...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


19 ноября 2024 (19:32)

«Карета превращается в тыкву». Станислав Черчесов дал большое интервью о сборной Казахстана

«Карета превращается в тыкву». Станислав Черчесов дал большое интервью о сборной Казахстана

В интервью «Спорту День за Днем» Станислав Черчесов подвел итоги работы со сборной Казахстана в Лиге наций, передает Sports.kz.

«Победа над Данией была давно, а перед моим приходом — 5 поражений»

— После каждого матча сборной Казахстана вы время говорили о прогрессе. Что вызывало недоумение у некоторых журналистов и болельщиков. Ведь сборная проигрывала и Австрии, и Словении, и Норвегии, при этом крупно. Можете объяснить, в чем вы видели этот прогресс?
— Представьте себе, что с Норвегией, когда была ничья 0:0, мы подали один угловой, а затем на выезде — пять-шесть, начали чаще бить по воротам и почти в два раза больше владеть мячом. Когда получается нормально выйти из обороны, когда через игру с мячом на второго-третьего возникают моменты — видишь, что команда чуть-чуть преображается.

После первых наметок в Австрии мы подтвердили линию домашней игрой со Словенией. При подготовке к домашней игре с австрийцами показал игрокам выжимки и данные по матчу с Норвегией и со Словенией. В одном случае результат был успешным, в другом нет. Но 0 очков — это эмоции, а цифры — уже объективный факт. С Норвегией мы сделали примерно 200 передач, соперник — 600. Ударили по воротам один раз, а те — 19. По воротам Словении ударили уже 7 раз, передач сделали около 500, больше, чем соперник. Значит, есть какое-то движение?

— Показалось, что последний матч с Норвегией, в итоге проигранный 0:5, команда начала уверенно. Но первая же грубая ошибка привела к голу...
— Согласен, мне тоже казалось, что играем компактнее, спокойнее. Правда, норвежцы в первые минуты проявляли больше активности, чем австрийцы в Алма-Ате. Но нам удалось сбить темп, и, казалось, вот-вот сможем перевести игру на чужую половину. Ошибка, действительно, случилась ни с того, ни с сего — говорю это после того, как пересмотрел матч. Такая ситуация забирает у команды импульс, а когда соперник на голову сильнее тебя, все становится совсем сложно.

— Индивидуальные ошибки были у Казахстана из матча в матч. Как с ними бороться?
— По горячим следам ничего не хотел бы говорить. Поблагодарил команду за работу на сборе, за весь период, что вместе работали. Все-таки мы только знакомимся, по ходу меняя какие-то вещи, перестроили тактику, ввели новых футболистов. Но с ошибками надо бороться. Они, конечно, бывают в футболе, но такие предопределяют результат матчей. Игроки услышали, что надо эту проблему устранять. Ну и напомнил, что что единственный матч, в котором мы не допустили ни одного грубого промаха, мы закончили ничьей 0:0 с Норвегией. Как бы та не давила, не прессовала.

— Итоговые 0:15 в Лиге наций — все-таки удар по репутации, пусть задачи выйти в верхнюю группу и не стояло. Сможет ли команда после такого тренинга стать сильнее?
— Эта разница — результат неприятный. Мы хотели большего, но нужно быть совсем наивным, чтобы рассчитывать, что в такой группе мы будем доминировать. Планировали оказывать достойное сопротивление и искать свои шансы. В первой игре смогли именно отстоять ничью, в других по качеству были интереснее, чем в первой, но, с сожалению, результата не добились. Но надо верить в то, что делаем, не отвлекаться на какие-то реакции со стороны, подойти к себе критично, в том числе и нам, тренерскому штабу, и мне, как главному тренеру, и начать с чистого листа. Понятно, что болельщики недовольны, они абсолютно правы, но была такая группа, которая на данный момент оказалась слишком сложна. Просто другой уровень, это надо принять и двигаться дальше.

