...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


15 мая 2008 (10:02)

Владимир Никитенко: «Мои команды никогда не сдавали матчи»

Владимир Никитенко: «Мои команды никогда не сдавали матчи» Неожиданный для многих сверхуверенный старт «Кайсара» в чемпионате страны – одна из наиболее обсуждаемых нынче тем в среде болельщиков. «PROСПОРТ» не мог упустить возможность пообщаться с наставником кызылординского клуба Владимиром Никитенко, который вместе со своим коллективом стал, пожалуй, главным открытием начального отрезка чемпионата. В нашем разговоре мы коснулись многих тем, и ни от одного вопроса тренер не увильнул.

Время делать выводы еще не пришло

– Владимир Андреевич, разрешите поздравить вас с успешным стартом «Кайсара» в чемпионате. Вы сами и могли предлагать такую прыть в начале первенства?
– Сыграно в первенстве еще очень мало, но что старт выдался успешным, отрицать нельзя. Мы ожидали сложной борьбы в каждом матче. Так оно и было. Где-то нам немного повезло, где-то мы были объективно посильнее соперника, но, в общем, в каждом из матчей на поле шла упорная борьба примерно равных соперников. Но в целом я был готов к этому. Нам удалось сохранить всех прошлогодних лидеров «Кайсара» и провести точечную селекцию. На притирку состава много времени не ушло, поэтому долго втягиваться в сезон нам не пришлось.

– Как сами игроки чувствуют себя на вершине турнирной таблицы?
– В ближайших матчах мы это и проверим. Вроде бы нормально себя чувствуют, никто пока не зазнается. Сейчас наступает самый важный и ответственный момент. Ближайшие игры могут дать ответы на многие вопросы. Но какие-то выводы, думаю, можно будет делать по итогам десяти туров. Тогда и станет ясно, случайно мы идем среди лидеров или нет.

Досье «PROСПОРТ»

Никитенко Владимир Сергеевич

Родился 8 января 1957 года в п. Терек (Кабардино-Балкарская ССР). Мастер спорта СССР, мастер спорта международного класса РК.

Карьера игрока: 1974–77–"Строитель"Ашхабад, 1978–1987 – "Кайрат" Алма-Ата, 1988–89 – "Трактор" Павлодар.

Карьера тренера: 1990–92 – старший тренер ФК «Химик» (Джамбул), 1993 – главный тренер ФК «Достык» (Алма-Ата), 1994 – старший тренер ФК «Актюбинец» (Актюбинск), 1995 – старший тренер «Елимай» (Семипалатинск), 1996-97 – главный тренер, затем старший тренер ФК «Кайрат» (Алматы), 1998–2000 – главный тренер СОПФК «Кайрат», 2001–2002 – старший тренер ФК "Атырау" (Атырау ).

С 2003 по 2007 годы работал старшим тренером ФК «Терек» (Грозный, Россия). Обладатель Кубка России 2005 г.

С января 2008 года – и.о. главного тренера ФК «Кайсар» Кызылорда.

Семейное положение: женат, имеет двоих детей.


– Кого из соперников, с кем «Кайсар» уже успел встретиться в первенстве, вы можете выделить?
– Сыграли мы далеко не со всеми. А из тех, с кем уже довелось состязаться, выделил бы, конечно, «Актобе». Хотя, повторюсь, упорным получился каждый из проведенных матчей. Но чемпион есть чемпион. Чувствуется класс. Там и футболисты собраны более умелые и опытные, и условия созданы приличные. Думаю, что «Актобе» – главный претендент на золото этого года. Конкуренцию, на мой взгляд, ему должны составить костанайский «Тобол» и карагандинский «Шахтер», что, в общем-то, и прогнозировалось еще перед стартом первенства.

– А что же «Кайсар»?
– В отличие от конкурентов мы имели весьма ограниченные возможности для комплектации в межсезонье. Поэтому наша «короткая скамейка» может сказаться в ходе чемпионата.

