...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


31 августа 2014 (00:13)

Болат Есмагамбетов: «Профессионалами должны быть все без исключения»

Болат Есмагамбетов: «Профессионалами должны быть все без исключения»

«Актобе» и «Астана» уступили своим соперникам по Лиге Европы. Клуб из Актобе в Варшаве пропустил в свои ворота два мяча от местной «Легии», а коллектив из столицы Казахстана в очередной раз крупно проиграл в Испании грозному «Вильярреалу». Тем самым отечественные клубы покинули еврокубки, а подвести итоги выступления наших команд в Европе корреспондент республиканского спортивного интернет-портала «Sports.kz» попросил казахстанского футбольного специалиста Болата Есмагамбетова. 

— Болат Жолдасович, вчера «Астана» и «Актобе» сыграли свои последние матчи в Лиге Европы, по результатам которых покинули данный турнир. Как оцениваете выступление в еврокубках казахстанских команд в этом году?
— В еврокубках у нас, получается, играли «Кайрат», «Шахтёр», «Астана» и «Актобе». Давайте начнём с тех, кто вылетел первыми. Мы очень надеялись, что «Кайрат» пройдёт датский клуб, потому что эта команда была действительно по зубам. «Кайрат» обязан был проходить датский клуб, и по составу и по инфраструктуре мы ничем не уступали «Эсбьергу», но к сожалению здесь или ребята не поверили, или как-то не настроились, не знаю, но что-то такое всё-таки было, поэтому и проиграли, хотя должны были дальше проходить.

