...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


22 ноября 2021 (09:44)

«Без госфинансирования можно хоронить». Саян Хамитжанов разобрал проблемы в казахстанском футболе и похвалил Узбекистан

«Без госфинансирования можно хоронить». Саян Хамитжанов разобрал проблемы в казахстанском футболе и похвалил Узбекистан

Крупное поражение от Франции в квалификации чемпионата мира-2022 вызвало серьезную волну негодования общественности. Негативные комментарии с критикой в адрес футболистов и Федерации футбола можно встретить во всех социальных сетях. Стоит ли делать серьезные выводы по результату этой игры? Есть ли кризис в казахстанском футболе? Что ждет спорт номер один в нашей стране в обозримом будущем? На эти вопросы корреспондента Sputnik Казахстан подробно ответил экс-президент «Астаны» Саян Хамитжанов, при котором клуб достиг самых громких в своей истории успехов в Европе, передает Sports.kz.

— Саян Жаксыгельдиевич, вы наверняка смотрели матч между сборными Франции и Казахстана. Так крупно наша национальная команда еще не проигрывала. Можно ли назвать этот результат позором?
— Давайте проанализируем. Казахстан практически вторым составом уступил Франции, которая напротив выставила оптимальное сочетание игроков. Считаю эту сборную лучшей на сегодняшний день в мире. Посмотрите на стартовые одиннадцать человек, которые вышли против этих звезд — ни Тапалов, ни Тайкенов, ни Жарынбетов не имеют международного опыта. При этом нам противостояло, пожалуй, лучшее атакующее трио в мире: Гризманн — Мбаппе — Бензема.

Уверен, имей схожие кадровые проблемы, как у команды Казахстана, две лучшие сборные постсоветского пространства — Украина и Россия — результат матча против той же Франции был бы примерно таким же.

Резюмируя, скажу следующее — да, крупно проиграли, но, учитывая большую разницу в классе и серьезные проблемы с составом, другого результата никто и не ждал.

— Нашу сборную осуждают не только болельщики, но и депутаты мажилиса. Они же изнутри знают о положении дел. Слуги народа в курсе огромных средств, выделяемых на футбол, а результата по-прежнему нет. Как думаете, депутаты правы и пора закрыть эту кормушку?
— Нет проблем, давайте вообще не выделять денег на футбол высших достижений — ни на федерацию, ни на лигу, ни на клубы. Выйдем из составов ФИФА, УЕФА и будем по телевизору смотреть английскую Премьер-Лигу, испанскую Ла Лигу и итальянскую Серию А. То есть навсегда забудем, что такое казахстанский футбол. Хотите? Разве для этого в 1991 году мы получали независимость и вот уже 30 лет развиваем свое государство, свою культуру и свой спорт?

Взгляните на результаты медального зачета минувшей Олимпиады в Токио, на которой Казахстан не взял ни одной золотой и ни одной серебряной медали. К примеру, «золото» на этих Играх брали даже Фиджи и Тринидад и Тобаго, а «серебро» есть у киргизов, туркменов и даже у Сан-Марино. Мы не взяли на Олимпиаде первые и вторые места в тех видах спорта, которые по традиции считаем «своими». Это бокс, борьба и тяжелая атлетика. Может, наши уважаемые депутаты решат, что нужно закрыть министерство спорта (Минкультуры и спорта) или Олимпийский комитет?

Понимаете, в спорте бывают и взлеты, и падения, никто не застрахован от поражений. Поэтому лично я не сомневаюсь, что на ближайшей летней Олимпиаде мы обязательно возьмем золотые медали.

— После 0:8 от Франции наш футбол не критиковал только ленивый. Может быть, даже сильнее, чем спортсменов после Игр в Токио.
— А знаете, почему критикуют именно футбол? «Словить хайп», как сейчас модно говорить, на футбольной теме легче всего по двум причинам. Первая — это огромная популярность футбола во всем мире. Это и широкая цитируемость в СМИ и соцсетях результатов матчей, интервью игроков, тренеров и тому подобное.

