В конце февраля председатель демократической партии «Ак Жол» Азат Перуашев в ходе правительственного часа в Мажилисе Парламента РК, депутатом которого он является, где обсуждалось развитие массового спорта в стране, предложил на законодательном уровне запретить акимам областей финансировать профессиональные спортивные клубы, в частности, — футбольные, которые расходуют большую часть бюджетных средств, направляемых государством на оздоровление нации.
Корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz решил связаться с депутатом, чтобы обсудить с ним наиболее актуальные на сегодняшний день футбольные вопросы и проблемы.
— Азат Турлыбекович, Вы не считаете, что полный отказ государства от содержания профессиональных клубов в стране может погубить командные виды спорта и убить интерес к ним подрастающего поколения?
— Во-первых, этот вопрос нужно правильно структурировать. Для того чтобы подрастающее поколение занималось спортом, нужно финансировать, прежде всего, детско-юношеские секции и спортивные школы. Профессиональные клубы тоже важны, но если они и вправду профессиональные, то должны быть в состоянии зарабатывать сами.
На Правительственном часе мы спрашиваем Министерство культуры и спорта РК: где те 100 спортивных комплексов, которые два года назад поручал построить в регионах Первый Президент? Почему школьные учителя физкультуры в аулах шесть лет ждут обещанную доплату за проведение внеурочных спортивных секций? Нам отвечают — потому что деньги, которые идут в регионы, акиматы направляют на финансирование профессиональных клубов.
Извините, но здоровье нации определяется не профессиональными клубами с сотней-другой спортсменов, а массовыми многотысячными занятиями спортом от мала до велика. Для того чтобы вовлекать в спорт молодежь, необходимо финансировать секции, тренеров, сделать бесплатными спортзалы, что тоже требует расходов. В этом отношении приоритеты должны быть расставлены очень четко.
Второй момент: какова структура финансирования профессиональных клубов? Если они при этом содержат стадионы, детские секции, любительские соревнования, — конечно, по таким расходам никаких вопросов не будет, их государство и вправду должно брать на себя. Например, как сообщили из Казахстанской Федерации футбола, 17 марта они проводят большой фестиваль детских дворовых команд — такие события можно и нужно финансировать.
Но мы возражаем против другого — например, когда из кармана налогоплательщиков оплачиваются трансферты по полтора миллиона евро или зарплаты игроков по 10-20 тысяч долларов.
Что такое полтора миллиона евро? Это годовой бюджет десяти ДЮСШ, а значит — 20-30 спортивных секций. То есть, как минимум, 200-300 наших родных мальчишек и девчонок в городах и аулах лишаются возможности заниматься спортом ради приглашения какой-то знаменитости. Да будь он хоть трижды Месси, я бы предпочел открыть хоть одну дополнительную бесплатную секцию для казахстанских детей.
Если же эти товарищи такие большие профессионалы, что не согласны играть меньше, чем за полтора миллиона евро, то такие затраты может обеспечивать только частный инвестор.
Кроме того, расходы из бюджета должны проходить обсуждение и общественные процедуры. Но что-то я не припомню, чтобы на уровне Парламента или местных Маслихатов обсуждались чьи-либо зарплаты хотя бы в 10 тысяч долларов.
Значит, эти вопросы решались закрыто. Видимо, раньше это работало. Но страна меняется, и общество будет требовать прозрачного и понятного управления государственными средствами.
Пусть наши «звезды» зарабатывают так же, как профессиональные клубы во всем мире: через телетрансляции и рекламодателей, привлекая частных спонсоров, а не отбирая деньги у детских секций и спортивных школ.
— Какой механизм государству необходимо выстроить, чтобы воплотить все это в жизнь?
— Безусловно, одним махом этот узел не решить. Проблемы нужно структурировать, отделить зерна от плевел, чтобы не навредить делу. Понятно, что в спорт идут тогда, когда он привлекателен. Для популяризации того же футбола нужно, чтобы наши болельщики имели возможность вживую видеть тех же грандов, а они будут приезжать только тогда, когда казахстанские команды смогут показывать достойную игру.
Однако есть опыт Исландии, которая в клубном футболе особо ничем не отличалась, но доходила до четвертьфинала чемпионата Европы и отбиралась на чемпионат Мира. Этот пример говорит о том, что массовость позволяет добиваться больших достижений и в профессиональном спорте. Кроме того, у массового спорта есть еще более важное качество: он определяет здоровье всей нации, а не только интересы профессиональных спортсменов.
Поэтому мы предложили разделить зону ответственности государства и других вовлеченных структур. С моей точки зрения, спортом высоких достижений, то есть, Олимпийскими Играми, чемпионатами Мира и прочим, должны заниматься Национальный олимпийский комитет и отраслевые спортивные Федерации.
А госорганам, в частности, акиматам и Министерству культуры и спорта, лучше озаботиться именно массовым и детско-юношеским спортом — тем, что определяет здоровье всего народа. Необязательно, чтобы у нас было много олимпийских чемпионов, но крайне важно, чтобы миллионы людей не болели, приучались к здоровому образу жизни. Это приходит, если с юности прививать позитивную энергию, «гормоны счастья» от того, что ты, к примеру, пробежал свою первую «пятерку» на лыжах или же смог подтянуться на турнике первые двадцать раз. Государство должно направлять бюджетные ресурсы именно на приобщение к таким радостям жизни через бесплатные секции и доступных тренеров.
