...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


18 ноября 2013 (13:42)

Малик Кушалиев: «Хочу, чтобы большой футбол вернулся в Алматы»!

Малик Кушалиев: «Хочу, чтобы большой футбол вернулся в Алматы»!

Генеральный директор ФК «Кайрат» в интервью корреспонденту «Sports.kz» подводит итоги минувшего сезона и делится планами на следующий. Некоторые подробности весьма интересны. 

— Малик Булатович, Вы заступили на должность генерального директора футбольного клуба «Кайрат» еще в прошлом году?
— Да, в сентябре месяце. Но тогда мы в дела особо не вмешивались, решили: пусть команда доиграет чемпионат, а затем уже будем вносить коррективы. Так что тот период был ознакомительным — я вникал в дела клуба. Работа на самом деле началась в январе 2013 года: это и комплектование команды, оформление необходимого пакета документов, без которого ни один клуб работать не может. Взяли молодых ребят в маркетинг и юридическую службу. Да, и работу с болельщиками проводили. По факту, наш клуб прошел очередное перерождение.

— В минувшем сезоне ФК «Кайрат» призвал все клубы КПЛ подписать Хартию. В чем была ее суть?
— Это та модель поведения, те принципы, по которым отныне будет жить Футбольный клуб «Кайрат». По большому счету мы не очень огорчились, что никто эту Хартию не подписал, зато мы на весь Казахстан продекларировали свои намерения.

— Не так давно в Астане на Совете ПФЛ Вы заявили, что некоторые положения регламента противоречат законодательству РК. В чем?
— Приведу конкретный пример: летом мы взяли в аренду несколько игроков, до конца сезона, т.е. на вторую половину сезона, и согласно арендным соглашениям заключили с ними контракты. Так вот в Трудовом кодексе с работником договор должен быть заключен не менее чем на год. Вот и противоречие. Есть и другие несоответствия. А взять штрафы игроков? Хотим мы того или нет, но трудовым законодательством они запрещены. Вот и пытаются во всех футбольных клубах найти какие-то лазейки то в законодательстве, то в регламенте. А зачастую самое эффективное наказание для футболиста — это денежный штраф.

— Вас услышали в ПФЛ, и будут ли какие-то сдвиги?
— Нам обещали, что все предложения ФК «Кайрат», озвученные на Совете Лиги будут вынесены на обсуждение Исполкома ФФК.

— Признайтесь, Малик Булатович, становилось порой не по себе, когда вникали в эту футбольную «кухню»?
— Нет, если бы я сидел и посыпал голову пеплом, переживая: «Куда я попал?», то ничего бы у нас не получилось. Любой руководитель знает, что без проблем не обходится. Надо работать, решать эти проблемы и идти дальше. Предложения на Совете Лиги обозначили наш курс.

— Вы увидели поддержку или хотя бы понимание со стороны руководителей других футбольных клубов?
— Я разговаривал в кулуарах со многими и увидел, что они сталкиваются с теми же проблемами. Практически все меня поддержали на Совете Лиги.

— Давайте вернемся к минувшему межсезонью. Одной из первых задач была — найти главного тренера. Сейчас, спустя год, можете назвать другие кандидатуры? Слухов ходило множество.
— Все они не соответствуют действительности. Мы изначально были ориентированы на подписание контракта с господином Вайссом. Переговоры шли заранее, и мы целенаправленно шли именно к его кандидатуре. Конечно, до этого мы разбирали и других, даже спорили. Но когда приняли совместное решение, то уже целенаправленно шли к подписанию контракта именно с Владимиром Владимировичем Вайссом. И я очень рад тому, что мы не ошиблись в выборе.

— Далее необходимо было комплектование команды. Сложилось ощущение, что зимние трансферы, по большому счету, не удались. Вы согласны?
— Нет, я не согласен. Мы собрали команду с нуля, и сейчас она уже имеет свой костяк.

