Полузащитник сборной Казахстана и московского ЦСКА Бактиер Зайнутдинов ответил на вопросы Metaratings.ru, передает Sports.kz.
«С первых тренировок Федотов начал нас сильно грузить, так что мы сразу ощутили его приход в команду»
— ЦСКА недавно вышел из отпуска, и пресс-служба выложила фотку, где ты широко улыбаешься рядом с Эдуардом Безугловым. Сразу в телеграме болельщики стали обсуждать, что у тебя со здоровьем, раз рядом с тобой доктор. Как себя чувствуешь?
— В первую очередь я очень рад, что вернулся на сборы и увидел ребят. Как вы помните, последние матчи прошлого сезона я пропустил, потому что лечился. Слава богу, сейчас я жив и здоров. На 100% готов к сезону, и это всё мы обсуждали с Безугловым.
— Ты говорил, что долго мучился. Что с тобой происходило?
— Прошло более полутора лет после операции на паховые кольца. Я сделал её в Германии, но после продолжал чувствовать дискомфорт. Приходилось даже пить обезболивающие таблетки. На протяжении года я с ним играл, а весной состояние стало ухудшаться. Последние игры как раз пропустил из-за этого. Два месяца пришлось потратить на восстановление, зато сейчас всё хорошо.
— Раз у тебя всё хорошо, то интересно, как ты и команда со свежими силами приняли нового тренера?
— Все приняли Владимира Федотова отлично. С первых тренировок он начал нас сильно грузить, так что мы сразу ощутили его приход в команду.
— Его тренировки уже отметили некоторые футболисты ЦСКА. Вадим Карпов сказал, что это одни из самых сложных сборов, что у него были. Для тебя так же?
— Действительно, сборы у нового тренера очень сложные: много бегаем, работаем в тренажёрном зале. Хотя они и должны быть такими.
— В российском футболе Федотова считают почти что волшебником. Поднимал «Оренбург» до 7-го места, выигрывал «серебро» с «Сочи». Уже удалось почувствовать, в чём его уникальность?
— Пока мне сложно оценить его особенные качества, потому что команда познакомилась с ним совсем недавно. Задай мне этот вопрос в конце сезона, и я на него точно отвечу. Дай бог, чтобы всё у него в ЦСКА получилось лучшим образом.
— Но есть и критики, которые не уверены, что у Федотова что-то может получиться, ведь он не работал в топ-клубе, где каждый шаг под пристальным вниманием. Он сейчас спокоен в ЦСКА?
— Я ни капли неуверенности у него не заметил, сейчас он выглядит очень уверенным тренером.
«В тренерском штабе меня видят левым латералем, центральным полузащитником, а также в атаке»
— За 2 года в ЦСКА ты стал самым универсальным игроком команды. Где тебя видит Федотов?
— Я разговаривал с его помощниками. Они мне сказали, что видят меня левым латералем, центральным полузащитником, а также в атаке. Пока сам точно не знаю, где на меня будут рассчитывать в первую очередь.
— Насколько тебе вообще самому сложно перестраиваться? Например, 3 октября прошлого года ты — левый защитник в матче с «Уралом», а через 6 дней — центральный нападающий в сборной Казахстана против Боснии.
— Мне несложно, потому что футбол сейчас очень динамичный. Не только я могу играть на нескольких позициях. Ваня Обляков тоже играет на разных местах, ещё могу перечислить много ребят. Сейчас футбол изменился, нужно быть готовым играть везде. Раньше игрок мог выступать на одной позиции всю жизнь, но в современном футболе нужно уметь быть полезном на многих участках поля. От таких перестановок у меня голова точно не кружится.
— По мнению хорошо знакомого тебе Григория Бабаяна, комфортнее всего для тебя позиция левого латераля. Так и есть?