Спорт высоких достижений финансируется иначе — с привлечением спонсоров и национальных компаний, так как результаты национальных сборных важны для восприятия нашей страны в качестве достойного члена международного сообщества. Сегодня большой спорт уже стал и большой политикой.
Что касается профессиональных клубов, то нужно понимать, что на тех же стадионах занимаются не только профессиональные команды, но и детские секции. В том же алматинском «Кайрате» есть целая академия футбола для детей, которая ни копейки не берет у государства, а все делается за счет частного бизнеса и подвижников этого вида спорта. Такие затраты могут и должны компенсироваться государством. Все остальное — гонорары наших уважаемых игроков и не менее выдающихся тренеров, отели и зарубежные сборы, — должны решаться по правилам «выгодно/не выгодно». По данным известного эксперта Жараса Ахметова, средние доходы европейских клубов на 37% состоят из телетрансляций, на 30% — поступления от спонсоров и коммерции, на 15% — посещение матчей и на 7,5% — «другое».
В казахстанских же клубах доходы от телетрансляций составляют 0%, поступления от спонсоров — 19%, посещение матчей — 1%, «другое» — 72%. При этом «другими источниками» выступают местные бюджеты. Наверно пора учиться у Европы не только апломбу, но и правильной организации дел.
— Вы также затрагивали вопрос про нацкомпании, которые могли бы взять на себя содержание профессиональных спортивных клубов в Казахстане. Какие именно компании могли бы это сделать, по Вашему мнению?
— В казахстанских реалиях это вопрос, как минимум, трехслойный. Во-первых, — к клубам: чтобы они своей красивой игрой и высокими результатами пробуждали интерес не только у акиматов и нацкомпаний. Это, все-таки, государственные средства, которые должны идти на другие приоритеты. Пора учиться привлекать частных спонсоров и рекламодателей.
Во-вторых, — вопрос к налоговой политике, так как государство может стимулировать инвестиции бизнеса в футбол. В том же Китае средства компаний, направленные на спонсирование футбольных клубов, освобождаются от подоходного налога. На мой взгляд, такие меры нужно изучать.
В-третьих, если взглянуть на зарубежный опыт, то можно увидеть закономерность, какие именно компании финансируют профессиональный спорт. В основном, это производители потребительских товаров и услуг, заинтересованные, чтобы об их товарном знаке узнало как можно больше потенциальных покупателей. Как правило, это бренды спортивной экипировки, производители продуктов питания, автомобилей, отели, авиакомпании и так далее. У нас же (и у россиян, кстати, тоже) главными спонсорами выступают те, кто не нуждается в розничной продаже — «КазМунайГаз», «Байтерек», «Газпром»... Но ведь люди не покупают нефть литрами.
Иными словами, перекосы в экономике порождают перекосы и в других сферах, включая спорт. В основной массе мы по-прежнему не производим то, что заинтересовало бы наших же сограждан как товар, либо это производство настолько монополизировано, что компаниям не с кем бороться за потребителя. А значит, нет и смысла тратиться на рекламу и вкладывать деньги даже в любимую игру всех времен и народов. Без глубоких изменений в структуре экономики, без перехода к массовому производству потребительских товаров, того, что Первый Президент назвал «экономикой простых вещей», поменять эти тенденции крайне трудно.
— Почему государство фактически пустило на самотек разработанную им же программу разгосударствления профессиональных футбольных клубов, на которой теперь имеют возможность наживаться не чистые на руку руководители?
— Значит, для этого есть веские причины. Очень много разговоров ходит о том, что в завышенных зарплатах игроков, на самом деле, сидит коррупционная рента, — то есть, часть зарплаты отдается наверх. Раньше ходили разговоры про 10-20%, а недавно иностранный футболист заявил о том, что с него агент потребовал отдавать половину контракта! Можно предположить, что те завышенные зарплаты в десятки тысяч долларов, о которых говорилось выше, сами футболисты полностью не получают, возможно, часть уходит на откаты.
Хотя, повторюсь, в целом ряде случаев именно через клубы происходит и содержание стадионов, и создание детских секций.
— Про половину отданной зарплаты Вы наверняка слышали в случае с азербайджанским игроком Фуадом Байрамовым и «Актобе». Что думаете на это счет?
— Могу сказать, что такие истории периодически всплывают в разных регионах, поэтому вызывает удивление уже не столько факт подобных требований, сколько наглость и неимоверные аппетиты спортивных функционеров.
— Как относитесь к тому, что, несмотря на получение клубами огромных средств из местных бюджетов, некоторые из них большую часть сезона проводят в других городах из-за неготовности к проведению матчей своих домашних стадионов?
— Нужно понимать, что большинство областей — субвенционные, то есть, сами себя не обеспечивают, а получают субвенции из республиканского бюджета. И даже при том, что значительная часть средств, предназначенных на поддержание всего спорта, расходуется на один профессиональный клуб, его инфраструктура не всегда соответствует требованиям. Здесь возможны две основные причины: либо это делается намеренно, с целью увеличения расходов на поездки; либо у региона действительно не получается обеспечить базу согласно стандартам.
Еще раз хотелось бы отметить, что эту проблему необходимо структурировать и определиться с приоритетами. Одно дело — это содержание инфраструктуры и детских школ при профессиональных клубах, и совсем другое — завышенные аппетиты и гонорары, где сидит и коррупционная рента околоспортивных чиновников.
...или войдите через аккаунт соцсети