...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


28 февраля 2011 (09:57)

Андрей Богомолов: «Когда у виска „ствол“, забываешь обо всем на свете»

Андрей Богомолов: «Когда у виска „ствол“, забываешь обо всем на свете» В это сложно поверить, но самый титулованный футболист страны за две недели до старта сезона не определился с клубом и вообще рискует оказаться вне премьер-лиги. Семикратный чемпион Казахстана никак не договорится с «Кайратом» об условиях нового соглашения, и впереди у него вырисовывается не самая завидная перспектива — первая лига. Но полузащитник не теряет оптимизма, впрочем, как и всегда. Недаром коллеги называют его самым позитивным игроком в стране.

В интервью «Sport&KS» Андрей Богомолов рассказал о том, как побывал на бандитских разборках, как был ограблен под дулом пистолета, и как ему живется в роли лучшего друга самого популярного футболиста страны. Кстати, он не любит, когда его называют самым титулованным игроком Казахстана.

Три медали не в счет


— Ваш брат любит это подчеркивать, — говорит Богомолов. — Но я не считаю себя самым титулованным. Надо быть адекватным.

— Но против статистики не попрешь.
— Согласен. Но я не считаю, что три из семи моих чемпионских титулов я заслужил. Те, что были завоеваны в составе «Елимая» в 1994-м и 1995-м, у клуба были бы и без меня. Я ведь тогда был совсем молод, почти не играл в составе, а медальки получил. И последнее мое золото с «Актобе» не считаю «своим». Опять же, в 2009-м я почти не играл, поэтому не считаю, что заслужил его. Так что самый титулованный — Самат Смаков. Вы меня в этом не переубедите.

— С «Кайратом» вам не удается договориться. Что же дальше?
— Пока не знаю. Разные мысли в голову идут. Вообще жду предложений. Иногда закрадывается предательская мысль — может, закончить? Но знаю, что силы, желание играть еще есть, глаза по-прежнему горят. Вот если бы не было этой искорки в глазах, то можно было бы «вешать бутсы на гвоздь». А так, думаю, заканчивать пока рано. Понимаю, что мне уже 34, и сейчас каждый тренер заглядывает в паспорт. Но есть такие игроки, которые уже в 26 заканчивают. А я еще не наигрался. Поэтому иногда обидно, когда тебя заранее списывают со счетов, как будто ты отработанный материал.

— Не к лицу вам скромничать. Ведь, объективно говоря, футболистов с уровнем вашего мастерства сейчас не так много.
— Ну, я же не могу тут сидеть и оценивать свой уровень. Да, что-то на поле могу, да, поиграл прилично, но не мне решать, насколько я хорош. Для этого есть специалисты, болельщики. Им и оценивать, насколько я мастеровит.

— Раньше таких «игровиков», как вы, которые способны одним пасом решить исход любой игры, особенно ценили. Сейчас же специалисты больше предпочитают футболистов выносливых, умеющих «грызть землю», и позиция плеймейкера почти неактуальна. Вам не кажется, что это неправильно?

— Вообще в современном футболе нужные всякие игроки — и те, кто носится все 90 минут как заведенный, и те, кто таскает рояль, и те, кто играет на нем. Требования такие. Тех, кто умеет на поле все — и биться кость в кость, и «рисовать» игру — в нашем футболе единицы, и они на вес золота. Главное — отдавать всего себя игре. Если каждый будет работать на поле по максимуму, то для любого хорошего футболиста позиция найдется.

«В Актобе вообще нет человека, который не знает Смакова»


— Говорят, что по вашим травмам можно изучать анатомию человека.
— Вот опять же стереотип, заблуждение. Почему-то всем кажется, что я всю жизнь лечился от травм. На самом деле единственный раз я ложился под нож хирурга еще в прошлом веке. Других серьезных повреждений у меня не было. Эти разговоры начались после 2004 года, когда я повредил боковые связки и пропустил три месяца. Но через такие травмы проходят все, и это не страшно. Так что не так уж я подвержен травмам, как все говорят. Да и то, «полетели»-то связки тогда из-за небольшого лишнего веса. Я был неопытным в этом плане, позволил себе набрать несколько кило сверх нормы, за что и поплатился. После этого стал за весом следить и больше никогда не набирал лишнего.