— Я начал играть там у Виктора Михайловича Гончаренко, мне сразу понравилась эта позиция. Бабаян тоже отмечал, что при игре с тремя центральными защитниками он рассматривает меня крайним левым защитником. Например, в четвёрке защитников, по его словам, он не видит мне места в обороне. При такой расстановке мне больше подходит позиция центрального полузащитникам. Наверное, соглашусь с ним на данный момент. Но для меня главное — приносить пользу команде на любой позиции.
— У Федотова латерали — чуть ли не главные игроки в его системе, которые больше всего бегают. Готов к такому?
— Да, конечно. Поэтому тренер и гоняет нас сейчас, чтобы мы набрали нужный объём. Но я не думаю, что для меня это станет чем-то новым. И при Гончаренко на левом фланге, и при Березуцком в центре поля я постоянно пробегал по 11 километров за матч. По физике в работе с Федотовым я сложностей не ожидаю. Главное сейчас — понять тактические новшества тренера. Но мы все готовы учиться у него.
«Ощущал себя мужчиной, а не пацаном, когда уезжал из Казахстана, а, глядя на молодёжь ЦСКА, чувствую себя даже старым»
— Ты много бегаешь и в важные для мусульман недели Рамадана, который в последние годы выпадает на концовку сезона. Как ты справляешься во время священного поста, когда пить и есть можно только после захода солнца?
— Первые 5 дней традиционно проходят очень тяжело, а дальше вообще не замечаю этого. Тело привыкает, хорошо себя чувствую уже к концу первой недели поста. Правда, все говорят, что снижается активность во время тренировки, но я так не думаю, и показатели тоже не падают.
— Ты полностью постишься весь месяц?
— Во время Рамадана в день игры я обязательно кушаю, без этого было бы сложно, но дальше снова держу пост в обычные тренировочные дни.
— Партнёры в России как на это реагируют?
— Нормально, потому что не я один держал пост. Со мной раньше Ильзат Ахметов и Юсуф Языджи тоже постились. Но какие-то вопросы всё равно проходят. Некоторые после каждой тренировки во время Рамадана спрашивают, как я себя чувствую без воды. Но я за несколько лет в России привык к таким вопросам.
— Можешь рассказать, что для тебя значит Ураза?
— Даже с точки зрения науки это важно, организм очищается за месяц. Наш профессор Безуглов говорит, что при правильном подходе и корректном планировании приёмов пищи пост даже спортсмену никакого вреда не принесёт. Но для меня это ещё и духовное очищение, мне, как мусульманину, это важно. Могу сказать, что чувствую себя сильнее после окончания Рамадана.
— Многие замечают, что ты в целом стал сильнее и взрослее за последние годы. Например, Бабаян отмечал, что ты стал в армейском клубе взрослым мужчиной. Ты сам чувствуешь в себе эти изменения?
— Да, с каждым годом я себя чувствую увереннее и сильнее. С Бабаяном я работал лет в 19 в Казахстане, а потом попал к Карпину. 2 года с ним — настоящая школа жизни. Многое повидал, многому научился за это время у него. Потом появился в моей жизни ЦСКА, и сегодня я чувствую себя мудрее и опытнее. Мне уже 24 года, точно не считаю себя молодым. Сейчас ощущаю себя мужчиной, а не пацаном, каким был, когда уезжал из Казахстана.
— Особенно это, наверное, чувствуется на фоне молодых ребят, которых с каждом годом становится всё больше в ЦСКА.
— Глядя на молодёжь, чувствую себя даже старым. У нас в ЦСКА, например, в квадрат первыми на отбор всегда залетают молодые. Раньше в квадрат я всегда первым заходил, а сейчас туда не вхожу. Кажется, что маленькая деталь, но для меня это постоянное напоминание, что я уже немолодой.
«В жизни Акинфеев очень спокойный и хороший мужичок»
— Часто так в интервью любит порефлексировать Игорь Акинфеев. Ему не скучно с вами — молодыми для него игроками?
— Он, наоборот, не чувствует себя старым рядом с молодёжью. За столом он тоже с нами всегда сидит, молодёжные темы поддерживает. Такие же старшаки для нас Кирилл Набабкин, Жора Щенников.