— Сборную России в 2016-м вы принимали на фоне «мы — г...но», «закрываем сборную» и так далее. За Казахстан взялись в 2024 после того, как сборная добилась лучших результатов в своей истории и вписала в нее победу над Данией. Что сложнее?
— Победа над Данией была давно. А непосредственно перед моим приходом — 5 проигранных матчей. В том числе Люксембургу, Армении, Азербайджану. Тем, с кем Казахстан должен играть как минимум на равных. Такими победами, как над Данией, надо гордиться, помнить и тренерам, и болельщикам, но ни в коем не жить ими. Так бывает, что сначала эмоции от успеха, а затем карета превращается в тыкву. Любой игрок может обрести форму, а затем ее потерять. Эмоционально выхолощенный игрок — это когда он все отдал, а теперь снова нужно набирать тонус. Это бесконечный процесс, когда после падений нужно снова искать пути к взлету. Что было — было, и сами игроки понимают, что прежние успехи — пройденный этап. Если многим со стороны такие вещи непонятны, что ж... Я бы сказал, что это странно: проиграть несколько матчей тем, кто не сильнее тебя, а потом требовать обыгрывать топ-команды!

— Так с кем было сложнее, с Россией или в Казахстане?
— И в том, и в другом случае работаешь, делаешь свое дело. Смотришь, что можно изменить, принимаешь меры — все! Хотя, понятно, что учитываешь при этом нюансы.

— То есть, все, как вы говорите: «Не танцевал на столе после ничьей с Норвегией, не рвал на себе одежду после 0:5 с ней же?»
— А что я должен делать? Над собой издеваться вместо того, чтобы готовить себя к работе? Вы тренером никогда не были, и вы меня никогда не поймете.

— При чем тут, был я тренером или нет. Слуцкий вот переживает всегда. Как коллеги пишут.
— Ну он один человек, а я другой! Сыграли 0:0 — дальше что? Стали чемпионами Венгрии, вышли в четвертьфинал чемпионата мира... Что принципиально меняется?

— Президент федерации футбола Казахстана Адлет Барменкулов сказал, что после ничьей с Норвегией вы его спросили: «Вы хотя бы не собираетесь сегодня праздновать?».
— Наверное, дословно я сказал не так, но смысл верный. Люди пусть празднуют, а нам дело надо делать, работы непочатый край. Значит, я был прав?

«С игроками сборной Казахстана мы на одной волне»

— Что было сложнее: убедить сборную России сыграть в «автобус» с Испанией, или игроков сборной Казахстана перестроиться на 4 защитника?
— Наверное, убедить сборную России. Все-таки там был домашний чемпионат мира, а команда набирала ход по системе, которую ей не хотелось менять. Здесь же игроки сами видели проблему. Я бы и перед Норвегией поменял схему, но это была бы уже сверхсамоуверенность и авантюризм — за два дня переучивать команду с того, к чему она привыкла. Перед Австрией в октябре было пять дней, и уже какие-то вещи смогли потренировать. 

Но важно то, что в лиге Казахстана многие команды тоже перешли в этом сезоне на 4 защитника, что очень помогло. Потому что когда я пришел, все играли в 5 — и «Астана», и «Тобол», и прочие. И как переучить за два дня тех, кто месяцами привык к другому? Кстати, «Астана» после перехода на 4 стала играть интереснее, и очков набирать больше. Я не говорю о догме. Но есть требование к качеству игроков для каждой схемы. Некоторые, играя в 5, успевают передвинуть вперед одного-двух лишних, а не теряют мяч потому что некому отдать. Но у нас не тот случай.

— То, что клубы КПЛ перешли на 4 защитника случайно совпало с вашим появлением в сборной?
— Наверное. Я ни о чем никого не просил.

— Вы в Казахстане стали чаще персонально руководить тренировками. Обычно вы наблюдаете и слегка корректируете, а здесь чуть ли не двигались вместе с футболистами. Что произошло?
— Вы просто не все мои тренировки видели. Другое дело, что я иногда чувствую, что игрокам нужен такой контакт с тренером. А иногда, кстати, я вообще молчу, если есть ощущение, что сегодня так правильнее. Но когда объясняешь на пальцах, находишься в тесном контакте какие-то вещи передать легче. В «Ференцвароше», понятно, все иначе было — там около двух десятков стран представлено в команде. В кружок собрал, объяснил и смотришь со стороны, что-то корректируешь.

— Президенту федерации Адлету Барменкулову и до вашего появления пришлось начать с частого индивидуального общения с футболистами, чтобы они почувствовали теплую атмосферу, что они нужны сборной. Казахский менталитет сильно отличается от российского?
— Менталитет вообще разный везде. Я, например, хоть и много где работал и чего видел, слегка был удивлен, почувствовав какую-то напряженную реакцию на мои слова или шутки. Как будто я не уважаю местную культуру или что-то в этом роде. Столкнулся с этим впервые в жизни, но, как говорится, век живи, век учись. Понял, что даже если одно и то же работает где-то и не работает здесь, значит, нужно если не поступаться принципами, то хотя бы в чем-то подстроиться. Тем более, я не могу не погружаться в страну, где работаю.

