6 декабря 2006 (14:33)Впечатленный «Фейеноордом»

Тренерский штаб «Алма-Аты» побывал на стажировке в голландском «Фейеноорде». Впечатлениями о командировке в Страну тюльпанов, о минувшем сезоне и воспоминаниями о своем прошлом делится старший тренер обладателя Кубка Казахстана Григорий Бабаян, на днях побывавший в гостях у нашей редакции.
Эскалаторы на «Арене»
- Цель поездки была узнать как можно больше об инфраструктуре, развитии клубного детского футбола и получить информацию о том, как работают в первой команде, - начал
Григорий. - Конечно, впечатлений масса. Причем самых приятных. Организация, ее выстраивание - все на высшем уровне. В клубе работают бывшие игроки «Фейеноорда». С этим, думаю, и связаны успехи роттердамцев. Ведь все они преданы своей команде и являются профессионалами в своем деле. Вообще изначально мы планировали отправиться на стажировку в «Челси», так как с голландской системой Йоор знаком нe понаслышке, это все его родное, а английская кухня нам пока неведома. Но не получилось. Клуб нас отправил в Голландию, то есть оплатил поездку, но организовал это все сам Йоор. Его там все знают. Когда мы приехали, в первый же день, утром, попали на тренировку «Фейеноорда», и все нас поздравляли с победой в Кубке Казахстана. То есть люди там в курсе того, что у нас происходит. Все-таки сразу трое подданных этой страны трудятся у нас: Антониус Йоор, Арно Пайперс и Марко Брагонья.
- В этот же день вам удалось побывать на матче Голландия - Англия...
- Атмосфера, царившая на стадионе, не поддается описанию. Сама «Арена» считается одной из самых красивых в Европе. На трибуны поднимаешься на эскалаторе! Мы сидели в самом, верхнем секторе, и подъем на эскалаторе занял у нас три минуты. Всем раздали флажки оранжевого цвета, и трибуны в момент выкрасились в цвета формы голландцев. Англичане, а их было примерно тысяч десять, перекричали хозяев, как бы те ни старались болеть громче. И сам матч - классика. В общем, супер!
- Что же удалось почерпнуть из увиденного и услышанного?
- Как я уже говорил, в первый же день мы посетили тренировку «Фейеноорда». Она была, так скажем, несложная. Дело в том, что некоторые футболисты были задействованы в матчах за свои национальные сборные. В общем, посмотрели весь тренировочный процесс, его выстраивание, с чего он начинается. Например, квадраты они играли восемь на восемь, причем сделать двадцать касаний, то есть передач без остановок, - для них
не проблема. Техника, прием мяча - все на высшем уровне. После занятий главный тренер Эрвин Куман, хорошо знакомый с Антоном (Антониус Йоор. - Прим. авт.), подошел к нам, мы познакомились, пообщались. Он познакомил нас с форвардом сборной Греции Ангелосом Харистеасом, с звездой «Фейеноорда» Пьером ван Хойдонком. Потом мы прошли в его кабинет, где сорок минут плодотворно беседовали, задавали ему свои вопросы. Они с Йоором приятели, в свое время играли вместе. Абсолютно простой человек, мне порой казалось, что это я звезда, и ему удалось убедить меня поговорить с ним. Интересовался я многим: как они готовятся к матчам, есть ли у них карантины. У них есть селекционная служба, которая просматривает детей в окрестностях Роттердама. Затем мы встретились со Стенли Брахтом, в прошлом известным футболистом клуба, а теперь директором детско-юношеской академии «Фейеноорда». То есть именно он составляет всю программу для тренировочных процессов, по которой работают в школе. Очень много интересного поведали он. Дети с семи до десяти лет тренируются на маленьких полях для того, чтобы они больше получали мяч, делали максимально больше касаний мяча. После набора групп каждый ребенок от семи до пятнадцати лет должен получить одинаковое количество игрового времени, несмотря на то, хуже он других или лучше. Таким образом, они получают больше практики и имеют равные шансы прогрессировать. У нас же на поле лишь лучшие, а тем, кто слабее, место в запасе. Еще один важный момент: за это время все футболисты проходят через восемь наставников. То есть каждый год у них меняется тренер. Это сделано для того, чтобы каждый специалист в определенной области мог дать детям необходимые базовые знания, именно то, что им нужно, и ничего лишнего. Отдельный тренер по физподготовке, отдельный по фитнесу. Когда я спросил у Эрвина Кумана о занятии детей в тренажерных залах, он мне ответил, что никаких тренажеров им не позволяют. В возрасте от 12 до 15 лет они закачивают лишь определенные мышцы: живота, спины и так далее. А с 15 уже усиленно работают над остальными мышцами, посещая тренажерные залы.
