...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


29 октября 2014 (16:01)

Бить надо по мячу, а не по паспорту!

Бить надо по мячу, а не по паспорту!

Аллен Чайжунусов, несмотря на молодость, человек в спортивных и политических кругах известный. К своим 33 годам он уже успел поработать в партии «Нур Отан», Федерации велоспорта, Агентстве по делам туризма и спорта. Последние полгода он трудится в Федерации футбола, фактически являясь вторым человеком в этом виде спорта после Адильбека Джаксыбекова, разумеется. В ФФК Чайжунусов пришел в непростое время — как никогда остро встали вопросы массовой натурализации игроков, вновь пошли разговоры о многочисленных договорных матчах. Первый вице-президент ФФК дал свое дебютное большое интервью «Времени», откровенно ответив на все злободневные вопросы.  

— На прошлой неделе в Астане заседал Исполнительный комитет федерации, который принял решение, что со следующего года в Премьер-лиге сыграет не десять команд, как планировалось ранее, а 12, как в этом сезоне. Почему 12, а не 14 или 16?
— Действительно, Исполком принял решение сохранить нынешнюю формулу проведения чемпионата. При этом ранее нам дали поручение обсудить на совете лиги приемлемый формат турнира. Руководители клубов поддержали два варианта — с 12 и 14 командами. Но если команд будет 14, то мы можем вновь столк­нуться с нехваткой финансирования сразу в нескольких клубах, что может отразиться на всем чемпионате. Даже в этом году есть проблемы у «Шахтера» — все об этом знают, руководство области берет на себя обязательства по выплате долгов, но в целом можно сказать, что как раз из-за этого у карагандинцев сезон получился скомканным. Когда несколько лет назад принималось решение о поэтапном снижении числа участников, в планах был и переход чемпионата на систему осень-весна. Однако кардинально изменить календарь мы пока не в состоянии: для этого нет необходимой инфраструктуры у футбольных клубов. В связи с этим вопрос о переходе отложен, и сокращение чемпионата до десяти команд уже не так актуально. Конечно, можно каждый год менять формат — то 10, то 14, то 16 — по числу регионов. Но все-таки нельзя забывать про спортивный принцип. Мы сейчас должны стремиться к стабильности, и не нужно шарахаться из стороны в сторону. Нельзя махнуть рукой и на первую лигу. Соберем мы сейчас 16 команд в Премьер-лиге — а кому будет интересен второй дивизион?

— Все ждали, что на Исполкоме будет одобрен проект «Воспитанник казахстанского футбола», благодаря чему 60-70 иностранцев, выступающих в нашем чемпионате по казахстанским паспортам, перестанут считаться местными игроками. Почему же регламент не был изменен?

— Потому что данный проект Исполком даже не обсуждал. Сейчас мы всю документацию по этому вопросу изучаем в юридических органах Федерации футбола. Вопрос важный и в то же время щепетильный. Наша задача — защитить воспитанников казахстанского футбола и дать им шанс проявить себя. Но при этом мы не хотим ущемить права тех, кто получил казахстанское гражданство и сейчас играет как казахстанец. Если регламент будет изменен, многие проблемы отпадут сами собой, ненужных разговоров станет гораздо меньше. Из 25 человек в заявке 18 должны быть воспитанниками казахстанского футбола. И каждый клуб вправе решать, кто будет в числе оставшихся семерых — иностранцы или натурализованные игроки. Это очень прогрессивный шаг. Аналогичное понятие сейчас вводится, например, и в Италии. Я уверен, что и в других странах к этому придут. Все сложнее определить, кто легионер, а кто нет. Я лично поддерживаю идею — нам нужно раз и навсегда понять, кто является местным воспитанником, а кто нет.

— А что делать тем, кто уже получил бирюзовый паспорт, чтобы без проблем играть в Казахстане?
— Это непростой вопрос. За каждым игроком — его семья, его близкие, его судьба. Поэтому мы и не выносили сейчас на Исполком вопрос о воспитанниках, чтобы до конца проработать все детали, учесть все нюансы. Одно я могу сказать уже сейчас — никто не запрещает клубам брать на работу натурализованных игроков. Просто они не будут входить в число 18 воспитанников, вот и все. При этом я хочу подчеркнуть: мы хотим в первую очередь защитить местных игроков, но при этом не ущемить права натурализованных. Вот такой вариант мы сейчас и прорабатываем.

