...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


15 августа 2015 (00:08)

Олжас Абраев: «Первоочередная задача — создание независимой Лиги»

Олжас Абраев: «Первоочередная задача — создание независимой Лиги»

10 августа в Астане по итогам заседания Совета Профессиональной футбольной лиги было принято решение об избрании нового главы Лиги. Представители всех профессиональных футбольных клубов Казахстана единогласно одобрили кандидатуру нового президента ПФЛК, избрав на эту должность вице-президента Федерации футбола Казахстана Олжаса Абраева, который ответил на вопросы республиканского интернет-портала Sports.kz. 

— Олжас Шакенович, с возвращением. С вашим приходом, какие-либо будут изменения в составе ПФЛК?
— Первоочередная задача, стоящая сейчас перед ПФЛК, заключается в создании независимой Лиги, которая объединит все профессиональные клубы Казахстана. Это вопрос давно назрел, по этому пути двигается профессиональный футбол во всех развитых в футбольном отношении странах Европы. Соответственно, нам необходим целый ряд новых позиций, которых в силу нахождения ПФЛ под «крылом» Федерации у Лиги не было. Речь идет о бухгалтерии, юридической и маркетинговой службах.

— Вы уже возглавляли ПФЛК. С чем был связан ваш уход?
— На тот момент я являлся также и вице-президентом ФФК с довольно широким кругом обязанностей, выходящих за рамки профессионального футбола и напрямую имеющих мало общего с Лигой. Подобное совмещение становилось все тяжелее, круг вопросов, курируемых в федерации, ширился. И в определенный момент передо мной встал вопрос выбора. Итог вы знаете.

— В свое время вы говорили о конфликте интересов в случае совмещения постов главы Лиги и вице-президента ФФК. Остаетесь при этом мнении?
— Остаюсь, но все зависит от статуса Лиги, а также от круга обязанностей вице-президента. Если Лига является одним из департаментов Федерации, и ее глава помимо Лиги курирует еще и какие-то другие направления деятельности Федерации, то можно говорить о конфликте интересов. Если же Лига является независимым органом, то статус вице-президента и членство в Исполкоме для ее президента просто необходим по умолчанию. Так, кстати, обстоит дело и в других странах, где главы профессиональных лиг имеют автоматический статус члена Исполкома и вице-президента Федерации. Это, во-первых, поднимает статус самой Лиги, а во-вторых, является важным инструментом в работе. Поскольку все решения принимаются Исполкомом Федерации, глава Лиги обязан быть в нем представлен, иначе как он сможет защищать решения Лиги на Исполкоме? Более того, мы сейчас пытаемся решить вопрос более широкого представительства Лиги в составе Исполкома ФФК. Опять же это европейская практика. Надеемся в ближайшее время получить дополнительно пять мест для руководителей клубов в составе Исполкома. Вместе нам будет легче доносить и отстаивать нашу позицию.

— Формат чемпионата остался прежним, хотя ранее говорилось об увеличении команд до 14. С чем это связано, и не претерпит ли вновь какие-то изменения до конца года?
— Нынешний формат проведения Чемпионата выдерживается на протяжении последних нескольких лет, а именно с 2010 года с перерывом в 2012 году. И пришли мы к нему тоже не от хорошей жизни. Из-за финансовых проблем мы каждый год рисковали еще до окончания сезона потерять по несколько клубов. Поэтому в 2010 году и было принято решение создать действительно элитную Премьер-Лигу. Нынешняя экономическая ситуация вряд ли способствует увеличению числа клубов в высшем дивизионе. К тому же все специалисты, тренеры, сами футболисты отмечают, что с каждым годом уровень Чемпионата неизменно растет. Об этом можно судить и по выступлениям отечественных клубов в европейских клубных турнирах. Если ранее наши команды вылетали после первого же раунда, то теперь у всех на устах выход «Шахтера» в групповой этап Лиги Европы. В нынешнем сезоне «Астана» и «Кайрат» радуют казахстанских болельщиков уверенной игрой на европейской арене. Значит не так уж и плох нынешний формат. Добра от добра не ищут, как говорится. Так что пока видимых предпосылок к изменениям нет, в первую очередь, экономических.

— Таким образом, 12-я команда вылетит в первую лигу, а 11-я будет играть переходной матч?
— Да, такой механизм обмена командами между дивизионами прописан в Регламенте.