— Я говорю все-таки о зимней трансферной кампании. Хорошо, вот конкретный вопрос: кто нашел футболиста по фамилии Рабаналь, которого на поле мы так и не увидели?
— У нас есть целая система по поводу приглашения футболистов: свое согласие должны дать главный тренер, спортивный и генеральный директор, а затем утвердить председатель Наблюдательного совета. Так что это было общее решение. А этот человек на первом же сборе получил травму, от которой не смог вылечиться и заиграть, поэтому по обоюдному решению контракт был расторгнут.

— В летнее трансферное окно «Кайрат» усиливался точечно?
— Да, это так.

— Но количество приглашенных футболистов было велико, чуть ли не основной состав набирался.
— Я так не считаю.

— Хорошо, давайте я назову фамилии: Лория, Смаков, Землянухин, Еременко, Кукеев, Ли и Едигарян, это внушительное количество. Понятно, что тренер рассчитывал на них как на игроков основного состава.
— Если вернуться к зимнему комплектованию, то в «Кайрате» было девять молодых футболистов, которые в силу разных причин не были готовы играть на серьезном уровне. Им надо еще набраться силенок и опыта, и, я уверен — они заиграют. Но тогда в составе нашей команды на поле выходило много молодых футболистов, и, вы помните, больших результатов это не приносило. Нам было нужно существенное усиление, именно поэтому мы и взяли эту группу игроков. Возможно, не все они в полной мере оправдали ожидания болельщиков, но, тем не менее, я считаю, что это был шаг вперед. Это было серьезное усиление, и я уже говорил о том, что у нас сформировался костяк команды. Теперь опять необходимо точечное усиление. Сейчас мы выставили на трансфер большую группу игроков и будем вести селекционную работу. Будем продолжать делать это до тех пор, пока не получим сильную и конкурентоспособную команду.

— Можете назвать, к примеру, сумму трансфера Кукеева?
— Извините, но это коммерческая тайна. Да и на оглашение информации необходимо добро от ФК «Шахтер».

— «Кайрат» сейчас по сути единственный в Казахстане клуб, который финансируется не из госбюджета, однако де-юре акции есть и у акимата города Алматы?
— Да, 30%, но финансирование осуществляет полностью ТОО «КазРосГаз».

— А чувствуете со стороны других казахстанских клубов если не зависть, то ревность? У нас ведь, как правило, богатых не любят.
— На это я отвечу следующее: большая часть нашего бюджета уходит на строительство. Стройки просто гигантские, таких в Казахстане больше нет. Мы хотим, чтобы эта инфраструктура осталась надолго. Деньги, которые остаются на содержание команды «Кайрат» не превышают бюджеты многих клубов нашей Премьер-лиги.

— Вы уже сказали, что решения по трансферам принимаются коллегиально, однако в ответе за результат всегда главный тренер. Его мнение в итоге решающее?
— Предложения могут идти как от группы скаутинга, так и от главного тренера, а все остальные лица только утверждают решения, если они согласны.

— Сложилось впечатление, что в «Кайрате» излишне уповают на игроков с казахстанскими паспортами, а семь позиций легионеров, во всяком случае, в минувшем сезоне должным образом не были заполнены и не сработали.
— Перед господином Вайссом изначально была поставлена задача: опора на собственные силы. Легионеры пришли и ушли, а наши футболисты останутся.

— Ну, есть уже практика, когда и легионеры играют за казахстанские клубы не один год, и приносят пользу и даже выступают за национальную сборную.
— Вы хотите, чтобы мы привезли и натурализовали легионеров?

— Нет, просто вижу, что сильных иностранцев в «Кайрате» не достает, а количество квалифицированных футболистов в Казахстане ограничено.
— Все же я считаю, что на легионеров нельзя делать ставку. Иностранцы должны быть в таком случае намного сильнее казахстанских футболистов и составлять хребет команды.