По «Шахтёру», я думаю, что все надеялись, что карагандинцы повторят прошлогодний успех, но к сожалению, в этом году они не показали той игры, которую от них ожидали. Имея международный опыт, всё-таки в том сезоне громко заявили о себе, первый казахстанский клуб, который выступал в групповом этапе еврокубков. Поэтому здесь полное разочарование было, когда команда просто безвольно проиграла в Сплите хорватам. Я конечно смотрел эти матчи, «Хайдук» прошел, как будто и должен был проходить, хотя «Шахтёр» по бюджету, наличию игроков не уступает данному хорватскому коллективу. Всё-таки «Хайдук» не является каким-то там сильным европейским клубом, обычная команда, ничем не лучше «Шахтёра». Поэтому эти две команды, на которых мы рассчитывали, к сожалению не прошли. И их игры не впечатлили. Затем у нас идёт «Актобе». Ну они как обычно проходят несколько этапов, но к сожалению в решающих матчах команда как бы не верит что ли в свои силы или боится попасть в групповой этап, такое ощущение... Вроде бы и подбор игроков у них неплохой... Значит не так подбирают, значит уровень команды пока не соответствует тому, что должен быть в группе. И команда и тренер и вообще всё в совокупности. Да, наши клубы прошли грузинскую команду, литовскую, если мы раньше мы с ними были на равных, то сейчас сами знаете в Европе кризис, многие клубы из таких стран как Литва, Грузия, Армения ослабли, так как хорошие игроки из этих стран уезжают в более сильные чемпионаты, ну я имею даже не в высшую лигу, а первый, второй дивизион. Потому что там денег нету. Я это знаю. Они в основном работают, тот же «Хайдук», литовские, грузинские, армянские клубы в основном работают на продажу игроков другим командам, если там появляются какие-то сильные игроки, они сразу же уходят. Поэтому мы усиляемся, а они наоборот распродают. В связи с этим, постсоветские страны в этом плане обошли восточноевропейские, деньги у нас есть. А как только попался более европейский клуб, где более стабильное финансовое положение и много своих воспитанников, как например польская «Легия», там есть много своих игроков, но я не думаю что они богаче нас или что они суперклуб. Обычная команда, но к сожалению мы им тоже проиграли и домашнюю и выездную игру. Хотя мне показалось, что «Актобе» мог их пройти. Особенно если бы в домашнем матче решил свои задачи, можно было бы на выезде побороться. Но сейчас уже две игры прошло, легко говорить, но «Легия» доказала, что они по всем показателям сильнее. Особенно последняя игра убедила, что польский клуб на голову выше «Актобе». И четвёртый клуб это «Астана», ну эту команду можно похвалить, всё-таки они прошли сначала армянский клуб, потом израильский, далее был серебряный призёр Швеции АИК. Ну, мы немного научились играть со скандинавами. Помните «Ордабасы» оказало достойное сопротивление «Русенборгу». Ну и здесь «Астана» хорошо разобралась с АИКом, особенно в матче на выезде. Шведский чемпионат вообще очень хороший, сильный. Я сам когда в своё время играл в Финляндии, мы часто встречались в товарищеских матчах с норвежскими, шведскими клубами, я скажу что очень крепкие команды там были. Очень такие мобильные, сильные, интересные клубы. И обыграть призёра Швеции по сумме двух матчей, это считается. А, что касается испанского «Вильярреала», нам до них очень далеко. Иногда говорят же, если повезёт и так далее, то здесь нет, такие вещи с испанцами не проходят. У них команда очень сильная. Подбор игроков естественно у них намного лучше и инфраструктура тоже. Ну они уже сто лет играют в футбол, и у себя в чемпионате, и в Европе. Поэтому там шансов я не видел. И в принципе здесь это нормально, как говорится, трагедии никакой не должно быть. Ну если мы испанские клубы будем проходить, тогда тренеру, игрокам памятник нужно ставить. Поэтому счёт такой однозначный, но в целом то что было раньше и сейчас, конечно сдвиг большой есть. Где-то может быть нам повезло, что мы более стабильны в финансовом плане, но чтобы участвовать в групповом этапе, конечно надо ещё сильнее работать, ещё больше вкладывать денег, инфраструктуру клуба развивать, детский футбол поднимать. Вообще наши клубы должны работать как в Европе, хотя бы близкие к ним. Что они делают, то и мы делаем. А то что мы например сейчас за счёт легионеров где-то выезжаем, ну это тоже особо не радует, потому что хотелось бы, что бы всё-таки больше наши, казахстанские игроки набирались опыта там. Пусть даже и проигрывают, но это тоже опыт, уже на следующий год это будут совсем другие ребята. Но я в это особо не верю, всё-таки натурализация скорее всего будет продолжаться, что бы достичь определённых успехов. Но это сиюминутный будет успех, а нужно играть стабильно. Выходить в групповые этапы и тем самым зарабатывать деньги, чтобы наши клубы узнавали. Поэтому хотелось бы конечно, чтобы была стабильность. Но в целом, скорее всего можно поставить за выступление нашим командам четвёрку с минусом.

— В прошлом году карагандинский «Шахтёр» вышел в группы Лиги Европы. Почему в этом сезоне никому из наших команд не удалось повторить подвиг «горняков»? Из-за того что сильные соперники попались в четвёртом раунде?

— Ну конечно чем дальше команда проходит, тем сильнее соперники, это однозначно. Ну значит мы на данный момент не готовы играть в групповом этапе, так как мы проигрываем на стадии плей-офф. Поэтому здесь сама игра, сам результат показывают, что мы ещё сыроваты. Если в том году говорили, что «Шахтёру» повезло, но команда всё-таки обыграла принципиального соперника — белорусский БАТЭ, может быть недооценка была, но это не умаляет успех «Шахтёра». Ну я Вам скажу, что в Европе наши команды будут всё равно становиться сильнее. И думаю, что на следующий год казахстанские клубы станут ещё лучше. Потому что сейчас все понимают, что выступая в Лиге Европы или Лиге Чемпионов, можно пополнить свой бюджет деньгами. Там за каждую победу, ничью, выход в групповой этап, дают деньги. Поэтому сейчас клубы будут стараться на этом зарабатывать и всё делать для того, что бы там достойно выступать. Поэтому говорить, что мы на следующий год выйдем в группу — это тоже вопрос. Но всё движется, футбол идет вперёд, команды с каждым годом становятся лучше, ищут более сильных игроков, готовятся хорошо к этим играм. Но опять же, мы в больше ведём поиски среди игроков со стороны, они стараются у себя найти, мне так кажется. Поэтому будем надеяться на лучшее. Конечно, хотелось бы, чтобы кто-то из казахстанских команд попал в Европу, и мы могли ещё наслаждаться таким футболом, смотреть на другие зарубежные клубы, на игры своих ребят против них. Но к сожалению мы остались без этого. Будем ждать следующего года, будем надеяться, что руководители, тренера учтут ошибки, применят полученный опыт и ещё лучше подготовятся к следующему еврокубковому сезону.

