Завершивший карьеру белорусский полузащитник Филипп Рудик, выступавший в КПЛ за «Атырау», семейский «Спартак» и «Жетысу», в интервью Football.by поделился воспоминаниями о казахстанском отрезке своей игровой карьеры.
— Приехал в «Атырау». Там обещали одни деньги. А тут упал курс, и стало выходить в месяц примерно на двадцать процентов меньше. Но мне же изначально не говорили, что буду получать зарплату в тенге. Сказали, что будет вот столько-то долларов. А потом как-то сообщили: «У тебя статистика не очень. Мы тебе зарплату вдвое урежем». Хотя чего у меня статистика должна быть хорошей, если играю в опорной зоне. Даю мяч на фланг — оттуда подача и гол. Вот только мой пас нигде не считается. А у лучшего в команде тогда было 2+1.
Ну и было очевидно, что поехал в Казахстан зарабатывать деньги. А здесь такие дела. Появился вариант перейти на такую же зарплату в «Кайсар». Однако руководство «Атырау» не отпустило: «Нечего тебе конкурентов усиливать». Вместо этого меня отправили в «Спартак» из Семея, который шел на последнем месте. Но ничего плохого сказать не могу. Во-первых, там был тренер хороший — Петрушин, который когда-то «Динамо» возглавлял. Во-вторых, и сама команда неплохая. Дома ни разу не уступили, включая и ничью 1:1 с «Астаной». Начали потихоньку выкарабкиваться. Но в Казахстане если ты обречен на вылет, то это помогают сделать со всех сторон. На выезде брать очки было нереально.
— Кстати, в рядах «Спартака» вы получили единственное удаление в карьере. В игре с «Таразом» на 92-й минуте. Неужели нельзя было подождать до конца?
— У меня форма была отличная, потому что предсезонку провел в «Атырау» у Анатолия Ивановича Юревича. Он тогда был там главным тренером вместе с Белявским — как сейчас в «Энергетике». И если бы не агенты, у него тренерская карьера сложилась бы куда лучше. Умнейший мужик. И один из лучших в Беларуси, кто понимает футбол. А самое главное — от него кайфует.
— А агенты при чем?
— Они начали устраивать его в эти непонятные команды. В «Атырау» говорили: «Давай результат. Из этого делай игрока. А вот этого надо продать». При этом в команде были игроки, как я их называю, агентские. А таких надо тянуть вверх. Вот Юревич там здоровье и повредил. Потому что футболисты, на которых делалась такая ставка, надежд не оправдали. Был у нас такой Савио Нсереко, который в «Вест Хэме» и «Болонье» выступал. Хороший футболист, но играл «на себя». Это когда он тебе пас отдает и сразу же бежит к тебе, чтобы этот мяч снова получить. А ты ему отдаешь, потому что так правильно. А вообще, команда была хорошая. В «Атырау» тогда белорусская диаспора собралась — Пласконный, Афанасьев, Кучук-младший, Пархачев. Но все видели, что этот Нсереко — лишний. А я опять давай все это говорить вслух. То есть снова Рудик плохой, и ему что-то не нравится. Но мне в каждой команде всегда хотелось выполнить поставленные задачи. А когда этому мешали какие-то закулисные нюансы, просто начинал злиться.
— Мы отвлеклись на Юревича.
— Да, про то удаление. В «Спартаке» физически чувствовал себя великолепно. Мог бегать без остановки. Пять голевых передач отдал в двенадцати матчах. А тогда в игре с «Таразом» соперник при нашем штрафном полностью обхватывает меня руками. Вот просто обнял — заблокировал. А как выбраться? Можно было или подсесть, или поднять руки, чтобы он свои убрал. И вот когда я это делал, локтем задел ему нос. Клянусь — не бил. Тут подбегает судья — отмашка и красная карточка. Так меня дисквалифицировали на два матча. Видно, поступило указание меня убрать. Мы из-за этого недосчитались очков и вылетели. А оставлять меня в первой лиге «Спартак» уже не мог — не «тянул» мою зарплату.
— Из Семея перебрались в Польшу — в «Гурник».
— Хороший чемпионат. Интересный, но своеобразный. Понятное дело, стадионы, поля, болельщики. Футбольная страна. Федя Черных мне в «Гурнике» помогал. А ушел я оттуда со скандалом. Не хотели платить зарплату и отправили меня домой. Но выиграл у клуба суд через УЕФА. А иначе и быть не могло. Потому что клубы, которые в таких случаях рассчитывают выиграть суд, полагаются лишь на то, что футболист просто не станет доказывать свою правоту. А если ты не ходил пьяным, ни с кем не дрался, не прогуливал тренировки, то ни копейки с тебя не смогут содрать.
Так что Польша прошла стороной. Потом мимолетно и «Шахтер». В Солигорске чувствовал себя неплохо. Когда играл, а когда нет. Ну это понятно: Никифоренко там был как переводчик. Ему сверху говорили, кого ставить в состав, а кого — нет. Я сказал: «Спасибо, у вас хорошо. Но мне надо дальше что-то делать».
— И вернулись в Казахстан — в «Жетысу».
— Приехали на сборы в Эмираты. Правда, от Эмиратов там было одно название. Жили в непонятно каком отеле — только столовка и номера. А сборы для меня — это и бассейн, и баня, и тренажерка, и массаж. Короче, полноценное восстановление. Начали играть в чемпионате. И вот тогда впервые стрельнула спина. Пытался лечиться в Казахстане — ничего не помогло. Тогда в Беларусь — сразу к Тане Ловец, а потом к тому доктору в Холомерье. Там меня за десять дней на ноги поставили.
Вернулся в «Жетысу» и очень быстро стал форму набирать. Бегал, как дурной. И вот выпускают меня в стартовом составе. К 80-й минуте выигрываем на выезде 3:0 — в Казахстане это как будто ты «Барселону» обыгрываешь. Я еще и голевой пас отдал. Правда, затем дважды пропустили, но победу удержали. Довольный ходил, как слон. И вот следующий матч дома — остаюсь в запасе. Даже на замену не выпустил — 0:1 уступили. Начинаю еще сильнее тренироваться. И все на занятиях получается. Но затем в гостях у «Иртыша» то же самое — снова на лавке и снова поражение. Подхожу к тренеру: «За что вы со мной так?» Он мне какой-то бред несет: «Фил, мы с тобой вообще много очков растеряли». Сказал ну совсем неправду. Потому что такое происходило, когда я лечился и затем набирал форму.
Позвонил Ковалевичу в «Неман»: «Николаич, вы за выживание боретесь. Давайте приеду на полгода и сохраню прописку в высшей лиге». У меня был план «засветиться» и вернуться в БАТЭ. Но когда попадаешь в комфортные условия, потихоньку становишься таким же. По сравнению с Казахстаном в Гродно были совсем другие требования, соперники на тренировках и так далее. Вот ты и опускаешься до этого уровня. После сезона было уже тяжело думать о БАТЭ, и, естественно, продлил контракт с «Неманом».
...или войдите через аккаунт соцсети