— По итогам минувшего сезона, и это было озвучено, клуб перевыполнил поставленную задачу. Где и на каком этапе Вы поняли, что «Кайрат» может вести борьбу за медали?
— После завершения первого этапа чемпионата мы посмотрели на турнирную таблицу, посчитали количество очков, которые были поделены на два, и количество предстоящих игр, и поняли, что появляется шанс. Не обошлось и без сбоев в игре и потерь очков — вспомним матчи с «Ордабасы» и «Шахтером».

— После того матча с горняками на пресс-конференции на Вайсса было по-человечески больно смотреть — он выглядел просто убитым горем.
— Потому что этот человек полностью отдается своему делу, он — истинный профессионал. И после каждой подобной игры, пусть даже победной, но в которой что-то не получилось по его замыслу, Владимир Владимирович всегда очень переживает. Какое-то время его вообще лучше не трогать, потому что человек реально болеет своим делом в хорошем смысле этого слова.

— Тогда же на пресс-конференции Вайсс сказал, что ошибся с футболистами, которых выпустил на замену. Я специально посмотрел — кого: это Дафф, Еременко и Нехтий. У Даффа закончился контракт, Нехтий выставлен на трансфер с предложением аренды. Остается Еременко. Сложилось ощущение, что этот игрок не оправдал надежд.
— Я не согласен и считаю, что все футболисты, которые играли в этом сезоне, принесли пользу «Кайрату». Может, кто-то ожидал большего, чего-то фантастического или сверхъестественного.

— Извините, когда невооруженным глазом видно, что у игрока лишний вес, то вопросы возникают. Сам Вайсс однажды на пресс-конференции признался, что вынужден был проводить беседы с Еременко, который считал, что в нашем чемпионате можно играть, особо не напрягаясь.
— Такого он не мог сказать!

— Поверьте, это было! Порой тренеры на послематчевых пресс-конференциях на эмоциях говорят такое, о чем, наверное, потом жалеют.
— Скорее всего, так и было, это эмоции. А вы считали: сколько Еременко отдал точных передач, сколько из них было голевых и обостряющих? Мы довольны его действиями.

— Хорошо, будем считать, что Вы соблюдаете корпоративную этику и защитили футболиста. После прихода на должность спортивного директора клуба Патрика Ван Лиувена последовали увольнения тренеров. Вы считаете их обоснованными?
— Я считаю, что в Казахстане нет школы подготовки юных футболистов. У нас в стране появлялись таланты, но по-настоящему за последние 10 лет у нас не было хорошо обученных футболистов. По пальцам одной руки можно пересчитать тех, кто хотя бы пробовал играть в других более сильных чемпионатах. Это означает только одно: у нас нет хорошей футбольной школы. В связи с этим необходимо принимать решение: если мы не умеем, то надо учиться. У кого? Есть признанные во всем мире школы Испании, Германии и Голландии. Мы провели анализ. Нам важно было, чтобы специалист понимал наш менталитет, знал язык и учитывал особенности работы на постсоветском пространстве. И мы такого нашли и пригласили Патрика Ван Лиувена, который долго работал в системе «Фейеноорда», а затем семь лет в донецком «Шахтере», причем, именно по детско-юношескому футболу. Мы ознакомились с его подходом к делу, методиками и приняли его концепцию.

— Я согласен, что футбольная школа у нас хромает. Сам видел несколько лет назад, как «тренер» ФК «Кайрат» бросал мальчишкам мяч и садился читать «Спорт-Экспресс». Однако после прихода Ван Лиувена прошло совсем немного времени, и последовали увольнения детских тренеров. А кем их заменить? Либо тут был конфликт и неприятие требований голландского специалиста?
— Здесь было много причин. Во-первых, специалист в процессе обучения юного футболиста должен не только объяснить, но и показать. А если в силу возраста это не делается? Во-вторых, эти тренеры опять же из-за возраста со своим устоявшимся видением процесса, и их уже не переделать. Кто-то, наверное, может наступить на горло собственной песне и принять эти требования, но в душе он с ними будет не согласен. И, в третьих, необходимо смотреть в будущее. Мы же приглашали голландцев не только для того, чтобы они наших детей обучали, а в первую очередь, для обучения наших тренеров. Именно поэтому мы сделали акцент на молодых казахстанских специалистов, с тем, чтобы они впитали эти методы и навыки. Голландцы же, как приехали, так и уедут через какое-то время. Спасибо им большое за то, что начали нас обучать. Но нам важнее собственные кадры — и это та молодежь, которая может и хочет научиться. Система работы у нас следующая: кроме Патрика Ван Лиувена есть еще два голландских специалиста. Один из них курирует группы подготовки возраста 7 — 13 лет, а другой — 14 — 18 лет. Они учат не только тренеров, но и непосредственно детей. На каждом занятии тренеру выдается задание: чему дети должны научиться конкретно. Примерно 70% заданий обязательных, а 30% — это то, что может дать детям сам тренер.

