...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


22 июня 2011 (10:34)

Самат Смаков: «Подумываю завершить выступления за сборную»

Самат Смаков: «Подумываю завершить выступления за сборную» После победы сборной Казахстана в домашнем матче отборочного цикла чемпионата Европы 2012 года над азербайджанцами (2:1) положение нашей команды в турнирной таблице, да и в глазах болельщиков, немного улучшилось. Первые забитые мячи и набранные очки в этой квалификации, если и не прибавили нам уверенности в завтрашнем дне, то хотя бы подсластили горькую пилюлю понимания того, как низок уровень развития футбола в нашей стране.

Вскоре после того, как сборная порадовала казахстанцев ложкой меда, корреспонденту «PROСПОРТ» удалось встретиться с одним из лидеров нашей сборной Саматом Смаковым.

«Последний раз так играли при Пайперсе»


— Самат, сборная, наконец, завоевала первые три очка в нынешнем отборочном цикле ЕВРО. Успели ли вы уже почувствовать, что футбольная общественность страны забыла и простила вам предыдущие неудачи?
— В этом матче мы обязаны были победить. Лично я, например, не очень сильно радовался победе над сборной Азербайджана. И игроки сборной, мне кажется, не пребывают в состоянии эйфории. Да, мы взяли три очка в домашнем матче с соседями по турнирной таблице. Это, конечно, хорошо. Но мы не должны переоценивать это достижение. Три очка — не предел, нужно стремиться к большему. Если бороться с немцами, действительно, было почти невозможно, то в играх с бельгийцами и австрийцами брать очки вполне реально. Сейчас нужно думать не о победе над Азербайджаном, а о результатах игр с Австрией и Бельгией.

— Перед новым главным тренером нашей сборной Мирославом Беранеком четко сформулирована задача — занять пятое место в своей группе квалификации ЕВРО. Это значит, что нам обязательно нужно выигрывать в Баку. Не кажется ли вам, что даже в случае неудачи, Беранека стоит оставить на этой должности?

— Наверное, не в моей компетенции обсуждать главного тренера. Что будет в будущем в должностью главного тренера, я тоже судить не могу. Но пока, на данный момент, то, к чему стремиться Мирослав Беранек, то, что он выбрал для нашей сборной, приносит плоды. А дальше видно будет.

— Наша сборная с первых минут матча против азербайджанцев играла с двумя ярковыраженными форвардами. На ваш взгляд, это случилось, потому что Беранек разглядел в нашей сборной такой большой атакующий потенциал, или ое с любой командой станет играть в максимально агрессивный футбол?
— Думаю, таков его стиль. Незря он работал в сборной Чехии, когда она играла в финале чемпионата Европы. Похоже, что Беранек — ярый преверженец атакующего футбола.

— Можете припомнить, когда наша сборная последний раз играла с двумя выдвинутыми форвардами в основном составе?

— Кажется, последний раз так играли при Пайперсе против Андоры.

— Приехав на сбор, вы сразу поняли, что Беранек намерен играть таким атакующим составом?
— По тренировкам, которые проходили в преддверье матча с Азербайджаном, было видно, читалось чего хочет главный тренер. Основной состав примерно угадывался уже дня за три до игры. Единственное, что оставалось для меня непонятным — кто будет играть на позиции правого хава: Конысбаев или Кукеев.

«Мне не нравится опорная зона»


— То есть вы совершенно спокойно приняли то, что в опорной зоне будет играть Нурдаулетов, а вам придется прикрывать позицию правого крайнего защитника?
— Я не могу принимать или не принимать. Меня назначили — я играю.

— В какой день Беранек озвучил вам основной состав и окончательный план на игру?

— В день матча, незадолго до самой игры.

— Как игроки сборной отнеслись к нововведениям Беранека? Перемены в тактике были встречены с осторожностью или восторгом? Не показалось ли вам, что играть в двух форвардов против команды, которая обыграла дома турок, слишком опрометчиво?
— Конечно, мы были рады тому, что будем играть в атакующий футбол. Хотя перед игрой в раздевалке я говорил ребятам, что играть против азербайджанцев в двух форвардов чревато обрезами в центре поля. Все это понимали и старались не оголять центральную зону. Поэтому атаки наши зачастую развивались через флонги с навесами в штрафную на наших высоких нападающих.

— Во втором тайме вы стали частенько подключаться к атаке и поэтому правый край нашей обороны стал оголяться. В результате именно через эту зону игроки Азербайджана создали два стопроцентных момента для взятия ворот, один из которых реализовали. Почему никто не был отряжен вас подстраховывать в обороне, когда вы уходили вперед?
— Понятно, что подстаховка необходима, но я не хочу ничего плохого говорить о своих партнерах. Ребята была настроены на то, чтобы не проиграть единоборства, чтобы отстать свои участки поля, поэтому и неполучалось, наверное, всегда страховать.

