...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


6 сентября 2016 (00:10)

Станимир Стоилов: «В Казахстане чувствуется исключительный позитив по отношению к футболу»

Станимир Стоилов: «В Казахстане чувствуется исключительный позитив по отношению к футболу»

Главный тренер чемпиона Казахстана «Астаны», которой скоро предстоит дебютировать в групповом турнире Лиге Европы, дал интервью болгарскому СМИ «7 дни спорт», в котором уделил немало внимания казахстанскому футболу. 

Предлагаем вниманию посетителей республиканского интернет-портала Sports.kz перевод данного материала.

Наши коллеги застали Станимира Стоилова на рыбалке.

«... Часто ловите рыбу здесь в последнее время?
— Не только в последнее время. Последние годы были тяжелыми в футбольном напряжении: среда — суббота, среда — суббота. По 60 матчей в год, бывало, приходилось проводить. Добавьте к этому большие расстояния, которые необходимо преодолевать в Казахстане. Когда играешь во внутреннем чемпионате, полеты продолжаются от полутора часов.

— Сколько километров от города до города?
— 1 200 — 1 300. И по 2 тысячи есть. Ближайшее расстояние — 500-600 километров. Путешествовать, главным образом, приходится на самолете. И когда нужно лететь играть в Европу, становится страшно. В Астане много хороших самолетов, но у нас есть чартер, которым часто пользуемся, достаточно быстрый, — как раз для команды. Владеющей им фирме явно нравятся наши команда и клуб, поэтому она дает хорошую скидку и возможность путешествовать утром до 10-11 часов, вечером в 6-7, — сыграем, и сразу после матча можем лететь обратно. Тяжелее всего путешествовать, когда играем в евротурнирах. Тогда просто ужасно — полет продолжается от 9 до 10 часов, большая разница во времени. Когда отправляешься играть в Португалию или Англию, с которыми разница во времени 5-6 часов, биологические часы у футболистов просто ломаются.

Необходимо сразу же возвращаться, потому что через три дня в календаре стоит матч чемпионата, а затем снова надо отправляться в Европу. Казахстанским командам тяжело играть в Европе. И многие из них по этой причине реально не борются в чемпионате, потому что не хотят играть в Европе.

— То, что казахские команды играют в Европе, выглядит немного странно: Казахстан находится в Центральной Азии. Очень небольшая часть территории страны — скажем, 5%, — находится в Европе, почему и удалось добиться выступлений в европейских турнирах. Чемпионат Казахстана силен?
— На данный момент он лучше болгарского. Я, на самом деле, не слишком много думал об этом, однако в Анталии, когда проходила подготовка, наблюдал за несколькими контрольными матчами болгарских команд с казахстанскими. Средний уровень команд, если судить по тому, что происходило на поле, в Казахстане, я считаю, лучше. Уровень немного лучше, чем у нас, за исключением, может быть, некоторых наших ведущих команд — одной-двух, может, трех.

— Кто входит в эту тройку?
— Трех, возможно, и не будет. С натяжкой, я так понимаю, такой командой мог бы быть ЦСКА, но это не так. Это «Лудогорец» и «Левски».

— Каковы клубные бюджеты в Казахстане?
— Значительно выше, чем у болгарских клубов, по нескольким причинам. Во-первых, это очень далеко, хороших игроков без денег туда не заманишь — никто из них не согласится.

— Какие зарплаты получают там хорошие игроки?
— Я, честно говоря, не знаю и про то, кто какие зарплаты получает в нашем клубе, но хорошие игроки получают хорошие зарплаты — такие, как в «Лудогореце», к примеру. Примерно это может быть от 20 тысяч долларов до 50-60, кто-то может иметь и все 70 тысяч. Тут речь идет о двух ведущих командах — «Кайрате» и «Астане», другие могут платить по 20-25 тысяч долларов. В предыдущие годы основная масса клубов платила игрокам около 20 тысяч долларов.

Другая причина заключается в том, что необходимо много летать самолетами. Расход топлива огромен. Чартер «Астаны» в Лиссабон обошелся примерно в 500 тысяч долларов. Вот так. Четыре дня пребывания там и 9 часов полета. Отдельно оплачиваются гостиницы, другие расходы. Во внутреннем чемпионате на все матчи нужно летать на самолете, каждое путешествие в другой город, где находишься 2-3 дня, — огромные расходы. Элементарно: примерно 90% команд там играют в экипировке от Adidas, и где-то 10% — в Nike. Так вот, в 200-300 тысяч евро там обходится только экипировка.

— Нельзя получить ее на правах рекламы?
— Все покупают экипировку, нет никакой рекламы.

— У клуба калибра «Астаны» каков бюджет на год?
— Бюджет «Астаны» составляет около 30 миллионов долларов, большая часть которых уходит на расходы по разъездам. Не говоря уже о премиях, зарплатах.

— Сколько клубов того же уровня — с бюджетом в 30 миллионов долларов?
— Таких, в любом случае, два: «Кайрат» и «Астана». Другие, вероятно, имеют годовые бюджеты, начиная от 20-15 до 10 миллионов. Меньше нет.

— Очень богатое государство.
— Поэтому там дают деньги клубам, но вряд ли можно привлечь в Казахстан топовых игроков по той простой причине, что они хотят играть в Англии, Германии, Испании.

— В Казахстане могут дать зарплату в миллион долларов? В два миллиона?
— Может быть. Я не знаю.