— И все же многие считают, что Богомолов после той травмы в 2004-м немного сдал, и карьера у вас пошла не так, как могло бы быть.
— Ой, можно долго рассуждать на тему, что было бы и как. На самом деле, я в 2004-м получал удовольствие от футбола, «Кайрат» стал чемпионом, мы играли здорово и вполне заслуженно завоевали золотые медали. Сам я тогда играл часто, помог команде.

— Вы — воспитанник семипалатинского футбола, и именно плеяда игроков вашего поколения — Смаков, Муканов, Бойченко, Карпович, Кротов — поиграла на высоком уровне. Благодаря чему семипалатинский футбол пять лет подряд выпускал сильных игроков?
— Думаю, что у нас у всех была хорошая школа, за что мы благодарны нашим детским тренерам, которые вкладывали в нас душу. Да и доверяли они нам, не отодвигали в сторону или за спины «легионеров». Дали шанс, и мы им воспользовались. В самом «Елимае» учителя были хорошие, передавали нам свой опыт. Мы смотрели на них и впитывали в себя все самое лучшее.

— Вы тоже являетесь воспитанником Нуржана Кабденовича Десембаева?
— Да, все мы вышли из одной шинели. Именно он заложил в нас основу. Это очень сильный тренер. Кстати, у него недавно был день рождения, а я в суматохе забыл его поздравить. Хотелось бы сделать это через вашу газету. Неудобно мне, что забыл, звонить теперь не решаюсь, грешок за мной. Мне еще Сэм Смаков позвонил, напомнил: мол, поздравить не забудь. А я все-таки умудрился забыть.

— Последние два сезона в «Елимае» вам особенно удались. Вас ведь признавали лучшим полузащитником страны. Это самые лучшие годы?
— Да, наверное. Сезоны 2002, 2003 и 2004 и впрямь удались. У меня многое получалось, в сборной поиграл. Чемпионом становился, получал удовольствие от футбола. Такие сезоны запоминаются. Да и вообще, до прошлого года я на карьеру не жаловался, играл в отличных клубах, в великолепных коллективах, выиграл все, что только можно выиграть.

— Самат Смаков не раз подчеркивал, что вы с ним лучшие друзья. Не тяжело быть главным товарищем самого популярного футболиста страны?
— Без ложной скромности скажу — это честь. Мы с ним вместе со второго класса, знаем друг друга как свои пять пальцев. Тяжеловато только тогда, когда идешь с ним куда-нибудь: в магазин, в ресторан или же на футбол. Все с ним здороваются, фотографируются, просят автографы — в Актобе вообще, по-моему, нет человека, который не знает Смакова. И он никому не отказывает в просьбах дать автограф, сфотографироваться. И это частенько сказывается на времени, везде опаздываем (смеется). Это шутка. Самат — золотой человек, и побольше бы таких. Быть его другом — вообще не тяжело, а даже приятно.

— Правда, что у него было тяжелое детство? Говорят, жила семья Смаковых небогато.
— Он уже сам рассказывал об этом в одном интервью. Кажется, вашей газете. Мне к этому добавить нечего. Тогда всем было тяжело, время было такое. Но Сэм — сильный человек, сумел пробить себе дорогу в жизнь, за счет своего труда. Хотя бы за это он уже заслуживает уважения.

— Ваши друзья Смаков и Карпович поиграли в России, а вы всю свою карьеру провели в Казахстане. Сейчас не жалеете об этом?
— А какой смысл жалеть? У меня были варианты — мог оказаться в московском ЦСКА, в «Волгаре». В ЦСКА даже побывал на просмотре, сыграл в двусторонке, но потом сам не захотел оставаться. Может, это и глупо было. Но тогда я просто устал от Москвы, ведь поехал на просмотр сразу после Кубка Содружества и почти месяц не был дома. И мне так хотелось в Казахстан, что просто плюнул на их предложение. К тому же, насколько я был в курсе, клубы не могли договориться по условиям перехода. Тонкостей и деталей не знаю. Но знаю одно: сейчас у нашей молодежи перспектив гораздо больше, есть шанс уехать в Европу, нужно только вкалывать. А раньше ведь в Казахстане и агентов-то не было. Да и играли мы в Азии долго, не были на виду у Старого Света. А сейчас — только работай, и шанс появится.