Когда, например, возник вопрос с проектом «Алан», который осуществляла федерация для любительского футбола, я сразу сказал себе, что объеду половину страны и не буду жаловаться на долгую дорогу — самолетом не всюду здесь долетишь. Регионы здесь тоже разные, в том числе и менталитетом отличающиеся. И потом, главный тренер сборной, как я всегда говорил — представительская должность, и не ограничивается полем, свистком и двумя десятком футболистов. В конце концов, ты видишь, как та или иная вещь помогает людям, что футбол для них важен, после чего усталость отходит на второй план и шестичасовые поездки на машине не представляют проблемы.

— Игроки сборной Казахстана на вас обижались из-за шуток?
— Да наоборот. Мы с ними вообще на одной волне. Баха же давал интервью (Зайнутдинов — «Спорт День за Днем»), сказал, что правила все у нас прозрачные: когда идет работа, ни одного миллиметра ни вправо, ни влево не позволено. Да, я требовательный и жесткий. Причем, требую-то не я, а современный футбол, завтрашний соперник. когда все заканчивается, все спокойно, расслабленно. Только что вот Исламхан был на процедурах, я зашел его проведать, стали шутить. Кто бы со стороны посмотрел, никогда бы не подумал, что это Черчесов, а это — его футболист.

— Если сравнить октябрьский сбор и ноябрьский, и вспомнить то, что вы говорите про маленький прогресс, какие сейчас важные изменения за месяц вы видите?
— Важно то, что игрокам нравится то, что мы делаем. Это и значит, что мы на правильном пути. Но мы все время с ними проговариваем: да, здесь стало чуть лучше, там тоже прибавили, но в футболе все равно решает результат. И он не придет только потому, что мы этого хотим — мы умеем одно, другие кое-что еще, да еще и умели изначально, плюс не стоят на месте. Наша Лига наций была чистым листом бумаги. Сейчас мы проверили силы, определили где мы и что мы, и начинаем действовать. Проходных матчей для нас здесь не было, не будет их, кстати, и в отборочном турнире ЧМ. Нужно принять то, что изначально мы никого не сильнее. Если не принять, будет конфликт с самими собой. А это самое неприятное дело.

— На пресс-конференции перед Австрией вы сказали, что перестали смотреть «Астану», потому что устали просматривать одного лишь Вороговского. Вернемся к тому, что игроки сборной не получают должный объем игровой практики в своем чемпионате...
— Да, я так сказал, слегка утрировал, чтобы люди поняли. Мол, приходишь и, за редким исключением, видишь одного Вороговского. Меня спросили про отсутствие практики у Зайнутдинова. Но он не играет в «Бешикташе», а другие — в условном «Тоболе»!

— Был на этой пресс-конференции. Мне, кстати, не показалось, что вас особо раздражали вопросы.
— Так а я с пониманием отношусь к журналистам — им хочется, чтобы сборная выигрывала. Но им хочется, как болельщикам, а нам — как профессиональным людям. И желания с возможностям как-то должны совпасть. Отлично, что люди живут этими эмоциями, без них футбол бессмысленная вещь. Но себе реагировать эмоционально на какие-то вещи я не разрешаю.

— У вас есть ощущение, что вас слышат, когда вы объясняете свою позицию?
— Мне задают вопрос — я отвечаю. Если его не зададут — отвечать не буду. Мы делали совещание с местными тренерами по зуму, познакомились, обменялись мнениями. Сразу всем сказал, что никому не буду давать рекомендаций, как их команды должны играть, кого ставить, кого нет. Этого не было и никогда не будет. Коллеги поняли, что никто выше их себя не ставит, у нас одно дело, можно смотреть в одну сторону. И все знают, что после обоих сборов игроки возвращались в клубы и сразу давали результат.

Недавно вот нападающий Жаксалыков из «Кайсара» четыре забил. До этого не помню, чтобы с ним такое случалось. Наша задача возвращать игроков как минимум в том же состоянии, что забрали. Информации у нас достаточно, поэтому когда приезжают в сборную сюрпризов практически не бывает, взаимодействие налажено.

