...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


13 декабря 2014 (16:39)

Адильбек Джаксыбеков: «Были ли ошибки? Оглядываюсь — нет»

Адильбек Джаксыбеков: «Были ли ошибки? Оглядываюсь — нет»

Сегодня в Астане состоялась встреча теперь уже экс-главы Федерации футбола Казахстана Адильбека Джаксыбекова с казахстанскими спортивными журналистами. Разговор оказался весьма информативным и показался максимально откровенным. 

Адильбек Рыскельдинович сам и начал беседу.

— Я всегда старался прислушиваться к вашим публикациям. Они, так или иначе, помогали нам в развитии отечественного футбола. 23 декабря в Астане должна состояться внеочередная конференция Федерации футбола Казахстана, я обратился к Исполкому нашей организации с просьбой освободить меня от занимаемой ныне должности. У меня, как вы сами понимаете, это была общественная нагрузка, поэтому в полной мере я уделять внимания футболу не мог. Когда я избирался на этот пост, в казахстанском футболе были непростые времена. Тогда меня избрали, и одной из моих целей было отрегулировать те, скажем так, не самые положительные процессы, которые имели место в нашем футболе. Я, конечно, старался помогать, содействовать работе Федерации, ну, а в целом, всю работу проводили вице-президенты — люди, который полностью уделяли время только футболу. Часто даже так получалось, что меня за футбол критиковали даже больше, чем за основную работу. Футбол — это такое явление, где практически каждый считает себя специалистом. Ну, это и хорошо. Всегда много мнений. Сейчас ситуация такая, что футбол стал большой индустрией, и организация работы в футболе отличается от всех других видов спорта. Большие финансовые обороты, структура, маркетинг, интерес болельщиков, подготовка кадров — это работа, требующая огромного внимания и контроля. Огромная международная деятельность. Нужно укреплять взаимоотношения с ФИФА и УЕФА. Есть понимание, что мы доросли до того, что Казахстан может реально претендовать на проведение большого международного турнира — это и проведение игр Лиги Чемпионов и Лиги Европы. Уже сейчас имеется предварительная договоренность о том, что в 2017 году в Астане пройдет матч за Суперкубок Европы. Уже сейчас, после Конгресса УЕФА, который прошел у нас, к Казахстану совсем другое отношение. Сейчас мы ведем переговоры о том, чтобы попробовать претендовать на проведения чемпионата Мира 2026 года. В настоящее время ведутся переговоры о том, чтобы провести молодежный чемпионат Мира в 2019 году. Поэтому имеется много вещей, требующих более слаженной работы. Вы сами понимаете, что не так часто я уделял внимание именно футболу. Уже сейчас, когда работаю на региональном уровне, будут противоречия интересов. И так всегда много разговоров, что, мол, «Астану» поддерживают, лоббируют... Почему-то есть такое мнение. «Астана» в этом сезоне заслуженно выиграла чемпионат Казахстана. Мы уже договорились с ППСК «Астана», что акимат города будет одним из учредителей клуба, и я сосредоточусь на том, чтобы в нашей столице был сильный клуб, который будет реально претендовать на успешное выступление на европейской арене. Чемпионат нашей страны за последние годы прибавил. Возросла конкуренция. До последнего не было ясно, кто будет чемпионом.

— Известно, что Вашим приемником на посту руководителя Федерации футбола станет Ерлан Кожагапанов. Его приход в ФФК был Вашим решением?
— Если честно говорить, это я его рекомендовал. Ерлан Кожагапанов имеет за плечами хороший опыт административной работы, хорошо знает спорт, имеет современный подход, свободен сейчас и полностью сможет уделить внимание футболу. Новый руководитель придет с новым видением.