— Ты — средний брат?
— Да! Я уже средний брат в семье ЦСКА, а из дубля ребята — наши младшие братья.
— Старший брат Акинфеев однажды прошёлся по Вадиму Карпову за то, что он не знал Вагнера и Карвальо. Тебе такие экзамены капитан устраивал?
— Нет, со мной такого не было. Но если устроит, я на все вопросы отвечу. Карпа он спрашивал про российскую Премьер-лигу, а я с детства её смотрю, всех знаю, великих бразильцев ЦСКА точно назову!
Вообще, Игорь не жёсткий человек. Жёсткий он только на поле. Если ты оказался виноват, то он точно напихает и сделает это по делу. В жизни он очень спокойный и хороший мужичок, ха-ха.
— Этим летом из ЦСКА ушёл твой друг Ильзат Ахметов. Как ты воспринял это?
— Это грустная новость, это мой близкий друг. За два года мы сблизились, у нас похожий менталитет, одни традиции. Мы всегда вместе общались, жили по соседству.
— Как у него дела?
— Всё отлично. Когда в последний раз общались, он отдыхал в горах Киргизии. Сейчас ждёт новостей по своему будущему.
— Ильзат — качественный футболист, игравший на уровне сборной России. Что у него пошло не так в прошлом сезоне?
— Это травма, она его чуть-чуть подкосила. Ему не хватило времени вернуться на прежнюю ступень в прошлом сезоне, но он снова окажется на уровне, который показывал в ЦСКА и в сборной, и всем всё докажет. По таланту и мастерству он — один из лучших в России.
«Есть надежда, что Марио вернётся. Если он вернётся в Россию, то только в ЦСКА»
— Недавно клуб объявил ещё и об уходе Юсуфа Языджи. Он за весну всех поразил игрой. Чем он так крут?
— Индивидуально очень сильный игрок, у него мощная левая нога. Его передачи классные, а стандарты вообще на сумасшедшем уровне. Помню, ещё со сборов у нас пошли голы от него со штрафных. Потом он это доказал в сезоне. На первых тренировках мы поняли, что приехал игрок высокого класса. К тому же мусульманин, наш человек!
— С его уходом ЦСКА потерял в качестве?
— Любая команда потеряет, когда такие игроки уходят. «Лилль», в моём понимании, тоже потерял, когда он уходил.
— Про Языджи говорили, что он за 10 матчей в России был достоин чуть ли не звания лучшего игрока чемпионата. Тебе хватило этого времени, чтобы тоже так сказать?
— Я бы так не сказал. Он хороший футболист, но я никого не хочу выделять.
— Даже топ-3 лучших игроков не назовёшь?
— Я могу назвать лучшую команду России, и это ЦСКА!
— В новый сезон ЦСКА входит без Марио и Дзагоева. Казалось, что их уход — самый эмоциональный момент сезона для клуба. Как их провожали?
— К сожалению, я был на восстановлении и не видел всю ситуацию. Но смотрел видео с их прощаниями, и на душе было очень грустно. Они — люди с большой буквы. Дзага — очень отзывчивый и добрый парень, очень много мне помогал. Марио — суперчеловек. Такого жизнерадостного и доброго человека я больше не встречал нигде.
— Он ещё вернётся?
— Надежда такая есть. Думаю, если он вернётся в Россию, то только в ЦСКА.
— Дзагоев 13 лет был «десяткой» в команде. Теперь культовый номер перешёл к Ивану Облякову. Заслужил этот номер?
— Заслужил. Самое главное, что Дзага одобрил и отдал лично ему «десятку» на прощание. У Вани получится достойно выступить под этим номером, и он справится с такой ответственностью.
— Мы поговорили практически обо всех изменения в клубе, кроме самого главного. Как ты воспринял уход штаба Алексея Березуцкого?