«Пока у ребенка не заберешь игрушку, он не понимает, что делает что-то не так»

— Когда вы приехали в Казахстан, было ощущение, что приехали, как иностранный тренер? Или здесь в целом самодостаточная среда?
— Среда самодостаточная. Другое дело, что в мире казахстанский футбол надо как-то представлять. Расскажу случай. Я съездил в Венгрию посмотреть контрольный матч Казахстана с Азербайджаном. На одни сутки заехал в Австрию, чтобы потом сразу на матчи Евро в Германию. Меня поймал ваш коллега, попросил об интервью. Сели в уличном кафе, стали общаться. Когда он узнал, что я только что возглавил сборную Казахстана, напрягся: мол, что это такое? Начал рассказывать, мол, вышли в группу В Лиги наций, чуть не вышли на Евро. Спортивный журналист, но вообще не в курсе! Но самое удивительное — он каждое утро ходит в это кафе уже тридцать лет, и не знает, что на углу, практически напротив, посольство Казахстана! С этим же надо что-то делать, в том числе и с помощью околофутбольной работы вокруг матчей Лиги наций.

Вот и честно давал интервью всем немецким каналам, что приезжали на наши игры в Австрию, Словению. В России тоже сейчас о Казахстане пишут больше. Спорт — моя стопроцентная задача. Вторая — хочешь не хочешь, но давать информацию о том, что у нас происходит. Раз мне постоянно звонят, значит, стало интересно. Звонят мне, пишем — «про Казахстан».

— Немцы и австрийцы понимают ваши шутки?
— Там-то меня уже сто лет знают... Понимают, конечно.

— Вы пригласили в тренерский штаб двух тренеров из молодежной сборной — Константина Горовенко и Елдоса Ахметова. Почему приняли такое решение — потому что так положено, или потому что вам так было нужно?
— Естественно, только потому, что мне так было нужно. Это моя позиция: куда бы мы ни приходили, местные в штабе должны быть. И никогда не убирали членов штаба, которые работали до нас и не уходили с предыдущим главным. Я долго приглядывался к тем, кто у нас работает. К тому же тренеры, которых вы назвали, были с нами уже на первом сборе, работа была выстроена так, что утром они помогали нам, вечером трудились в молодежке. Официально они к нам присоединились уже к октябрю — кто, как не местные, лучше всего знают ситуацию изнутри, кто лучше подскажет про правильные резервы? Одно дело я составил свое впечатление об игроке, но нужна исчерпывающая информация о нем. Что он, допустим, забил-отдал, это сам вижу. А что было до? Сборная требует качества принимаемых решений.

— Вам кто-нибудь объяснил, почему в Казахстане до недавнего времени централизовано не работали с юношеским футболом, не было при КФФ академии, например?
— Мне бы не хотелось комментировать что-то постфактум, чтобы никого не ставить в неловкое положение. Я — тренер главной сборной. У меня задачи, на которых я должен концентрироваться в первую очередь. К вопросу, который вы задали, мы рано или поздно придем, но сейчас не хотелось бы говорить о том, что было.

— После матча с Норвегией вы сказали, что сборная вернется в Астану при том, что ее хорошо принимали в Алма-Ате. Насколько понимаю, этого возвращения вся команда ждет с надеждой. Почему важно принимать соперников именно в Астане?
— Вот, кстати, тоже вопрос о том, как важно иметь всю информацию для своей работы. Когда я приходил, тоже не знал этих нюансов: что в Астане стадион на ремонте и мы там играть не можем. И вопрос этот не задал просто потому что не знал, что его нужно задать. А причин, почему это важно, много. Начиная с того, что я не могу привезти в Казахстан семью — ведь из Астаны, где у меня служебная квартира, все равно нужно лететь на игры в Алма-Ату, где странно жить параллельной жизнью в разных отелях. Ради чего?

Естественно, и синтетическое поле для нас тоже определенный плюс. Лишние разъезды во время сбора. В общем, мы оказались лишены маленьких плюсов, которые вместе могли бы что-то дать — лишний мяч забить, лишний не пропустить. При этом ничего плохого про Алма-Ату не скажу: здесь великолепный газон, его содержит агроном высшего уровня по имени Виктор.

