...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


7 марта 2015 (08:52)

Вячеслав Котляр: «Я девять лет живу в Казахстане, а меня делают легионером...»

Вячеслав Котляр: «Я девять лет живу в Казахстане, а меня делают легионером...»

В нынешнее межсезонье состав карагандинского «Шахтера» пополнил голкипер Вячеслав Котляр, успешно зарекомендовавший себя по выступлениям за павлодарский «Иртыш» как один из лучших вратарей казахстанского чемпионата. Учитывая проблемы Александра Мокина со здоровьем, этот страж ворот, кажется, стал настоящей находкой для горняков. 

В большом интервью корреспонденту республиканского интернет-портала Sports.kz новоявленный страж ворот «горняков» рассказал о многом. О том, как его коснулся новый лимит на легионеров, сколько еще ждать возвращения в футбол Талгата Байсуфинова, чего ожидать от «Шахтера» в новом сезоне и о многом другом.

— Вячеслав, почему, все-таки, — «Шахтер»? Вы — один из сильнейших вратарей нашего чемпионата, и приходите в команду, в которой в концовке прошлого сезона все было очень сложно и непонятно...

— Я оказался заложником ситуации, связанной с непонятным нововведением Федерации футбола Казахстана о «воспитанниках казахстанского футбола». Очень многие команды не хотят видеть вратаря-легионера в своих рядах. В принципе, именно из-за этого произошло мое расставание с «Иртышом». Это нововведение очень сильно ударило индивидуально по мне. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Так случилось, что, к сожалению, Александр Мокин получил травму. Мне лично позвонил тренер вратарей «Шахтера» Валерий Леонидович Ситало. Я был дома, он пригласил меня на сборы. Мы поговорили в Турции с ним. Мне очень понравилась работа этого специалиста. Считаю его одним из лучших тренеров по работе с вратарями в Казахстане. Я видел, что с этими тренерами могу очень сильно прибавить, невзирая ни на какие обстоятельства, решил остаться на будущее. Наверное, иногда в жизни нужно делать подобные шаги, чтобы поступательно двигаться вперед.

— В «Иртыше» Вы были номером один на своей позиции. В «Шахтере» ситуация иная. Здесь есть Александр Мокин, имеющий достаточно серьезный авторитет, и, в целом, он — сильный вратарь. Готовы к такой серьезной конкуренции за место в составе?

— Я всегда готов к конкуренции. Помимо Мокина в команде есть достаточно сильные вратари, которые о себе еще хорошо заявят — Саша Заруцкий, Игорь Шацкий. Без конкуренции нет роста. Когда сидишь один и знаешь, что в любом случае будешь играть, возможен регресс. А тут ты каждый день на тренировках должен доказывать свою состоятельность. Я сейчас себя в «Шахтере» чувствую, как будто первый раз за парту сел. Мне все интересно. Каждый день что-то меняется. Тренировки... Валерий Леонидович постоянно чем-то удивляет... По-другому совсем на вратарский мир смотришь.

— Говорят, что вратарю надо доверять...

— Согласен с Вами. Это палка о двух концах. С одной стороны — конкуренция, а с другой — когда ты психологически подводишь себя к матчу и знаешь, что ты точно играешь. Профессиональный игрок, помимо того, что выиграть место в стартовом составе, так еще и должен быть психологически готов сыграть. Психология во вратарском деле решает многое. 70 процентов успешной игры зависит от уверенности. Но надо пользоваться тем, что есть на сегодняшний день.

— Что Вам сказал Дмитрий Черышев по этому поводу?
— Мы встречались с Дмитрием Черышевым в Турции на сборах. Он приехал к нам на игру. Очень тепло поговорили, объяснили друг другу все «за» и «против». Действительно, тут ничего не поделать — такова реальность. Посмотрите, из вратарей-легионеров остался только Кирилл Прядкин, но, считаю, что в прошлом году он был одним из лучших на этой позиции в лиге. На протяжении последних пяти лет в Казахстане наличие в какой-то команде вратаря-легионера было большой редкостью. В «Иртыше» был Джоджо, но тоже не играл из-за лимита. Чаще на поле выходил я. Потом вообще сломался. Ненад Эрич — ему пришлось взять местное гражданство, прожив пять лет в Казахстане. Вратарь-легионер — это, одним словом, проблема. И то, почему так сейчас поступила Федерация футбола Казахстана, приняв данное правило — для меня это загадка. Я живу почти десять лет в Казахстане, у меня здесь родились двое детей, вся моя жизнь связана именно с этой страной, а меня делают легионером...