А вторая — это стереотип, что крутящиеся в футболе деньги разворовывают футбольные чиновники. Эти две причины используют в нашей стране депутаты, общественные деятели, публичные люди. Такой пиар работает по уже проверенной ими схеме. То есть нужно лить грязь на руководителей федерации и лиги, на игроков и тренеров нашей сборной или клубов после поражений, «что нужно всех уволить и разогнать», запретить финансировать и даже закрыть футбольные клубы. Якобы депутаты пекутся о народных деньгах. Так на проблемах нашей сборной поднимают себе рейтинги люди, которые не могут привлечь к себе внимание своими достижениями.

Теперь о «кормушке». Самые большие бюджеты в КПЛ у «Астаны» и «Кайрата». Бюджеты уходящего сезона примерно одинаковы у двух клубов и составляют около 15 млн долларов в год. Сравните его с бюджетами российских аутсайдеров. Например, с бюджетом тульского «Арсенала» или «Урала» из Екатеринбурга. Каждая из этих команд живет на сумму 30-40 млн долларов в год. Бюджеты наших клубов по большому счету ничтожны. При этом все ждут от наших клубов громких побед в Европе.

Отобрав у наших клубов те крохи, которые они имеют в виде скудного государственного финансирования, наш чемпионат превратится в первенство коллективов физкультуры. И это не смешно.

— Генсек КФФ Азамат Айтхожин заявил, что с будущего года Казахстанская федерация футбола приняла решение отказаться от финансирования за счет государственных и квазигосударственных структур. Финансироваться организация будет за счет поступлений средств УЕФА, а также привлечения спонсорских денег. Сможет ли КФФ выжить в таких условиях и стоит ли переводить на рельсы самоокупаемости все наши клубы?
— «Выжить», как вы сформулировали, наверное, сможет. А вот развиваться — большой вопрос.

Прекратив государственное финансирование клубов, можно сразу хоронить наш футбол.

Объясню, почему. В развитых европейских странах давно сформировался рынок коммерческого спонсорства, медиарынок, культура потребления лицензионной атрибутики и спортивной одежды с роялти, а клубы за счет продажи медиаправ (причем и на матчи внутреннего чемпионата), клубной атрибутики, за счет рекламы на существенную долю пополняют свой бюджет.

Один из самых громких трансферов этого года — возвращение в «Манчестер Юнайтед» Криштиану Роналду — с финансовой точки зрения уже окупил себя. В первые семь дней с момента подписания контракта с ним МЮ через партнерские и собственные магазины, а также через системы онлайн-торговли продал игровые футболки Роналду на сумму, превышающую 200 млн фунтов. Бывший на протяжении нескольких лет титульный спонсор «Манчестер Юнайтед» — автомобильная компания «Шевроле» — выплачивала английской команде по 75 млн евро в год. А лучшие клубы Европы получают еще средства и от УЕФА за успешное участие в континентальных клубных турнирах.

В нашей стране все эти три канала (коммерческое спонсорство, реализация медиаправ, широкомасштабная продажа атрибутики) практически не развиты. Наш спортивный телеканал Qazsport на протяжении почти трех лет не мог договориться с Профессиональной футбольной лигой Казахстана об условиях сотрудничества и показе матчей нашего чемпионата. Какие уж тут доходы от телетрансляций? К сожалению, объективные реалии нашей страны пока не позволяют клубам обойтись без государственной поддержки.

— Понятно, что в Казахстане частные компании пока не готовы существенно формировать бюджеты футбольных клубов, «Qazsport» не может платить за матчи ПФЛК, а болельщики — позволить значительные траты на атрибутику. В период вашей работы в «Астане», то есть по итогам евросезона 2015/2016, клуб наполовину самостоятельно закрывал свой бюджет. «Астана» в тот год заработала свыше 18 млн евро призовых.
— Те годы, когда «Астана» выходила в групповые стадии Лиги Чемпионов и Лиги Европы — это период правильной финансовой политики ФНБ «Самрук-Казына» в отношении клуба. Руководство «Самрука» прекрасно понимало, что именно через футбол в Европе и в мире можно успешно продвигать бренд столицы и всего Казахстана. Миллионы людей узнали о Казахстане через выступления «Астаны» в еврокубках. Матчи с участием таких brand name-клубов, как «Атлетико», «Бенфика» или «Манчестер Юнайтед» привлекают многомиллионную телеаудиторию. Базовая часть истории успеха «Астаны» — это стабильное государственное или квазигосударственное финансирование.