— Обидно, что такие легенды армейского клуба покидают команду. Не хочу оценивать их тренерскую работу, но человеческие качества у них на высочайшем уровне. Я им очень благодарен, никакого негатива к ним у меня не было. Только благодарность за совместную работу.
— При этом сам клуб снова остался без медалей. Как бы ты мог объяснить болельщикам, что помешало вам выступить лучше?
— Это сложный вопрос. Конечно, мы хотели большего, но мне трудно рассуждать, потому что я не находился с командой в самый напряжённый момент сезона — в его концовке. Тогда я лечился. Не знаю, что было внутри команды.
«Земляки меня сильно поддерживают, всего хочется им ответить благодарностью на футбольном поле»
— Ты очень скромный парень, но в ли курсе, что в Казахстане по тебе настоящий бум?
— Не скажу, что я прям очень популярный. Просто в Казахстане у нас очень дружный народ, все патриоты и своих земляков поддерживают. Меня земляки тоже сильно поддерживают, за что я очень благодарен. Всегда хочется им ответить благодарностью на футбольном поле.
— Ты не участвовал в июньских матчах сборной Казахстана, когда твоя страна дважды обыграла сильных словаков и почти обеспечила себе выход на новый уровень в Лиге наций. Где ты следил за играми?
— Я приехал с восстановления в родной Тараз, и там мы всей семьёй и друзьями поддерживали сборную Казахстана. Последнюю игру я уже смотрел в Москве.
— Не было грустно, что этот праздник прошёл без тебя?
— Это были невероятные матчи. В первую очередь хочу похвалить ребят, они сотворили сенсацию. Конечно, жалко, что не смог помочь команде из-за травмы. Очень расстроился из-за этого, всегда хочу играть за сборную, отблагодарить Казахстан.
— В последние годы на чемпионат Европы попадают не особо большие футбольные страны: Исландия, Северная Македония, та же Словакия, которую вы только что дважды обыграли. Вашему поколению по силам отобраться, скажем, на Евро-24?
— Пока это слишком громко, нам важно расти поэтапно. Большие цели пока не хотим ставить. Наша первая цель — подняться в лигу B в Лиге наций. Дальше уже руководство и тренерский штаб обрисует наши дальнейшие задачи. Мы будем потихоньку двигаться наверх, но мечта сыграть за свою страну на большом турнире, конечно, есть.
«„Аталанте“ было интересно, на каких позициях я могу выступать, но в ЦСКА официальные предложения не присылали»
— Ты — самый дорогой футболист Казахстана, если опираться на данные Transfermarkt (3,5 млн евро). И в прошлом году твой агент Евгений Новиков говорил об интересе к тебе со стороны «Аталанты». Что тебе было об этом известно?
— Им было интересно, на каких позициях я могу выступать. Было всё на уровне расспросов, потому что в ЦСКА никто официальные предложения не присылал.
— Сам ты ставишь себе цель уехать в большой чемпионат, как твой друг Эльдор Шомуродов?
— Да, конечно. Это мечта моего детства, потому что ни один казах в истории не играл в топ-5 чемпионатов. Мне хочется показать, что в Казахстане тоже знают, что такое футбол, и умеют играть.
— Любимая лига есть?
— Италия и Германия. АПЛ пока не будем брать, слишком далеко.
— Ну ты же проделал пусть от «Тараза» до ЦСКА всего за три года. Может, через три года будет и АПЛ на горизонте?
— Тогда выбираю старт пути с Германии или Италии, а потом Англия!
— Впереди длинный сезон, который продлится почти год. Что должно произойти, чтобы в июне 2023 года ты сказал, что доволен тем, как прошёл твой год?
— Мы должны брать первое место в чемпионате России, потому что ЦСКА всегда должен быть первым. Клуб давно не становился чемпионом, поэтому нам не надо ни второе, ни третье место. Мы хотим стать первыми. Если это получится, то я скажу, что доволен прошедшим годом.
...или войдите через аккаунт соцсети