— ПФЛК живет только за счет взносов клубов? И вообще, каков бюджет нынешнего года, и какой бюджет предполагается на будущий год?
— Основной источник финансирования — это заявочные взносы клубов. Естественно, мы не собираемся ограничиваться только этим и будем вести активную работу по поиску партнеров, что-то будем пытаться заработать за счет рекламы и реализации различного рода прав. Цифры сейчас я озвучить не готов, тем более процесс обретения независимости пока еще не завершен. Естественно, Лига будет стараться заработать не только для себя, а в первую очередь для своих членов, то есть футбольных клубов. Мы ведь все хотим, чтобы футбольные клубы начали сами зарабатывать, чтобы снизилась нагрузка на региональные бюджеты, вот будем вместе пытаться это делать. Постараемся решить вопрос с появлением титульного спонсора Чемпионата и учреждения призового фонда для призеров.

— Готовы ли вы в СМИ опубликовать доходы и расходы вашей организации?
— Если это произойдет, то это будет не мое личное решение, а совместное решение всех членов Лиги.

— Ждать ли болельщикам нового этапа развития по телетрансляциям? Когда все матчи тура будет показывать телевидение?
— Этот вопрос лучше адресовать не нам, а телевизионным вещателям. Но нужно понимать, что у телевидения есть определенные сложности. Да, скажем, в России показывают каждый матч тура, но их показывают по футбольному каналу, подчеркиваю футбольному. У нас есть замечательный канал «Казспорт», в котором работают профессионалы, с которыми приятно иметь дело. Но болельщики должны понимать, что у «Казспорта» помимо футбола есть хоккей, бокс, велоспорт, единоборства, теннис, баскетбол и другие виды спорта. И совместить все соревнования еще и с матчами Премьер-Лиги, так чтобы они все транслировались впрямую, задача архисложная, если вообще выполнимая. Потому что мы не можем подстроить наш календарь под все эти виды спорта. А в записи показывать футбол телевидение особым желанием не горит, насколько я знаю. Мы готовы к диалогу, готовы вместе искать выход из ситуации. С другой стороны, у нас есть замечательный проект «ФФК-ТВ», который мы намерены развивать и дальше. Он совсем не зависит от расписания соревнований по другим видам спорта и позволяет болельщикам в прямом эфире наблюдать за матчами любимых команд.

— Виктор Кумыков подвергся штрафу за высказывания в адрес арбитра Рахимбаева. При этом прав был арбитр или нет, общественность так и не узнала. При подобных случаях в будущем, готов ли ПФЛК или судейский корпус давать оценку действиям арбитров или же это запрещено судейской конвенцией УЕФА?
— Не так давно арбитр удалил в матче с ХИКом полузащитника «Астаны» Патрика Твумаси, были определенные вопросы по пенальти, назначенному в ворота нашего чемпиона. Как вы думаете, сможете вы узнать у УЕФА прав арбитр или нет? Есть определенные правила и нормы, которых нужно придерживаться. Тренеры всегда и везде штрафовались и штрафуются за неэтичные высказывания в адрес арбитров и других официальных лиц. Я не хочу выступать неким судьей в данной ситуации и решать кто прав, а кто нет. Но если мы будем уважать труд друг друга и работать сообща, только тогда мы сможем чего-то достичь. У нас всегда был хороший контакт с Маттео Трефолони и возглавляемым им департаментом. И я не сомневаюсь, что мы наладим нормальный диалог между судейским корпусом и Лигой, и клубы смогут получать необходимые разъяснения. А вот будут ли эти разъяснения достоянием общественности — это другой вопрос. Все вопросы нужно решать цивилизованным путем в рабочем порядке, а не выяснять отношения друг с другом через СМИ.

— Понятие — «не воспитанник казахстанского футбола» останется в обиходе? Возвращение к «легионерам» не планируется?
— Я вас поправлю, нет понятия «не воспитанник казахстанского футбола». Есть обратное понятие «воспитанник казахстанского футбола». В нынешнем году ни одному иностранному футболисту, приехавшему в нашу страну, не было оформлено гражданство нашей страны. Ни одному. В отличие от предыдущего сезона, например. Я много раз уже говорил о плюсах данного нововведения. По-другому остановить повальную натурализацию иностранных футболистов мы не сможем. Или вы хотите, сидя на трибуне или в ложе прессы на матче чемпионата Казахстана, наблюдать как на поле соревнуются друг с другом 22 футболиста из разных стран, но не одного нашего воспитанника? Я уважаю и благодарен тем игрокам, которые провели определенно долгое время в Казахстане и внесли свой вклад в развитие нашего футбола, просто хотел еще раз пояснить, что это правило было разработано не против них, а против тех, кто не успев приехать в нашу страну уже вытесняют из команд наших местных воспитанников. Согласен, может быть очень жесткие меры и под него попадают очень хорошие футболисты, но давайте не будем забывать, что они изначально приехали в Казахстан как легионеры, соответственно считаем правильно, чтобы они конкурировали за право играть в команде по силам с такими же игроками которые приехали из других стран, а наши воспитанники могли конкурировать между собой, а не с игроками которые ради заключения выгодного контракта получают наше гражданство. В любом случаи в каждом законе бывают свои минусы, мы тоже не стоим на месте, постоянно изучаем опыт других стран, и любые возможные поправки были в рамках правил и законов регулирующие нашу деятельность.