— Вы сказали, что, совмещая две должности, у Вас не было возможности для существенных шагов в нашем футболе. Дайте нам некий вектор — чего конкретно ждать, каких шагов, от нового президента ФФК?
— Считаю, что надо продолжить те начинания, которые уже были сделаны — это обязательная и постоянная работа по укреплению и развитию чемпионата Казахстана. Сильный чемпионат — это база развития всего футбола. Нужно поднимать интерес к футболу, поднимать интерес инвесторов, спонсоров и, в конце концов, обеспечивать дальнейшее развитие футбола. Обеспечивать борьбу за открытый футбол. Мы с самого начала объявили борьбу за чистоту футбола. Она требует постоянной работы. Конечно, это очень важная часть. Помните, был большой скандал с «Шахтером»? И тогда, несмотря ни на что, мы пошли до конца. И могу сказать, что я благодарен Нурлану Нигматулину, который тогда был акимом Карагандинской области и отнесся ко всему с пониманием. Важно было очистить футбол от договорных игр и грязи, которая на тот момент была. Была большая работа с судьями. Вот сейчас глава Департамента судейства у нас — итальянец. Мне вот, честно, люди подходят и говорят, мол, «да ладно, мы знаем же, он ничего все равно не решает». Вот такой у нас менталитет. Вот этого судью поставили — он «Кайрат» не любит. Судейские ошибки возможны, но пытаемся максимально контролировать этот процесс. Мы начали эту работу, и сейчас наши коллеги из других стран перенимают наш опыт по этому вопросу. Конечно, нужно продолжить работу по детско-юношескому футболу. Если взглянуть на программу, то она проработана полностью нашими специалистами совместно с опытом немецкого футбола. Мы переняли опыт Германии, которая лидер в этом плане в мире. Мы создали 13 Футбольных центров по всей стране. Детский тренер раньше в Казахстане получал в месяц 20-23 тысяч тенге, а сейчас тренеры получают до 150 тысяч тенге — это, все равно, какой-то интерес. Мы надеемся, что в будущем мы получим сильное поколение футболистов. Сейчас наши дети играют в очень хороших условиях. Я верю, что через 10 лет воспитанники этих центров станут костяком национальной сборной Казахстана. Одна из главных задач — укрепить позиции казахстанского футбола на международной арене.

— У всех у нас на той или иной работе возможны ошибки и ошибочные решения. Как Вам кажется, какие ошибки Вы допустили на посту Президента ФФК?
— Честно? Оглядываюсь — нет. Потому что, на самом деле, я же не выдумывал сидел. Футбол — открытая вещь. Тут нужно делать что-то, исходя из своих возможностей. Все знают, что надо бороться за чистоту в футболе — мы это делали. Где-то — плохо, где-то — хорошо. Иногда давали слабину. Но, в целом, мы сделали это. Мы боролись и продолжаем работать над развитием детско-юношеского футбола. Возможно, вот здесь мы где-то не довели еще все до конца. Мы должны реально понимать, что футбол у нас не так развит, как в той же Испании. Успех же тоже к ним не сразу пришел. Это минимум 20 лет работы. Это и социальная вещь. Мы говорили с Мишелем Платини, и он рассказывал, как делал первые шаги в футболе — у нас было примерно то же самое, но, другое дело, что у них это было в самом центре Европы — более сильная конкуренция, лучший климат. И, потом, там выростали таланты, а наши футболисты терялись. Наверное, нам еще не удалось развить футбол в телевизионном поле. На чем игра миллионов строится в Европе? 35 процентов доходов они получают от прав на показ матчей. Мы, наоборот, бегаем за каналами с просьбой, чтобы нас показывали. Для этого нужен зрительский интерес. Это длительный процесс. В России клубы сейчас получают почти 500 миллионов за показ игр. Хоть немного, но больше зрителей стало ходить на стадионы. Это тяжелая работа.

— Вы не считаете ошибкой назначение в сборную Казахстана главным тренером Бернда Шторка и расставание с Арно Пайперсом?
— Это нормальный процесс. Наша единственная большая победа в Европе — это выигрыш у Сербии. Но тогда Казахстан только перешел в УЕФА, и Сербия была не на таком высоком уровне. Она и сейчас — средняя команда, обыграть которую нам по силам. К Казахстану было другое отношение. Наверное, была недооценка. Были хорошие игры с Бельгией, Португалией. С Пайперсом у нас были хорошие отношения. От тоже говорил: «Мы поднимем футбола, чем Казахстан отличается от остальных?». Пайперс внес свой вклад, но потом он остановился. Особенно был показателен матч, когда мы проиграли Хорватии на выезде. Тренер стал работать только на результат. За все 90 минут команда наша ни разу не перешла на чужую половину поля.