— Себя за это время уже ментально стали чувствовать казахом?

— Полностью. Недавно говорили по этому поводу с женой. Я почти все свое время провожу в Казахстане, мне настолько уже близка казахская культура, отношение ко всему... Уже в телефонном справочнике одни казахстанские номера. Все друзья, родственники здесь. Поэтому полностью ощущаю себя казахстанцем.

— Закон «о воспитанниках казахстанского футбола» приняли с целью прекращения раздачи паспортов легионерам, которые играют в нашем чемпионате чуть больше года...

— Понимаете, здесь Федерация футбола Казахстана очень сильно перемудрила. Есть международные правила ФИФА, которые гласят о том, что в любой стране мира человек, проживший в ней пять лет, имеет право получить паспорт. Игрок, имеющий право играть за сборную, ни в коем случае не может быть легионером. Подобный пример ввела сейчас Россия. Есть определенные правила.

Я Вам скажу от себя, что мы не будем на этом останавливаться, и мы обязательно пойдем в гражданский суд против этого правила. Мы не намерены просто так соглашаться. Есть человек 12, которые живут в Казахстане больше семи лет как переселенцы, и мы будем до конца бороться за наши права.

— Оказывает ли вам содействие Профсоюз футболистов и тренеров Казахстана?

— Да, они постоянно инструктируют нас, говорят, что делать, направляют. Суды будут обязательно. Я согласен: то, что творилось в последние год-два — раздача казахстанских паспортов и заигрывание игроков, которые полдня находятся в стране, — мне самому это дико. Говорил со многими ребятами — это реально дикость. Такого быть не должно. Есть определенные правила. Если ты хочешь играть за сборную, то ты должен родиться в Казахстане или прожить больше пяти лет. Стать казахом. А у нас получается: футболист полдня живет в стране, выходит на две минуты сыграть за сборную, и он уже становится воспитанником казахстанского футбола. Человек же, у которого двое детей и живет здесь почти десять лет, вдруг становится легионером...

— Что в прошлом году в «Иртыше» пошло не так? Что стало главной причиной неудачи в чемпионате?
— Проблема была в том, что команду собирал один тренер, готовил к третьему сбору другой, а начинал сезон третий. За один сезон в руководстве клуба произошло сразу несколько изменений. Понятно, что подобные перемены негативно сказываются на игре команды. Команда — это один сплоченный коллектив, который чувствует самые малейшие перемены на себе. При том, что у нас был достаточно крепкий состав, результата добиться нам не удалось. Мы могли то выдать хорошую игру, то провалиться. Не может быть хорошего результата при такой атмосфере вокруг. Четыре тренера за один сезон — это очень много.

— «У нас еще в конце сезона был разговор, и тогда мы дали обещание Талгату Маруановичу, что останемся, и сдержали свое слово. Но так вышло, что его убрали...» — это отрывок из интервью Евгения Аверченко. Как бы Вы прокомментировали данное высказывание?
— Это правда. Только наставника не убирали, а он сам ушел по состоянию здоровья. Так получилось, что футболисты, которых собирал один тренер, играют под руководством другого. Пришел достаточно интересный тренер Тармо Рюйтли. Он многого добился, но это не его игроки. У него другое видение футбола. Поэтому произошел разброс. Тут нет чьей-то персональной вины — просто так сложилось. Все были достаточно квалифицированы, но результатов это не принесло.

— Ходили слухи, что у Вас был конфликт с бывшим наставником «Иртыша» Талгатом Байсуфиновым...
— У меня на днях был день рождения, и он меня первым поздравил. Талгат Маруанович в девять утра позвонил мне, мы очень тепло общаемся. Больше говорить, думаю, не о чем. Для меня он — один из людей, давших мне путевку в жизнь, которые поверили в меня. Именно он после ухода Давида Лория поставил меня в состав. Для меня Талгат Байсуфинов и Юрий Ишутин — это два моих крестных отца.

— Что гвоорит Байсуфинов — когда он, наконец, вернется к работе? Это ненормально, когда, возможно, лучший казахстанский тренер уже второй сезон остается вне футбола...

— Я тоже так считаю. Понимаете, у него действительно была проблема с сердцем в прошлом году. У него было много вариантов, но ему надо было долечиться. В этом году, видимо, не было конкретных предложений. Мы встречались с Талгат Маруановичем в Турции, он был на матче сборных Казахстана и Молдовы. Разговорились. Он выздоровел, готов. Думаю, в ближайшее время ему обязательно дадут поработать. Потому что Байсуфинов — серьезная величина, человек, выигравший столько медалей, тем более, — местный тренер. Маруаныч вернется в футбол! Таких тренеров в Казахстане должно быть больше.

— Талгат Байсуфинов, наверное, лучший тренер в Казахстане в плане мотивации игроков. До сих пор вспоминаем его пресс-конференции, после которых даже мы, журналисты, выходили воодушевленными, не говоря уже о футболистах...
— Если честно, Вы еще не знаете, что творится в раздевалке. У него бывает, что шутки шутками, потом «бух!», и все ушли с такими «фарами»... Это непередаваемо. Он порой может так сказать... С другой стороны — это такой тренер, он для нас как друг. У нас есть четкое разделение между дружбой и работой. Внутри коллектива для каждого из нас он — друг, на которого можно положиться в любой ситуации. В то же время, когда дело доходит до работы, он всегда знает, как подобрать слова, как к каждому подойти, настроить, «включить» каждого. Честно, для меня это просто незабываемо. Было много случаев, когда Маруаныч приходил, заводился и нас всех заводил. Даже не обсуждалось — все бежали на одном дыхании. Было немало матчей, когда он просил выйти и сыграть «За меня!», и это сразу закрывало все вопросы. За него всегда команда играла, даже через не могу.

— Причем боролась за медали, месяцами не получая денег!
— Да, в тот год он мотивировал на каждую игру. Мы сидели месяцами без денег, но выходили и бились. Он говорил: «Здесь надо выйти и сыграть! Деньги — не главное. Лицо у каждого должно быть свое!»

— С Давидом Лория говорили после его прихода или, скорее, возвращения, в «Иртыш»?

— Конечно, разговаривал. В Турции с ним встречался в последний раз. Постоянно переписываемся с ним. Давид и его отец Григорий Отарович сделали для меня очень многое. Отарыч взял меня с первой лиги, позвал в «Астану». Дал мне шанс. Это люди, которые очень много значат для меня. Как бы что ни складывалось, общаемся с Давидом очень тепло. Я всегда слежу за ним — даже когда он играл в Турции, смотрел его матчи в интернете. Переживал за него.

— В какой «Шахтер» Вы сейчас попадаете? После произошедшего в прошлом году, есть ощущение, что бороться за медали, как это было раньше, «горнякам» будет тяжеловато.
— Почему? У нас все также высокие задачи. «Шахтер» — это серьезное имя в Казахстане. Понимаете, перед «Шахтером» всегда будут стоять цели — бороться за самые высокие места. Много молодых, перспективных ребят. Это команда с большой историей. Первый клуб в Казахстане, пробившийся в групповой раунд Лиги Европы. Дважды чемпион страны. А прошлый год я комментировать не могу, так как не играл здесь еще.

— Стоит ли говорить о том, что команда новая, и «Шахтеру» понадобится в этом сезоне время, чтобы притереться, наладить игровые связи?
— Это тоже будет. Не думаю, что болельщики сделают нам скидки на притирку. «Шахтер» — это брэнд, и он должен оправдывать свое имя в каждом матче.

— «Шахтер» за последние годы сформировал игровой стиль, свойственный именно «горнякам» — ауты, стандарты. Приход в команду нового тренера разрушает эти стереотипы об игре «Шахтера»?

— Скоро первая игра, и Вы все увидите. У Владимира Николаевича Чебурина свое видение. Это очень интересный тренер и человек, который поработал в зарубежном чемпионате, набрался опыта. Думаю, он привнесет свою изюминку.

— Это будет что-то похожее или совершенно иное?
— Это будет что-то свое.

— Какой номер Вы выбрали в «Шахтере»?
— 33-й. У меня просто дата рождения такая — третий день третьего месяца. Накануне вот отпраздновал 33 года — третьего числа третьего месяца. (Смеется). Здесь, оказывается, этот номер был года четыре свободен.

— Чемпионство для «Шахтера» в этом сезоне — фантастика?
— Мы будем стараться. Все может быть. Это футбол, это игра.

— Команда как-то по-особенному к матчу второго тура с «Ордабасы», где сейчас работает Виктор Кумыков, готовится?
— Думаю, что нет. Это будет просто очередной матч чемпионата. Первый домашний. Во всяком случае, мне так кажется.

— Есть личная цель стать лучшим голкипером чемпионата?
— Цель — доказать свое я, закрепиться в «Шахтере». Дальше будет видно. Ввиду нынешнего лимита, по которому на поле должно быть пять легионеров, я могу не всегда попадать в стартовый состав.

— С другой стороны, Вы один из сильнейших вратарей в чемпионате Казахстана...
— Это когда было? Это уже стоит забыть. При переходе в новую команду не надо рассказывать, что вот я когда-то что-то где-то был. Нужно заново все доказывать.

— Что Вы хотели бы сказать болельщикам в преддверии нового сезона? Чего им ждать от команды?
— Надо сказать, чтобы они верили в команду. Мы будем прикладывать максимум усилий, чтобы оправдать их ожидания. Поддержка болельщиков нам очень важна. Очень важно, чтобы мы были одним целым.

— Ну, а Вы будете «тащить» все, что возможно...

— По возможности, конечно.

— А бывают мячи, которые невозможно взять?

— Считается, что вратарь должен брать все мячи.

— Есть мнение, что мячи в «девятку» не берутся.
— Если все правильно делать, то брать можно все мячи, по логике.

— Кто из вратарей в мировом футболе был для Вас кумиром?
— Когда был молодым, очень нравилась игра Перуцци. Помню, как видел его игру вживую, тогда «Ювентус» в Лиге Чемпионов играл с «Динамо» в Киеве. Я подавал мячи из-за ворот. Смотрел за тренировками — было очень интересно.

— Если говорить о киевском «Динамо», как Вы думаете, то «Динамо», наводившее ужас на всю Европу в конце девяностых, когда-нибудь вернется?
— Время поменялось. Уже 20 лет прошло. Другой футбол. Другие скорости. Все по-другому. Может быть, когда-нибудь придет созвездие новых футболистов. В то время, понимаете, у них было всего три легионера, и те — белорусы Хацкевич и Белькевич, да грузин Каладзе. Сейчас мне сложно представить команду, которая могла бы быть составлена, к примеру, из одних казахстанцев или россиян, и при этом добивалась бы успеха в Европе. Именно такого не будет.

— Все легендарные матчи киевского «Динамо» в том турнире Лиги Чемпионов видели вживую?
— Все. В некоторых даже мячи подавал.

— Какой из них для Вас был самым запоминающимся?

— Когда «Динамо» прошло в четвертьфинале Лиги Чемпионов мадридский «Реал». Такого полного стадиона я еще не видел. Тогда стадион в Киеве вмещал сто тысяч, на игре были все 150. Люди сидели в проходах, повсюду.

— Мне как-то пришла мысль, что проблемы казахстанского футбола в том числе и в том, что у нас нет «своего» Андрея Шевченко. Парня, который взял и всем все доказал.
— А в России или в Украине сейчас такой есть?

— По большому счету — такого, как Андрей Шевченко, нет.
— Мне кажется, надо больше сильных тренеров направлять для нашей молодежи, чтобы они больше работали и осознавали, что такое шанс, который дается им в футболе. Очень многие думают: «Да мы так посидим, благодаря лимиту, поиграем какое-то время. А там — посмотрим, может, получиться». Тут надо с детьми работать. Строит Федерация футбола Казахстана Футбольные центры — и, дай Бог, через время подрастут ребята, которые будут с детства обучены. Юноши — это особый товар, его надо ждать.

— Вы против искусственного лимита на молодых футболистов?
— Однозначно. Потакают одному-двум людям талантливым, которые появляются. Но в любой стране один-два футболиста и без этого лимита будут играть. Например, Дима Шомко. У нас он в 2012 году играл как лимитчик. Талгат Байсуфинов сам говорил: «Это полноценный игрок основного состава». Он и без лимита бы играл. У нас получается так, что молодых футболистов искусственно выводят на поле, и потом посмотрите: 12 команд, 36 человек, из них сколько остается в большом футболе? Человека четыре. Потому что снижаются требования к футболистам. Я, однозначно, против лимита на молодых игроков.

— Последнее, что Вас больше всего удивило?
— Мало, что меня могло удивить. Все идет своим чередом. Правило про воспитанников казахстанского футбола удивило (Улыбается).

— Что может заставить Вас пустить скупую мужскую слезу?
— Я — не сентиментальный человек. Из меня сложно слезу выдавить.

— Кем видите себя после завершения карьеры? Есть ли мысли остаться в Павлодаре или Караганде тренером?
— Жизнь покажет. Пока надо играть. Хочу и горю этим. Чувствую в себе много сил. Вратари часто поздно раскрываются. По себе это знаю.

Автор: Ануар Абдрахманов sports.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • Всё покажет сезон, посмотрим, а так удачи тебе!Ответить

    • 7 марта 2015, 11:58
    • Караганда
    • 5683 записи
    • 4000 дней на портале
  • Да хоть сорок лет живи!!!На лега не тянешь освободи место.А казахское место нужно местным ребятам.Знают больше ни в одной лиге нигде не нужны.К.Головской отыграл своё,как лег и ушёл спокойно без нытья.Ответить

    • 7 марта 2015, 11:51
    • Актобе
    • 1733 записи
    • 4184 дня на портале
  • удачи!Ответить

    • 7 марта 2015, 11:51
    • Алматы
    • 60008 записей
    • 3985 дней на портале
  • Да,про лимит он думает правильно,должен быть стимул у молодежи,конкуренция,каждый должен доказывать состоятельность и добиваться места в составе!И не нужно баловать огромными зарплатами,пусть самостоятельно пробиваются в основу,а не по закону о лимитчиках,пусть стремятся попасть в заграницу,а то варятся в КПЛ,из клуба в клуб как цыгане!Солидарен с Вячеславом!!!Ответить

    • 7 марта 2015, 11:36
    • Костанай
    • 1189 записей
    • 3615 дней на портале
  • Про лимит молодых конечно же не прав!лимит 92-93 кто остался? Бейсебеков Пикалкин Куат Исламхан Лунин Калинин Жуков Ли Муртазаев Жангылышбай Баялиев Амирханов Нурыбеков Аимбетов Мирошниченко Бегалин Аяганов Нургалиев Нарзилдаев Кожабаев Адильханов Сариев Тунгышбаев Рауан Сариев Пасичник.Это те которые из прошлогоднего списка лимитчиков заявлены в этом году.Тут не 4 игрока,намного больше.Многих пропустил.Так что лимит должен существовать.Наши тренера не любят доверять молодым.Лучше поставить деревяного старика чем молодого тухничного молодого игрока!Ответить

    • 7 марта 2015, 10:57
    • Астана / Нур-Султан
    • 1042 записи
    • 4132 дня на портале
  • Надо было лет 30 прожить в Казахстане.А так ФФК правильно сделала!Ответить

    • 7 марта 2015, 10:49
    • Астана / Нур-Султан
    • 1042 записи
    • 4132 дня на портале
  • Ангимеси жаксы. Лимитчиктер жайлы оте дурыс айткан. Ответить

    • 7 марта 2015, 10:42
    • Шымкент
    • 4457 записей
    • 3555 дней на портале