— Когда приезжаете в Москву, коллеги что-то спрашивают про работу в Казахстане?
— Ну, результаты и так все знают. Кто-то соглашается, что все непросто, кто-то советы дает какие-то. Но все профессионально и спокойно, по-тренерски. Все меня знают, в первую очередь то, что если я что-то сделал, то перед этим хорошо подумал. Я что, не знал, против кого мы будем играть в Лиге наций? Естественно, отдавал себе отчет, что если команда проигрывает Люксембургу, Армении, Азербайджану, то как она «полетит» против Австрии, Норвегии, Словении, особенно если вспомнить, что перед первой игрой мы собрались за два дня? Но мне, как тренеру, интересно попасть в такую ситуацию и из нее выходить достойно.

Причем, кто-то скажет, что «достойно» — это сразу одержать победы, а кто-то поймет, что это еще и выстроить некую систему, на которой затем можно что-то строить. Тот «созыв», что добился побед в прошлом отборочном цикле к Евро, хотим мы или нет, перестал функционировать. Значит, нужно правильно посадить новое дерево. В правильное место, в правильное время. Кстати, и правильное дерево. Пусть я, может, этих всходов и не увижу, как тренер, но нужно это работу выполнять. Чтобы у того, кто это дерево придет поливать, было что поливать. И он не напрасно тратил свои силы.

— Заметил, что если раньше вы категорически не принимали вопросы по персоналиям, сейчас относитесь к этому легче. Что тому причиной?
— Бывают моменты, когда людям что-то нужно объяснять буквально. Что я и делаю в Казахстане. При этом говорю, как есть, а не как кому-то хочется услышать. Вот спрашивали перед Австрией, почему я не вызвал Оразова из датского «Силькеборга». Он был с нами на первых двух сборах. Но бывает так, что игроку необходимо посмотреть на свою ситуацию со стороны. Что мне делать, если я чувствую, что игрок как будто не с нами? Надо помочь ему подумать, что-то переоценить.

— У Максима Самородова затянулся период адаптации в «Ахмате», да и команда не показывает результат. Ему как-то можно помочь?
— Я стараюсь помочь и поддержать всех, Самородов и Оразов не исключение. Другое дело, что помощь для всех разная: Самородов на предыдущем сборе был в похожей ситуации, как и Оразов. Но один с нами, а другого нет. Хотя бы потому что Самородова я в «Ахмате» вижу, а Оразова в «Силькеборге» нет. Потому что он не выходит. Самородов хочет переломить свою негативную ситуацию, значит, протягиваем ему руку помощи. Оразову тоже протягиваем, но по-другому — дай бог, отдохнет и приедет к нам на следующий сбор. Просто пока у ребенка не заберешь игрушку, он не может понять, что что-то делается не так. И одно дело, когда только говоришь «я отниму», а совсем другое — когда забрал и спрятал в сейф. Это рабочий момент, к нему нужно отнестись без эмоций. Или кто-то полагает, что мне делать больше нечего, как просто так брать и выгонять из сборной Казахстана игроков? Посмотрите, тут Мбаппе не вызывают в сборную Франции! Все бывает...

— 20 декабря покидает свой пост глава Федерации футбола Казахстана Адлет Барменкулов, который вас приглашал в сборную. С какими чувствами встретили новость о его уходе и что, как считаете, будет дальше?
— Что будет дальше я точно не задумываюсь — у меня есть контракт с федерацией, я его выполняю.. А что касается Адлета Назарбаевича, могу сказать, что мы с ним эффективно работали, он профессиональный человек и человек слова. Точно знаю, какие у него были планы и как он собирался их осуществлять, как переживал за дело и как вкладывался в него. За два с половиной года его работы у сборной был прогресс в результатах, были и другие успешные шаги у федерации — кооперация с УЕФА и ФИФА вышла на другой уровень. Теперь будут выборы нового президента, это ответственный шаг для футбола в стране. Опять же, важно качество принимаемых решений. Дождемся их.

«Футболисты бывают дальтониками, нужно помогать им различать цвета»

— Давайте немного о российских делах. Из «Спартака» ушел спортивный директор Амарал, который сказал, что Черчесов не входил в его список потенциальных тренеров после ухода Абаскаля...
— Я его не знаю, никогда с ним не разговаривал, оценивать его работу не могу. Раз принято решение о том или ином тренере, нужно дать какое-то время поработать. И я бы сам в такой ситуации выступил бы за то, чтобы принятые решения получали время на оценку. В том числе это касается и самого Амарала. А относиться к Амаралу по принципу, что он плохой или хороший в связи с тем, общается он со мной или нет — не мое. Не захотел Черчесова, значит, не захотел. А надо было?