— По Вашему мнению, кто из футболистов казахстанских клубов наиболее ярко проявил себя в европейских клубных турнирах?

— Ну я Вам скажу, что мне очень понравился Джолчиев из «Астаны». На меня честно признаться, во внутреннем чемпионате он особо так не производил впечатление, но в еврокубках он хорошо проявил себя. Он действительно хорошо настроился на эти игры, он хотел показать себя. Для меня это было удивительно, если бы он ещё в чемпионате так играл, то вообще было бы здорово. А так я думаю, что из всех наших игроков можно отметить Джолчиева. А Вы как думаете?

— Мне из казахстанцев Джолчиев тоже понравился. Из легионеров можно выделить форварда «горняков» Топчагича, в игре АИК — «Астана» понравился хавбек столичного клуба Фокси Кетевоама.

— Я больше следил за игрой казахстанцев, Джолчиев же казахстанец.

— Ну он да, согласен, среди наших, отечественных футболистов Джолчиева можно выделить, он сыграл хорошо. Нусербаев неплохой гол забил в первом матче с АИКом.
— Ну он так смело шел в обводку, бил по воротам, старался в последней игре и со шведами он неплохо сыграл, можно его отметить. Думаю, его могут на заметку взять европейские клубы. Нынешнему поколению футболистов в этом плане везёт, так как они играют в Европе, можно в этих матчах себя проявить и попасть «на карандаш» селекционеров более сильной европейской команды, которая выступает в более лучшем чемпионате. Я завидую белой завистью, что у нынешних казахстанских футболистов есть такая возможность проявить себя.

— То есть возникает вероятность, что кого-то из наших футболистов, к примеру, тот же Джолчиев, переберётся в более сильный европейский чемпионат?
— Ну да возникает, в принципе Бауыржан вполне может это сделать.

— Вчера на послематчевой пресс-конференции главный тренер «Вильярреала» сказал, что главная проблема «Астаны» — слабая конкуренция в чемпионате. Вы согласны с ним?
— Если сравнивать с Испанией, конечно, я согласен. Просто у нас получается так, что каждый год многие клубы меняют игроков. У нас нет такой стабильной команды, которая играла наигранным составом года четыре-пять. Вы сами посмотрите в клубах нашей Премьер-лиге каждый год игроки меняются пачками. Тренеры говорят новый сезон, новая команда, нужно двигаться вперёд. Но ведь нужно же время, что бы они сыгрались. А у нас, к сожалению, во многих клубах каждый сезон пачками меняют игроков. Откуда может быть стабильность? Откуда возникнет сыгранность, игровые связи, если каждый сезон новые игроки, всех меняют? Я думаю проблема в этом. Если бы какой-нибудь клуб играл к примеру года три одним составом, производилась бы точечная селекция, усиление. Шла бы команда именно к такой цели, я думаю, в Европе можно было бы выстрелить. А с новыми футболистами, сами понимаете, приходится начинать заново. Пока связи наиграются, пока тренер донесёт свою философию игры, на всё это нужно же время. К сожалению, у нас в клубах нет этой стабильности, это однозначно. Сами посмотрите, пробегитесь по прошлым составам команд и нынешним, практически каждый год чуть ли не новый состав. Возьмите «Атырау», «Тараз», ну «Кайрат» более стабилен, в плане того, что они сейчас молодых игроков взяли: Исламхан, Дарабаев, Куантаев, я думаю, из них должны сделать костяк и он будет оставаться. А когда нет костяка, каждый год он меняется, я думаю команда не будет выстреливать в Европе.