— Когда речь идет о выступлении в Казахстане, многие легионеры соглашаются на что угодно, лишь бы получить доступ к высоким зарплатам наших клубов. Македонец Никола Тонев даже справил себе поддельный казахстанский паспорт, чтобы играть в «Тоболе». Этот факт был обнаружен не Федерацией футбола, а журналистом «Мегаполиса». Тонева пожизненно дисквалифицировали, а «Тобол» наказали лишь снятием трех очков. В связи с этим вопрос — почему игрок наказан так жестко, а его клуб — так мягко?
— Футболиста наказали жестко, потому что он осознавал все риски, получая фальшивый казахстанский паспорт. Человек намеренно шел на нарушение закона, за что и был наказан. При этом правоохранительные органы пытаются установить тех, кто помог игроку сделать поддельные документы. Они понесут уголовную ответственность за свои действия. При этом Федерация футбола не располагает сведениями, имеет ли менеджмент «Тобола» непосредственное отношение к подделке документов. Были бы мы в этом уверены, тогда клуб наказали бы гораздо жестче, вплоть до исключения из числа участников чемпионата. Принимая решение, мы исходили из презумп­ции невиновности. Нет доказательств вины руководства «Тобола» — значит, снимать команду с чемпионата мы не должны.

— Правда ли, что массовая натурализация легионеров в Казахстане, иногда даже не совсем законная, как в случае с Тоневым, беспокоит ФИФА? Я слышал, что из Цюриха в ФФК пачками поступают гневные письма с требованием прекратить раздачу паспортов иностранцам.

— Это преувеличение. Давайте нач­нем с того, что натурализация сама по себе не запрещена и применяется почти во всех странах. Есть даже понятие футбольного гражданства — когда человек пять лет проживает на территории страны, он получает право сыграть за местную сборную, если никогда раньше не играл за свою родину. Примеров масса. Кроме того, в регламенте ФИФА есть пункт о том, что футболист имеет право выступать за ту страну, на чьей территории он родился, пусть и вырос где-то в другом месте. Как вы понимаете, эти правила дают возможность гражданам других стран переезжать в Казахстан и получать здесь гражданство. Особенно это касается тех, кто родился в Советском Союзе — тогда у нас была одна общая территория. В странах бывшей Югославии сейчас аналогичная ситуация. И нам действительно пишут из ФИФА, но при этом чаще всего просят направить подтверждающие документы, что тем или иным игроком гражданство получено на законных основаниях. Гневными эти послания я бы называть не стал.

— В то же время в сборной Казахстана стало меньше натурализованных игроков. Это выбор главного тренера или все-таки выполнение рекомендаций ФИФА?
— Вы думаете, кто-то в международной футбольной организации стукнул кулаком по столу и сказал: «Прекращайте игрокам паспорта раздавать»? Это априори противоречит регламентам ФИФА и УЕФА — никто не запрещает натурализацию в принципе. Посмотрите сами — даже в сильнейшей сборной Испании выступает форвард «Челси» Диего Коста, который родился и вырос в Бразилии! Как вы думаете, могут функционеры из ФИФА запретить ему играть за свою новую родину? У нас в сборную пришел новый главный тренер, который пригласил новых игроков. Жизнь не стоит на месте, идет обновление главной команды страны. Юрий Красножан считает, что в нынешнем составе ему удалось собрать сильнейших футболистов Казахстана, и мы его поддерживаем. Обновление национальной команды — это одна из тенденций развития казахстанского футбола. Эти ребята не с Луны к нам прилетели — они родились и выросли в Казахстане, достигли того уровня мастерства, который позволяет им играть на международной арене.

— А в целом игра сборной при Красножане вас устраивает? Вроде бы на поле свои ребята, не с Луны, но побеждаем пока только Киргизию.
— Красножан, по нашей информации, рассматривался в качестве будущего главного тренера сборной России. По крайней мере, наши российские коллеги об этом говорят весьма уверенно. При этом Россия входит в число сильнейших команд мира. И, я думаю, нам повезло, что такой специалист работает с командой Казахстана. Мне даже кажется, что прежние работодатели недо­оценивали Юрия Анатольевича. Это грамотный и мудрый специалист. Но нужно понимать, что он не волшебник. И вообще в футболе волшебников нет — не может человек за короткий промежуток научить 130-ю сборную в мире обыгрывать Голландию и Чехию. Конечно, мы все хотим больше — и руководители федерации, и простые болельщики. Но наша сборная — это то, на что мы сейчас можем рассчитывать. Юрий Анатольевич для того и приехал в Казахстан, чтобы научить команду играть в другой футбол, повысить уровень сборной. И мы видим, что с помощью Красножана казахстанский футбол движется вперед.