— Руководство КФФ ругают и за то, что за годы независимости в нашей стране построено всего два современных стадиона — «Астана Арена» и «Туркестан Арена». Хотя, допустим, в Узбекистане — 10, а в России — 22 стадиона.
— Узбекистану нужно отдать должное — они строят недорогие и функциональные арены. По моей информации, наши южные соседи возвели семь новых стадионов — два в Ташкенте, а также в Алмалыке, Бухаре, Фергане, Карши и Бекабаде. Россия построила 12 ультрасовременных стадионов к чемпионату мира 2018 года, а также целый ряд арен регионального значения.

Есть один нюанс. Строят стадионы не национальные футбольные ассоциации. Финансирует строительство подобных объектов либо государство напрямую, либо через национальные компании. Нашей стране нужна государственная программа реновации имеющихся стадионов и строительства новых. Все вопросы о том, почему наша футбольная инфраструктура не модернизируется, нужно задавать депутатам мажилиса и правительству, но никак не Джаксыбекову с Айтхожиным.

— У нас постоянно говорят о затянувшемся кризисе в казахстанском футболе, и разгромное поражение от Франции — лишний повод высказаться. Можно ли назвать кризисом нынешнюю ситуацию в нашем футболе?
— Мы живем в рамках глобального кризиса — пандемии коронавируса, который охватил весь мир. Следующий год также пройдет в рамках борьбы с COVID-19. Последствия пандемии каждый из нас ощутил на себе — кто-то потерял близких, родственников или знакомых, у кого-то ослабло здоровье после болезни, кто-то лишился работы или бизнеса. Пандемия жестко прошлась по всем. Люди стали гораздо более нервными, раздражительными — к сожалению, все это последствия перенесенного вируса, и это одно из его проявлений.

На фоне пандемии, конечно же, государство занято более важными вопросами — работой системы здравоохранения и социальной защиты. Однако и в кризисные годы народ всегда радовали зрелищами, а какое зрелище самое массовое? Ну, конечно же, футбол!

Поэтому надеюсь, государство поймет, что футбол — это большой социальный инструмент. Футбол — это отдушина для народа. Людям нужны зрелища, им нужно выплескивать эмоции и, если не дать народу представления, он выйдет на улицу — злой и агрессивный. Не думаю, что этого кто-то хочет. Говоря о кризисе в нашем футболе, подчеркну, что он был в нулевые годы — например, многие вспомнят, что ни один тур чемпионата не обходился без судейского скандала, обычным явлением были договорные матчи. 



Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • для Ленгерский:«Ух ты, Стриптизерша - предводительница астананенавистников выползла из своего казино:) Ты я вижу, там не отходя от стриптиза тут строчишь, ваххаха. Азербайджан вспомнил (женихи ваши всё-таки), ну не зря всегда вспоминать их будете - они верх вашего поклонения, далматинская молодежь срочно вместо футболок всяких арсеналов-барселон в формы Карабаха приодеваются - несбыточная вершина для вас:) пахпахпах»

    Дурику стриптизерши мерещятся аахахахахах))))))))Ответить

    • 23 ноября 2021, 04:47
    • Алматы
    • 4759 записей
    • 3115 дней на портале
  • для Дамир 777 :«Они создавали тухлый имидж не только за счет бумажных чемпионств и насмешек над футбольными правилами и болелами, но и башляли в Европе, Винокурова же судили за взятку в несколько сотен тысяч евро, он же не со своего кармана платил. Бумпион это самый позорный клуб в Казахстанском футболе, то что они якобы в Еврокубках играли, то только за счет халявы, туфта это все, все чемпионы так играли и в Азербайджане и везде.»

    Ух ты, Стриптизерша - предводительница астананенавистников выползла из своего казино:) Ты я вижу, там не отходя от стриптиза тут строчишь, ваххаха. Азербайджан вспомнил (женихи ваши всё-таки), ну не зря всегда вспоминать их будете - они верх вашего поклонения, далматинская молодежь срочно вместо футболок всяких арсеналов-барселон в формы Карабаха приодеваются - несбыточная вершина для вас:) пахпахпахОтветить