Медведи в Турции


— Сергей Волгин в интервью нашему изданию объяснил причину вашей прошлогодней ссылки в дублирующий состав «Кайрата» отсутствием необходимых физических кондиций. Вы с ним согласны?

— В принципе, да. Очень тяжело играть, когда у тебя предсезонная подготовка пошла насмарку. Я ведь провел с «Актобе» всего один сбор, и все. И у меня не было фундамента, за счет которого в сезоне можно играть интенсивно, по 90 минут. В общем, был не готов. Пара матчей еще удалась, где-то за счет куража, желания. Но ведь каждый тур так играть нереально, если нет резерва сил. Потом пошли все эти передряги с финансами, наложившие свой отпечаток на психологическое состояние команды.

— Но вы согласны с тем, что не оправдали возложенных на вас надежд?
— Конечно, согласен. Если я почти не играл, то как мог оправдать какие-то надежды? Естественно, ждали от меня большего. Но я уже объяснил, почему сезон не задался.

— «Актобе» вы покинули после того, как клуб взял курс на омоложение состава. Это единственная причина вашего ухода?

— Да. Я сам уже в 2009-м чувствовал, что пора уходить. В состав не попадал, со стороны тренера доверие было небольшим. А сидеть на лавке не хотелось. Поэтому сам склонялся к смене обстановки. И так получилось, что наши мысли с тренерским штабом относительного моего дальнейшего пребывания в команде сошлись. Уходил я без скандалов, без обид, условия контракта передо мной были выполнены.

Вообще я только в Семипалатинске играл 10 лет, а в остальных клубах больше чем на три года не задерживался. В «Кайрате» три года, потом в «Актобе» три года. Полгода играл за «Женис». Вот и все.

— И все же, с Мухановым конфликтов не было?
— Абсолютно никаких. У нас с ним нормальные отношения, просто жизнь футбольная такая, и с этим ничего не поделаешь. Вообще я ему благодарен за многое. При нем прошли мои незабываемые годы в «Актобе», особенно 2008-й. Мы тогда выиграли все, что только можно было, обстановка в команде была шикарная, игра получалась на зависть остальным. Примерно то же самое я испытал в 2004-м в «Кайрате».

— Кстати, о том «Кайрате» говорят разное. И чаще всего об огромных деньгах, в которых якобы купались футболисты.
— Купаться не купались, но были созданы все условия для работы. Мы не нуждались в деньгах, в организационном плане все было на высоком уровне. Поэтому мы давали результат.

— Смаков в том «Кайрате» был лидером, отвечал за микроклимат в коллективе, Нурдаулетов был кассиром, который собирал деньги на различные бытовые дела. А у вас была какая-то «общественная» роль?

— Нет, я за такие вещи не отвечал. Хотя в голове сейчас каша, все годы смешались. Могу сказать, что тогда у нас команда была творческая, мы все что-то придумывали постоянно, розыгрыши какие-нибудь, спортивные конкурсы, споры.

— А кто был главным шутником в команде?
— Сэм и Али Алиев. С ними не соскучишься, у них тонкий юмор. На базе в двух комнатах всегда стоял хохот. В одной жили мы — Смаков, я, Карпович и Бойченко. А во второй — Али. Они с Сэмом такие розыгрыши устраивали, что мы постоянно хватались за животы. Вот вам случай. Едем мы как-то из Болгарии в Турцию на автобусе, а из Турции должны были вылетать на самолете в Казахстан. Тогда главным тренером был Бахтияр Даниярович Байсеитов. И он сильно переживал, что мы можем опоздать на рейс. Сидит себе, думает о своем. И тут Сэм дает нам знак: «внимание, сейчас будет бомба», и кричит на весь салон: «Смотрите, справа медведь!». Даниярыч вскакивает и смотрит вправо, спрашивает: «Где?». Хохот на весь салон стоял. Потом Сэм кричит: «Слева драка!». Опять Даииярыч вскакивает и смотрит налево, спрашивает: «Где?», и вновь хохот. Откуда в Турции медведи? Видать, сильно погружен был в свои мысли.

