...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


10 августа 2024 (14:04)

«Бездомные клубы, команды-бомжи или полубомжи». Булат Есмагамбетов высказался о проблемах казахстанских команд со стадионами и предложил пути решения

«Бездомные клубы, команды-бомжи или полубомжи». Булат Есмагамбетов высказался о проблемах казахстанских команд со стадионами и предложил пути решения

В последнее время, в казахстанском футболе остро стоит вопрос о футбольных стадионах. 

Некоторые команды Премьер-Лиги проводят домашние игры в чужом городе, а представляющие Казахстан на европейской арене шымкентские «Ордабасы» и столичная «Астана» вынуждены принимать соперников по третьему квалификационному раунду Лиги Конференций на Центральном стадионе города Алматы. 

Корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz связался с известным казахстанским футбольным специалистом Булатом Есмагамбетовым, который поделился своим мнением о ситуации казахстанских команд со стадионами и рассказал, как можно решить эту проблему.

— Далеко ходить не будем, давайте вспомним прошлый и нынешний сезон. Сезон 2023 года. Если помните «Кызылжар» начинал в Павлодаре, «Окжетпес» жил в Шымкенте, а играл в Астане — это вообще нонсенс. «Мактаарал» играл в Шымкенте, «Жетысу» и «Каспий» в Алматы. Это команды, заметьте, Премьер-Лиги Казахстана. 

Что мы имеем в сезоне 2024 года? Справедливости ради отметим, что «Окжетпес» и «Кызылжар» вернулись на восстановленные родные стадионы, радуя болельщиков. «Астана» играет в Алматы, «Женис» в Караганде, «Елимай» начинал в Павлодаре, «Туран» до сих пор продолжает играть в Шымкенте. Если взять Премьер-Лигу и Первую Лигу, то получится 11-12 команд вместе в дублирующим составам Премьер-Лиги, которые арендуют и базируются на чужих стадионах. Это можно сказать бездомные клубы, команды-бомжи или полубомжи. А где играют футбольные центры этих команд, то я вообще боюсь даже думать. 

Начинаются еврокубки и мы видим, что «Астана» и «Ордабасы» принимают соперников на Центральном стадионе в Алматы. А если бы в следующий этап прошли «Актобе» и «Тобол»? На каких стадионах они бы играли?

Спасибо «Кайрату», что в своё время взяли в управление Центральный стадион и сделали 4 категории согласно стандартам UEFA с лучшим газоном. Писали, что Боранбаев К.С. хотел построить стадион по типу запасного поля рядом с Центральным стадионом на 10 тысяч зрителей, но что-то не срослось. Теперь все матчи сборной Казахстана в Лиге наций мы увидим тоже в городе Алматы. 

Весной мы имели позорный опыт проведения Суперкубка Казахстана на запасном поле турецкого клуба «Антальяспор», который намного лучше оказалось, чем наши основные стадионы казахстанских команд. Получается никто не позаботился о своём будущем. Деньги на легионеров всегда находим, а на инфраструктуру нет. 

Вот другой пример. Вы же знаете, что в США есть футбольная лига MLS. Так вот там если хочешь заявиться в ней — ты должен показать свой стадион, футбольную базу и детско-юношескую академию. Давайте посмотрим, что в нашем случае. Обычно все стадионы принадлежат Акиматам, то есть это объекты городской инфраструктуры, и они в сносном состоянии. В других странах вопрос разрешается с крупными компаниями. Продают им название стадиона, как в бизнесе нейминг-права или нейминг-сделка. На примерах стадиона «Газпром Арена» в Санкт-Петербурге, «ВТБ Арена» в Москве. Ведь каждый регион заинтересована в культуре, а поход на стадион — это активный отдых с семьёй, с друзьями, а то у нас трансляции матчей QFL TV часто прерываются. Акимат может отдать потенциальному спонсору в управление или государственное частное партнёрство, а компания взамен иметь громкое название стадиона, рекламу по всей территории и даже на экипировках команд, начиная от детской до профессиональной команды области. 