    • 23 ноября 2021, 03:37
    • Ленгер
    • 1592 записи
    • 1336 дней на портале
  • для yra.kz:«Да кризис в нашем футболе был в нулевых, но почему-то он не говорит на прямую, что следующая волна началась с создания ФК Астана. Как то сразу все забыли про футбол как таковой и и спортивные принципы и начали пиарить город на болоте. Все деньги и все ресурсы были направлены на создание имиджа города, через один клуб, а не на развитие Казахстанского футбола! Ради этой цели были уничтожены многие клубы, да и весь футбол в целом. Чем вы гордитесь, вышли в группу, играли с Атлетико, выиграли у детской команды МЮ? как у вас язык поворачивается называть Астаны самым успешным клубом и якобы Казахстанским чудом. Да при таком финансировании и адм поддержке тот же Актобе выходил бы в финалы евро кубков! Чего Астоне и не снилось. У нас на тот момент было достаточно клубов которые в ваших условиях показали бы результаты намного выше горожан. Да я согласен, нам нужно создавать имидж страны, но разве путём развала футбола мы его создаём или всё таки уничтожаем? 0:8 это ответ на вопрос. Пока будут любимчики в КЗ футболе регресс нам обеспечен.»

    Они создавали тухлый имидж не только за счет бумажных чемпионств и насмешек над футбольными правилами и болелами, но и башляли в Европе, Винокурова же судили за взятку в несколько сотен тысяч евро, он же не со своего кармана платил. Бумпион это самый позорный клуб в Казахстанском футболе, то что они якобы в Еврокубках играли, то только за счет халявы, туфта это все, все чемпионы так играли и в Азербайджане и везде.Ответить

    • 23 ноября 2021, 03:00
    • Алматы
    • 4759 записей
    • 3115 дней на портале
  • для yra.kz:«Да кризис в нашем футболе был в нулевых, но почему-то он не говорит на прямую, что следующая волна началась с создания ФК Астана. Как то сразу все забыли про футбол как таковой и и спортивные принципы и начали пиарить город на болоте. Все деньги и все ресурсы были направлены на создание имиджа города, через один клуб, а не на развитие Казахстанского футбола! Ради этой цели были уничтожены многие клубы, да и весь футбол в целом. Чем вы гордитесь, вышли в группу, играли с Атлетико, выиграли у детской команды МЮ? как у вас язык поворачивается называть Астаны самым успешным клубом и якобы Казахстанским чудом. Да при таком финансировании и адм поддержке тот же Актобе выходил бы в финалы евро кубков! Чего Астоне и не снилось. У нас на тот момент было достаточно клубов которые в ваших условиях показали бы результаты намного выше горожан. Да я согласен, нам нужно создавать имидж страны, но разве путём развала футбола мы его создаём или всё таки уничтожаем? 0:8 это ответ на вопрос. Пока будут любимчики в КЗ футболе регресс нам обеспечен.»

    Ты демагогию-то тут не разводи - вижу ты проплаченный астананенавистник ! При чем тут Астана и сборная - вы далматиня позорная одно с другим не смешивай ! И как бы у вас не подгоралои ы, факт есть факт - Астана самый успешный клуб в ЕК, остальным до нее как пешком до Марса ! Поэтому и не выдержали ваши ы и разрушили ее до основанияОтветить

    • 23 ноября 2021, 02:43
    • Ленгер
    • 1592 записи
    • 1336 дней на портале
  • Почитал так называемых болел - ой, как все запущено-то, а ! Так, надо вроде отделят мух от котлет ! При чем тут вообще Саян - самый успешный клубный менеджер ? Во многом он прав ! Послушать некоторых горе-болел, так Хамиджанов и должен строить эти стадионы))) Идиотизм:) У вас мозги грамм есть?:) Не думал, что буду заступаться за федерацию - по прежнему считаю, что там работают неэффективные бездарности, но не дело федерации строить инфраструктуру - это не государственное, не квази, не коммерческая организация, а общественная - разницу чувствуете ? Стадионы и всю футбольную инфру должно строить государство и местные власти, либо коммерческие предприятия ! Емое, да что объяснять на пальцах - тупому хоть кувалдой по башке объяснял, все равно не разумеет:)Ответить