— Ну вот как раз многие связывают неудачное выступление «Шахтёра» в Лиге Европы, с тем что в межсезонье ушли ведущие игроки, те же Хижниченко, Каньяс, Казарян.
— Да, это действительно так, я с этим полностью согласен. Я повторюсь, практически любой клуб возьмите, прошлогодний состав и который сейчас и Вы увидите большую разницу. Поэтому нет стабильности — нет игры.

— Как думаете, почему командам из таких стран как Беларусь, Азербайджан удалось пробиться в групповой этап, а нашим клубам нет? В чём мы им уступаем?
— Ну во-первых те же белорусы всегда были сильны футболистами, их игроки всегда выступали в хороших чемпионатах, они хорошо работают в плане детско-юношеского футбола. Те же школы, которые там были при Советском Союзе, работают и сейчас. Те традиции, которые там остались со времён СССР, они есть и сейчас. Я думаю, клубы из этих стран всегда будут стабильно выступать. Что касается Азербайджана, мне кажется, то что они вкладывают хорошие деньги в футбол, дало свои плоды. Они хорошо развивают свой чемпионат, вкладывают в детские академии, потому что они понимают, что сейчас нужно вложиться в футбол, подождать немного и в будущем пойдут результаты. С таким подходом и отношением к делу азербайджанцы будут стабильно попадать в групповой этап, мне так кажется. А деньги у них есть там, если они их будут правильно вкладывать в футбол, это всё равно будет давать свои ростки, результат в скором времени всё равно будет. Если говорить, о командах с бывших советских стран, то Беларусь и Азербайджан — это те государства, у которых нам есть чему поучиться в плане футбола, нам нужно брать с них пример, смотреть, как они у себя там работают, развивают футбол. За счёт правильного отношения к делу, умного распоряжения финансами они и вышли. В Казахстане бизнесмены не хотят покупать клубы, наши команды в ближайшее время частными не станут. Фирмы, корпорации, спонсоры не хотят брать казахстанские команды под свою опеку. Наши коллективы во основном существуют за счёт бюджетных денег. Какой бюджет выделят, так команда и будет играть в чемпионате, и каждый год суммы меняются, никто не знает, какой бюджет будет на следующий год. Например у того же «Краснодара», БАТЭ есть один хозяин который вкладывает деньги и куда ушла каждая копейка там считают. Если они провалили селекционную работу, взяли плохих игроков и они не отработали свои деньги, то там уже головой отвечает и президент клуба и главный тренер, каждый рубль там на счету. У нас такого нет, командам даются бюджетные деньги, если неправильно вложили, никто за это толком не отвечает. Деньги то выделяются, а за провал команды никто ответственности не несёт. Взять тот же «Атырау», вроде выделили хороший бюджет, взяли неплохих игроков, в начале сезона их начали хвалить, о команда железно будет в тройке. А где она сейчас? Я думаю здесь президент клуба и главный тренер должен отвечать. Значит, они взяли не тех игроков, неправильно вложили бюджетные деньги, что команда провалила чемпионат. Нужно более жестко подходить к этому и за каждую тенге спрашивать. Если выделили деньги, значит нужно пригласить хорошего тренера, хороших игроков, развивать детский футбол, поднимать инфраструктуру клуба и всё это должно контролироваться. У нас этого, к сожалению нет. Поэтому у нас и проблемы. Мелочей в футболе не бывает. Если команда не играет значит в ней есть проблемы. Мы по бюджету чем хуже тех же белорусских, азербайджанских команд? Ничем. Значит, неправильно вкладываем деньги. Сейчас все хвалят Галицина, за то, что он создал хорошую команду, построил академию, стадион. Вот он правильно распределяет деньги. А к примеру в «Спартаке» наберут легионеров пачками и они сидят на лавке. Простой пример. Он — бизнесмен, вкладывает свои деньги и за каждую копейку спрашивает. Поэтому они и обыграли «Реал Сосьедад». Я думаю что «Краснодар» сейчас наделает шуму в Европе. У нас есть наглядный пример, не нужно придумывать велосипед, нужно просто обратить внимание как работают другие, даже на том же уровне постсоветских стран и просто брать с них пример и их опыт.