В 2013 году по инициативе болельщиков «Кайсар» меня пригласили возглавить клуб. В этот период была проделана большая работа по проведению в порядок стадиона и футбольного поля, начали строительство запасного поля на полторы тысяч зрителей, создали футбольный центр, отремонтировали базу и офис, приобретены транспорты для клуба, возродили дубль, решили вопрос выхода в Премьер-Лигу. Оказывается, все возможно, если захотеть и с умом распределить бюджетные средства. 

Например, в Туркестане построили новый стадион, но газон отдали стелить прохиндеям. Когда мы поймём, что футбольное поле должно быть качественное, ведь требования UEFA с каждым годом растут. 

Опять возвращаемся к стадиону в городе Алматы. Там гибридное поле, объединение естественной травы с синтетикой и подогревом. Качественное поле — это качественная игра! И футболистам хорошо и картинка с экрана приятная. Как можно представить, например, Ледовый дворец с потресканным льдом на площадке? А у нас в футболе оказывается можно.

КФФ нужно открыть отдел по обучению агрономов. Или нанять фирму, которая решит этот вопрос, если на местах не могут и повысить требования для футбольных центров — качественное искусственное поле, а профессиональным командам — на гибридных полях соответствующие стандартам с учётом климатических условий региона. 

В начале футбольного сезона каждый клуб проходит процедуру лицензирования, в том числе оценивают качество футбольного поля, но во многих стадионах качество полей не соответствуют стандартам, однако они допускаются к чемпионату. Во-первых, футболистам тяжело показать своё мастерство, во-вторых, можно серьезную травму получить и на этом закончить карьеру, даже не начав её. 

Хотелось бы пройти по футбольным базам и манежам — это обязательная составляющая профессионального клуба. Базу имеют два клуба — «Кайрат» и «Тобол». Для чего нужны эти базы? Для тренировок, проживания и питания футболистов, реабилитации и восстановления, площадки для игры в командные виды спорта — баскетбол, волейбол, гандбол, фитнес зал и для клубного офиса. Там же располагается юношеская академия, где воспитывается ближайший резерв клуба и сборной страны.

В данный момент у нас есть одна полноценная академия. Отсюда и делайте выводы. 

КФФ запустила программу «Alan» по реновации полей в отдельных городах для развития массового футбола. Предоставляется ли свободный доступ детям и любителям футбола или опять все это на платной основе? Снова возникают разные вопросы. 

Автор: Дамир Сабитов sports.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • А где Есмагамбетов говорит о коррупции?Откуда он знает ?Факты коррупции...легко. Как Кайрат стал чемпионом в 2020?матч с Актобе,когда болельщиков не пустили на стадион,кого наказали?сколько раз Кайрат,оставляли в суперлиги,несмотря на вылет?Ответить

    • 14 августа 2024, 12:57
    • 2 записи
    • 45 дней на портале
  • В Павлодаре к одной старой базе,добавили две...Одна суперсовременная...почему Болат молчит?Ответить

    • 14 августа 2024, 12:38
    • 2 записи
    • 45 дней на портале
  • для clever:«Легко..У столичных команд есть стадион,лучший в РК. Что с ним,все в курсе.Ремонт.Почему вы заклинились на Астане?Шахтер,Елимай,Кызыл жар,Окжетпес...У них есть стадионы,а не отсутствуют...Астана играет в Алма-Ате за спасибо?или за хорошие деньги отдаёт за аренду и главное,жители Алма-Аты увидели и увидят настоящий ФУТБОЛ,а не то,что показывает Кайрат»