— Несмотря на введение данного правила, остались футболисты, по которым были вопросы. Бывший главный тренер «Кайсара» Дмитрий Огай частенько про них говорил. Например, Постников, Плиев, Нарзикулов?
— Какие вопросы по названным вами футболистам? Постников и Плиев выступают в качестве «воспитанников» до окончания их трудовых соглашений с клубами. Такие поправки были внесены в Регламент перед началом сезона. По Нарзикулову есть документы, подтверждающие, что Нарзкулов и Дехканов — одно и тоже лицо. На основании этих документов данный футболист заявлен в качестве «воспитанника». Еще раз подчеркну, что нам удалось главное — остановить повальную натурализацию игроков. Потому что когда футболиста натурализуют с целью привлечения в национальную сборную — это одно дело, это нормально, но когда подобным занимаются клубы с целью обойти лимит на легионеров — это уже совсем другое. Причем счет таких игроков в последнее время шел уже не на единицы, а на десятки.

— Посещаемость чемпионата падает. Что необходимо сделать, чтобы вернуть зрителей на трибуны?
— Если судить только по цифрам, то посещаемость действительно снизилась. Но на эти цифры влияют немало факторов. Скажем, «Актобе» почти весь нынешний сезон провел на запасном стадионе вместимостью 3 000 зрителей, хотя потенциально команда способна собирать в три раза больше болельщиков. Или, например, «Окжетпес» в начале сезона играл в Астане, понятно, что в столице интерес к этим матчам гораздо ниже, чем в Кокшетау. Ряд других клубов также принимают соперников на запасных полях в начале сезона, там вместимость трибун, конечно, ниже чем на основных аренах. Тем не менее, проблема наполняемости стадионов, безусловно, существует. Очень отрадно видеть, как ее решают в Алматы. Вот вам яркий пример. Или возьмите «Атырау». В нынешнем году команда уверенно держится среди лидеров Премьер-Лиги, и посещаемость домашних матчей команды выросла в полтора раза. Поэтому выступление команды имеет в этом вопросе большое значение. Ну, а глобально нужно сделать так, чтобы болельщику на стадионе было, в первую очередь, комфортно и безопасно. С последним проблем у нас нет, а вот уровень комфорта, нужно поднимать. Это касается всего: от наличия стоянки, удобного времени матча, расписания движения общественного транспорта, возможности покушать на стадионе, возможности заранее приобрести билет на матч и множества других факторов. В этом направлении работы еще много, но уверен, что вместе с клубами мы сможем добиться прогресса. Кстати, если говорить о Первой лиге, то в ней посещаемость матчей неуклонно растет. Если в 2012 году матчи второго дивизиона собирали в среднем чуть более шестисот человек, то в этом году эта цифра перевалила за полторы тысячи. Разница более чем в два раза. Петропавловск, Уральск, Актау, Семей, «Махтаарал» собирают аудиторию на уровне многих клубов Премьер-Лиги.

— В Первой лиге «Лашын» продан физическому лицу за 89 тысяч тенге, «Спартак» имеет финансовые трудности. При этом в последние несколько лет, мы потеряли 5-6 клубов. Что ждет первую лигу?
— От финансовых проблем, к сожалению, никто не застрахован. Мы надеемся, что «Спартак» решит все свои вопросы, может быть и «Лашын» вернется в нашу футбольную семью. Тем не менее, сегодня есть ряд клубов, выражающих желание пополнить первую лигу. Все они сейчас выступают во Второй лиге. Мы готовы рассмотреть их заявки на одном из заседаний членов Лиги. Уровень соревнований в Первой лиге тоже растет, про посещаемость я уже говорил. Первому дивизиону не хватает пиара, если можно так сказать. О нем пишут и говорят в СМИ гораздо меньше, чем о Премьер-Лиге. Будем выводить первый дивизион из «тени». Он того заслуживает.