— По ходу матча журналисты, обсуждая игру в зоне для СМИ, сошлись во мнении, что Самату Смакову лучше бы было играть в опорной зоне…

— Честно говоря, мне не нравится опорная зона, не люблю там играть. Я привык к тому, что перед лицом вся команда, люблю играть в обороне. Не так важно центрального защитника или крайнего, главное — я чувствую себя защитником.

«Кукеев два года не мог покинуть Уэмбли»


— Мирослав отмечал, что ему импонирует британский стиль судейства и он хотел бы видеть в Казахстане такую же работу арбитров, как в Англии…
— Мне тоже нравится, когда арбитр не свистит из-за каждого мелкого нарушения. И, если бы в Казахстане арбитры работали также, это сказалось бы положительно на нашем футболе в целом, ведь игра без остановок воспитывает в футболистах выносливость. Конечно, нам тоже нужно к этому стремиться.

— Какие человеческие и профессиональные качества вы уже разглядели в Беранеке?
— Человек с большой буквы. Порядочность, честность, открытость по отношению к команде. Он не ставит себя выше команды.

— Сергей Гридин после матча с Азербайджаном стал чуть ли не национальным героем. Вы не опасаетесь того, что парня может подкосить звездная болезнь?

— Надеюсь, что нет. Я Серегу поздравил, поговорил с ним. Думаю, он понимает, что для успеха нужно постоянно работать. Помните Кукеева после гола англичанам. Сколько времени прошло, а он, как-будто все это время оставался там, два года не мог покинуть Уэмбли. Можно сказать, только недавно вернулся и снова заиграл на прежнем уровне. Нельзя жить прошлыми заслугами, нужно все время стремится вперед.

«Даже если к нам приедет Мауриньо — результата не будет»


— Какие сильные и слабые стороны у сегодняшней сборной Казахстана?
— Сильные — это желание и характер. А о слабых сторонах лишний раз говорить не нужно, ведь они у всех на виду.

— Что сегодня нужно сборной Казахстана, чтобы мы совершили значительный рывок в мировом рейтинге и стали играть в футбол высокого международного уровня?
— Даже если к нам приедет Мауриньо — результата не будет. Нам нужно начинать работать с базы, нужно менять отношение к делу, менять менталитет. Все нужно менять в футболе, начиная с детей и заканчивая клубами.

«Титов был прав насчет мамбетов»


— Как можете охарактеризовать наш менталитет?

— Не могу говорить за всех казахстанцев. Но очень бросается в глаза вот что… помните нашумевшее интервью Егора Титова?

— Помню…
— Там немного исказили смысл слов сказанных Егором, про мамбетов. Титов говорил не обо всех живущих в нашей стране, а лишь о некоторых личностях. Ну, вот судите сами, еду я в машине в Алматы, останавливаюсь на большом перекрестке и вижу, как у другой машины открывается дверь, высовывается водитель и смачно высмаркивается на асфальт. Это как назвать? Не мамбет? Мамбет! Цивилизованный человек так не сделает. В Европе, например, этого нет. В этом плане я Титова поддерживаю, у нас есть личности, которые иначе назвать нельзя. Бывают такие моменты, когда мы сами себя позорим. Удивительно!

— Но, все-таки, у нас есть положительные качества. В Казахстане есть талантливые футболисты?

— Конечно. Более того, как сказал чешский врач, который работает в сборной, потенциал у казахстанских футболистов очень велик. Он отметил, что результаты анализа крови наших игроков на лактат выше, чем у футболистов сборной Чехии.

«У нас нет футбольных школ»


— С чего стоит начать становление казахстанского футбола?

— Все просто. Нужны школы и поля. На сегодняшний день в Казахстане только одно качественное футбольное поле — в Алматы. В Атырау стараются, но пока не удается. В Актобе, в Костанае — плохие поля. В Павлодаре, в Астане — искусственные. А посмотрите на Россию, где у каждого клуба по три — четыре поля.

— Детских футбольных школ у нас тоже недостаточно?
— У нас их нет! Может быть одна — две школы работают на среднем уровне, но по большому счету детского футбола в Казахстане нет. Думаю, надо приходить к тому, что при каждом клубе должен быть интернат.

— Кого вы можете назвать в качестве главного фаворита в борьбе за чемпионство?

— В равной степени это «Астана», «Жетысу», «Шахтер».

