25 февраля 2006 (12:48)Бюджет «Шахтера» в этом году - 3 миллиона долларов
Свою работу в качестве директора футбольного клуба «Шахтер» Григорий Лория начал со встречи с журналистами. По его мнению, в команде, которая занимается самым народным видом спорта, не должно быть секретов от болельщиков, а значит, и от журналистов.
Свою работу в качестве директора футбольного клуба «Шахтер» Григорий Лория начал со встречи с журналистами. По его мнению, в команде, которая занимается самым народным видом спорта, не должно быть секретов от болельщиков, а значит, и от журналистов.
- Григорий Отарович, почему вы согласились стать директором клуба, у которого еще до начала сезона начались финансовые трудности?
- А почему я должен был не согласиться? - удивился Григорий Лория. - Я думаю, что «Шахтер» не надо никому представлять в футбольном мире. Это, несмотря ни на что, всегда был, есть и, наверное, будет один из самых передовых клубов Казахстана. Хотя, когда я принимал решение, то учитывал все: богатые традиции города, самого клуба, преданность болельщиков и то, кто сейчас руководит командой и областью. В конце концов я решил, что могу внести свою лепту в развитие или даже становление клуба. А вообще, если честно, мне предлагали принять «Шахтер» еще в прошлом сезоне. Так что на этот раз мне практически не понадобилось времени на раздумья.
- Почему же вы приняли приглашение только через год?
- Я приезжал в Караганду еще 8 января 2004 года. Но, посмотрев клуб, отказался. Ведь каждый руководитель, которому предлагают какое-то дело, сопоставляет возможности клуба и свои. Меня просто не устраивало само отношение, подход к работе клуба. Но категорически я не отказал. Сказал, что всегда готов помочь, и предложил обращаться за советом в любой момент. Кстати, взять главным тренером команды Вахида Масудова была моя идея.
- Что вы намерены изменить в команде в первую очередь?
- Постараюсь превратить команду в клуб. Ведь это существенная разница. Команда - это те 25 футболистов, которые, сменяя друг друга, играют на поле. А клуб - это более широкое понятие. В него входят тренировочная база, игровое поле, раздевалки, даже туалеты. В первую очередь это, конечно, детская футбольная школа. Сегодня многие думают только о команде. В результате нет ни команды, ни клуба. А ведь должен быть кураж. У всех. Даже у семилетних мальчишек, которые будут выходить на поле в майках «Шахтера». У них должны гореть глаза. И мечтать они должны только об одном: что когда-нибудь выйдут на поле в составе основной команды, а на трибунах будут тысячи болельщиков. Вот это я называю клубом.
- Сложно собрать звездный состав?
- Будем говорить откровенно: сложно даже удержать. В «Шахтере» есть очень хорошие футболисты, на которых откровенно пялят глаза руководители других клубов. И они готовы пойти практически на все, чтобы их заполучить. Если бы я на пару дней задержался в Караганде вместо того, чтобы сразу же отправиться в Турцию на выездной сбор, то человек пять ведущих футболистов мы бы уже не досчитались. Сейчас в Турции проводят сборы практически все казахстанские клубы. И все прекрасно видят, у кого кто играет, и стараются переманить к себе лучших.
- Вы можете назвать фамилии этих пятерых?
- Это капитан «Шахтера» Олег Корниенко, нападающий Андрей Финонченко и его молодой, но очень перспективный коллега Миша Глушко, молодой парень из фарм-клуба Денис Дьяков. Естественно, и Дмитрий Бяков, который еще два года назад в качестве капитана выводил на поле сборную страны. Сейчас он почти восстановился после несчастного случая и набрал прежнюю форму. Так вот, он едва не ушел в «Актобе». Тренер чемпиона страны уже практически убедил его. И когда я разговаривал с родителями Димы, то они однозначно заявили, что их сын будет играть только в Актобе. Я еще тогда сказал: посмотрим. В итоге Дима остался в «Шахтере». И вообще все, кто мало-мальски что-то умеет, останутся в Караганде. По крайней мере, до тех пор, пока это будет зависеть от меня.
- Получается, что единственный, кого не удалось удержать, - это ваш сын Давид?
- К сожалению, это так. Правда, ушел еще нападающий Иван Перич. Что же касается Давида, то он сам выбрал то, что для него важнее. Для меня было бы намного проще, если бы он остался здесь. Но он получил приглашения от четырех клубов российской Суперлиги, а на сборы поехал вместе с казанским «Рубином». Командой, которая заняла 4-е место в чемпионате России. Он должен был поехать с ними на еще один сбор в Испанию и там подписать контракт. Но ему поступило предложение из «Астаны» (новое название столичного «Жениса». - Прим. авт.), и он вернулся в родной город. Как он сам говорит, это произошло потому, что сейчас этот клуб - базовая команда сборной страны. А если кто-то знает Давида, общался с ним, то понимает, что для него играть в сборной - чуть ли не главная цель жизни. Поэтому он уехал в Астану.
- Есть ли достойная замена Давиду?