— Вы уже озвучили одно из направлений — это работа с болельщиками. Тут есть прогресс, безусловно. Количество зрителей на трибунах Центрального стадиона на матчах «Кайрата» тому подтверждение. Однако, Вы же, Малик Булатович, говорили о том, что пока не удается привлечь болельщиков в возрасте от 40. Тут видите сдвиги?
— Да, постепенно и эти люди возвращаются на Центральный стадион.

— Некоторые из них мне говорили о том, что не приходят, потому что вся Западная трибуна превратилась в фан-сектор. От излишней шумовой поддержки, постоянного барабанного боя у людей уже ко второму тайму болит голова. Для фанатов всегда существуют отдельные сектора.
— Да, в основном за воротами.

— Да вон, вся Восточная трибуна до сих пор свободна!
— Согласен, будем думать. Хотя барабаны мы привлекли не от хорошей жизни. Ведь когда мы начинали работать, на матчи приходили 300 — 500 болельщиков, и на стадионе стояла гнетущая тишина. Порой было слышно только удары по мячу и возгласы самих футболистов. А должно быть живое настоящее действо. Сейчас нам не до жиру: мы пока не можем отделить спокойных болельщиков от излишне ретивых. Но мы к этому придем.

— Уже звучали тревожные звоночки: зажженные файеры на трибунах. Более того, некоторые фанаты приходят на стадион не для того, чтобы посмотреть игру, а перед матчем или после него сойтись «стенка на стенку». От подобного хулиганства страдают сейчас российские клубы. Думаю, что лучше предпринимать превентивные меры.
— На инцидент с зажженными файерами мы отреагировали оперативно. Мы с помощью правоохранительных органов нашли зачинщиков, в том числе и драки. Провели беседу с руководителями фан-движения. Провели переговоры с руководством ГУВД, и после этого никаких инцидентов не было.

— Давайте вновь поговорим непосредственно о ФК «Кайрат». Какая работа проводится в межсезонье?
— Ну, в клубе работа не останавливается ни на час. Сейчас мы проходим сертификацию. Конечно, мысли о том, как усилиться и подписать новых игроков. Активно работает группа скаутинга, а с главным тренером Владимиром Вайссом мы каждый день на связи и обсуждаем кандидатуры. В следующем сезоне нам предстоит выступать в Лиге Европы и не хочется вылетать в первом или втором квалификационном раунде. Хочу, чтобы «Кайрат вышел в групповой этап, и большой футбол вернулся в Алматы.

— А задачу в чемпионате Казахстана озвучите?
— Не сейчас. Сначала мы должны провести хорошую селекцию в команде, она пройдет предсезонные сборы, и, исходя из этого, мы и поставим и озвучим задачу. 

