14 декабря Казахстанская Федерация футбола представила новых наставников национальной и молодежной сборных Казахстана. Рулевым главной команды страны назначен известный казахстанский специалист Талгат Байсуфинов, который ранее уже возглавлял эту дружину и участвовал с ней в отборочном цикле чемпионата Мира 2018 года. В свою очередь, молодежная сборная Казахстана U-21 будет выступать под началом Кайрата Нурдаулетова.
Также был назначен новый директор Департамента сборных команд КФФ. Им стал известный в прошлом футболист Игорь Авдеев, который ранее работал в системе «Кайрата», а также входил в тренерский штаб «Тараза».
Корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz связался с известным в прошлом отечественным спортивным функционером Николаем Ивановым, чтобы обсудить с ним новые назначения в сборные Казахстана, перспективы их при новых наставниках, а также попробовать понять, чем руководствовалась КФФ, приглашая именно этих специалистов.
— Николай Григорьевич, наставником национальной сборной Казахстана назначен Талгат Байсуфинов. Насколько это верное решение, на Ваш взгляд? С чем может быть связано возвращение данного специалиста, ведь он уже тренировал эту команду? И как можете оценить его прошлый опыт?
— Для меня — предсказуемое назначение, потому что состояния сборной и Федерации футбола так складываются, что это пошел экономвариант. Приглашать зарубежного специалиста я не вижу смысла, потому что у нас футболисты ровно такие, какие есть, — других нет. Дальше мы пытаемся найти в Байсуфинове качества мотиватора — при нем команда билась. Все сводится к тому, что он мотиватор.
Это оказался наиболее приемлемый вариант больше для Федерации — материальные затраты немного другие. Поэтому тут экономия в деньгах. Понимая нынешнее состояния футбола и нашей сборной, нет особенного смысла приглашать Клоппа и Гвардиолу или кого-то еще — ничего другого не будет. До этого решения меня допытывали, и я говорил, что, скорее всего, будет Байсуфинов — и мои ожидания меня не обманули. Мы кругами ходим, пытаемся в одну и ту же воду войти. Зайдем еще раз.
Мы в разных ипостасях его увидели. Ничего выдающегося я не видел и не жду. Ну, — свой, местный, знает менталитет. Хорошо это или плохо?.. С одной стороны, — плохо. Помните, когда в Департамент судейства и инспектирования заходил Левников?.. Тогда хоть какое-то движение началось: разборы, отчеты, объяснения. Он хотел быть независимым — и объявлял об этом: «У меня есть обратный билет — я улечу в тот же момент, как Федерация футбола начнет душить, или кто-то начнет на меня давить». В этом смысле независимые люди хороши, и очень плохо, когда заходит свой человек — человек Федерации. Я не особо следил за карьерой этого специалиста, но он все время возле Федерации — и он для них свой. Хорошо ли это?.. Не знаю. Это меня смущает. Когда свой заходит — это опасность. Будем надеяться на лучшее, хотя в этой ситуации смена тренера мало влияет. Скорее всего, Федерация сэкономила деньги — и нет смысла приглашать какого-то высококлассного зарубежного тренера. Он не будет их тренировать — тренируются и играют футболисты в клубах, а в сборную приходят, какие есть.
— Некоторые болельщики считают, что национальная команда Казахстана обречена под руководством этого наставника на провал. Справедливо ли так полагать?
— Дело даже не в самом Байсуфинове. Отчасти, он может выбрать футболистов. Любит Шомко — поэтому Шомко вернется в сборную. «Любит — не любит» — это вообще категория неприемлемая. Играть должны лучшие и сильнейшие. Как мотиватор — мы уже об этом сказали. На эмоциях можно что-нибудь сделать, можно выдать одну игру, — но не на эмоциях играют в футбол. В первую очередь, — на классе.
Что меня настораживает и не нравится — у нас все время идут разговоры о том, что урвать что-то, вырвать. Должна быть стабильность — стабильность результатов, игры, составов. А так... Ну, может, кого-то и обыграем, может, вничью сыграем, но это ни о чем не говорит. Мы все равно будем понимать, или я так представляю, что будем играть за последнее или предпоследнее место в группе. Да я даже не знаю, кого мы обыгрывать будем. Честно.
— В целом, есть ли хоть какая-то надежда, что под руководством Талгата Байсуфинова в национальной дружине может что-то поменяться в лучшую сторону?
— Если честно, мало в это верится... Ничего толком не изменится. Могут футболисты поменяться, может измениться эмоциональный фон. Его личные симпатии к тому или иному футболисту — это допускаю. Предостерегаю его сразу от предвзятости: кого-то люблю, а кого-то — нет... Тут должен быть профессиональный подход, четкие схемы. Как вы собираетесь играть — против кого и как. Каждый соперник — это отдельная история, его отдельно изучают. И, с учетом этого, и состав подбирают.