– В таком случае, какая была поставлена перед «Кайсаром» задача на сезон?
- На встрече с акимом Кызылординской области перед нами была поставлена задача занять пятое место. Хотя на тот момент у нас команды как таковой еще не было. Многие футболисты уехали на просмотр в другие клубы, и не было никакой уверенности, что они вернутся обратно. На первом сборе в Ташкенте от основного состава было несколько человек. Но я поверил руководству клуба и начал работать. Пока ни в чем и ни в ком не разочаровался.

– А лично для себя вы что запланировали?
– Выполнить те задачи, которые поставил перед командой Аким, и попытаться сделать какие-то шаги вперед в общем развитии кызылординского футбола. Но пока об этом говорить сложно, потому что условия для работы, что греха таить, довольно сложные. Надеюсь, временно. Одно приличное поле на весь город – это ненормально. Скоро войдет в эксплуатацию второе, стоит вопрос о постройке крытых помещений, чтобы можно было тренироваться в нормальных условиях круглогодично.

– В связи с удачным стартом цели не были скорректированы?
– Всегда хочется чего-то большего, но в области понимают истинные возможности клуба. Третье место – это уже уровень еврокубков. Надо все реально оценивать. По инфраструктуре мы объективно пока к этому не готовы, но если предпринять необходимые меры организационного плана, то почему бы и нет. Но для того чтобы занимать места в призовой тройке, нам еще очень многое нужно сделать внутри команды. Пока мы уступаем лидерам нашего футбола последних лет, и нам есть к чему стремиться.

– По окончании сезона что вы сочтете за успех и что посчитаете провалом?
– Успех – это выполнение поставленной задачи, а все, что ниже пятого место – это неудача. О провале я даже не думаю. По крайней мере, предпосылок к этому не видно.

- Что сейчас творится в среде болельщиков Кызылорды?
- Ажиотаж вокруг команды наблюдался и в прошлом году, когда на «Кайсар» обратили внимание власть имущие. Ну а в этом году… Те болельщики, которые перестали ходить на стадион 4-5 лет назад, возвращаются сегодня на трибуны. Сейчас наш резервный стадион не в силах вместить всех желающих. Помимо того, что трибуны, рассчитанные на 3-4 тысячи зрителей, набиты битком, не протолкнуться и вокруг заграждения, откуда наблюдают за матчами не попавшие внутрь поклонники команды.

Но самое главное, что бросается в глаза – в городе мяч гоняют на любой мало-мальски пригодной для игры в футбол площадке. В городе наблюдается настоящий футбольный бум, причем, что интересно, не только среди мужского населения. Это то, к чему мы и должны стремиться.

Больше позитива

– Вы продолжительное время работали за пределами Казахстана. По возвращении сюда вас что-нибудь удивило?
– Изменения видны невооруженным глазом. Мне есть с чем сравнивать. Если раньше, приезжая в Казахстан на несколько дней, слышал разговоры с негативом, то сейчас перемены к лучшему чувствуются. Прежде всего это касается инфраструктуры. Настилаются искусственные поля, реконструируются стадионы, базы. Произошли заметные изменения в лучшую сторону и в руководящем органе нашего футбола. Наконец-то у нас в стране вплотную занялись подготовкой и совершенствованием тренерских кадров. Организована учеба, проводятся курсы, семинары. Все это не может не радовать.

– А что-нибудь удивило неприятно?
– 2-3 года назад было много негативной информации относительно проведения чемпионата, судейства. Но в этом году я пока ничего такого не увидел. Отрицательное, конечно, есть всегда, с чем необходимо бороться. Но в целом позитива я увидел больше, нежели негатива.

– Не боялись ли вы после довольно продолжительного перерыва возобновить работу главным тренером, ведь в последние годы вы все время значились в помощниках?
– Я уже 19 лет нахожусь в тренерской обойме и ни разу из нее надолго не выпадал. Добился определенных успехов и на посту главного, завоевав два Кубка Казахстана. Ну а в том, что долгое время работал вторым при Талгаеве, ничего зазорного я для себя не вижу. У него есть чему поучиться. Работать с Талгаевым – значит получать удовольствие от работы. Считаю его тренером и человеком с большой буквы. И потом, поработать в российской премьер-лиге – дорогого стоит. Все-таки это иной, более высокий, уровень. Как в игровом, так и организационном плане. Но как бы то ни было, все это уже в прошлом, это перевернутая страница в моей биографии.