Такие люди и делают благоприятную обстановку. Причем, тогда ведь была жестокая конкуренция за место в составе, но на микроклимате это не отражалось.

— Коллективные собрания игроков проходили в вашей комнате?
— Нет, для таких случаев был актовый зал. Ну, или что-то вроде этого. Там мы всегда игры разбирали, собрания проводили.

Фанат Петрушин


— Правда, что Алексей Петрушин не покидал базу?

— Петрушин — уникальный тренер, я еще не встречал такого фаната своего дела, он все свое время посвящал футболу. Даже удивительно, что он сейчас не востребован в Казахстане. Это очень сильный специалист. Он действительно не вылезал из базы, постоянно смотрел какие-то кассеты, просматривал соперников, изучал их, совершенствовал нашу игровую модель, анализировал что-то постоянно. В общем, профессионал до мозга костей. Причем, он всем давал играть, обиженных на него не было.

— Рассказывают, что литовский форвард Артурас Фоменко вечно был в долгах, и в день зарплаты на базе собирались таксисты, официанты, путаны, которые приходили забрать у него долги.

— Насчет таксистов и путан не знаю, но он и впрямь был своеобразным парнем. Веселый он, приключений у него много было. Корпоративная этика не позволяет мне вам рассказывать про них.

— А вообще «легионеры» в том «Кайрате» не держались особняком?
— Нет, все были адекватными людьми, жили общей целью. Поначалу Валера Лихобабенко держался белой вороной, но потом и он обвыкся, раскрылся, и оказалось, что он вообще отличный парень, компанейский, веселый. Говорю же вам: залогом успешного коллектива был Смаков. То же самое в «Актобе». Сэм не то что микроклимат, он макроклимат создает благоприятный. Естественно, всегда гладко быть не может — когда в коллективе 22 мужика, то непременно будут возникать какие-то непонятные ситуации. Но это мелочи и редкость.

— А ведь некоторые утверждают, что Смаков «душит» молодых игроков.
— Нет такого. Если он кого-то «душит», то только по делу, если человек заслужил это своим поведением. И он не станет смотреть на возраст футболиста. Он же лидер, поэтому иногда нужно быть и жестким, не всегда ведь шутки-прибаутки помогают. Порой нужно проявить характер, а если надо, то дать по мозгам.

— Вам не кажется, что сама игра наших команд потеряла яркость? Слишком много скучных матчей в чемпионате.
— Скучные матчи есть везде, и в Испании, и в Англии. Другое дело, что мы проигрываем в процентном соотношении. Но вообще уровень нашего чемпионата растет, да и всего футбола в целом. Мне кажется, что предстоящий сезон получится очень интересным, дай Бог поучаствовать в нем.

— А с чего такие предположения?
— Да потому что даже на сборах видно, что наши клубы прибавили. Те же команды премьер-лиги России раньше отказывались играть с нами, нос воротили, а сейчас даже сами просят о спаррингах. Причем, не всегда они у нас выигрывают. Вы посмотрите, на этих сборах наши клубы никому не уступают, обыгрывают азербайджанцев, молдаван, белорусов, россиян, украинцев. Мы никому не уступаем. «Легионеры» к нам стали приезжать сильные. Сейчас вот «Кайрат» подписал хороших иностранцев, думаю, что все они только усилят наш чемпионат. Все чаще к нам едут «сборники» из Молдовы, Литвы. Поэтому я уверен, что чемпионат у нас получится очень сильный.

— На сборах наши команды часто дерутся с соперниками?
— У меня таких случаев не было. Я могу объяснить, почему такое случается: сборы — это стресс для многих. Представьте себе, что вы две недели безвылазно живете где-то вдали от дома, каждый ваш день превращается в день сурка, каждый день одно и то же, монотонность, борьба с конкурентами за место в составе. И не у всех выдерживают нервы. Даже у «звезд». Вот недавно был случай, когда мы играли с «Тереком». Их нападающий Эктор Бракамонте прыгнул в меня с двух ног в безобидной ситуации. Я еле встал потом. Зачем он это сделал? Ведь не было никакой потенциальной опасности. А он — машина, огромный такой, и со всего разбегу прыгает в меня. После того стыка у меня искры из глаз посыпались. Видно, тоже с нервами непорядок.