    Почему Астана? Потому, что рыба гниёт с головы Астана не играет на своем стадионе, значит она не прошла сертификацию и не должна играть в чемпионате. Вы говорите о Шахтере, Елимае, Кызылжаре, окжетпесе. Разве это не пример коррупции ФФК. Команды не прошли сертификацию, а играют. Вы говорите, что Астана показывает настоящий футбол. Что-то я не вижу результатов. Пока на 9 месте. Но, дело не игре команды Бабаяна. Дело в коррупции ФФК. Об этом говорить Вы,Clever, не хотите. Как говорится кишка тонка. Ну, да ладно. Жду от вас контр-аргументы утверждениям Есмагамбетова.Ответить

    • 14 августа 2024, 12:38
    • Алматы
    • 2390 записей
    • 4206 дней на портале
  • Ни кто не трогает академию,это твой фетиш,Зачем столько слов,лишних.Я сам 14 лет играл в футбол,сейчас работаю в школе Зенита...Какой ты аргумент привел?ноль!а почему великий Есмагамбетов больше 10 лет не тренерует?Факты победы Кайрата над инвалидами я разве не привёл...а где твои аргументы хоть один?Ответить

    • 14 августа 2024, 12:32
    • 2 записи
    • 45 дней на портале
  • Легко..У столичных команд есть стадион,лучший в РК. Что с ним,все в курсе.Ремонт.Почему вы заклинились на Астане?Шахтер,Елимай,Кызыл жар,Окжетпес...У них есть стадионы,а не отсутствуют...Астана играет в Алма-Ате за спасибо?или за хорошие деньги отдаёт за аренду и главное,жители Алма-Аты увидели и увидят настоящий ФУТБОЛ,а не то,что показывает КайратОтветить

    • 14 августа 2024, 12:23
    • 2 записи
    • 45 дней на портале
  • для clever:«Есмагамбетов -кто это?Что его сделала специалистом?средний футболист,слабый тренер.Это моё мнение,а нравиться оно кому-то или нет,без разницы...А вы конкретно балабол...Вопрос был прост ,назвать воспитаника Кайрата из топ клуба..в ответе куча слов не о чём как же выигранный турнир?Базар устраиваете вы,ничего бывает,Кто-то есть умнее вас»

    Отличительной чертой людей с низким IQ является слабая база аргументации и переход к оскорблениям. Мы обсуждаем статью Есмагамбетова. Он говорит о командах бомжах и упоминул, что в Казахстане есть однаакадемия. По вашему, Есмагамбетов -слабый тренер, футболист. Такое может сказать только супер-футболист. Может, Вы раскроетесь, Clever. Личико то открой.. Может Казахстан не знает своих героев. А я тут с ним дисскутирую. Ну, давай, приводи свои факты и аргументы, неоценимый Вы наш. И последнее. В предверии ответного матча с цыганами Желаю Астане победитьОтветить

    • 14 августа 2024, 12:15
    • Алматы
    • 2390 записей
    • 4206 дней на портале
  • Ну, давай подисскусируем. В статье Булата Есмагамбетова говорится о командах-бомжах или полубомжах. К ним относятся Астана и Женис. По международным правилам в начале сезона должна пройти сертификация клубов на наличие, например, стадиона. Если клуб не проходит сертификацию, то он не допускается к соревнованию. Уважаемый Clever! Приведите мне факты об отсутствии коррупции в футболе РК в свете отсутствия у столичных команд стадионов. На каком основании они участвуют в чемпионате 2024. У вас таких фактов нет. Далее. Коррумпированный главный футбольный орган РК допустил ситуацию, что супер-клуб Казахстана играет в Алматы. А кайратофобы вместо благодарности хаят Алматы. Все косяки связанные с Астаной и коррупцией в футболе кайратофобы не хотят видеть, и переводят стрелки на академию Кайрата. Которая, кстати, сейчас на 2 месте в Первой лиге. Хочу заметить, что в первой лиге нет моложежных команд Премье Лиге. Но! в рамках статьи Есмагамбетова о бомжах, прошу Вас, Clever, привести факты о ложных утверждениях Есмагамбетова. Жду.Ответить