— Для того чтобы казахстанский футбол двигался вперед, нужны не только сильные тренеры, но и чистый чемпионат. В этом году было достаточно матчей, которые можно назвать странными — когда «Актобе» выставлял второй состав против «Астаны» или во второй шестерке команды обменивались домашними победами. У вас есть идеи, как можно бороться с договорными матчами?
— Чтобы бороться с негативными явлениями, нужно видеть воочию все игры. Поэтому мы поставили перед собой задачу — на следующий год транслировать на отечественном ТВ все матчи казахстанской Премьер-лиги и разбивать каждый тур на три дня. Как вы знаете, у нас есть интернет-проект «ФФК-ТВ», где демонстрируются все игры, но возможности телевидения гораздо шире, да и качество трансляций гораздо выше. Когда все игры будут перед глазами болельщиков, организовать какой-то неспортивный матч станет гораздо сложнее. Кроме того, у нас есть явный дефицит футбольных программ, где бы шло обсуждение матчей, того же судейства, различных нюансов. Это второй момент — чем популярнее будет казахстанский футбол, тем меньше в нем станет места негативу. Есть еще и третий фактор: идет постоянный анализ приема ставок в букмекерских конторах, и мы будем отслеживать повышение интереса к тому или иному результату. Также в этом году мы подписали меморандум с Агентством по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. Сейчас этот орган ликвидирован, а его функции переданы разным ведомствам. Как только все юридические моменты будут утрясены, мы продолжим сотрудничество — скорее всего, нам будут помогать специалисты из Минфина. Ну и не стоит забывать, что за казахстанским футболом следит не только федерация, но и международные организации в лице УЕФА и ФИФА.

— «Кайрат» после матча с «Астаной» отстранил пятерых игроков как раз из-за «отсутствия спортивной борьбы». Вы верите, что Самат Смаков и компания могли пойти на такое?
— Не верю. Поэтому призываю руководство «Кайрата» и футболистов не рубить сгоряча, а принять окончательное решение спокойно и взвешенно. Возможно, свою роль сыграли эмоции после обидного поражения. И я надеюсь, что этот конфликт будет урегулирован в самое ближайшее время и все пятеро футболистов будут и дальше радовать поклонников «Кайрата» своей игрой.

— От нового руководства федерации ждут не только решения каких-то насущных вопросов, но и реального развития казахстанского футбола. Многие специалисты уверены, что для этого в первую очередь необходим закон о футболе. Работаете ли вы над этим документом?
— Как вы знаете, я пришел в Федерацию футбола из Агентства по делам спорта, где был заместителем председателя и в том числе принимал участие в разработке законопроекта «О спорте». И тогда обсуждалась возможность появления документов, которые регулировали бы отношения в отдельно взятых видах спорта. Речь ведь не только о футболе. Примем закон «О футболе», но тогда возникнет необходимость разработать отдельные законы о боксе или тяжелой атлетике. И обратите внимание — без законодательной базы эти виды спорта успешно развиваются и приносят стране олимпийских чемпионов и чемпионов мира. То есть все-таки, на мой взгляд, причина не в отсутствии или наличии того или иного закона. Хотя, быть может, какие-то поправки в Закон «О спорте» внести нужно — например, в части регулирования вопроса о болельщиках. Мы это, кстати, обсуждали на недавнем Исполкоме с председателем комитета спорта Министерства культуры и спорта Ельсияром Канагатовым. Сейчас мы изучаем, насколько реально подготовить поправки и добиться их принятия. Хотя мне легче всего было бы сказать: да, мы готовим закон о футболе, как только он появится, мы тут же совершим огромный рывок вперед. Но это неправда. Развитие футбола — это огромный объем работы, который касается и детского футбола, и студенческого, и профессио­нального, и инфраструктуры. Очень много было сделано до меня, и сейчас моя задача не испортить то, чего уже удалось добиться, и постараться внести свой вклад. Мы сейчас работаем над комплексной программой развития казахстанского футбола. Главное — мы должны понимать, что делаем для детей, юношей, женского футбола, профессио­налов. Будет понимание — станет проще решать вопросы.

— При этом в федерации футбола сложилась интересная ситуация: люди старшего поколения покидают свои посты, а молодежь наступает по всем фронтам. Профессиональной футбольной лигой руководит 29-летний Олжас Абраев, а первым вице-президентом является 33-летний Аллен Чайжунусов. Есть ли у вас уверенность, что вам хватит знаний и опыта?
— Я не сомневаюсь, что мы справимся. Тем более, что стратегическое руководство осуществляется Президентом федерации, известным государственным деятелем, в чьих профессиональных управленческих качествах никто не сомневается, кому доверяет лично Глава государства — Адильбеком Джаксыбековым. И вся наша команда старается соответствовать этому высокому профессиональному уровню. Даже опытные функционеры, в этом году решившие уйти из руководства ФФК, продолжают нам помогать. Саян Хамитжанов, проделавший огромную работу на посту Первого Вице-Президента-Генерального Секретаря Федерации, принимает активное участие в работе Исполкома, экс-председатель ПФЛ Михаил Гурман остается членом Исполкома, экс вице-президент Виктор Катков возглавляет представительство федерации в Алматы. При этом у нас профессиональный коллектив и все решения мы принимаем вместе. Не надо думать, что вся политика федерации зависит от 29-летнего Абраева и 33-летнего Чайжунусова. Система принятия решений у нас многоступенчатая и не упирается в одного человека. Сейчас, я считаю, в федерации собран боеспособный состав, выражаясь футбольным языком и мы нацелены на результат. И не будем забывать, что у нас есть общественный контроль в лице болельщиков. Если будут ошибки — нам тут же об этом скажут.  