— Не уверен, что вам было надо. Но скажите — хотели бы в «Спартак» прямо сейчас?
— Я не могу говорить на темы, которые для меня сейчас неактуальны. Мои возможности всем, кому надо, известны. Я и спортивным директором работал, и в совет директоров одного зарубежного клуба меня звали, и за консультациями, если надо, обращаются. Но сейчас я — главный тренер сборной Казахстана, и ничто другое меня не волнует. Кому нужно, тот меня найдет. Будет вопрос, будет ответ. Я тысячу раз уже это говорил, но все, видимо, считают, что я лукавлю. Вот вы думали полгода назад, что я буду в Казахстане?

— Нет.
— И я нет. Как и не думал, что буду в «Ференцвароше». Что буду в «Легии». Делаю свою работу, поступает звонок, происходит встреча. Выясняю, насколько серьезные люди, «трогает» меня предложение, или нет, могу я, или нет. И принимаю решение. По-другому быть не может.

— Какие клубы в РПЛ, на ваш взгляд, сейчас выглядят готовыми к борьбе за чемпионство?
— Верхняя тройка — «Краснодар», «Зенит», «Локомотив». Потом «Динамо», «Спартак», думаю, подтянется. Уважаю и командную работу Николича и ЦСКА, при этом один-два трансфера им не помешают. В таком клубе должны быть футболисты, способные делать разницу. Играть правильно — это хорошо, но иногда нужно, чтобы кто-то что-то изменил. Николич опытный тренер, наверняка у него есть мнение на этот счет.

— «Зенит» действительно забуксовал или притворяется?
— Только если в плане игры. Пару очков потеряли, когда не должны были. Например, ничья с «Химками». Кстати, мощный старт «Зенита» я вполне предполагал, потому что буквально перед началом сезона приезжал в Петербург, видел их на тренировках, команда была хорошо готова. Потом пошли травмы, и в механизме как будто-то сломалось. Но думаю, сейчас «Зенит» закончит до перерыва на 1-2 месте, потом поработает в межсезонье и будет двигаться вперед.

— А «Краснодар»?
— Они собирают свои очки, где-то и залетает удачно, как у Кордобы в Самаре почти с центра поля. Да, он ударил хорошо, но ведь мог и не залететь, такое рассчитать нелегко. Кстати, недавно тут читал, что больше всех от судейских ошибок пострадал «Зенит». У меня тоже по паре игр возникло ощущение, что как-то Питеру достается. Где-то не свистнули, где-то не посмотрели...

— У меня есть один вопрос про «Динамо»: почему Марцел Личка стал много критиковать публично своих игроков? Это какой-то тренерский прием?
— Честно говоря, я на это не обращал внимания, может быть, просто не видел и не слышал. Так что и комментировать, наверное, не могу. Да и коллег не обсуждаю в прессе. При встрече всегда с любым из тренеров готов обсуждать игры, тренировочный процесс и прочее. А вот так — нет.

— За «Акроном» следите, учитывая, что тренер Заур Тедеев тоже осетин?
— Пристально пока не следил. Вот сейчас в паузе успею посмотреть матчи РПЛ повнимательнее. Но когда Артем Дзюба спрашивал моего мнения, нужно ли ему идти в «Акрон», ответил положительно, потому что это играющая команда. Дзюба и контратаки сегодня уже малосовместимые вещи. «Там будут играть, мяч тебе в штрафную приносить, сможешь делать свою прямую работу», — сказал ему. Он игрок штрафной — либо ударит, либо сбросит, либо еще что-то сделает. А Заура знаю, как серьезного тренера, который обстоятельно строит игру.

— Давно хотел спросить про Дзюбу следующее. 2017-й год, сборная России готовится в Австрии к Кубку конфедераций. Артем покинул сбор, а потом через какое-то время показывал с Кокориным что-то вроде усов в социальной сети. И очень долго его в сборной не было, почти до самого чемпионата мира. В недавнем интервью «Матч ТВ» Дзюба назвал Черчесова «красавчиком», при том, что далеко не все удостоены такой чести. Не считаете ли вы такое отношение Артема к себе результатом совпадения случайных чисел?
— Говорю, как есть: когда в 2017-м за Дзюбой закрылась дверь, я уже знал, что он будет в команде. Мы поговорили, я высказался так, как считал нужным, безо всякой неприязни. Он подумал и решил уехать. Но я был спокоен, потому что такому человеку, как Артем, нужно дать выпустить пар, при этом не создав у него отношения к тренеру, как к врагу. Ну, не убедил я его аргументами сразу, зато через какое— то время они дошли. А усы он там показывал, или еще что... Про меня чего только не говорят. Главное — действие, а не то, кто что сказал и показал. У меня с разными игроками были рабочие ситуации, с Гранатом тем же, который был капитаном «Динамо», и мы с ним не продлили контракт. Но это не помешало ему оказаться в сборной на чемпионате мира, когда в том самом матче с Испанией он вышел и сделал свое дело на отлично«. Я — тренер сборной, а не воспитатель в детском саду. И мне надо было готовить команду, чтобы достойно выступить на домашнем чемпионате мира, без разницы, любят меня, или нет. И никогда не говорю футболисту того, чего нет. Если черное, то черное, если белое, то белое, синее — так синее и тому подобное.

