Крупное поражение от Франции в квалификации чемпионата мира-2022 вызвало серьезную волну негодования общественности. Негативные комментарии с критикой в адрес футболистов и Федерации футбола можно встретить во всех социальных сетях. Стоит ли делать серьезные выводы по результату этой игры? Есть ли кризис в казахстанском футболе? Что ждет спорт номер один в нашей стране в обозримом будущем? На эти вопросы корреспондента Sputnik Казахстан подробно ответил экс-президент «Астаны» Саян Хамитжанов, при котором клуб достиг самых громких в своей истории успехов в Европе, передает Sports.kz.
— Саян Жаксыгельдиевич, вы наверняка смотрели матч между сборными Франции и Казахстана. Так крупно наша национальная команда еще не проигрывала. Можно ли назвать этот результат позором?
— Давайте проанализируем. Казахстан практически вторым составом уступил Франции, которая напротив выставила оптимальное сочетание игроков. Считаю эту сборную лучшей на сегодняшний день в мире. Посмотрите на стартовые одиннадцать человек, которые вышли против этих звезд — ни Тапалов, ни Тайкенов, ни Жарынбетов не имеют международного опыта. При этом нам противостояло, пожалуй, лучшее атакующее трио в мире: Гризманн — Мбаппе — Бензема.
Уверен, имей схожие кадровые проблемы, как у команды Казахстана, две лучшие сборные постсоветского пространства — Украина и Россия — результат матча против той же Франции был бы примерно таким же.
Резюмируя, скажу следующее — да, крупно проиграли, но, учитывая большую разницу в классе и серьезные проблемы с составом, другого результата никто и не ждал.
— Нашу сборную осуждают не только болельщики, но и депутаты мажилиса. Они же изнутри знают о положении дел. Слуги народа в курсе огромных средств, выделяемых на футбол, а результата по-прежнему нет. Как думаете, депутаты правы и пора закрыть эту кормушку?
— Нет проблем, давайте вообще не выделять денег на футбол высших достижений — ни на федерацию, ни на лигу, ни на клубы. Выйдем из составов ФИФА, УЕФА и будем по телевизору смотреть английскую Премьер-Лигу, испанскую Ла Лигу и итальянскую Серию А. То есть навсегда забудем, что такое казахстанский футбол. Хотите? Разве для этого в 1991 году мы получали независимость и вот уже 30 лет развиваем свое государство, свою культуру и свой спорт?
Взгляните на результаты медального зачета минувшей Олимпиады в Токио, на которой Казахстан не взял ни одной золотой и ни одной серебряной медали. К примеру, «золото» на этих Играх брали даже Фиджи и Тринидад и Тобаго, а «серебро» есть у киргизов, туркменов и даже у Сан-Марино. Мы не взяли на Олимпиаде первые и вторые места в тех видах спорта, которые по традиции считаем «своими». Это бокс, борьба и тяжелая атлетика. Может, наши уважаемые депутаты решат, что нужно закрыть министерство спорта (Минкультуры и спорта) или Олимпийский комитет?
Понимаете, в спорте бывают и взлеты, и падения, никто не застрахован от поражений. Поэтому лично я не сомневаюсь, что на ближайшей летней Олимпиаде мы обязательно возьмем золотые медали.
— После 0:8 от Франции наш футбол не критиковал только ленивый. Может быть, даже сильнее, чем спортсменов после Игр в Токио.
— А знаете, почему критикуют именно футбол? «Словить хайп», как сейчас модно говорить, на футбольной теме легче всего по двум причинам. Первая — это огромная популярность футбола во всем мире. Это и широкая цитируемость в СМИ и соцсетях результатов матчей, интервью игроков, тренеров и тому подобное.
А вторая — это стереотип, что крутящиеся в футболе деньги разворовывают футбольные чиновники. Эти две причины используют в нашей стране депутаты, общественные деятели, публичные люди. Такой пиар работает по уже проверенной ими схеме. То есть нужно лить грязь на руководителей федерации и лиги, на игроков и тренеров нашей сборной или клубов после поражений, «что нужно всех уволить и разогнать», запретить финансировать и даже закрыть футбольные клубы. Якобы депутаты пекутся о народных деньгах. Так на проблемах нашей сборной поднимают себе рейтинги люди, которые не могут привлечь к себе внимание своими достижениями.
Теперь о «кормушке». Самые большие бюджеты в КПЛ у «Астаны» и «Кайрата». Бюджеты уходящего сезона примерно одинаковы у двух клубов и составляют около 15 млн долларов в год. Сравните его с бюджетами российских аутсайдеров. Например, с бюджетом тульского «Арсенала» или «Урала» из Екатеринбурга. Каждая из этих команд живет на сумму 30-40 млн долларов в год. Бюджеты наших клубов по большому счету ничтожны. При этом все ждут от наших клубов громких побед в Европе.
Отобрав у наших клубов те крохи, которые они имеют в виде скудного государственного финансирования, наш чемпионат превратится в первенство коллективов физкультуры. И это не смешно.
— Генсек КФФ Азамат Айтхожин заявил, что с будущего года Казахстанская федерация футбола приняла решение отказаться от финансирования за счет государственных и квазигосударственных структур. Финансироваться организация будет за счет поступлений средств УЕФА, а также привлечения спонсорских денег. Сможет ли КФФ выжить в таких условиях и стоит ли переводить на рельсы самоокупаемости все наши клубы?