— В казахстанском футболе крутятся немаленькие деньги, но по-настоящему сильные легионеры едут к нам неохотно. Проблема в инфраструктуре или в чём-то другом?

— Ну во-первых мы считаемся как азиатская страна, далеко находимся от Европы. Во-вторых инфраструктура, но это само собой. Пока боятся ехать к нам, ну даже в плане того что многие люди поиграют у нас а потом в СМИ дают интервью что то плохо, это плохо, непрофессиональные люди в клубах работают, обманывают, это всё накладывается на имидже чемпионата. То есть прежде чем к нам поехать, люди интересуются нами, читают всё это. Но я думаю, что хорошие игроки которые приехали бы к нам играть в Европе есть, нужно их просто искать и профессионально работать. Они привыкли к профессионализму, а мы к сожалению в некоторых случаях даже нормально с игроками расстаться не можем, обманы, скандалы, суды, долги и т.д. Взять тот же «Жетысу», команда играет, а внутри коллектива друг на друга в суды подают. Всё это сказывается на имидже чемпионата. Я думаю, пока мы сами не разберёмся в нашем футболе, пока мы профессионально не будем подходить к развитию клубов, и в командах не будут работать истинные профессионалы, очень тяжело нам будет. А профессионалами должны быть все без исключения: и президент клуба, и тренера, и футболисты, а так же врачи, массажисты, администраторы, все кто отвечает за это дело. Я думаю, в этом плане тоже есть определённые проблемы в казахстанском футболе. 

Автор: Александр Пенно sports.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • Эх, Болат аға, вам бы главным тренером бы работать нормально дали... Светлая голова, а без работы... Вот и кормим на наши же деньги всяких Вайссов, Кумыковых.... Огай показывает, что наши тренеры намного лучше. Долой иностранцев-проходимцев!Ответить

    • 2 сентября 2014, 10:07
    • Иртышск
    • 2881 запись
    • 4225 дней на портале
  • Столько миллиардеров и ждут чтобы Президент указал пальцем что им делать и кому заняться футболомОтветить

    • 1 сентября 2014, 16:41
    • Актобе
    • 6339 записей
    • 4109 дней на портале
  • нет, у чайника свовес\ти - над ним уже админы смеются, а он все равно тупости уже под другим пишет:))) Ответить

    • 1 сентября 2014, 12:14
    • Караганда
    • 12615 записей
    • 4043 дня на портале
  • Анастас, у тебя сегодня праздник. Впервые за последние годы испытала удовлетворение? Под чужим ником писать коммент-это последнее новшество на сайте, такого ещё не было.Ответить

    • 1 сентября 2014, 12:08
    • Астана / Нур-Султан
    • 1035 записей
    • 4232 дня на портале
  • для Anastasiya:«башанские своей руганью любую ветку превратят в башан:)»

    Я конченный придурок.Ответить

    • 1 сентября 2014, 00:39
    • Астана / Нур-Султан
    • 443 записи
    • 4167 дней на портале
  • для Божбан:«Пора и сборной подтягиваться, есть надежда, что и она сделает шаг вперёд.»

    Да, есть надежда. Казахстан напоминает Кипр. Сборная говно, а чемп более-менее ничего. У Кипра сборная примерно нашего уровня, а чемп посильнее будет чем нашОтветить