— Неужели на самом деле так тяжело даются две недели вдали от дома?
— Конечно! Это не только ты скучаешь по семье, но еще и семья по тебе скучает. Благо у меня супруга уже опытная, мы с ней с 19 лет вместе, и она привыкла к моим отлучкам, привыкла к этакой спартанской жизни, к жизни на чемоданах.

Разборки с бандитами


— Вы поиграли со многими футболистами. Как считаете, кто из них не сумел полностью раскрыться?

— Алибек Булешев. Хотя у него карьера тоже — дай Бог каждому, выиграл все, забил много. Но по своему потенциалу он мог добиться большего. Если бы его не подводила реализация, то он стопроцентно наколотил бы под тысячу голов. Я поиграл со многими нападающими, но ни с кем у меня не было такого взаимопонимания на поле, как с Булешевым. Ну, еще Мара Хайруллин, Тлешев. С ними тоже комфортно играть. Но Булешев стоит особняком. Жаль, что он закончил так рано, не реализовал себя до конца. Помните наш матч против Португалии в 2003-м?

— Да.
— Что он тогда вытворял с их обороной! Жаль, что не забил. Хотя у него был шанс, когда он выскочил один на один с вратарем Витором Байя. Но боковой судья несправедливо зажег офсайд — потом мы просмотрели запись, и увидели, что он ошибся. Гол тогда пропустили курьезный: Солошенко выбивал мяч и попал в спину Симау Саброзы, от которого мяч рикошетом залетел в ворота. Это, кстати, была дебютная игра в сборной для Криштиану Роналду.

— Бытует мнение, что не проиграй тогда наша сборная, то в стране поднялся бы футбольный бум.

— Не исключено. Ведь в нас мало кто верил. А сыграй мы тогда вничью с этими «звездами», глядишь, и страна заразилась бы футболом. Нашему народу как раз не хватает немного веры в казахстанский футбол. Поэтому ему так тяжело развиваться.

— А кто из защитников для вас был наиболее противным?
— Не противным, а колючим. Это Петя Бадло. Против него очень тяжело играть, он борется до конца, бывает жестким, неуступчивым. А хотите, скажу вам, какая связка нападающих мне всегда нравилась? Литвиненко-Мирошниченко. Эти двое могли разорвать любую оборону. Сейчас бы нам таких форвардов, да побольше, и сборная забивала бы гораздо чаще. Рад, что мне удалось поиграть с ними.

— В прошлом году «Кайрат» ограбили в собственной раздевалке. Вы раньше с таким сталкивались?

— Да, было дело. Жутко вспоминать. Это был 1993-й год, мы, совсем юные, приехали на турнир в Тараз. Жили в какой-то гостинице, сидели в номере вчетвером, играли в карты. Тут врываются двое, у одного пистолет в руках. Заставили нас раздеться, все вещи забрали.

— И каково это, когда на тебя направляют дуло пистолета?
— Жутко. Когда у виска ствол, то забываешь обо всем на свете, в голове только одна мысль: скорее бы это все закончилось. Мы даже не сопротивлялись, всем было страшно. Потом вызвали милицию, но, по всем законам жанра, грабителей так и не нашли.

— В лихие 90-е с футболистами случалось разное. Можете вспомнить какой-нибудь случай из тех времен?