– Ваше видение проблемы поддельных паспортов, возникшей в казахстанском футболе в этом сезоне.
– Я не владею ситуацией полностью, поэтому что-либо конкретное по этому поводу сказать не могу. Скажу лишь, что очень негативно всегда к этому относился, никогда даже близко не имел дела с «заряженными» футболистами. Сейчас мы тщательно проверяем всех игроков клуба. Но я уверен, что в «Кайсаре» все чисто, у нас просто нет таких деятелей от футбола, которые могли бы заниматься подобными вещами.

– Чем, на ваш взгляд, объясняется тот факт, что несколько последних чемпионатов Казахстана выигрывали команды, которые возглавляли иностранные специалисты, а не наши, отечественные?
– В наши дни почти все решает финансирование команды. Если оно хорошее, то руководство клуба стремится пригласить сильного тренера из-за рубежа. Другой вопрос – правильно это или нет. Мнения могут быть самые разные. Тренерская интеграция – это давно наблюдаемый процесс во всем футбольном мире. Ведь никого уже не удивляет, что сборную Англии тренирует итальянец Капелло, России – голландец Хиддинк. Мода на заграничных специалистов пришла и в Казахстан. Но еще раз повторюсь, сейчас во главе угла стоят финансовые возможности того или иного клуба. Предоставь их тому же Волгину или Яровенко, уверен, они тут же дадут результат. Оба долгие годы играли на высшем уровне как футболисты, прошли тренерскую закалку в ближнем зарубежье (Волгин – в России, Яровенко – в Украине – Прим. авт.), у них прекрасное понимание игры, так что в их квалификации сомневаться не приходится.

Плохого не помню

– Сейчас в казахстанской премьер-лиге работают многие ваши бывшие партнеры по звездному составу «Кайрата» 80-х (Огай, Волгин, Яровенко, Масудов. – Прим. авт.). С кем из них у вас сохранились наиболее теплые отношения, с кем поддерживаете связь?
– Теплые отношения сохранились абсолютно со всеми. Часто общаюсь с Масудовым, на матчах встречаемся с Волгиным. С Яровенко, когда он работал в Украине, пересекались редко, но когда мы оба вернулись в Казахстан, стали общаться довольно часто. В основном, правда, по телефону. Встречаться по объективным причинам получается не так часто, как хотелось бы. По-прежнему дружу с Коньковым. Мы все уважали друг друга в то время, когда играли бок о бок, ничего не изменилось и сейчас, да я уверен, что никогда не изменится. Каждый из нас всегда придет на помощь товарищу. Как в человеческом плане, так и по работе. В разумных пределах, разумеется (улыбается).

– С кем дружили в команде, будучи футболистом?
– Мы жили на базе вместе со Стукашовым. Пришли-то мы в «Кайрат» примерно в одно время, поэтому и держались друг за друга, у нас были общие интересы. Пару месяцев назад мы с ним встретились в Москве. В столице России я был проездом, но упустить возможность повидать старого приятеля упустить не мог. Дружил с Шадиевым, Убыкиным, Бердыевым, Коньковым. А вообще у меня со всеми были хорошие отношения.

– А есть ли из того состава «Кайрата» люди, которым при встрече вы руки не подадите?
– Нет, таких нет. За всю мою долгую футбольную жизнь мне не приходилось иметь дела с нехорошими людьми. Возможно, все дело в том, что я незлопамятен. Может быть, что-то плохое и было, но в таких случаях я ставил себя на место этого человека, его на свое. Все анализировал и прощал.