Восемь из десяти
- С Йоором все понятно, если он там всех знает, а они знают его. А вы сами с кем-нибудь успели подружиться?
- В основном общался с Пьером ван Хойдонком. Он играл в Турции, в Англии, это один из лучших футболистов «Фейеноорда» за последние 5-6 лет. После тренировок он оставался отрабатывать удары по воротам и показывал мне, как бьет штрафные. Из десяти ударов восемь попадали в «девятку». Его в клубе очень уважают не только потому что это самый опытный игрок. Просто он на тренировку выходит как на праздник! Запомнилось, как Пьер мне показывал правильное расположение опорной ноги при ударе, когда бьет штрафные. Он сказал: «Не смотри на Бекхэма, смотри сюда!». Восемь из десяти - показатель очень хороший.
- А что спрашивали голландцы у вас?
- Об уровне нашего футбола. Естественно, они в курсе того, что Йоор, Пайперс и Брагонья - их соотечественники - работают у нас. Спрашивали про футболистов, про деньги в нашем футболе, про цели, что делается для развитии. В общем, интересуются всем.
- Неужели ни к чему не придраться у этих голландцев? Может, у них все-таки есть минусы? Им у нас нечему учиться?
- Наверное, лишь только плюсы. Минусов не заметил. Единственное, что меня удивило, - отсутствие кaрантинов за день до игры. Они не закрывают футболистов на базе перед матчем. Эрвин Куман говорит, что у них другая культура. Если они закроют футболиста на день на базе, то он психологически этого не вынесет. Они не боятся того, что они могут нарушить режим. Голландцы относятся к своему делу профессионально и о нарушении режимa даже не думают.
Главное не пропустить
- Вернемся к нашему футболу. Ваш анализ прошедшего сезона и, в частности, выступления «Алма-Аты»?
- Ни для кого не секрет, что успех клуба напрямую связан с приходом в команду Йоора. Руководство клуба всерьез намерено создать сильный коллектив, поэтому приглашение иностранного специалиста никого не удивило. Они выделяют необходимые деньги, чтобы мы могли развиваться, расти профессионально. Да, в минувшем сезоне в «Алма-Ате» были опытные футболисты, но и молодые заметно прибавили в мастерстве по сравнению с предыдущими двумя чемпионатами. Мне кажется, что мы по максимуму использовали свои силы, и пятое место в суперлиге, а также победа в кубке предел того, чего мы могли добиться в этом году. И мы достигли лучшего результата.
- В то же время сама игра при Йооре стала более прагматичной, а при других наставниках, в частности при Эдгаре Гессе, команда любила искать счастье в атаке, порой забывая об обороне. Возможен ли симбиоз этих двух моделей, чтобы и результат присутствовал, и болельщику было приятно наблюдать за игрой?
- Нужно сказать, что зрелищных матчей было не так много. С «Тоболом» оба матча, с «Иртышом» дома, с «Астаной» обе игры - их немного. Просто Йоор требует дисциплины и считает, что если в обороне все будет хорошо, то свой гол мы забьем. Главное - не пропустить. Да, мы не всегда могли показать яркую игру, но поймите, что у нас молодая команда, а график в этом году был насыщенный. Бывало, что мы за 15 дней проводили 5 встреч. Наверное, это и сказалось на функциональном спаде в определенный период. Будем работать.