— «Выжить», как вы сформулировали, наверное, сможет. А вот развиваться — большой вопрос.
Прекратив государственное финансирование клубов, можно сразу хоронить наш футбол.
Объясню, почему. В развитых европейских странах давно сформировался рынок коммерческого спонсорства, медиарынок, культура потребления лицензионной атрибутики и спортивной одежды с роялти, а клубы за счет продажи медиаправ (причем и на матчи внутреннего чемпионата), клубной атрибутики, за счет рекламы на существенную долю пополняют свой бюджет.
Один из самых громких трансферов этого года — возвращение в «Манчестер Юнайтед» Криштиану Роналду — с финансовой точки зрения уже окупил себя. В первые семь дней с момента подписания контракта с ним МЮ через партнерские и собственные магазины, а также через системы онлайн-торговли продал игровые футболки Роналду на сумму, превышающую 200 млн фунтов. Бывший на протяжении нескольких лет титульный спонсор «Манчестер Юнайтед» — автомобильная компания «Шевроле» — выплачивала английской команде по 75 млн евро в год. А лучшие клубы Европы получают еще средства и от УЕФА за успешное участие в континентальных клубных турнирах.
В нашей стране все эти три канала (коммерческое спонсорство, реализация медиаправ, широкомасштабная продажа атрибутики) практически не развиты. Наш спортивный телеканал Qazsport на протяжении почти трех лет не мог договориться с Профессиональной футбольной лигой Казахстана об условиях сотрудничества и показе матчей нашего чемпионата. Какие уж тут доходы от телетрансляций? К сожалению, объективные реалии нашей страны пока не позволяют клубам обойтись без государственной поддержки.
— Понятно, что в Казахстане частные компании пока не готовы существенно формировать бюджеты футбольных клубов, «Qazsport» не может платить за матчи ПФЛК, а болельщики — позволить значительные траты на атрибутику. В период вашей работы в «Астане», то есть по итогам евросезона 2015/2016, клуб наполовину самостоятельно закрывал свой бюджет. «Астана» в тот год заработала свыше 18 млн евро призовых.
— Те годы, когда «Астана» выходила в групповые стадии Лиги Чемпионов и Лиги Европы — это период правильной финансовой политики ФНБ «Самрук-Казына» в отношении клуба. Руководство «Самрука» прекрасно понимало, что именно через футбол в Европе и в мире можно успешно продвигать бренд столицы и всего Казахстана. Миллионы людей узнали о Казахстане через выступления «Астаны» в еврокубках. Матчи с участием таких brand name-клубов, как «Атлетико», «Бенфика» или «Манчестер Юнайтед» привлекают многомиллионную телеаудиторию. Базовая часть истории успеха «Астаны» — это стабильное государственное или квазигосударственное финансирование.
— Руководство КФФ ругают и за то, что за годы независимости в нашей стране построено всего два современных стадиона — «Астана Арена» и «Туркестан Арена». Хотя, допустим, в Узбекистане — 10, а в России — 22 стадиона.
— Узбекистану нужно отдать должное — они строят недорогие и функциональные арены. По моей информации, наши южные соседи возвели семь новых стадионов — два в Ташкенте, а также в Алмалыке, Бухаре, Фергане, Карши и Бекабаде. Россия построила 12 ультрасовременных стадионов к чемпионату мира 2018 года, а также целый ряд арен регионального значения.
Есть один нюанс. Строят стадионы не национальные футбольные ассоциации. Финансирует строительство подобных объектов либо государство напрямую, либо через национальные компании. Нашей стране нужна государственная программа реновации имеющихся стадионов и строительства новых. Все вопросы о том, почему наша футбольная инфраструктура не модернизируется, нужно задавать депутатам мажилиса и правительству, но никак не Джаксыбекову с Айтхожиным.
— У нас постоянно говорят о затянувшемся кризисе в казахстанском футболе, и разгромное поражение от Франции — лишний повод высказаться. Можно ли назвать кризисом нынешнюю ситуацию в нашем футболе?
— Мы живем в рамках глобального кризиса — пандемии коронавируса, который охватил весь мир. Следующий год также пройдет в рамках борьбы с COVID-19. Последствия пандемии каждый из нас ощутил на себе — кто-то потерял близких, родственников или знакомых, у кого-то ослабло здоровье после болезни, кто-то лишился работы или бизнеса. Пандемия жестко прошлась по всем. Люди стали гораздо более нервными, раздражительными — к сожалению, все это последствия перенесенного вируса, и это одно из его проявлений.
На фоне пандемии, конечно же, государство занято более важными вопросами — работой системы здравоохранения и социальной защиты. Однако и в кризисные годы народ всегда радовали зрелищами, а какое зрелище самое массовое? Ну, конечно же, футбол!
Поэтому надеюсь, государство поймет, что футбол — это большой социальный инструмент. Футбол — это отдушина для народа. Людям нужны зрелища, им нужно выплескивать эмоции и, если не дать народу представления, он выйдет на улицу — злой и агрессивный. Не думаю, что этого кто-то хочет. Говоря о кризисе в нашем футболе, подчеркну, что он был в нулевые годы — например, многие вспомнят, что ни один тур чемпионата не обходился без судейского скандала, обычным явлением были договорные матчи.
...или войдите через аккаунт соцсети