— Так мы всегда играем от обороны...
— Сейчас мы играем немного иначе. Даже если мы проигрываем, у нас есть рисунок, есть моменты. Есть проблемы, конечно, с реализацией, но это совсем другая игра. Если вы считаете назначение Шторка ошибкой, то он пришел с новыми идеями, сделал ставку на молодых. Помните, как против Англии он поставил молодых парней? И хоть тогда мы и проиграли, но игра была совсем другая. Был интерес. Люди бились. Да, мы всегда играем от обороны. Ясно, что мы не найдем специалиста с очень большим именем. И не надо. Тренер не может прийти и все резко изменить, на ровном месте. Мы и так много платим тренерам сборной. Потом, после Шторка, пришел Мирослав Беранек...

— Команда сразу заиграла...
— Да. При том, что в последние годы у нашей сборной не было результатов, я доволен игрой сборной. Должно, наверное, пройти время. В этом отборочном цикле вы видели — разве мы выглядим хоть в одной игре мальчиками для битья?.. Это работа всех тренеров. Общая работа футбольной общественности. Один тренер ничего не решит. Волшебников не бывает. При Беранеке команда заиграла, но он проигрывал в тактике. Ошибался в выборе состава и стратегии на игру. Сейчас у руля сборной сильный специалист Юрий Красножан, у него подход к работе, которого нам очень нравится. Он делает ставку на местных игроков и все время находится в Казахстане. В чем, кстати, была проблема с Арно — он же и не был в Казахстане. Он приезжал на игры, сидел в Голландии, мы ему отправляли нарезки — и он не ездил по городам, что потом делал тот же Шторк. До этого такого контакта с главным тренером сборной у клубов не было. Сейчас ситуация переменилась кардинально.

— Юрий Красножан — лучший из тренеров, работавших в сборной Казахстана?
— Он — наиболее квалифицированный. Лучший ли — это результат покажет. Он — патриот своего дела. Посмотрим, что будет дальше.

— Сейчас в столице сложилась, кажется, ситуация, когда в городе сразу два клуба — один с хорошим спонсором и бюджетом, соответственно, и другой — «Астана-1964», где ситуация немного иная. Собираетесь ли Вы как-то поддержать «Астану-1964» как команду, которая непосредственно относится к акимату города?
— «Астана-1964» — я вам честно скажу: я считаю, что это неправильный проект. У нас в Премьер-Лиге есть «Астана», и ее надо развивать. «Астана-1964» может стать фарм-клубом основной команды. Я, честно говоря, думал, что это команда акимата — как оказалось, это частный клуб, который финансировался за счет бюджета по госзаказу. Поэтому сейчас считаю, что такая ситуация не верна. У нас есть клуб «Астана», у него есть задачи, и мы должны гордиться этим клубом и ему помогать. Содержать две команды — это тяжело для бюджета города. Для чего она нужна, «Астана-1964»? Мы просто бюджетные деньги отдаем...

— А как же история?..
— Я сам находился во главе ФК «Женис», когда тот побеждал. Почему эту историю приписывают этому клубу? Они сейчас — частная команда, которая не имеет никакого отношения к этой истории. Они себе присвоили эту историю. Команда всегда представляла город. Я тоже сначала так думал, но когда разобрался, задумался — почему они вдруг стали правопреемниками? Там была реорганизация, клуб ликвидировали, банкротство, владельцев самых разных было много, но мы эту историю должны отдать клубу, который на сегодняшний день сложился, а именно — ФК «Астана».