Боровский сильнее Бойченко
- Все ли приглашенные легионеры оправдали вложенные в них средства?
- Эдуард Валуца из-за серьезной травмы практически не играл, Евгений Бойченко также пропустил несколько матчей из-за различных повреждений, но Вадим Боровский играл на левом фланге полузащиты совсем не поэтому, а лишь благодаря своей подготовленности.
Он был немного лучше, и его место в основном составе не случайно, он его заслужил. О Жафаре Ирисметове, думаю, и говорить не надо - лучший бомбардир чемпионата и Кубка страны. От Берко мы ждали большего, хотя играл он неплохо, но он нападающий, а его результативность была не на высоте. Павел Леус не всегда стабилен, но, когда все в порядке, oчень надежен, и мне кажется, что он оправдал ставку на него.
- Понятно, что сейчас вы не будете называть фамилии тех игроков, которых планируете пригласить на следующий сезон, но тех, кто точно покинет команду «выдать» можете?
- Мы сейчас ищем футболистов на те позиции, которые считаем нуждающимися в укреплении. Это центральный защитник, левый защитник, крайние полузащитники, ну и позиция вратаря остается вакантной из-за проблем с лимитом на легионеров. Через неделю определимся с теми, кого выставим на трансфер. Уже есть кандидаты, но говорить пока не хочу. Главное дождаться ясности с положением о легионерах. ФСК намерен ввести правило, согласно которому три легионера непременно должны быть из элитных дивизионов тех стран, которые входят в число первых пятнадцати в рейтинге ФИФА.
Сомнительный пенальти
- Вы упомянули о матче с «Иртышом». По этому поводу не могу не спросить о вашем мнении относительно полуфинальной встречи Кубка страны с павлодарцами в Алматы. Мягко говоря, матч оказался скандальным...
- По игре мы выглядели лучше, конечно, были какие-то спорные моменты, но говорить о предвзятом судействе я не стал бы. Мы с Йоором несколько раз просматривали запись того поединка, но ничего сверхъестественного не заметили. Да, были вопросы относительно пенальти, назначенного в ворота «Иртыша», согласен, он был спорный, но на чемпионате мира и не за такие нарушения назначали одиннадцатиметровые. Судьи - тоже люди, им свойственно ошибаться.
- Какие были чувства после того, как в дерби с «Кайратом» соперники отказались выходить на второй тайм?
- Знаешь, мы до сих пор не можем понять логики поступка кайратовцев. Что они хотели этим доказать? С чем это связано? Мне непонятно. Удивительное решение, ведь и матч получался довольно неплохим.
На поле больше не вернусь
- Оставим дела клубные, перейдем к вам лично. Что за травма такая, поставившая крест на карьере футболиста?
- Да не травма стала причиной! Просто в первую очередь это связано с тем, что в команду пришел Антониус Йоор. У меня было много травм как раз в сезоне-2005, затем приехал Йоор, и мне пришлось перестраиваться, так как ему было легче, когда игрок, владеющий немецким или английским, находился на поле, и он мог бы передавать указания через него, но я не успевал. Понимаешь? Мне нужно было играть, передавать его слова партнерам, вместе с ним проводить тренировки, при этом почти не участвуя в них. Теряешь физическую кондицию... После первого круга было принято решение, что я перейду на новую для себя должность. Конечно, иногда тянет выйти на поле, я играю для себя, тренируюсь. Но я уже решил двигаться по направлению тренера, и возвращения в качестве футболиста не будет.
- Вы в раннем возрасте уехали в Германию и выступали в этой стране. Как так получилось?