— Какого результата стоит ждать в отборочном турнире от национальной сборной Казахстана при этом рулевом?
— Я думаю, что мы, все-таки, будем последними.
— Что думаете по поводу назначения Кайрата Нурдаулетова старшим тренером молодежной сборной Казахстана? Чем руководствовалась КФФ, приняв такое решение, и справедливо ли доверять молодежку специалисту, никогда раньше главным в тренерском штабе не работавшему? Можно ли ожидать от этого наставника каких-то нововведений, которые способствовали бы улучшению качества игры?
— В вопросе и ответ лежит. Дело в том, что Кайрат Нурдаулетов тоже в обойме у Федерации футбола. Это человек просто из Федерации — не за заслуги. На этот вопрос даже нет смысла искать ответ в части футбола — это свой человек просто. Я, например, не вижу ни одного качества, кроме того, что он бывший футболист. А все остальное — это окружение. Если бы это была попытка сыграть на результат — то есть, где-то он себя уже проявил, и мы даем ему возможность тренировать сборную, — но здесь я аргументов не вижу. Это близость к руководству Федерации и протекция — не более того.
Любой опыт наживается. Опыт футболиста — это другая совершенно ипостась. Становясь тренером, убей в себе футболиста. А откуда у него этот опыт?! Был в Департаменте, где-то сидел в кабинетах... Ну, не знаю. Практическая работа должна быть. Тот же Вахид Юнусович Масудов — это опыт, многолетняя работа. И уже не как футболиста, а как тренера. Не знаю... Это какой-то эксперимент — ничем не оправданный и ничем не обоснованный.
— Почему, по Вашему мнению, постоянно задвигают куда-то на второй план чего-то добивавшихся с молодежной и юношескими сборными Александра Москаленко и Александра Кузнецова?
— Это тот круг, про который я и говорил. Москаленко и Кузнецов — это не люди Федерации футбола и Айтхожина. Когда я предлагал — ну, или, может, поддерживал, — тезис о смене руководства Федерации футбола, я как раз и имел в виду разорвать круг. Разорвать его — и сделать доступным, понятным и прозрачным, чтобы мы все понимали, и наше мнение учитывалось, и голос был услышан. А этого ничего нет. Очень сложно в такой ситуации работать. Я вообще не понимаю, почему Федерация футбола не реагирует на какие-то призывы. Понимаю, что их там все устраивает, — но не устраивает нас. А на наш голос ни разу не реагируют.
— Каких результатов в отборочных соревнованиях стоит ожидать от молодежной команды Казахстана под руководством Кайрата Нурдаулетова?
— Не думаю, что результаты будут. Не думаю, что будут отличаться результаты при Кулшинбаеве или результаты при Нурдаулетове. У Кулшинбаева даже опыта больше. Опять же, — все определяет качество наших футболистов, вся основа там лежит. Основа того, что мы имеем, и с какими футболистами мы должны решать задачи. Тогда нужен квалифицированный тренер. Квалификация тренера в какой-то степени будет влиять — но не значительно. А все остальное — это исполнители. Если есть исполнители, то можно любую тренерскую идею реализовать. Если их нет, то сразу сужается поле, и схем становится меньше, потому что под них нет исполнителей, — и реализация тренерских идей становится скудной.
— Директором Департамента сборных команд КФФ назначен Игорь Авдеев, который работал после игровой карьеры только селекционером «Кайрата» и одним из тренеров «Тараза» в 2019-м. Достаточно ли этого, чтобы руководить Департаментом национальной Федерации футбола?
— Честно сказать, я не точно представляю работу данного Департамента — то есть, функциональные обязанности, насколько он там влияет. Влияет он, видимо, на подбор кадров. С Авдеевым лично не знаком. Я его знал и видел как футболиста — не более того. А что он за функционер и что он собирается делать, трудно сказать. Круг тот же, люди те же — двигаем туда-сюда. Посмотрим. Я не ожидаю ничего кардинального. Надо заходить с идеями. Любой приходящий на пост человек должен зайти с какой-то программой, объяснить ее. Оценивает ли он ситуацию в данном случае?.. Он ее понимает?.. Да, понимает — ну, тогда пусть рассказывает, что он собирается сделать. Тебя предполагают назначить директором Департамента. Ты, вообще, как видишь ситуацию?.. Как ты ее собираешься изменять, выправлять, как и куда двигать?.. Тогда бы мы понимали, кого мы назначаем, и что могли бы потребовать от него, спрашивать периодически, что и как сделано. А у нас Федерация закрыта — мы работает от результата до результата. Проиграли одной команде, проиграли другой. Если вдруг выиграли, то вообще — ура! От текущей работы результаты приходят.
Если нет разницы, зачем платить больше? С уникальным Таке против Шевы и Дидье
...или войдите через аккаунт соцсети