— Сегодня в казахстанкой премьер-лиге заметно повысилась конкурнция. Сейчас есть 4 — 5 клубов которые ведут борьбу за чемпионство, идут ноздря в ноздрю. Это результат большой работы, которая велась в предыдущие годы, или просто стечение обстоятельств?
— Честно скажу, футбол в Казахстане стал предсказуемым. Команды хорошо друг другу известны. Например, все знают, как играет «Актобе», и действуют тоже предсказуемо. От этого немного обидно, футбол теряет зрелищность. С недавнего времени почти все команды пришли к тому, что играть нужно в закрытый футбол. И причиной тому послужило опять же качество полей в нашей стране.

«Вынужден был отказать Андреичу»


— Известно, что прошедшей зимой Владимир Андреевич Никитенко пытался собрать в «Кайрате» многих бывших «кайратовцев», в том числе и вас. Почему вы отказались?
— Да. Андреич мне звонил. Я очень уважаю этого человека, но вынужден был отказать ему. Я сказал, что пока в Актюбинске Аким — Сагиндиков, а тренер — Муханов, я из этого клуба уйти не могу. У меня есть обязанности перед людьми. Но «Кайрат» для меня не чужая команда, всегда переживаю за этот клуб. Может быть, когда-нибудь, снова буду «кайратовцем».

— Бьет по самолюбию то, что никак не можете поднять на первое место в турнирной таблице?
— Очень бьет. Когда долгое время идешь впереди, выигрываешь чемпионат, очень быстро к этому привыкаешь. И болельщики в Актобе очень требовательные. Но мы не расстраиваемся — отрыв не так велик. Впереди еще весь чемпионат. Очки по осени считают.

«Если узнаю, урою!»


— С новой силой недавно вспыхнула полемика о договорных матчах в Казахстане. Есть и такие, кто утверждает, что результат встречи «Кайрат» — «Актобе» был известен заранее. Что вы им скажете?
— Пусть этот человек скажет мне в лицо, что мы сдали игру. Никто ведь не говорит. Пока я нахожусь в «Актобе», как капитан никому не позволю сдавать матч. Мне не известно, что кто-то в нашей команде ведет темные игры за спинами своих партнеров. Если узнаю, то, по-просту, урою этого игрока.

— А как же роль арбитра?
— К арбитру никаких претензий нет. Я дружу со многими казахстанскими футбольными судьями. И с…, который обслуживал матч «Кайрат» — «Актобе», поддерживаю хорошие отношения. Повторюсь, к нему никаких претензий нет, он отработал не на 5, а на 10 баллов.

«Актобе» будет в Лиге Европы!»


— Долго вы еще рассчитываете играть в футбол?
— На данный момент у меня трехлетний контракт с «Актобе». А дальше буду ориентироваться на собственное состояние, самочувствие. Вот сейчас уже всерьез стал подумывать о том, чтобы завершить выступления за сборную страны. Думаю, на победной ноте будет в самый раз. Впрочем, я еще буду советоваться с друзьями, партнерами, родными и тренерами. С таким решением спешить не стоит.

— Чем думаете делать после завершения футбольной карьеры?
Не представляю себя нигде кроме футбола. Сразу могу сказать, что бизнесс- это не мое. Нет у меня коммерческой жилки. Может быть стану тренером. По крайней мере планирую уже после этого сезона пойти на тренерские курсы.

— Когда казахстанский клуб будет способен пробиться в основной раунд еврокубков?

— Думаю, уже в нынешнем сезоне это случиться. В этом году «Актобе» будет играть в основном раунде Лиги Европы.
Автор: Валентин Лещинский Фото: Владимир Шаповалов prosportkz.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • для Afonya:«Про сборную сказано верно, ничто сейчас не поможет, больно сильно мы отстали. Про лигу Европы немного погорячился. Сильно сомневаюсь. Особенно на фоне неровной игры Актобе в нынешнем сезоне.»

    ДА все по делу он сказалОтветить

    • 22 июня 2011, 11:01
    • Павлодар
    • 22 записи
    • 4954 дня на портале
  • Заканчивать Смакову пора с понтами. Не пацан уже. То он кого-то порвёт, то уроет, то ещё чего-нибудь. Тоже мне Тайсон нашёлся. Судьи у него в кентах, тренер с большой буквы и т.д. Короче, разочаровал своим интервью. Играть у него лучше получается чем языком чесать.Ответить

    • 22 июня 2011, 11:00
    • Павлодар
    • 1016 записей
    • 5795 дней на портале
  • Сэм, удачиОтветить

    • 22 июня 2011, 10:59
    • Тобол
    • 544 записи
    • 5908 дней на портале
  • Про сборную сказано верно, ничто сейчас не поможет, больно сильно мы отстали. Про лигу Европы немного погорячился. Сильно сомневаюсь. Особенно на фоне неровной игры Актобе в нынешнем сезоне.Ответить

    • 22 июня 2011, 10:57
    • Усть - Каменогорск
    • 795 записей
    • 5088 дней на портале