- Когда мне было 15, мы с отцом поехали в гости в Германию. Это было в августе, и, дабы не терять форму, мы договорились с одним из клубов, что я буду тренироваться с ними, ведь по возвращении меня ждал турнир. Неделю побегал с ними, они даже заинтересовались мною. Затем мне удалось один тренировочный день провести в составе мюнхенской «Баварии» с ребятами, которые были старше меня на два года. Все такие мощные, крепкие парни. «Ульм» тогда выступал в третьей лиге, а юноши этого клуба участвовали в чемпионате высшей лиги для юниоров. Вернулся в Казахстан, и тут мне
сделали приглашение из «Ульма». Через полгода я приехал, чтобы пополнить его состав. После этого мне удалось провести несколько сезонов за юношескую команду, затем меня перевели в дубль основной, и как раз в 1999 году они вышли в первую бундеслигу. Клуб возглавил Ральф Рангник, известный по работе в «Шальке». Он взял из дубля трех самых перспективных футболистов в основу, в их числе был и я. На протяжении шести месяцев мы тренировались все время вместе, но играли за дубль. Затем «Ульм» вновь вылетел из бундеслиги, тут у команды по каким-то причинам отобрали лицензию профессионального клуба, и она оказалась в оберлиге, то бишь в любительской. Я перешел в другой клуб, после чего последовало приглашение от Вахида Масудова в сборную. Мы были в Эстонии, а затем Златко Крмпотич предложил выступать в «Кайрате». Из-за проблем с трансфером меня не могли задействовать в официальных матчах, и полгода я не играл. Затем на меня и Ерлана Уразаева вышла «Цесна», выступавшая в первой лиге. Так я оказался в «Алма-Ате».
Горячее вино – чай с градусом
- Разница между уровнем футбола Казахстана и Германии большая?
- Знаешь, в Германии 13 различных лиг. Первые две - профессиональные, третья -четвертая - полупрофессиональные, а остальные - любительские. Если сравнивать тогдашний уровень Германии и нынешний Казахстана, то мы, наверное, приблизились лишь ко второй бундеслиге. А если же перейти к юношескому футболу, то в Германии он на том же уровне, что и в Голландии. Разве что в Голландии больше работают над техникой. Когда мне было 16, мы выступали на одном международном турнире, где, помимо моего «Ульма», также участвовали московский «Спартак», белорусы. Из восьми команд мы заняли третье место, а «Спартак» - пятое. Это был турнир Фреди Бобича. Тогда разница была такая. Какая она сейчас - не берусь судить. В нашем клубе все делается для того, чтобы детско-юношеский футбол развивался. Для этого нужны качественные поля.
- Представим на минуту, что Йоор покинул «Алма-Ату», и вам руководство предложило занять eгo место. Справитесь?
- Во-первых, у меня нет лицензии, чтобы работать главным тренером. Мне нужно получить высшее образование, чтобы добиться лицензии, лишь через год я могу получить ее. У Йоора лицензия класса А, то есть он может работать хоть с «Манчестер Юнайтед». Во-вторых, как бы я ни занимался самообразованием, а опыта - у меня мало. Да, я читаю много литературы, просматриваю много видеозаписей по необходимой тематике, конспектирую всех тренеров, с кем мне пришлось поработать, но этого мало. В-третьих, мне руководство не предложит этот пост.
- Вы долгое время провели в Германии. Новый год встретить удалось в этой стране?
- Да, и не единожды. Только там больше в почете Рождество, а сам Новый год особенно не отмечается. Все петарды стреляют на Рождество. Могу рассказать о новогоднем базаре. В каждом городе жители просто обязаны выйти на центральную площадь, они стоят у елки и пьют горячее вино. Вот такая традиция.
- А вам довелось попробовать?
- Обязательно.
- Ну и как на вкус?
- Скажу так: чай, но только с градусом (смеется). У меня же самого нет определенной традиции. Все проходит по сценарию: встречаю Новый год с родителями, а потом, после того, как часы пробьют двенадцать, иду гулять с друзьями.
Айдын Кожахмет
«PROСПОРТ Казахстан»
"Sports.KZ"
...или войдите через аккаунт соцсети