Я думал, что в чемпионской гонке будут участвовать как минимум 4 команды. С моей стороны было бы не очень корректно комментировать неудачи «Тобола», да мне и неизвестны подробности.
— В этом году вам сложнее идти к чемпионству, чем год назад?
— Пока складывается именно такое впечатление — чемпионат вырос на порядок. Дело не в том, что появилась ещё одна сильная команда, просто все клубы премьер-лиги стали играть сильнее.
У нас была полноценная еврокубковая компания
— Что случилось в ответном матче 3-го квалификационного раунда Лиги чемпионов в Хайфе? Вы выигрывали к 15-й минуте со счетом 3:0 и умудрились пропустить после этого четыре мяча.
— Случилась катастрофа. И наши игроки потеряли в концентрации, и соперник здорово прибавил в активности. Не хотелось бы говорить банальности, но по-другому просто не скажешь — это отсутствие большого европейского опыта.
— Неужели при счете 3:0 нельзя таким образом перестроить игру, чтобы не пропустить четыре мяча? Ведь даже счет 3:3 был в пользу «Актобе»…
— А как это сделать? Вы помните матчи плей-офф Лиги чемпионов прошлого сезона? «Челси» выиграл у «Ливерпуля» со счетом 3:1 в гостях и перед ними стояла задача просто не пропустить три мяча на «Стэмфорд Бридж». Как игра закончилась? 4:4. Футбол непредсказуем. Все может развернуться на 180 градусов в любую минуту.
— Как вы вообще переживаете поражение?
— Как личную трагедию, как будто кто-то умер из близких мне людей. Потом долго не могу прийти в себя.
— Что лучше — получить очень сильного соперника в лице бременского «Вердера» за шаг до групповой стадии Лиги Европы, но быть уверенным, что вы как минимум два матча проведете против клуба высочайшего европейского уровня, или играть с менее сильным соперником, но все же иметь риск не попасть в этот групповой раунд?
— Вы сами ответили на свой вопрос, это палка о двух концах. С одной стороны нам сейчас нужно получать как можно больше опыта международных матчей против классных клубов, но при этом всегда нужно стремиться побеждать. Вообще, нынешняя кампания, на мой взгляд, стала для Казахстана лучшей за всю историю выступления в Европе. Наши игры против «Вердера» и «Тобола» с «Галатасараем» можно считать уже полноценным еврокубковым выступлением.
— Когда узнали, что предстоит играть с «Вердером» в голове не пролетела мысль «Гудбай Европа»?
— Нет. Играть можно с любым соперником. Думаю мы доказали это в обоих матчах.
— Может быть, мы вообще ещё не готовы к групповой стадии евротурниров? Ведь у нас даже нет необходимой для этого инфраструктуры…
— Может быть. Я даже не знаю, где бы мы играли матчи основной сетки Лиги Европы, если бы прошли «Вердер». Я не уверен, что УЕФА позволило бы нам проводить домашние игры в Актобе, Алматы или Астане.
— Когда проиграли «Вердеру», тоже сильно переживали?
— Нет. Чего тут лукавить? В игре с таким соперником не стыдно проиграть, ведь «Вердер» в прошлом году разгромил «Баварию». Наоборот, если бы мы выиграли — это был бы пир на весь мир.
— Вы можете сказать, что стыковые матчи против прошлогоднего финалиста Кубка УЕФА дали вам новые знания в футболе?
— Знания — нет. «Вердер» не открыл мне ничего нового в тренерской работе. Тактические схемы, перестроения игроков — все это мне давно известно. Но в смысле навыков противостояния в матчах такого накала — это был неоценимый опыт. Я вот думаю, если бы у моей команды была возможность проводить не две, а двадцать две такие игры за сезон, насколько быстрее бы прибавляли в своем развитии футболисты. И ещё одно — играя в Европе — ты все больше убеждаешься в том, что игроки на поле должны быть универсалами. Это новое слово в мировом футболе, но, в конечном счете, за универсальностью футболистов будущее этой великой игры. Двадцать-тридцать лет назад об этом не было и речи — если ты защитник — твои обязанности ограничиваются оборонительными действиями и наоборот. Сегодня же мы видим, что у футболиста может быть большое будущее — если он способен играть на нескольких разных позициях. Соответственно при работе в Казахстане нужно тоже делать уклон в эту сторону. Это один из ключей к развитию и внутреннего чемпионата и соответственно сборной команды страны.
— Прокомментируйте новую систему розыгрыша клубных евротурниров…
— Думаю, это хороший и правильный шаг. Теперь многие команды, которые не относятся к первому и второму эшелонам европейского клубного футбола, получили возможность сыграть в группе. Посмотрите на нынешние составы групп и Лиги чемпионов, и Лиги Европы — вы увидите там много клубов, которые прежде не проходили так высоко.
Пока меня все устраивает, лучших вариантов искать не буду
— У вас есть опасение, что футболисты «Актобе» резко сбавят обороты по окончании выступления в Европе?