Футболист иногда бывает дальтоником. И я тоже им был, потому что мне тоже было 18, 20, 25 лет. И если кому-то кажется, что у меня характер был сахар, что я только всех слушал и не отвечал, то ошибаетесь. Правильные цвета футболисту нужно помочь различить. Даже если чего-то не видеть, не слышать, терпеть, прощать. Вот Дзюба был дальтоником в тот момент — так бывает. Мы с Дзюбой ту историю потом вообще ни разу не вспоминали.

— Вас до 25 лет держали в «Спартаке» на скамейке за спиной Рината Дасаева...
— И вы думаете, это было легко? Но раз дотерпел, значит, дальтоником был не так уж и часто. Цвета различал и вовремя соображал.

— Как считаете, «Локомотив» и дальше продолжит наступать на первое место, или в какой-то момент остановится?
— Пока отмечу то, что у них играет всего два иностранца, остальные россияне. Так ли это принципиально? Главное, что у них получается, команда готова, остальное не так важно. Есть Михаил Михалыч Галактионов, которого я прекрасно знаю по молодежке, есть, судя по всему, нормальная обстановка внутри, есть хорошие футболисты. Но мы также неплохо знаем, что такое российский футбол: как только зимняя пауза проходит, игроки остаются те же, но что-то идет не так. Я хожу, при возможности, на каждую домашнюю игру «Локо», вижу, что у них получается, но нужно понимать, что путь к первому месту длинный.

— Вы уже понимаете, что будете делать в зимнюю паузу?
— 13 декабря жеребьевка отборочного турнира чемпионата мира. Затем, если будут какие-то мероприятия, связанные с Федерацией футбола Казахстана, приму в них участие, если нет, поеду в отпуск.

— Тем более, у вас теперь есть, кому в отпуске уделять время...
— Да, внучка. С удовольствием с ней вожусь. Магнитики двигать ей нравится, можно сказать, тактически работаем уже. Правда, потом их долго искать приходится... 

Станислав Черчесов переписал историю сборной Казахстана. Такого даже близко не удавалось никому 



Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • Никакой он не физрук! Грамотный тренер,пригласи сюда хоть Гвардиолу,фиг что сделает! Казахстанским футболистам не хватает мастерства,чтобы достойно играть на уровне группы Б! Ещё раз пишу,что Черчесов приехал сюда тупо заработать,вопросы к тем товарищам,которые его пригласили и насыпали ему контракт на нереальные 1 200 000 инвалюты! Приглашение Черчесова- это чтобы под него выделить большие деньги и откатить себе любимым,так как у этого тренера есть имя ,в отличие от того же Адиева!Ответить

    • 20 ноября 2024, 20:00
    • Актобе
    • 106 записей
    • 3812 дней на портале
  • Типок. Что-же он не дал интервью казахским СМИ? Надменный физрук. Был бы таким крутым - не сидел бы без работы. Кто же придумал его пригласить к нам? Это какими бараньими мозгами надо владеть чтобы такое придумать?Ответить

    • 20 ноября 2024, 18:28
    • 145 записей
    • 1439 дней на портале
  • Лучше вообще без тренера, чем с этим физруком! Издевается еще!Ответить

    • 20 ноября 2024, 06:53
    • Алматы
    • 5336 записей
    • 5914 дней на портале
  • Феноменальный афёрозоидный тип. В каждом предложении между строк читается надменность менторского тона. Путает фамилию Адиева с фамилией "Бесхозный"(благо, что не "Колхозный"). Набившая оскомину хорошая мина при плохой игре (о результате даже мечтать не смеем). Всех нас за дураков держит. В Европах без него никак не отыскиваются наши посольства местными глубоко неосведомлёнными журналистами. Немцы с австрийцами - доки в его остротах (в отличие от нас, ущербных). Остап Бендер Нью-Васюкинского уезда. Зеркало казахстанского ногомяча. Д'Артаньяны и Дон Кихоты от КФФ, сделайте красиво!Ответить