    • 23 ноября 2021, 02:37
    • Ленгер
    • 1592 записи
    • 1336 дней на портале
  • для yra.kz:«Да кризис в нашем футболе был в нулевых, но почему-то он не говорит на прямую, что следующая волна началась с создания ФК Астана. Как то сразу все забыли про футбол как таковой и и спортивные принципы и начали пиарить город на болоте. Все деньги и все ресурсы были направлены на создание имиджа города, через один клуб, а не на развитие Казахстанского футбола! Ради этой цели были уничтожены многие клубы, да и весь футбол в целом. Чем вы гордитесь, вышли в группу, играли с Атлетико, выиграли у детской команды МЮ? как у вас язык поворачивается называть Астаны самым успешным клубом и якобы Казахстанским чудом. Да при таком финансировании и адм поддержке тот же Актобе выходил бы в финалы евро кубков! Чего Астоне и не снилось. У нас на тот момент было достаточно клубов которые в ваших условиях показали бы результаты намного выше горожан. Да я согласен, нам нужно создавать имидж страны, но разве путём развала футбола мы его создаём или всё таки уничтожаем? 0:8 это ответ на вопрос. Пока будут любимчики в КЗ футболе регресс нам обеспечен.»

    Согласен. ФК Астана, на самом деле нанесла большой урон развитию футбола в стране. Именно из-за этого клуба забросили сборную, которая оказалась на задворках, не говоря про КПЛ. Какой же он успешный клуб, если остался без базы, детского футбола и вообще на улице? Сам то чем занимался тогда? Это клуб, который финансировался фактически из республиканского бюджета, за счет всей страны? Никто не хочет тратить свои деньги на этот клуб, хотя все толстосумы в Астане. Где они? Хорошо у кормушки!Ответить

    • 23 ноября 2021, 01:32
    • Алматы
    • 5214 записей
    • 5724 дня на портале
  • С теми бабками которые были выделены были астане в свое время любая из районных команд повторила бы якобы пездецкий успех по выходу в группу Лч и ЛЕ,а такие команды как Актобе,Тобол,Кайрат и Иртыш подавно так что не надо рен ля ля Саянчик.Ответить

    • 22 ноября 2021, 23:40
    • Актобе
    • 339 записей
    • 1107 дней на портале
  • Многое верно сказано,но в момент что у нас сложился стереотип о воровстве средств выделенныз на команды с бюджета тут ты Саянжан скривил душой ,что деньги разворовуется повсеместно мы не думаем а знаем ,причем вме знаююююююют и ты тоже знаешь но пездаболишь.Ответить

    • 22 ноября 2021, 23:35
    • Актобе
    • 339 записей
    • 1107 дней на портале
  • Словоблуд, Украина с Францией 2 ничьи сыграла. И почему же у нас выходят играть против такого гранда не понятные и неизвестные игроки, мало того, что и так потери в составе, так делаем еще хуже. Да потому что у нас и тренер и Кфф такие же бестолковые. Для них важнее было посильнее состав выставить против таджиков, чтобы потом прикрываться этой никчемной победой! Самое верное, выгнать бестолковых и тренера и кфф в 1 очередь, кадры решают все, остальное все никому не интересное бла бла бла!!!!Ответить

    • 22 ноября 2021, 23:09
    • Алматы
    • 4759 записей
    • 3115 дней на портале
  • Да кризис в нашем футболе был в нулевых, но почему-то он не говорит на прямую, что следующая волна началась с создания ФК Астана. Как то сразу все забыли про футбол как таковой и и спортивные принципы и начали пиарить город на болоте. Все деньги и все ресурсы были направлены на создание имиджа города, через один клуб, а не на развитие Казахстанского футбола! Ради этой цели были уничтожены многие клубы, да и весь футбол в целом. Чем вы гордитесь, вышли в группу, играли с Атлетико, выиграли у детской команды МЮ? как у вас язык поворачивается называть Астаны самым успешным клубом и якобы Казахстанским чудом. Да при таком финансировании и адм поддержке тот же Актобе выходил бы в финалы евро кубков! Чего Астоне и не снилось. У нас на тот момент было достаточно клубов которые в ваших условиях показали бы результаты намного выше горожан. Да я согласен, нам нужно создавать имидж страны, но разве путём развала футбола мы его создаём или всё таки уничтожаем? 0:8 это ответ на вопрос. Пока будут любимчики в КЗ футболе регресс нам обеспечен.Ответить

    • 22 ноября 2021, 21:51
    • 410 записей
    • 912 дней на портале