    • 14 августа 2024, 11:54
    • Алматы
    • 2390 записей
    • 4206 дней на портале
  • для Менделеев:«Отличительная черта кайратофобов - аргументов отсутствие, неумение дискутировать. Меняют ники , а сучность не меняется. Балабольство на грани шизофренической фантазии. Уважаемый Clever. Ваше предыдующеее заявление (цитирую Вас), что "Международный Кубок Гельвеции -это турнир для молодых людей с умственными/или физическими недостатками.....с ампутированными конечностями" является верхом маразма. Откройте интернет, удой конец .kz (трехдневной давности) и увидите фоторепортаж с матча с ПСЖ. Там африканские ребята французского происхождения, с двумя ногами, двумя руками и головой, не могут одолеть казахов из Кайрата. Уважаемые кайратофобы. Угомонитесь. Я готов дискутировать с вами, при условии вашего разумия.»

    Я всегда привожу факты,в отличии от вас,пустобреховОтветить

    • 14 августа 2024, 10:47
    • 2 записи
    • 45 дней на портале
  • для Менделеев:«Согласен, что дискутировать надо с равным. С равным по возрасту и интеллекту. Заметил, что вы повторяете слова оппонента (например, балабол).А это признак скудности словарного запаса и интеллекта, вообще. Далее. Ничто так не раздражает кайратофобов, так это академия Кайрата. Заметьте, что кайратофобы не могут рассказать или пропиарить какую-либо другу казахскую академию. Есмагамбетов прав , когда говорит, что в Казахстане только одна академия - Кайрат. Наша дисскусия началась со спора этих слов Есмагамбетова. Вы заявили, что академия пустышка. Если вы считаете, что Есмагамбетов балабол и посмешище РК - то это говорит о вашем интеллекте. Далее. Интеллект предполагает последовательность мыслей. Если академия Кайрата - пустышка и воспитанники академии никому не нужны. ,то расскажите кому нужны воспитанники из других клубов Казахстана? Если есть, то их единицы и к сожалению они сидят на лавке. Их уровень пока низкий. А почему так? Я ответил- коррупция в футболе Казахстана. А вы сводите все к глупому базару. Желаю Вам здоровья и повышения интеллекта.»

    Есмагамбетов -кто это?Что его сделала специалистом?средний футболист,слабый тренер.Это моё мнение,а нравиться оно кому-то или нет,без разницы...А вы конкретно балабол...Вопрос был прост ,назвать воспитаника Кайрата из топ клуба..в ответе куча слов не о чём как же выигранный турнир?Базар устраиваете вы,ничего бывает,Кто-то есть умнее васОтветить

    • 14 августа 2024, 10:32
    • 2 записи
    • 45 дней на портале
  • для clever:«Чтобы дискутировать,надо спорить с равным собеседником,,но увы,,не с вами»

    Согласен, что дискутировать надо с равным. С равным по возрасту и интеллекту. Заметил, что вы повторяете слова оппонента (например, балабол).А это признак скудности словарного запаса и интеллекта, вообще. Далее. Ничто так не раздражает кайратофобов, так это академия Кайрата. Заметьте, что кайратофобы не могут рассказать или пропиарить какую-либо другу казахскую академию. Есмагамбетов прав , когда говорит, что в Казахстане только одна академия - Кайрат. Наша дисскусия началась со спора этих слов Есмагамбетова. Вы заявили, что академия пустышка. Если вы считаете, что Есмагамбетов балабол и посмешище РК - то это говорит о вашем интеллекте. Далее. Интеллект предполагает последовательность мыслей. Если академия Кайрата - пустышка и воспитанники академии никому не нужны. ,то расскажите кому нужны воспитанники из других клубов Казахстана? Если есть, то их единицы и к сожалению они сидят на лавке. Их уровень пока низкий. А почему так? Я ответил- коррупция в футболе Казахстана. А вы сводите все к глупому базару. Желаю Вам здоровья и повышения интеллекта.Ответить

    • 14 августа 2024, 10:06
    • Алматы
    • 2390 записей
    • 4206 дней на портале