— Есть, и меня это очень беспокоит. Сейчас эта ответственность ложится на мои плечи. Я не имею права допустить, чтобы команда расслабилась, но повторюсь, у нас впереди может быть самая сложная часть сезона, и у футболистов может проявиться усталость.
— Чем вы объясняете спад в игре вашего главного форварда Мурата Тлешева?
— Именно этим. Он очень рано начал сезон, и поэтому сдает и в игровых компонентах, и в психологии.
— У вас очень возрастная команда. Собираетесь ли вы омолаживать состав?
— Да, это очень болезненный вопрос. Чтобы омолодить команду, нам нужны не 2 — 3 новых футболиста, а гораздо больше игроков. Признаться, пока не знаю, как будет строиться наша трансферная политика в ближайшее межсезонье.
— С недавнего времени по регламенту чемпионата Казахстана у каждого клуба премьер-лиги должна появиться группа подготовки молодых футболистов. В связи с этим и у «Актобе» появилось шесть возрастных подготовительных групп. Почему не были приняты эти меры, пока не появилась необходимость?
— Вот именно. Пока рак на горе не свистнет, ничего не делается. Но я рад, что хоть так у нас начнут появляться собственные воспитанники. Очень рассчитываю на то, что работа по воспитанию доморощенных игроков будет расширяться, и в скором будущем кто-то из молодых актюбинских футболистов будет выходить на поле в составе нашего клуба.
— Вы планируете посещать занятия этих подготовительных групп?
— Конечно, при первой же необходимости буду ездить на их занятия.
— Сейчас такой необходимости нет?
— Пока, думаю, нет. Сначала нужно поставить эту работу, чтобы все было организовано на уровне. Сейчас мне пока нечего делать в нашей футбольной школе.
— Почему, на ваш взгляд, сейчас в Актобе удалось создать сильнейший клуб страны?
— Думаю, это на 90% заслуга акима нашей области, который уделяет очень большое внимание футболу. У нас впервые за долгое время начали ремонтироваться детско-юношеские школы. Началось строительство новой футбольной базы.
— Вам поступают предложения по тренерской работе из клубов других стран?
— Ко мне обращались представители российской премьер-лиги и некоторые казахстанские клубы, но пока меня все устраивает в «Актобе» и я даже не думаю о том, чтобы менять команду.
— Надолго ли вы в «Актобе»?
— Пока меня все устраивает, лучших вариантов искать не буду.
— Что вы могли бы считать вершиной своей тренерской карьеры?
— Трудно сказать. Наверное, хотелось бы поиграть в групповом раунде еврокубков.
— В каком клубе мечтаете работать?
— Я в этом смысле не большой мечтатель. Думаю, не особо важно, в каком клубе ты работаешь, главное, как ты это делаешь.
— Не возникает желания возглавить сборную Казахстана?
— Таких предложений мне ещё не поступало. Сейчас об этом думать преждевременно, но если когда-нибудь возникнет перспектива поработать со сборной, я буду серьезно думать об этом.
Суеверие это слабость
— Каковы перспективы казахстанского футбола в Европе?
— Ну, конечно, рано говорить о том, что национальная команда может пробиться в финальную часть чемпионатов Европы или мира. Все-таки сборная пока серьезно отстает от своих соперников. Но, несомненно, опыт соперничества казахстанских клубов и сборной против европейских команд в значительной степени поднял уровень местного футбола.
— На ваш взгляд, сегодняшняя сборная Казахстана могла бы пробиться в финальную часть чемпионата мира через Азиатскую зону?
— Вы напрасно думаете, что в Азии все так просто. Там тоже играют сильные команды, и система отбора в финальную часть мирового чемпионата отличается от европейской. И вообще гадать о том, что могло бы быть, если бы… Я могу предположить все, что угодно, но ведь это нельзя проверить. В любом случае, переход в зону УЕФА было правильным решением. В этом не приходится сомневаться.
— У вас есть тренерский секрет?
— Секрета, наверное, нет. Для меня важно, чтобы в команде царила практически семейная обстановка, чтобы внутри клуба не было конфликта. Если в коллективе благоприятная атмосфера, можно ставить игру. А если у футболистов друг с другом не ладятся отношения, о каком футболе можно говорить?
— Вы суеверный человек?
— Стараюсь не быть суеверным. Ведь суеверие это слабость, все эти приметы появляются от неуверенности в себе. В конечном счете, какая разница перебежала ли мне дорогу черная кошка, если я полностью доволен своей работой и сделал все, чтобы моя команда победила? Хотя, когда был игроком, старался зашнуровывать бутсы с левой ноги.
— А привычки у вас есть?
— Вредные? Курю. Очень хочу бросить, но все как-то не получается.
— Вы страстный человек?
— Да. Иногда даже излишне страстный. Могу и крепким словом подогреть. Но не считаю эту свою черту положительным качеством. Нужно уметь держать себя в руках.
...или войдите через аккаунт соцсети