    • 31 августа 2014, 22:51
    • Павлодар
    • 14 записей
    • 3951 день на портале
  • для Профессор:«К сожалению, пробиться в группу не удалось ни одной нашей команде. Но Казахстан набрал в таблице коэффициентов рекордное количество баллов и этот сезон объективно лучший за всю историю выступления казахстанских клубов в еврокубках(прошлогодний сезон не в счет, несмотря на то что Шахтер пробился в группу Лиги Европы, ведь в прошлом году Казахстан набрал меньше баллов в таблице коэффициентов чем в этом году). Сезон 2012/13 Казахстан заканчивал на 38 месте, сезон 2013/14 начинал на 36, а по окончании сезона 2013/14 поднялся до 34 места. По итогам сезона этого года Казахстан на 32 месте. Следующий сезон Казахстан начнет как минимум с 31 места(это железобетонно), а если повезет то с 29 места(это зависит от выступления Карабаха и Слована из Братиславы в группе Лиге Европы нынешнего сезона). Даже если и в следующем сезоне не выйдем в группу, но наберем рекордные для Казахстана баллы в таблице коэффициентов это будет прогрессом. В группу будем еще пробиваться, это вопрос времени, главное регулярно ежегодно набирать все больше и больше баллов в таблице коэффициентов. Кто бы что не говорил, а прогресс налицо, так как цифры говорят сами за себя, а цифры не обманешь. Единственное, у нашей сборной нет прогресса, как были лет 10 назад на уровне Люксембурга, Таджикистана, Кипра и пр. так и остались. Сейчас даже сборные Пакистана, Индии, Афганистана и прочие футбольные "державы" по классу на уровне нашей сборной. А вот клубный футбол прогрессирует»

    Пора и сборной подтягиваться, есть надежда, что и она сделает шаг вперёд.Ответить

    • 31 августа 2014, 22:35
    • Шымкент
    • 1694 записи
    • 3859 дней на портале
  • для Don balon:«С днем шахтера , КАРАГАНДА ! Читаем . Говорим .пишем. Учится . Нет опыта . Не настроились и т д . Профессионал легионеры их 70% в командах . Не оправдываите катастрофическое положение в нашем футболе . Денег много идет на сеиминутный мифическии результат . Уже 10 лет прошло, где отдача от работы с юношеский командами ? Надо ждать , набираться опыта , не смешите . Надо же менять всю систему , »

    К сожалению, пробиться в группу не удалось ни одной нашей команде. Но Казахстан набрал в таблице коэффициентов рекордное количество баллов и этот сезон объективно лучший за всю историю выступления казахстанских клубов в еврокубках(прошлогодний сезон не в счет, несмотря на то что Шахтер пробился в группу Лиги Европы, ведь в прошлом году Казахстан набрал меньше баллов в таблице коэффициентов чем в этом году). Сезон 2012/13 Казахстан заканчивал на 38 месте, сезон 2013/14 начинал на 36, а по окончании сезона 2013/14 поднялся до 34 места. По итогам сезона этого года Казахстан на 32 месте. Следующий сезон Казахстан начнет как минимум с 31 места(это железобетонно), а если повезет то с 29 места(это зависит от выступления Карабаха и Слована из Братиславы в группе Лиге Европы нынешнего сезона). Даже если и в следующем сезоне не выйдем в группу, но наберем рекордные для Казахстана баллы в таблице коэффициентов это будет прогрессом. В группу будем еще пробиваться, это вопрос времени, главное регулярно ежегодно набирать все больше и больше баллов в таблице коэффициентов. Кто бы что не говорил, а прогресс налицо, так как цифры говорят сами за себя, а цифры не обманешь. Единственное, у нашей сборной нет прогресса, как были лет 10 назад на уровне Люксембурга, Таджикистана, Кипра и пр. так и остались. Сейчас даже сборные Пакистана, Индии, Афганистана и прочие футбольные "державы" по классу на уровне нашей сборной. А вот клубный футбол прогрессируетОтветить

    • 31 августа 2014, 20:23
    • Павлодар
    • 14 записей
    • 3951 день на портале
  • башанские своей руганью любую ветку превратят в башан:)Ответить

    • 31 августа 2014, 19:52
    • Караганда
    • 12615 записей
    • 4043 дня на портале
  • для Don balon:«Ты не RIKO , ты INSIPIDO чмошник ! No komprendo es tu »

    о, он еще какой инсипидо:)))Ответить

    • 31 августа 2014, 19:51
    • Караганда
    • 12615 записей
    • 4043 дня на портале