Легенда казахстанского футзала Динмухамбет Сулейменов в интервью Meta-ratings.kz подвел итоги сезона, прокомментировал предстоящий матч Лиги Чемпионов «Кайрат» — «Бенфика», высказался об уровне чемпионата Казахстана, а также рассказал о возможном возвращении в национальную сборную.
— Динмухамбет, как у вас дела? После ухода из «Жетысу» вы стали играющим тренером в «Жетысу». Как можете подытожить сезон?
— Спасибо, все хорошо. Завершил сезон будучи играющим тренером. За два месяца постарался отдать все, что мог. В последнем туре мы отыграли достойно с «Актобе». У нас есть планы на будущее.
— Я правильно понимаю, что вы уже завершили карьеру игрока?
— Практически да.
— Видимо вы этого не планировали после ухода из «Кайрата». Можно ли сказать, что закрытие «Жетысу» стало причиной стать тренером?
— Можно по-разному судить. Мы и сами не ожидали, что так произойдет с «Жетысу». Думали, достойно отыграем чемпионат, поборемся за место в Лиге чемпионов.
— Можно было спасти клуб?
— Насколько я знаю, руководство всячески пыталось сохранить команду, но не получилось это сделать.
— Были ли предложения от других клубов для продолжения игровой карьеры? Или вы изначально решили уйти в тренеры?
— Решение я принял не сразу. Интересовались некоторые клубы, но потом решил выбрать «Каспий» и плавно перейти в тренерскую карьеру.
— Насколько тяжело было перестроиться с роли игрока на должность тренера?
— Очень сложно и играть, и быть тренером одновременно. В концовке сезона попробовал себя в качестве тренера. Все равно были определенные сложности. Пытался донести до ребят то, что знал. Был виден результат работы на игре. В некоторых матчах не хватало опыта, но мне понравилась самоотдача игроков. Рад, что за короткий период получилось выстроить игру. Нам есть, куда стремиться.
— Получается, что чемпионат Европы 2018 года в Словении для вас последним крупным турниром в игровой карьере?
— Планировал, что чемпионат мира в Литве станет последним. Посмотрим, как получится. Я тоже всячески пытаюсь быть готовым как игрок.
— То есть, свое последнее слово в сборной вы еще не сказали?
— Все верно. За сборную — еще нет.
— Кем вы себя видите в будущем? Тренером или функционером?
— Еще не определился. Думаю, в ближайшее время будет ясно. До начала нового сезона точно определюсь.
— Кайрат Оразбеков после вашего ухода из «Кайрата» говорил, что двери клуба для вас всегда открыты. Переговоров не было?
— Пока нет. Но мы всегда с ним на связи и в хороших отношениях. Я благодарен клубу за предоставленные возможности.
— Правда ли, что в 2009 году после «Актюбрентгена» вы могли завершить карьеру?
— О завершении карьеры не думал. Просто после сезона в «Актюбрентгене» пригласили на хорошую должность в морской порт в Актау — не помню кем. Днем — работа, а вечером — футбол. Тогда было предложение и от «Тулпара», но я до последнего ждал от «Кайрата». В том году тогдашний тренер «Кайрата» Барбоза был заинтересован во мне, а Какау был игроком. И накануне «Финала четырех» поступило предложение, но в том турнире они отыграли сами и завоевали бронзу.
— Говорят, Барбоза был строгим, и было тяжело находить с ним общий язык.
— Как человек немного тяжелый, но как тренер он очень хороший.
— А что изменил Какау?
— Если Барбоза слишком строгим, вплоть до запрета на телефоны, то Какау до предела разумного дал нам расслабиться, всегда держал команду в настроении.
— Почему вы решили покинуть «Кайрат»? Ведь клуб всегда рассчитывал на вас и не собирался вас отпускать.