– Вы являетесь рекордсменом «Кайрата» по количеству проведенных за клуб матчей (256 в высшей лиге СССР, 41 – в первой. – Прим. авт.). На ваш взгляд, в современных реалиях возможно ли хотя бы приблизиться к вашему достижению, отыграть в одной команде с десяток лет? Или же клубный патриотизм – это идеологически устаревшее понятие?
– Ну Титов же играет в «Спартаке» второй десяток… В принципе, это, конечно, возможно, но, объективно говоря, сложно. В наших клубах – тем более. Постоянно меняется финансовое положение клуба, меняется власть в регионах. Как правило больше, чем на два-три года люди на одном месте в Казахстане не задерживаются. За примером далеко ходить не надо: что представлял собой «Кайрат» 4 года назад, и что мы видим сейчас? Но это естественно, и обвинять футболистов или тренеров в отсутствии клубного патриотизма, считаю, неправильно. Как говорится, рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Люди хотят работать в хороших условиях, получать достойные деньги. Мы живем один раз. Я тоже хочу тренировать, к примеру, «Барселону» или «Спартак», но меня туда почему-то не зовут. Каждый футболист и тренер хочет расти. В свое время мы с Талгаевым и поехали в Россию, чтобы поработать на другом уровне.

– Самый любимый тренер за вашу карьеру футболиста, и при ком вам игралось неуютно?
– Чтобы неуютно… Да такого, можно сказать, не было. Были, конечно, определенные сложности с какими-то наставниками, но до конфликтов дело никогда не доходило. Я вообще неконфликтный человек. А самые добрые воспоминания у меня остались от периода середины 80-х, когда «Кайрат» показывал яркую, зрелищную игру. Тогда командой руководил Остроушко. Ну и, конечно, с теплотой вспоминаю годы на заре своей спортивной карьеры, когда я играл в Ашхабаде. Нам было по 18-20 лет, и на кураже мы могли одолеть кого угодно. Моими партнерами по «Строителю» тогда были Фомин, Бердыев, Грачев. А тренировал нашу «молодую гвардию» Виктор Кузнецов. Тогда мы навели немало шороху в первой союзной лиге. В «Кайрат» я попал во многом благодаря Тимуру Санжаровичу Сегизбаеву и Станиславу Францевичу Каминскому. Уж больно настойчивыми они были в своих уговорах. Они не отставали от меня на протяжении двух лет и в итоге своего добились.

Родился на Кавказе, вырос в Ашхабате, живу в Алматы

– Какой город вы считаете для себя родным?
– Сложный вопрос (вздыхает). Все-таки, наверное, Алматы: как-никак уже 30 лет мой дом здесь. Хотя сам я родом с Кавказа, в 8 лет переехал в Ашхабад, где прожил до двадцати. Там я сформировался как человек, заявил о себе как игрок. Но свои лучшие футбольные годы – 10 лет – я, конечно же, провел в «Кайрате», поэтому и осел в Казахстане. Здесь у меня все – семья, дети, родственники, все близкие.

– Есть ли у вас нереализованная футбольная мечта?
– В свое время я мог оказаться не в «Кайрате», а в ленинградском «Зените». Меня даже специально приезжали просматривать в Ашхабад. Но я невовремя получил травму и выпал из поля зрения на три месяца. А так, глядишь, и чемпионом СССР мог бы стать. Но я ни о чем не жалею. Считаю, что моя карьера сложилась хорошо.

– А чего вы хотите добиться как главный тренер?
– Хочется поработать в таком месте, где все будет подчинено футболу, где хотят добиться результата. Но не любой ценой, как это у нас часто бывает, а чтобы после себя оставить достойное наследие, которое будет приносить плоды многие годы. Мне импонирует, что в «Кайсаре» хотят не просто достичь какого-то сиюминутного результата, но и заложить мощный фундамент на будущее, наладить систему подготовки. В этом отношении я рад и горд за Бердыева. У себя в казанском «Рубине» он перевернул в сознании руководства Татарстана понятие о футболе, он смог привлечь внимание людей из высших эшелонов власти. И вот результат – «Рубин» наверху турнирной таблицы чемпионата России, клуб на выезде бьет и «Локомотив», и «Зенит». Бердыеву, конечно, повезло, что он оказался в нужное время в нужном месте. Но без Курбана всех нынешних успехов «Рубину» было бы не видать.