- Сейчас мы просматриваем кандидатов. Мы проверяем того вратаря, который был в команде в прошлом году, - Сергея Сарана. При достаточном желании, я думаю, он нам очень поможет. Кроме него на просмотре вратарь из «Шахтера-юность» Тахир Илаев, тоже неплохой парень. Подрастет, что-то из него получится. Есть еще и третья кандидатура - Глушко. Я его в прошлом году приглашал на просмотр в «Женис». Тогда у него не получилось, но парень перспективный. Посмотрим, что из него получится и подойдет ли он «Шахтеру».
- Какая на сегодняшний день самая большая, на ваш взгляд, проблема «Шахтера»?
- Найти хороших футболистов не старше 1985 года рождения. По новому положению, таких в каждой игре должно быть двое. Футболисты даже шутят: играть будем не 11 на 11, а 9 на 9. Молодых пока за футболистов не принимают, хотя это и не так. Мы просмотрели много молодых. И на второй сбор в Турцию с нами уже поедут те, кто сумел выделиться на общем фоне. Все они - из команды «Шахтер-юность». Это Денис Дьяков, Ильнур Мангуткин, Дмитрий Хоменок и Тахир Илаев. Кроме них мы возьмем еще два-три человека из фарм-клуба, может быть, несколько человек из алматинской школы. Но пока молодежь - это действительно самая актуальная проблема. Хотя какие они молодые? 1985 года рождения - это уже 21 год. Если в таком возрасте еще не играешь, то уже можно заканчивать.
- Сокращение лимита легионеров с семи до пяти человек не беспокоит вас?
- Беспокоит. Хотя и не так сильно. Мы имеем возможность выбирать. У нас на просмотре Владица Чурчич, Желко Иоксимович, Вячеслав Руснак, Рахман Асуханов, Насиру Абдуллахи и Евгений Тарасов. Последний вообще-то казахстанец, но гражданство у него не казахстанское. Получается, уже шесть человек. Один лишний. Кто останется - посмотрим.
- В прошлом году тренер «Жениса» Владимир Муханов заявил, что, как только вы пришли в команду, сразу же начались раздоры. Не ждет нас то же самое?
- Я очень, очень противный человек. Те люди в команде, которые не ждали меня, уже очень серьезно обиделись. Но поймите, что я не требую ничего сверхъестественного. Главное - дисциплина. Это - действительно залог успеха. Ведь «Женис» при мне два года подряд не просто так становился чемпионом. И того же я требую и здесь. Поймите, что клубом «Шахтер» должны жить все. От вас, журналистов, и до сторожа, который сидит на проходной. Только тогда может быть успех. Ну, а футболистов это касается в первую очередь.
- Какие наказания и за что ждут футболистов?
- Если серьезно, то за многое. Опоздал на тренировку, употребление алкоголя, даже за то, что не вовремя лег спать. И за многое им грозит максимальное разрешенное в Казахстане наказание - лишение 50 процентов месячного заработка. А стоило бы наказывать и строже. Но кроме обязанностей у футболистов есть и много прав. Кстати, я изменил систему оплаты. Вы, наверное, слышали о больших окладах, подъемных и других выплатах. Так вот, халява кончилась. Теперь подъемных не будет. Кроме того, оклады мы снизили. Основной статьей дохода футболистов будут премиальные за хорошо проведенную игру.
- Недовольных таким вашим решением не было?
- Были. Кое-кто даже грозился уйти из клуба. Но я ведь держать не буду: желающих играть в «Шахтере» предостаточно. Вон, в коридоре стоит один, ждет меня уже пятый день. Я, пока в Турции был, он сюда приехал (Григорий Лория имеет в виду бразильца Нилтона Мендеса). Просится в команду. Контракт с «Женисом» у него закончился, и теперь он хочет играть в Караганде.
- Футбол - дорогой вид спорта. Руководство «Актобе» заявило, что их бюджет на этот год будет составлять около 12 миллионов долларов. Как обстоят дела у «Шахтера»?
- Сейчас более или менее нормальная для казахстанского футбола сумма - 3 миллиона долларов. Имея меньше, просто невозможно рассчитывать на высокие места. В эту же сумму мы рассчитываем уложиться.
- Раз появились деньги, «Шахтер», наконец, купит новую форму?
- Уже очень скоро. Новую форму для футболистов мы купим перед вторым сбором в Турции. Поедем за ней в Москву. А то стыдно было на сборах смотреть. Тренировались, как голодранцы. Те, кто играл в прошлом году, были в форме, а остальные играли в чем попало. Теперь же решаем вопрос с символикой для болельщиков. Не секрет, что очень многие хотели бы иметь у себя шарфы, шапки, куртки и многое другое, где стояли бы эмблемы «Шахтера». В этом сезоне такая продукция появится.
- Из каких источников будет финансироваться клуб?
- Миллион долларов дало государство. Оставшиеся 2 миллиона - спонсорские деньги. Часть из них даст «Миттал Стил». Но у клуба появились и другие спонсоры. Так что ситуация, когда футболисты получали деньги из двух источников, не повторится. Теперь все деньги игроки будут получать только у меня. В общем, я приехал в Караганду, чтобы создать профессиональный клуб, способный победить любой клуб. Тем более что сейчас есть возможность выступать в Европе. И мы собираемся использовать этот шанс.
"Вечерняя газета" Караганда
...или войдите через аккаунт соцсети