— Думаю, за десять лет я и Серик Жаманкулов внесли приличный вклад в клуб и футзал в целом. Но, как говорится, ничто не вечно, да и возраст берет свое. Очень рад, что есть перспективная молодежь. Я посчитал правильным уступить дорогу молодым, нужна свежая кровь.
— Вы перешли в «Жетысу», чтобы быть в форме для участия на ЧМ-2020 в Литве?
— Да, все верно. Больше думал об игровой практике, чтобы сыграть за сборную. Национальная команда — для меня очень многое значит.
— Сильно ли расстроились, когда перенесли ЧМ на следующий год?
— Да, был расстроен, но я понимал, что это происходит во всем мире. Мирились с тем, что есть, и надеялись только на следующий год.
— Вы разговаривали с Кака о вашем вызове в сборную?
— Предварительно разговаривали. Никому ничего пока не обещает, сказал, что время покажет.
— Каковы шансы?
— Не могу сказать, потому что не мне судить. Посмотрим.
— Прошел прощальный матч Серика Жаманкулов. Как вам?
— Очень рад, что его проводили со всеми почестями. Он внес огромный вклад в развитие казахстанского футзала. Я разговаривал с ним после матча, он очень благодарен Кака и Казахстанской федерации футбола за такое мероприятие. Вся его семья была благодарна. Жаль, что прощальный матч прошел без болельщиков. Но в целом все прошло достойно. И, глядя на это, примерно представлял, как все будет в моем случае (улыбается).
С Сериком много хороших воспоминаний — феерил на чемпионатах Европы в 2016 и 2018 годах. Жаманкулов — наш бомбардир.
— Это правда, когда накануне чемпионата мира в Колумбии Жаманкулов получил травму (перелом ноги — прим.), его хотели одного отправить домой, но вы переубедили тренерский штаб от такого решения и вы за ним ухаживали?
— Он мой близкий друг, жили тогда в одном номере. Но никто не застрахован. Было очень обидно, что с ним так произошло, да еще и перед таким большим турниром. И все произошло на разминке, никакого контакта даже не было. Просто поскользнулся, несчастный случай...Такой психологический удар был не только по нему, но и по всей команде. Конечно, мы все переживали за него, вся команда на него рассчитывала.
— Недавно сборная Казахстана уверенно пробилась на Евро в Нидерландах. Это наша команда так сильно прибавила или соперники были послабее?
— Нужно понимать, что футзал не стоит на месте. Наша молодежь растет, чемпионат становится сильнее. Очень рад, что есть достойные ребята, которые будут представлять нашу страну на международных аренах.
— Кого из казахстанской молодежи можете выделить?
— Из дебютантов мне понравился Жомарт Токаев. В целом он проводит яркий сезон и за сборную сыграл достойно. Турсагулов и Оразов уже состоявшиеся игроки. Если брать помоложе, то в каждой команде есть. Кака может из каждой команды брать как минимум по одному игроку, который соответствует уровню сборной.
— Как думаете, нужна ли натурализация бразильцев? Ведь Игита, Дуглас и Лео, к сожалению, не молодеют.
— Сейчас у нас четыре натурализованных бразильца, которые достойно бьются за наш флаг. Раньше останавливались на четверых, не больше, чтобы наша молодежь равнялась на них. Мое мнение остается прежним — если натурализовать, то не больше четырех.
— Уровень чемпионата растет, но чемпионом всегда становится «Кайрат», а борьба в основном идет только за второе и третье места. Когда будет реальная конкуренция за чемпионство?
— Все равно бюджет играет ключевую роль. По бюджету пока ни одна команда не сравнится с «Кайратом». Сейчас у «Атырау» есть возможность составить «Кайрату» конкуренцию. Маленькая возможность, но она есть.
— Перед стартом сезона вряд ли кто-то усомнится в чемпионстве «Кайрата». Как находить в себе мотивацию, когда нет конкуренции?