Автор: Михаил Козачков Фото: пресс-службы ФФК time.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • вообще против всяких лимитов,почему местных нужно искусственно защищать?Лучше создать им нормальные условия для развития в плане спортивных школ,высококвалифицированных специалистов и т д,а так здоровая конкуренция и да почему тогда второсортные леги переигрывают наших ,не оттого ли что их постоянно защищают,ну и последствия такой защиты на лицо выступления сборнойОтветить

    • 30 октября 2014, 18:12
    • Актобе
    • 14 записей
    • 3896 дней на портале
  • Самое лучшее высказывание в этом интервью достойно Михаила Задорнова - ""Также в этом году мы подписали меморандум с Агентством по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. Сейчас этот орган ликвидирован Ответить

    • 30 октября 2014, 17:26
    • Уштобе
    • 391 запись
    • 3685 дней на портале
  • михуил казачков вырос на сказках гения тулегенова и эрика садыкова.Оттого и неравнодушен к успехам столичной команды, претендующей на чемпионство.Скоро ещё какое-нибудь дерьмо вылезет.Ответить

    • 30 октября 2014, 14:33
    • Астана / Нур-Султан
    • 1914 записей
    • 3811 дней на портале
  • Да ну его на , балабол и шеф его такой жеОтветить

    • 30 октября 2014, 12:41
    • Астана / Нур-Султан
    • 1103 записи
    • 5893 дня на портале
  • для d.savitsky1992:«Хватит ныть...это наш футбол. Ваше нытьё в инете принесло ходь какую нибудь пользу казахстанскому футболу, за всю независимую историю?? Ничего. Так что, спасибо господин Чайжунусов! Спасибо ФФК! Смотрим молча, что будет дальше...и болеем!»

    ты вообще что такое, чтобы мне говорить за нытье??? ты комменты почитай, кроме тебя, идиота, кто-то еще доволен работай ффк? или может какие-то результаты сборных говорят об эффективности ффк? я болею за Шахтер, которому от ффк кроме штрафов никакой "пользы", а ты иди болей за ффк, если тебе это нравится, только такой подхалимный бред больше не несиОтветить

    • 30 октября 2014, 02:51
    • Караганда
    • 12615 записей
    • 4046 дней на портале
  • Вообщето я не понимаю почему наши руководители футбола зациклились на этой бредовой идее, что наших футболеров нужно всегда почемуто от кого то защищать, лично мое мнение спортивный принцып в первую очередь подразумевает конкуренцию, то есть выяснение кто круче, ну а то что к нам едут второсортные леги, это вообще ни для кого не секрет , у нас они получают такие зарплаты с помощью агашек которым "откатываются" нужно просто назначить потолок гонораров за который переступать нельзя, тогда клубы задумаются стоит ли брать семерых криволапых, или же сэкономить деньги и взять двух приличных игроков из за бугра, ну а местные кто хочет по настоящему заработать поехали бы доказывать свою состаятельность в другие чемпы, глядишь и сборная бы усилилась, ну как то так.....Ответить

    • 30 октября 2014, 02:36
    • Актобе
    • 2539 записей
    • 5063 дня на портале
  • для Рамсэй:«Да хоть с кого пример бери, всё равно в жопе будешь.»

    Вижу шаришь. Ты там частый гость.Ответить

    • 30 октября 2014, 00:22
    • Актобе
    • 3403 записи
    • 4817 дней на портале
  • для Gusrv:«Народ, он киргиз что-ли? »

    Казах,из Сем-скаОтветить

    • 29 октября 2014, 23:55
    • Семей
    • 440 записей
    • 4085 дней на портале
  • для Armanho:«100% согласен про Россию, они не знают кого в свою сборную брать, а мы с них пример берем. »

    Да хоть с кого пример бери, всё равно в жопе будешь.Ответить

    • 29 октября 2014, 23:32
    • Астана / Нур-Султан
    • 780 записей
    • 4695 дней на портале
  • Народ, он киргиз что-ли? Ответить

    • 29 октября 2014, 23:30
    • Алматы
    • 1323 записи
    • 3915 дней на портале