— Вы ранее возглавляли казахстанский футзал, и по-прежнему курируете данный вид. Сейчас лишь «Кайрат» подтвердил участие на будущий сезон. Можем ли остаться без чемпионата?
— Футзал не имеет такой финансовой поддержки от государства, как футбол. Клубы в этом виде по большей части частные, содержатся на средства бизнесменов, энтузиастов. Проблема стоит действительно остро, а ведь между тем «Кайрат» в прошедшем сезоне во второй раз в истории выиграл Кубок УЕФА. Мне кажется, что выходить из ситуации нужно совместно с региональными федерациями футбола. Потому что в регионах футзал очень популярен. В силу нашего климата в нашей стране в зале играют практически в каждом регионе.

— Ваша занимаемая должность позволит ли заниматься судейством?
— Буквально недавно были опубликованы рейтинги европейских судей, и по их итогам я получил приглашение на сборы судей для подготовки к предстоящему Чемпионату Европы по футзалу, но теперь в связи с загруженностью графика будет сложно найти время для полноценной подготовки. 

Автор: Думан Балыкбаев sports.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • Не согласен с воспитанниками, нечего пихать своих, итак по стране везде своих сопляков пихают, потом вырастают всякие уроды и недоумки как Усенов. И футбол нужно показывать по ТВ, по интернету посмотрят кто хотят, популяризации нет никакой.Ответить

    • 15 августа 2015, 14:12
    • Тараз
    • 432 записи
    • 4231 день на портале
  • А давайте в ПЛ оставим две команды Астану и Кайрат и с финансами проблем точно больше не будет((( А давайте не будем заводы и банки строить а то вдруг они когда-нибудь разорятся - вот такая долбанутая антилогика у нашей ПФЛ, главное буквально месяц назад они нам рассказывали сколько плюсов принесет расширение, а тут не надо нам от добра добра искать - писец да и только железобетонный аргумент(((Ответить

    • 15 августа 2015, 13:06
    • 2085 записей
    • 4922 дня на портале
  • Надеюсь ФФК вырастит в полноценное ТВ -ние, как в России и чем быстрее тем лучше!!Ответить

    • 15 августа 2015, 12:50
    • Караганда
    • 20 записей
    • 4018 дней на портале
  • для Атс Пурье:« бла бла бла»

    Вот я о том же. Национальная сборная на дне таблицы, внутренний чемпионат живет за счет легионеров, а этот малыш тут делает "умные" заявленияОтветить

    • 15 августа 2015, 12:23
    • Алматы
    • 691 запись
    • 3745 дней на портале
  • для make81:«Про воспитанников я же предложил им еще годы назад. мою идею украли! ну ладно я не жадный пользуйтесь!»

    авторлык кукынды сурадын ба?Казирги заманнын табыс кози,негып отырсын зан жузинде сураОтветить

    • 15 августа 2015, 12:13
    • Атырау (Гурьев)
    • 50 записей
    • 3475 дней на портале
  • для Ibrox:«О чем говорит этот мальчик?»

    бла бла блаОтветить

    • 15 августа 2015, 12:05
    • Казахстан
    • 8 записей
    • 3425 дней на портале
  • О чем говорит этот мальчик?Ответить

    • 15 августа 2015, 11:45
    • Алматы
    • 691 запись
    • 3745 дней на портале
  • для Russkiy:«А «Иртыш» здесь причём? Сообщение на сайт было вброшено как раз во время встречи «Ордабасы» - «Кайрат». Кстати, участник еврокубков выглядел в этой игре порой бессильным и беспомощным против зубастого соперника. Что же будет в матче с «Бордо»? Что это: усталость, спад формы, желание поберечь силы? Так почему руководство «Кайрата» с подобной просьбой не обратилось к «Ордабасы»? Или вообще со всеми командами перенести встречи на декабрь-январь, пока не прикончат всех соперников в Европе? Почему «Иртыш» выставляют не патриотично настроенным стрелочником? Кто за этим стоит? Или перед «смертью» с «Бордо» не надышаться, так а ПРИЧЁМ собственно «Иртыш»? Что он им заменит «кислородную подушку» или позволит выкурить сигаретку? Между тем, руководство «Кайрата» за полгода прекрасно было осведомленно о том, что им придется стартовать в Лиге Европы, почему не укрепились более продуктивным и мастеровитым составом? К тому же, более трех недель «Иртыш» как и остальные не «европейцы» прибывали без игровой практики. Завтра сыграет с «Атырау» и что снова две недели кобыле под хвост? Почему «Иртыш» должен поступать в ущерб своим интересам? Что он уже никаких турнирных задач не решает? Чем «Кайрат» лучше остальных команд, в данном случае «Иртыша»? И в каком другом цивилизованном чемпионате могут быть подобные ничем необоснованные переносы? Если не можете играть на два фронта, зачем вам Европа? Играйте тихо-мирно во второй шестерке, там-то уж наверняка Гоу будет забивать по два-три мяча за матч и быть форвардом-героем. В любом случае алмаатинцам удачи и достойной игры против французов, хотя «Кайрат» своими слезными просьбами разочаровал меня, как человека еще месяц назад прочившим ему чемпионские лавры. Сегодня закралось сомненье, а хватит ли «Кайрату» газа остаться хотя бы в тройке…? http://www.sports.kz/blogs/blogger/timofeev/post/a-irtyish-zdes-prichm»