— Думаю, даже с маленьким бюджетом можно побороться с «Кайратом». Главное, подготовиться и качество игроков должно быть не ниже среднего. А у «Кайрата» качество легионеров намного выше. Готовиться только нужно. С любым соперником можно играть, даже с «Кайратом».
— В апреле 2019 года «Кайрат» в финале проиграл «Спортингу», а осенью не вышел в «Финал четырех». Не кажется ли вам, что вот это отсутствие конкуренции за чемпионство и стало причиной последних неудач «Кайрата» в еврокубках?
— Вы правильно отметили, что чемпионат не позволяет играть на уровне еврокубков. Думаю, нужно проводить побольше товарищеские игры на таком уровне, как было раньше. «Кайрат» всегда проводил выездные игры, либо кого-то приглашал, чтобы почувствовать еврокубков. Нам нужна такая практика, чтобы физически быть готовыми к сложным играм.
— Вы помните, какой сегодня день (прим. — интервью было записано 27 апреля)?
— Конечно! Ровно шесть лет, как подняли Кубок УЕФА над головой.
— Какие воспоминания?
— 2013 и 2015 годы. Ностальгия, приятные воспоминания...в эти дни все кайратовцы выкладывают фотки с матчей. Мельком вспоминаешь, как все было.
— «Кайрат» встречается с «Бенфикой». Какие ожидания?
— Обе команды очень сильны. До матча вряд ли нужно что-то говорить, но, думаю, шансы одинаковы. Хочу чтобы «Кайрат» наконец выиграл этот Кубок и привез его в Алматы.
— Раньше если был «Финал четырех», теперь «Финал восьмых». Это хорошо или плохо для «Кайрата?
— Чем сложнее соперник, тем интереснее. А когда ты выигрываешь ЛЧ — совсем непередаваемые чувства.
— Слишком долгая пауза была между большими турнирами. Чего ожидать от ЧМ-2020 в Литве?
— Думаю, Кака будет тщательно этому готовится. Он понимает, что это его первый ЧМ в качестве тренера. Пока не будем заходить далеко, но, думаю, что пройдем хотя бы чуть дальше, чем было в 2016 году.
— Вас удивило то, что сборная Казахстана без проблем разобралась в отборе на Евро-2022 или это было ожидаемо?
— Я не ожидал, что будет так легко. Не знаю, может мы были слишком готовы, а остальные — нет. Но нужно отметить, что отношение КФФ к футзалу сейчас на хорошем уровне, и это все сказывается на играх.
— Кто из игроков можете отметить в этом сезоне?
— Хорошую игру показал Бекжан Даулетов из «Актобе». Сразу влился в коллектив и начал забивать. В последнее время и Асхат Кульбаев хорошо играет, тоже молодец. Считаю его достойным игроком сборной. В «Аяте» Ерсултан Сагындыков, Азат Валиуллин. Много игроков, кого можно отметить.
— Вы помните, когда дебютировали за сборную? В какой день?
— Сейчас все смутно, не помню.
— Оказывается 14 июля 2001 года против Кувейта.
— Спасибо! Буду знать (смеется).
— На сегодняшний день вы провели 97 матчей в майке сборной. Будет ли для вас принципиально довести количество игр до ста?
— Честно, не принципиально. Мне важнее помочь команде выиграть чемпионат мира, а остальное все второстепенно.
— Вы уже больше 20 лет в футзале. Могут ли сейчас футзалисты после завершения карьеры жить в достатке, безбедно, как футболисты?
— Если ты доходишь до уровня «Кайрата» и играешь соответственно, то, конечно, будет хорошая зарплата и премиальные, и тогда много чего можешь себе позволить. Не каждый может поиграть в «Кайрате», да и клубов сейчас немного, которые хорошо платили бы.
— Были ли предложения от зарубежных клубов во время выступлений в «Кайрате»?
— К сожалению, не было. В принципе меня все устраивало в «Кайрате». Я понимал, что мы можем каждый год представлять наш клуб на международной арене.
...или войдите через аккаунт соцсети