Проведенная в последние несколько лет так называемая «приватизация» казахстанских футбольных клубов в формате передачи их в доверительное управление вызывает массу вопросов, но ответы на них уполномоченными органами если и даются, то очень скудно и неохотно. Всем, кажется, понятно, что продолжать и дальше существовать за счет бюджетных средств казахстанский клубный футбол не должен был, — однако на деле после проведенных преобразований в этом направлении в нем изменилось слишком мало чего.
Последним из клубов Премьер-Лиги чемпионата Казахстана «приватизировался» «Актобе», переданный в доверительное управление его же генеральному директору Самату Смакову. Корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz решил в очередной раз попытаться разобраться в сложившейся ситуации, в связи с чем обратился за помощью к члену Совета директоров ФК «Актобе», известному актюбинскому футбольному специалисту Николаю Иванову.
— Николай Григорьевич, отечественным любителям игры миллионов все непонятнее, куда катится казахстанский футбол. В частности, очень много вопросов вызывает передача футбольных клубов в доверительное управление. Можно ли обратиться к Вам, как к специалисту, чтобы попросить разъяснить некоторые малопонятные с точки зрения здравого смысла и закона подробности происходящего?
— Хочу сделать попытку разобраться в схеме передачи футбольного клуба «Актобе» в доверительное управление частному лицу (его ФИО значения не имеют, хотя в данном конкретном случае именно они сыграли главную роль в принятом решении). Постановлением Правительства РК Акционерное общество «ФК Актобе» и Центральный стадион имени Кобланды подлежали приватизации, и 2018 год был крайним сроком для ее осуществления. Эту самую приватизацию в Актюбинской области откладывали насколько возможно, но данный срок был крайним. Прямая приватизация, с учетом ряда обстоятельств (специфика казахстанского футбола, огромный бюджет, непрозрачность клуба, неимоверные долги и так далее), не представлялась возможной. Поэтому руководством клуба и области было принято решение о передаче АО «ФК Актобе» в доверительное управление, хотя решение это оказалось принято без согласования с Советом Директоров клуба, который, по Уставу, отвечает за стратегическое развитие ФК.
— Изначально предусматривалось, что финансирование ФК «Актобе» после передачи клуба в доверительное управление и дальше будет продолжать производиться из областного бюджета?
— Условия торгов были опубликованы на электронной площадке, и этими условиями не предусматривалось бюджетное финансирование клуба, а, наоборот, — все обязанности и ответственность должен был взять на себя доверительный управляющий. В том числе, — и по погашению задолженностей как перед бюджетом, так и перед футболистами и персоналом. В результате крайних торгов этот конкурс выиграл нынешний доверительный управляющий, то есть, — физическое лицо. Лично я не мог сначала понять: зачем ему такое дорогое удовольствие? И только когда выяснилось, что ничего в клубе с источником финансирования не меняется, стало понятно, что проводился конкурс не по передаче частному лицу АО «ФК Актобе», а по передаче ему в доверительное управление бюджетных многомиллиардных средств!
— Какие выводы можно отсюда сделать?
— Насколько законна данная «схема», — это вопрос к правоохранителям, прокуратуре и иным компетентным органам. На моей памяти этот случай — беспрецедентный, тем более, что физическое лицо в данном случае не только мало чем рискует, делая взнос за первый год из семи всего в 15 миллионов тенге, но и ничем не отвечает. Сделка для него крайне выгодная, — вложив данную сумму, физлицо получает в «управление» более двух миллиардов тенге бюджетных средств!
— Управление клубом, согласно нормам закона, сосредоточено теперь только в руках частного лица, которому оно было передано, или здесь имеются свои нюансы?
— Уставом АО «ФК Актобе», который, по моей информации, до сегодняшнего дня не менялся, предусмотрены Общее собрание акционеров (единственным акционером является Управление финансов Актюбинской области), — это высший орган, Совет Директоров, определяющий стратегию развития клуба, утверждающий штатное расписание и многое другое, Правление клуба, назначаемое Советом Директоров. Что же имеется на деле и по факту? Совет Директоров не действует более 8 месяцев, а управление клубом доверительный управляющий осуществляет единолично. Возможно, согласовывая с учредителем клуба и Управлением физической культуры и спорта Актюбинской области, — но как это согласуется с действующим Уставом АО «ФК Актобе»? Эти вопросы нужно адресовать учредителю клуба и облспорту, как уполномоченному органу, и, думаю, прокуратуре Актюбинской области. Вопрос законности и эффективности расходования бюджетных средств должен находиться в поле зрения компетентных органов. Все проблемы клуба, накопившиеся за предыдущие годы, — это именно проблема отсутствия контроля и несоблюдение законности расходования бюджетных средств. О каком инвестировании частного капитала в футбол можно вести разговор при таком управлении? В сезоне 2018 года мне довелось участвовать в утверждении плана развития (финансового плана) и штатного расписания клуба, пришлось отстаивать интересы налогоплательщиков и государства. Итоги финансового года никто из нас, членов Совета Директоров, не только не утверждал, но и не видел! По моему представлению, клуб не уложился в утвержденный план развития, кроме того, возникли еще и долги 2018 года.
Каким образом формируется бюджет 2019 года — вообще непонятно! Из какого расчета будет финансироваться клуб в этом году? Исходя из бюджета прошлого года? А разве это показатель? Штатное расписание прошлого года и так вызывало у меня возмущение, и брать его за основу совершенно неправильно. К слову, администратор клуба имел в прошлом году заработную плату в полтора раза большую, чем генеральный директор клуба! Не стану называть цифры, дабы не вызывать возмущения наших граждан, — это должны делать руководители клуба. Во-первых, если это бюджетные деньги, то оплата труда должна основываться на бюджетных окладах. Любые доплаты могут осуществляться за счет спонсоров и собственно заработанных средств. Парадокс в том, что финансирование в клубе бюджетное, а оплату труда там осуществляют как в акционерном обществе, — невзирая на бюджетные оклады, утвержденные в данном случае Министерством культуры и спорта РК.
— Может ли в принципе подобная «приватизация» решить многочисленные проблемы клуба, как Вы считаете?
— Все говорит о том, что, не наладив эффективное управление финансами, не обеспечив прозрачность и законность, нам не стоит ждать кардинального улучшения финансового состояния клуба. Долги не гасятся, — да и не могут гаситься. Бюджетное финансирование клуба строго запрещает направлять бюджетные средства 2019 года на погашение любых задолженностей прошлых лет, а собственными средствами доверительный управляющий гасить эти долги вряд ли собирается. Контроль за этим нужно осуществлять обязательно.
Возникает еще один вопрос, касающийся деятельности клуба в 2019 году. Центральный стадион имени Кобланды в 2018 году был передан на баланс ДЮСШОР №8, находящейся на полном бюджетном финансировании. ФК «Актобе» уже начал реализацию абонементов на сезон 2019 года. Каким образом доходы от реализации билетов и абонементов стали доходом АО «ФК Актобе», если все затраты по содержанию и эксплуатации Центрального стадиона несет бюджет?! Насколько это законно? Думаю, у прокурорских работников должны возникнуть вопросы. И лучше бы, чтобы они возникли сейчас, пока не дошло до возбуждения уголовных дел.
Я попытался поднять только незначительную часть проблем, связанных с управлением ФК «Актобе». Тем для обсуждения руководство клуба и его учредитель дают нам предостаточно. Без эффективного управления в футболе, и не только в футболе, нам не увидеть того светлого будущего, о котором мы с вами мечтаем. Приглашаю всех заинтересованных лиц к дискуссии и поиску решений!
...или войдите через аккаунт соцсети