    • 20 ноября 2024, 02:41
    • 1 запись
    • 4 дня на портале
  • О чем вы мужики?Футбол- это прикрытие, главная цель- освоение бюджетного бабла! Это суть российского и казахстанского футбола!Сам он в отставку не подаст, у него годовая зарплата 1 200 000 инвалюты, а если его уволить ,то его неустойка 1 000 000 инвалюты!!!!!!Ответить

    • 20 ноября 2024, 00:39
    • Актобе
    • 106 записей
    • 3812 дней на портале
  • Бапкердің сөзің салыстыруға болады "выражение «А король-то голый» Есть такое крылатое выражение: «голый король». В народе так называют человека честолюбивого и хвастливого, любящего пускать другим пыль в глаза. Как правило, в действительности этот человек ничего собой не представляет, и потому его называют «голый король», подчёркивая тем самым, что его амбиции идут вразрез с его возможностями. А появилось это выражение относительно недавно – в XIX веке. Подарил его нам знаменитый сказочник Андерсен. "... отправился в несуществующем наряде в город, где каждый житель собрался полюбоваться на новое платье, а заодно узнать, насколько глуп его сосед. Но признать, что ничего не видят, люди не могли, пока один мальчик из толпы не выкрикнул: – А король-то голый!Ответить

    • 20 ноября 2024, 00:06
    • 611 записей
    • 4137 дней на портале
  • За что ему 1 200000?!! За то что всех подряд проигрываем в сухую?!! К Да,красиво и хитроумно говорит,но с ним в сборной сдвигов в лучшую сторону не будет. Вот посмотрите! Ответить

    • 19 ноября 2024, 23:27
    • 153 записи
    • 613 дней на портале
  • Писали,что неустойка его миллион то ли евро или баксов! Прежнее руководство КФФ постаралось, заключив с ним контракт на 1 200 000 евро или баксов! Сумма какая-то подозрительная,скорее всего миллион ему,а 200 штук на откат! Считаю Черчесова сильным специалистом, и он знал куда идёт, а здесь чисто приехал заработать!Ответить

    • 19 ноября 2024, 21:21
    • Актобе
    • 106 записей
    • 3812 дней на портале
  • для Uriy:«Уважаемые руководители Федерации футбола Казахстана, просим Вас, отдайте ему неустойку и пусть уходит на все "четыре стороны", как тренер не оправдавший надежд и авансов, ему выдававших перед Лигой Наций. Он не выполнил задачу, которая была поставлена перед турниром- остаться в Лиге "В", более того, сборная под его руководством стала играть еще хуже, не показав не только более-менее хорошей игры, но и не забила ни одного мяча, игроки не играли все 6 игр, а "мучались" на поле, его работа налицо, он не заслужил слов одобрения, вполне достоин только увольнения, думаю, что это не только мое мнение, но и многих специалистов футбола и болельщиков, пусть уходит!!»

    Согласен на все 100%. Пусть уезжает к себе на родину и там своих тренирует! Он не наш тренер и душою он не болеет за Казахстан. Если среди местных нет хороших тренером, то не лучше ли пригласить за хорошие деньги тренером из Бразилии или других стран ,где футбол очень сильно развит.Ответить

    • 19 ноября 2024, 21:16
    • 146 записей
    • 305 дней на портале
  • Красиво говорит, но не совпали звезды его с нашей сборной.Человек он не простой. У себя на уме. С его опытом, он мог бы сразу сказать,что будет очень непросто в лиге наций, возможен провал. Но его назначили,а он не сразу взялся за дело. Был в россии,последние матчи когда товарняки при Балтиеве были,уже должен был присутствовать на матчах и как Луи ван Гал записывать в листок заметки.. Не делал этого. То,что он говорит конечно,красиво,вот только как Адиев не горит душой . А без души не будешь иметь успеха. На ЧМ-2018 против испании поставил автобус, а с нашими играл а авантюрный футбол. Отсюда и провалы в обороне. Мое мнение,не подходит он к нам.Ответить

    • 19 ноября 2024, 20:52
    • Алматы
    • 1816 записей
    • 1764 дня на портале