Автор: Андрей Лицов Фото: пресс-службы ФК «Кайрат» sports.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • Еще в советские времена ученые заявляли Алматы опасен для проживания сейсмоактивность высокая,большое заселение и строительство грозит большими жертвами при землятресении,но амбиции партийных боссов пересилили здравый ум! Моя супруга там всегда говорила надо переезжать , Алматы надо любить из далека! Недаром мудрецы говорили если хочешь жить селись подальше от гор и океана! За Астаной будущее,ей всего 20 лет,символ нашей независимости дай Аллах скоро будет миллионником! У меня здесь родились трое моих детей это их город и они его любят таким какой он есть! Елбасы все правильно сделал он дальновидный человек!Ответить

    • 19 ноября 2013, 22:17
    • Астана / Нур-Султан
    • 511 записей
    • 4484 дня на портале
  • Для Омирсерик! Алматы я люблю прожил там пять лет на пятилетке! Но в Астане из года в год становится много алматинцев их слова это Ата стала очень криминальным стал,коренных алматинцев почти не осталось! Поднятся по служебной лестнице невозможно надо быть с какого нибудь клана, много стало" Джусаев" и нет перспектив кроме купи-продай! Одна большая барахолка,нет той Алматы 80-ых! Ответить

    • 19 ноября 2013, 22:03
    • Астана / Нур-Султан
    • 511 записей
    • 4484 дня на портале
  • Еременко не показал себяОтветить

    • 19 ноября 2013, 20:41
    • Кокчетав
    • 611 записей
    • 4354 дня на портале
  • для Центр:«Для Омирсерик! На западе мой родственники все на джипах катаются,до 2000 годов на старых ауди ездили! Незнаю даже какой регион плохо живет,а экономически столице не надо центром быть,хватит урановых месторождении которые дают 35% дохода и зерновой доход который уходит на экспорт! Городу всего 20 лет, аналитики предсказывают ему 10млн населения так что все впереди,главное чтобы в Алматы не было разрушительного землятресения которое отбросит нас экономически на десятки лет и многомиллиардные убытки!»

    В Киргизии, в г.Оше в каждом дворе стоит как минимум один Хаммер. На какие доходы они приобретены говорить я думаю, что не надо. Сказывается близость героинового Афганистана. Одна удачная ходка с "грузом" в Россию и можно покупать Хаммер или открыть кафешку или кабак. Но от этого Киргизия богаче не становиться. 10 млн. населения возможно, но с помощью плодовитых китайцев. На счет урана положение таково. Урановую отрасль практически с нуля поднял умница Мухтар Джакишев. Но таких у нас не терпят. Что сейчас с ним все знают. Кто рулит наследием Мухтара все тоже знают.Ответить

    • 19 ноября 2013, 19:47
    • Казахстан
    • 1 запись
    • 4256 дней на портале
  • для Центр:«Для Омирсерик! Вы наверное осознаете что просто так столицу не переносят! Причины 1.Близость Китая очень опасное соседство.2.Алматы сейсмоопасный район,не дай Аллах конечно,но если произойдет то все останется под завалами.3.Малочисленность коренного населения на севере.4. Экономический эффект! 5.Месторасположение очень выгодное,узловая станция и т.д! Пример по таким же соображениям столицы перенесли Турция,Бразилия! А так же нельзя так отделятся вам на западе,хан Кенесары выдающийся человек также как Исатай Махамбетов! Астана столица нашей родины,искуственным может быть только сознание человека! Я сам киши жуз Кете мать Аргынка орта жуз,часто бываю на западе у родственников,так вот некоторые там думают что они весь РК кормят и все регионы обязаны за это! Но не думают что человечество на пороге открытия альтернативных видов энергии и нефть может конкретно обесценится или же Американцы могут придти "нефтедемократию"устанавливать,кстати это оттуда ветер дует про нефть не зря их эммиссары свой хлеб кушают! Разделяй и властвуй всегда срабатывает когда люди начинают по регионам делится! Нас джунгары гоняли пока мы по жузам делились,потом объединились и дали им прикурить!»