    Все о своеем. Слушай, если тыболельщик Иртыша,то такой нытик, каких свет не видел. Или специально зарегился шобы писать всякие гадости про Кайрат и Астану? По-любасу, никому не интересно. Тема закрыта. Хватит писать всякую чушь. Ответить

    • 15 августа 2015, 09:44
    • Тараз
    • 3327 записей
    • 5069 дней на портале
  • А «Иртыш» здесь причём? Сообщение на сайт было вброшено как раз во время встречи «Ордабасы» - «Кайрат». Кстати, участник еврокубков выглядел в этой игре порой бессильным и беспомощным против зубастого соперника. Что же будет в матче с «Бордо»? Что это: усталость, спад формы, желание поберечь силы? Так почему руководство «Кайрата» с подобной просьбой не обратилось к «Ордабасы»? Или вообще со всеми командами перенести встречи на декабрь-январь, пока не прикончат всех соперников в Европе? Почему «Иртыш» выставляют не патриотично настроенным стрелочником? Кто за этим стоит? Или перед «смертью» с «Бордо» не надышаться, так а ПРИЧЁМ собственно «Иртыш»? Что он им заменит «кислородную подушку» или позволит выкурить сигаретку? Между тем, руководство «Кайрата» за полгода прекрасно было осведомленно о том, что им придется стартовать в Лиге Европы, почему не укрепились более продуктивным и мастеровитым составом? К тому же, более трех недель «Иртыш» как и остальные не «европейцы» прибывали без игровой практики. Завтра сыграет с «Атырау» и что снова две недели кобыле под хвост? Почему «Иртыш» должен поступать в ущерб своим интересам? Что он уже никаких турнирных задач не решает? Чем «Кайрат» лучше остальных команд, в данном случае «Иртыша»? И в каком другом цивилизованном чемпионате могут быть подобные ничем необоснованные переносы? Если не можете играть на два фронта, зачем вам Европа? Играйте тихо-мирно во второй шестерке, там-то уж наверняка Гоу будет забивать по два-три мяча за матч и быть форвардом-героем. В любом случае алмаатинцам удачи и достойной игры против французов, хотя «Кайрат» своими слезными просьбами разочаровал меня, как человека еще месяц назад прочившим ему чемпионские лавры. Сегодня закралось сомненье, а хватит ли «Кайрату» газа остаться хотя бы в тройке…? http://www.sports.kz/blogs/blogger/timofeev/post/a-irtyish-zdes-prichmОтветить

    • 15 августа 2015, 00:41
    • Allenbach
    • 118 записей
    • 3418 дней на портале
  • —" Первоочередная задача, стоящая сейчас перед ПФЛК, заключается в создании независимой Лиги, которая объединит все профессиональные клубы Казахстана" - КАКИЕ НАХ ПРОФЕССИОНАЛЫ КОТОРЫЕ НЕ ЗАРАБАТЫВАЮТ. НА КАКИЕ ШИШИ НЕЗАВИСИМАЯ ЛИГА СУЩЕСТВОВАТЬ БУДЕТ. ОПЯТЬ ЗА СЧЕТ КЛУБ ОВ Т.Е. ОБЛАСТНЫХ БЮДЖЕТОВ! САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЧТО МОЛОДОЙ, С НОВЫМ МЫШЛЕНИЕМ ДОЛЖЕН БЫТЬ, А ДУМАЕТ КАК ПОКОЛЕНИЕ ГУРМАНОВ И ПРОЧИХ БОРЦОВ ЗА БЮДЖЕТНЫЙ ФУТБОЛ! ЖАЛЬ, НО ЭТОТ НОГОМЯЧ В РК НАВСЕГДА!Ответить

    • 15 августа 2015, 00:36
    • Павлодар
    • 3999 записей
    • 5052 дня на портале