В договорняках не участвовал


– За время работы в России вам доводилось сталкиваться с так называемыми «странными» матчами, успели ли вы столкнуться этим, вернувшись в Казахстан?
– Здесь еще не сталкивался и, надеюсь, такого не будет. Не было в моей практике «странных» матчей и до отъезда, когда доводилось работать в «Кайрате» и «Достыке». Что касается России, то говорить можно что угодно. Всегда кто-то что-то увидит и вынесет это на публику. Но чтобы участие в «договорняке» было подтверждено вескими доказательствами… Нет, с этим мне сталкиваться не доводилось. С «Тереком» мы боролись за выход в премьер-лигу, а подковерная борьба – это удел команд из нижней части таблицы.

– Возможна ли вспышка эпидемии «договорняков» в этом сезоне в Казахстане, учитывая, что элиту покинут сразу 4 клуба?
– Исключать, конечно, ничего нельзя. Однако я искренне надеюсь, что этого не произойдет. Во всяком случае «Кайсар» в этом заинтересован. Мы хотим в честной борьбе проверить в противостоянии с другими командами. Уверен, что руководство ФФК не допустит подобного развития событий. По крайней мере, очень бы этого хотелось, ведь работа по очистке грязных рядов идет полным ходом. Надеюсь, на полпути федерация не остановится.

– По прошествии двух десятков лет вы можете сказать, что тот ваш «Кайрат» сдавал матчи?
– Смею заверить: мы никогда не сдавали матчи. Никогда! Да, порой нам предлагали «слить» игру, причем, как правило, здесь, в Алма-Ате. Но выступая перед родными болельщиками, разве мы могли пойти на такое? Поэтому зачастую и уезжали отсюда ни с чем и москвичи, и киевляне. На моей памяти мы ни разу не проиграли киевским динамовцам на своем поле, когда я был в составе. А в гостях нас никто и не спрашивал. Кто с нами будет церемониться? «Спартак»? «Динамо»? Они ведь себя уважают. К тому же «Кайрату» на выезде приходилось труднее по причине постоянной смены часовых поясов. Мы выходили на поле в 10 часов вечера по привычному для нас времени, организм уже засыпал, поэтому изначально мы теряли 20-30 процентов своих возможностей.

– А были случаи, когда «Кайрат» судьи «прибивали»?
– Всякое бывало, конечно. Но я приверженец того мнения, что если команда сильная, ее никакой судья не «прибьет». А слабую команду и не надо «душить». Пару угловых, пару штрафных в центре поля, и она сама собой «поплывет».

– Какой-нибудь матч из прошлого у вас прокручивается перед глазами?
– Я человек не слишком впечатлительный и сентиментальный, поэтому о прошлом вспоминаю редко. Разумеется, остались в памяти встречи с киевскими и тбилисскими динамовцами, «Спартаком», вечное соперничество с «Пахтакором». Немало было хороших игр, но так, чтобы жить прошлым… Нет, это не по мне.

– Возможна ли ситуация, когда вы устанете от футбола, и что должно для этого произойти?
– Человек должен работать, но должен и отдыхать. У меня были периоды, когда я был вне футбола на 2-3 месяца. Но потом вновь тянуло к работе, и я возвращался. Все зависит от здоровья. Тренерский труд отнимает много сил как физических, так и моральных. Смена часовых поясов, постоянные переезды поездом – в этом мало приятного, но такова наша доля. Но пока я буду чувствовать себя здоровым, из футбола не уйду.

– Что вам не хватает вне футбола?
– Я вырос в очень бедной семье, поэтому хоть сейчас готов вернуться в социалистический строй – без деликатесов, крутых машин, модной одежды. Я неприхотлив в быту.

– Вы считаете себя счастливым человеком?
– У меня есть любимая жена, двое прекрасных детей, родственники. Все живы-здоровы, и для меня это самое главное. Выходит, я счастливый человек!

Владимир Жарков
prosportkz.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети