Как уже не раз сообщалось и писалось, в отборочном турнире чемпионата Европы-2012 Казахстан попал в «группу с немецким акцентом». Соперничать с казахстанцами будут сборные Германии и Австрии, где немецкий язык является государственным, азербайджанцы, которых тренирует Берти Фогтс, сборная Турции, немало игроков которой рождены в той же Германии. Только Люксембурга и Лихтенштейна или Швейцарии, где язык Гете и Ницше является одним из государственных языков, не хватает…
Да и наш футбол в последнее время все больше разворачивается в ту же сторону. Больше года сборную Казахстана возглавляет получивший очередной кредит доверия ФФК немец Бернд Шторк. Не так давно столичный «Локомотив», собирающийся бороться за медали чемпионата страны, возглавил его соотечественник Хольгер Фах.
Потому и мы поговорить о жизни и о футболе решили с гражданином Германии — бывшим казахстанским футболистом, а ныне — жителем немецкого города Байройт Виктором Фиксом.
— Виктор, насколько я знаю, Вы начинали играть в футбол в Макинской ДЮСШ?
— Да, начинал в Макинке у Юрия Гусакова. Потом были спортинтернаты — карагандинский (тренер — Вячеслав Денисов) и алма-атинский (там тренировался у Валерия Круглыхина). В Алма-Ате в одном классе со мной занимались известные теперь в Казахстане игроки и тренеры Эдик Глазунов, Гурам Макаев, Андрей Кучерявых.
Я очень благодарен всем тренерам, педагогам, которые меня воспитали и научили жить. Эта школа в интернатах с 14 лет очень помогла мне в жизни стать человеком.
— Первым клубом в Вашей профессиональной карьере игрока был целиноградский «Целинник». А потом Вы каким-то образом оказались в Белоруссии…
— Играл за «Шинник» из Бобруйска. Просто хотел как-то избежать службы в армии… А там это было возможно.
Когда я «отслужил», в 1991 году в «Целиннике» со мной заключать контракт не захотели. Сказали: ты, мол, все равно рано или поздно в Германию уедешь… Но я буквально тут же получил приглашение в «Булат» из Темиртау, за который и выступал до самого отъезда.
— А в Германии играли?
— Играл, но в клубах не такого высокого уровня, как в Казахстане. И тренером был. Это были команды, которые играли на первенство области по казахстанским меркам. Были свои проблемы с языком и интеграцией в немецкое общество. Здесь чужих не особо любят. Ты должен доказать, что действительно лучше их. А в футболе, как известно, один в поле не воин… По технике и тактике я, конечно, мог играть выше уровнем, но там нужны связи, чтобы тебя заметили и пригласили в команду рангом выше. А какие связи у эмигранта?.. Так я и остался на этом уровне.
Потом доказал, что на этом уровне я лучший, так как у меня совсем другое футбольное образование. Меня стали уважать, тренеры начали прислушиваться к моему мнению. А стать уважаемым иностранцу, который говорит с акцентом по-немецки, в Германии совсем не просто. Они считают себя в футболе намного выше, чем какая-либо другая нация, тем более — кто-то из Казахстана.
Потом я получил предложение стать тренером взрослой мужской команды клуба. Тем, кто тренирует детей, приходится это делать бесплатно. За взрослые команды платят, хотя и небольшие деньги — вот и вся разница. Мне предложили стать играющим тренером — это модно в командах низших лиг. Так руководство клуба экономит деньги на тренера и в то же время оставляет хорошего игрока в команде. За один сезон я поднял команду ступенькой выше. После этого получил предложение от команды более высокой лиги, там пробыл играющим тренером до конца сезона 2008 года. Потом пришлось оставить тренерскую работу — в связи с основной работой, которая дает главный заработок.
— И что это за работа, если не секрет?
— Работаю в мэрии города — чиновник по делам подростков. Главная цель моей деятельности — интеграция русскоязычных подростков в немецкое общество. Провожу футбольные турниры, подрастающее поколение приходит ко мне со своими проблемами. В общем, я — социальный педагог.
— С футболистами, которые раньше играли в Казахстане, на поле сталкивались?
— Нет. Читал только в прессе о Петре Нейштетере, который в «Кайрате» играл.
— Национальную сборную Казахстана возглавляет немец Бернд Шторк. Что-то слышали о нем?
— Про Бернда Шторка ничего не знаю. А вот Хольгер Фах, наставник «Локомотива» из Астаны, довольно известен в Бундеслиге как игрок и тренер.
— В Казахстане давно были в последний раз?
— Как уехал в 1991 году, так больше и не был. Родственников там не осталось — все здесь. Живут только в Макинке родители моей жены. Конечно, очень хотелось бы побывать в Казахстане, с друзьями встретиться. Я переписываюсь с одноклассниками из Алматы и Караганды. Если бы кто-то из них смог приехать в Германию на игру европейского отборочного турнира, я бы с удовольствием их тут встретил.
— А в противостоянии национальных сборных Германии и Казахстана за кого болеть будете?
— За Казахстан буду болеть, так как хочется, чтобы казахстанский футбол вышел на более высокий уровень. В прошлом году хорошей визитной карточкой для футбола Казахстана стала игра «Актобе» в Кубке УЕФА. Побольше бы таких успехов!
— Что думаете о бывших казахстанцах, детьми уехавших в Германию — Юрий Юдт, Сергей Каримов, Виктор Риске, Роман Нойштедтер, Константин Энгель, Сергей Волков, Сергей Нойбауэр, Макс Кремер и другие, — кто-то из них мог бы усилить сборную Казахстана?
— Дело в том, что я этих ребят вживую не видел, сборную Казахстана — тоже. Все хорошее и плохое очевидно в сравнении.
Одно точно — если эти ребята проходили профессиональное футбольное образование в Германии, они смотрят на футбол иначе, чем казахстанские или российские футболисты. Это подтвердили недавние матчи россиян со словенцами. Да и на опыте в качестве тренера я убедился в заметной разнице между русскими немцами и коренными в менталитете, настрое на игру, уважении к тренеру.
...или войдите через аккаунт соцсети