Автор: Ануар Абдрахманов sports.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • В Шымкенте аренда поля в "Ак арысе" стоит 6000 тенге час. Если учесть размеры 25 х 50 , качество / всё поле залатано , крыша протекает , качество синтетики ужасное / то о каком Германском опыте он говорит ? А летом оно практический всегда занято ! Да я бы бесплатно не стал играть на нём , не говоря уже о детях !Ответить

    • 14 декабря 2014, 14:21
    • 1419 записей
    • 3801 день на портале
  • Ошибок у него нет в работе. За время его работы сборная опустилась в подвал. Можно при массу примеров ошибок. Удручает ответ ошибок нет. Кто ничего не делает , тот не ошибается. Лучше бы честно сказал . Сказку подождите 10 лет уже старо. Юношеская сборная пролетает на всех турнирах с огромной разницей в счете. И это наше будущее. И ждать подъема взрослой команды с приходом таможенника Кожагапанова на эту должность вызывает недоверие. Как у многих болельщиков КЗОтветить

    • 14 декабря 2014, 12:05
    • Астана / Нур-Султан
    • 588 записей
    • 3787 дней на портале
  • Всех недовольных поддерживаю - сам такой.)Ответить

    • 14 декабря 2014, 10:58
    • Боровое
    • 3111 записей
    • 4675 дней на портале
  • Думаю судя по коментам админ вырежет все коменты ))))Ответить

    • 14 декабря 2014, 10:57
    • Боровое
    • 3111 записей
    • 4675 дней на портале
  • Әттең-ай,әттең-ай(. Топас- бастықтар- айОтветить

    • 14 декабря 2014, 08:39
    • Казахстан
    • 67 записей
    • 3514 дней на портале
  • . Я, честно говоря, думал, что это команда акимата — как оказалось, это частный клуб, который финансировался за счет бюджета по госзаказу. Так это частный клуб или же бюджетный???Ответить

    • 14 декабря 2014, 02:55
    • Иртышск
    • 410 записей
    • 3803 дня на портале
  • Жолын болсын К______БАС!!! СЕНИН ОРЫНЫНА БАСКА ЖАКСЫ АДАМДЫ КОЙЫЮ КЕРЕК!!!Ответить

    • 14 декабря 2014, 02:53
    • Иртышск
    • 410 записей
    • 3803 дня на портале
  • Простите, опечатка 101 лет, а не 111Ответить

    • 14 декабря 2014, 01:03
    • 2409 записей
    • 6007 дней на портале
  • Обидно за казахстанский футбол. Пока всякие такие говнюки будут у руля, не видать нам качественного прогресса, как у исландцев,бельгийцев и даже эстонцев. Все делают для галочки! С таким нефтяным запасом, наш бюджет должен быть одним из самых больших в мире, на эти деньги спокойно построили бы как минимум 30-тысячники, хорошую инфраструктуру и т.д и т.п. Честно, обидно наблюдать на сборную, когда армяне побеждают датчан и словаков, когда эстонцы побеждают итальянцев, когда грузины играют наравне с испанцами! Так еще хотят организовать ЧМ у нас, вы хотя бы сначала повысьте кол-во зрителей на трибунах, улучшите качество трансляций на ТВ и в Интернете. А вот кто такой Кожагапанов?! Он футбольный эксперт? Нет! Он выиграл что-либо в качестве тренера или игрока, или хотя бы в составе персонала какого-нибудь КПЛ? Никуя! И вот с такими "экспертами" своего дела, мы должны, а не обязаны "развивать" наш футбол, которому скоро 111 лет. Но буду рад, если он реально на деле будет поднимать наш футбол, а не на словах! Ответить

    • 14 декабря 2014, 01:01
    • 2409 записей
    • 6007 дней на портале
  • для Кайрат-чемпион:«О .... таможенник теперь придет! В Алмате себя "хорошо " зарекомендовал! Предприниматели хорошо его знают. Весело будет в новом сезоне!»

    Ну так выложите, алматинцы, его "Биографию" - раз знаете про него...Будем знать, какой "фрукт" костелим...Ответить

    • 14 декабря 2014, 00:43
    • Шымкент
    • 27220 записей
    • 4029 дней на портале