— Как-то стал участником бандитских разборок. В Астане у одного футболиста бандиты отобрали машину. По этическим соображениям никаких имен называть не буду. Так вот, у него отобрали машину. Мы подключили знакомых, влиятельных людей и сумели найти этих бандитов. В общем, наши «бандиты» встретились с ними, потолковали, решили вопрос мирно, нам вернули машину. А потом эти ребята, которые заступились за нас, попросили меня отвезти их в Караганду. Я не мог отказать — ведь нужно было как-то отплатить людям за помощь. Поехали, в общем, на моей машине. А уже когда стали подъезжать к Караганде, я узнал, что едем мы на другую «стрелку». У меня мороз по коже, а назад пути уже нет. Откажусь — может обернуться плохо. В криминальных разборках участвовать не было никакой охоты, но кто меня спрашивал? В общем, приехали мы в какое-то место, кругом степь, ни души. И две бригады стоят, разбираются. Я остался в машине, не выходил, от греха подальше. Благо, что все закончилось нормально, без перестрелки, без драки. И я спокойно вернулся домой. Но сейчас как вспомню — страшно. Ведь закончиться могло по-всякому.
Автор: Казбек Исмаилов Фото: sport.gazeta.kz Республиканская газета «Sport&KS»

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • Андрей Богомолов, в простонародье Бага- красавчик, Человечище!!! Очень добрый, порядочный и открытый человек!!! Желаю тебе от души, братан, найти хороший клуб и играть там еще долго долго и не последнюю роль! Мы в тебя верим, Бага!!!))) Ответить

    • 28 февраля 2011, 15:50
    • 126 записей
    • 5850 дней на портале
  • Андрей Богомолов, в простонародье Бага- красавчик, Человичище!!! Очень добрый, порядочный и открытый человек!!! Желаю тебе от души, братан, найти хороший клуб и играть там еще долго долго и не последнюю роль! Мы в тебя верим, Бага!!!)))Ответить

    • 28 февраля 2011, 15:50
    • 126 записей
    • 5850 дней на портале
  • Богомолов удачи тебе во всем!!! Ты останешся в сердцах болельщиков Актобе под номером 77!!!Ответить

    • 28 февраля 2011, 15:46
    • Актобе
    • 285 записей
    • 5739 дней на портале
  • Исмаилов,мое уважение!!!! А Андрюше в Кайсар надо!!!Ответить

    • 28 февраля 2011, 15:34
    • Аральск
    • 1309 записей
    • 5044 дня на портале
  • для КУМАР КУМАРЫЧ:«да хороший игрок. БЫЛ! спасибо ему за вклад в игре за АКТОБЕ в "ВЕЛИКИЙ 2008 ГОД"!!! такое точно в ближайшие 10 лет никто не сделает! если только мы!!! снова всех натянем!!! ОПЫТ ЕСТЬ!!! Держитесь "дети" АКТОБЕ выходит на тропу ВОЙНЫ! НЕ ЛЮБВИ! НЕ ТОСКИ! НЕ ЖАЛОСТИ!»

    Соберись ты че бред пишешьОтветить

    • 28 февраля 2011, 15:32
    • Астана / Нур-Султан
    • 1228 записей
    • 5951 день на портале
  • Спасибо за интервью!Понравилось!Позитивный паренекОтветить

    • 28 февраля 2011, 15:28
    • Астана / Нур-Султан
    • 1228 записей
    • 5951 день на портале
  • да хороший игрок. БЫЛ! спасибо ему за вклад в игре за АКТОБЕ в "ВЕЛИКИЙ 2008 ГОД"!!! такое точно в ближайшие 10 лет никто не сделает! если только мы!!! снова всех натянем!!! ОПЫТ ЕСТЬ!!! Держитесь "дети" АКТОБЕ выходит на тропу ВОЙНЫ! НЕ ЛЮБВИ! НЕ ТОСКИ! НЕ ЖАЛОСТИ!Ответить

    • 28 февраля 2011, 15:24
    • 24 записи
    • 5066 дней на портале
  • Молодец Андрюха удачи тебе в любом клубе а про буцы на вешалке забудь рано ещё тебе их вешать!!!!Ответить

    • 28 февраля 2011, 14:16
    • Актобе
    • 201 запись
    • 5806 дней на портале
  • кто из защитников для вас был наиболее противным? — Не противным, а колючим.Ответить

    • 28 февраля 2011, 14:06
    • Атырау
    • 3007 записей
    • 6451 день на портале
  • Хорошо что те Жамбульские бандюганы оказались традиционной сексуальной ориентации, заставили раздеться и всего навсего просто ушли.Ответить

    • 28 февраля 2011, 14:04
    • Павлодар
    • 6104 записи
    • 6555 дней на портале