    Подобные причины и аргументы инициаторы переноса кидали в массы. Смешно было их слушать. Самый демократичный Парламент в истории независимости, а именно Верховный Совет 12-го созыва только с четвертого голосования под нажимом и обработкой дал согласие на перенос. После этого этот состав был распущен с помощью организованной провокацией связанной с самороспусками Советов нижнего уровня. Об этом, как и кто организовал инициативу снизу подробно описал в своей книге Заманбек Нуркадилов. Он сожалел, что был втянут в организацию этого самороспуска человеком, которому он безгранично в то время верил и был предан. Кстати, подобные причины переноса столицы сыграли злую шутку в одной африканской стране. Теперь, спустя много лет этот город. потерян в джунглях и заселен исключительно обезьянами. Ответить

    • 19 ноября 2013, 19:34
    • Казахстан
    • 1 запись
    • 4256 дней на портале
  • Для Омирсерик! На западе мой родственники все на джипах катаются,до 2000 годов на старых ауди ездили! Незнаю даже какой регион плохо живет,а экономически столице не надо центром быть,хватит урановых месторождении которые дают 35% дохода и зерновой доход который уходит на экспорт! Городу всего 20 лет, аналитики предсказывают ему 10млн населения так что все впереди,главное чтобы в Алматы не было разрушительного землятресения которое отбросит нас экономически на десятки лет и многомиллиардные убытки!Ответить

    • 19 ноября 2013, 19:16
    • Астана / Нур-Султан
    • 511 записей
    • 4484 дня на портале
  • Для Омирсерик! Вы наверное осознаете что просто так столицу не переносят! Причины 1.Близость Китая очень опасное соседство.2.Алматы сейсмоопасный район,не дай Аллах конечно,но если произойдет то все останется под завалами.3.Малочисленность коренного населения на севере.4. Экономический эффект! 5.Месторасположение очень выгодное,узловая станция и т.д! Пример по таким же соображениям столицы перенесли Турция,Бразилия! А так же нельзя так отделятся вам на западе,хан Кенесары выдающийся человек также как Исатай Махамбетов! Астана столица нашей родины,искуственным может быть только сознание человека! Я сам киши жуз Кете мать Аргынка орта жуз,часто бываю на западе у родственников,так вот некоторые там думают что они весь РК кормят и все регионы обязаны за это! Но не думают что человечество на пороге открытия альтернативных видов энергии и нефть может конкретно обесценится или же Американцы могут придти "нефтедемократию"устанавливать,кстати это оттуда ветер дует про нефть не зря их эммиссары свой хлеб кушают! Разделяй и властвуй всегда срабатывает когда люди начинают по регионам делится! Нас джунгары гоняли пока мы по жузам делились,потом объединились и дали им прикурить!Ответить

    • 19 ноября 2013, 12:27
    • Астана / Нур-Султан
    • 511 записей
    • 4484 дня на портале
  • для Ерик Амантаев:«Смакова многие мои знакомые ветераны, специалисты, журналисты и просто любители футбола видят во главе руководства ФК "Кайрат". Он не случайный, не блатной в футболе человек, прожил в шкуре футболиста, с честью защищал наш футбол в составе сборной. Короче, авторитет непререкаемый. »

    Заслужил , конечно!! Ответить

    • 19 ноября 2013, 10:46
    • Алматы
    • 692 записи
    • 4426 дней на портале
  • Хорошо бы и у других руководителей клубов взять такие развернутые интервью, что бы знать не только чем живут клубы, но и хотя бы их в лицо. Особенно интересно послушать руководителя Иртыша.Ответить

    • 19 ноября 2013, 10:04
    • Алматы
    • 652 записи
    • 4317 дней на портале
  • для shakir:«За год команду трудно построить . Но основной костяк выбрали .Осталось пополнить проблемные позиции , Надеюсь руководство сделает правильный ВЫБОР .Верю что заиграет Жамбыл , сбросит чуть-чуть вес Еременко ,он будет не заменим , в ЛЕ он и Смаков обязаны играть и помочь . »

    Смакова многие мои знакомые ветераны, специалисты, журналисты и просто любители футбола видят во главе руководства ФК "Кайрат". Он не случайный, не блатной в футболе человек, прожил в шкуре футболиста, с честью защищал наш футбол в составе сборной. Короче, авторитет непререкаемый. Ответить

    • 19 ноября 2013, 05:26
    • Казахстан
    • 1 запись
    • 4256 дней на портале