— Почему тогда не дают?
— Потому что те игроки, кто заслуживает этих денег, не стремятся играть в Казахстане. Каким бы ни было предложение такому футболисту, он скажет — спасибо, нет.

— Вы сами разговаривали с такими игроками?
— Да. Давайте не будем называть имен. Но звонил одному игроку, и он сказал: звоните мне через 2-3 года. И это был 30-летний футболист, выступающий в Английской Премьер-Лиге. Если мы позвоним ему через 2-3 года, то еще через 2-3 года ему будет почти 40. Вот и все.

— Ощущается ли давление на команду и тренеров со стороны руководства?
— Каждое потерянное очко не является трагедией. К тренерам проявляются большое уважение и респект. И проигрыш — не трагедия. В Казахстане чувствуется исключительный позитив по отношению к футболу. Люди любят футбол, как это было у нас раньше. Приведу такой пример: «Астана» играет с «Актобе», этот матч — большое дерби, три команды — «Актобе», «Кайрат», «Астана», — всегда борются за чемпионство. И мы обыгрываем их на чужом стадионе. А болельщики рукоплещут нам и кричат: «Успехов в Европе, бейтесь там!»

— Вместо того, чтобы бросать в вас камни.
— Или проклинать. А они говорят: «Успехов!» Любую казахстанскую команду, которая играет в Европе и на международной арене, поддерживают даже самые большие ее противники. С каждой победой, помимо собственных фанатов, поздравляют со всего Казахстана, и все говорят про Казахстан. Там имя государства Казахстан превыше всего. Каждая победа, вне зависимости от того, индивидуальный это вид спорта, клуб, или будь то национальная сборная, — победа Казахстана.

— Сколько людей ходят на матчи?
— Есть футбольные города, например, Астана, так там, если играется дерби, на игру может прийти 12-13-14-15 тысяч человек. Когда играем с обычными командами, приходит 2-3 тысячи болельщиков. Когда выступаем в Европе, на трибунах может быть от 30 до 35 тысяч любителей футбола. На матчи Лиги Чемпионов билеты стоили 70-100 долларов. Что лично меня удивило. И стадион был полон. Хотя это были, скажем, не «Реал» (Мадрид) или «Челси», а «Бенфика» с «Галатасараем».

— Там люди понимают, чего Вы достигли? Какая-то азиатская команда выступает в Европе, доходит до группового турнира в Лиге Чемпионов, Лиге Европы. 6 матчей в группе — только два поражения, четыре поединка не проиграны. В квалификации в 6 играх 3 победы, 2 ничьих, одно поражение. Они понимают ценность всего этого?
— К моей радости и к радости всех, кто здесь работает, люди в Казахстане все это правильно оценивают и понимают. В то же время в Болгарии, когда человек что-то делает, он получает большую дозу негатива. В Казахстане народ все понимает и относится с уважением к достигнутому. На матчах не услышишь глупого скандирования, выбрасываний на поле каких-то предметов, бутылок с водой. Нет оскорблений со стороны болельщиков. Слышишь только: «Браво», «Победа», «Атака», «Гол». Вот так. Вот это, как правило, скандируют.

— Зимой там тяжело?
— Тяжело, думаю, только мы зимой там не находимся. Чемпионат заканчивается 5-6 ноября, а новый стартует 5 марта. Отдыхаем, а через месяц начинаем подготовку — Дубай, Испания, что выберешь. В дополнение ко всему на нашем стадионе закрывается крыша, внутри плюс 10 градусов. Спорткомплекс имеет четыре закрытых спортивных помещения, рассчитанных не менее чем на 20 тысяч зрителей. Для конькобежного спорта, соревнований в велоспорте на треке, борьбы, штанги, бокса — для всего этого есть огромные крытые помещения...

... — У Вас контракт на полтора года. Означает ли это, что если Вы захотите уйти, то придется заплатить?
— Естественно. Если сам захочешь расторгнуть договор, то с тебя могут спросить неустойку в том размере, в который оценят. В размере твоей зарплаты до конца контракта, скажем.

— Тогда откуда берутся все эти глупости, когда говорят, что Вы возвращаетесь в «Левски»? Ведь Вы полтора года не сможете уйти туда?
— По крайней мере, по контракту все именно так. В футболе никогда не знаешь, какие изменения произойдут завтра. Естественно, договор может быть расторгнут также по взаимному согласию.

— Руководство на это не согласится — они же не сумасшедшие. Они смогут получить за расторжение контракта много денег, и они правы.
— Это правильные люди. Я никогда не смогу идти против людей, которые корректно ведут себя со мной, которые платят мне регулярно и платят хорошо. Я не тот человек, который скажет: я покидаю вас, потому что мне надо куда-то пойти. В жизни есть корректность и уважение. Требуется уважать тех, кто корректен с тобой. Если есть взаимное согласие — да, мы можем договориться. Но сам я убегать не стану — не буду счастлив после того, как совершу такое. Не нужно испытывать судьбу, нельзя искать Бога только когда, когда в нем возникает нужда. Плакать: «Господи, помоги». Ты должен дать ему предпосылки для того, чтобы помочь тебе в жизни. Когда ты честен во всем, тогда и тебе воздастся.

— Кто-то из «Левски» выходил в последние месяцы на контакт с Вами, чтобы что-то обсудить, выяснить?
— У нас было достаточно общения на протяжении многих лет. В эти последние месяцы моих агентов просили обсудить ситуацию без какой-то конкретики. Обычно, когда у «Левски» плохие результаты, руководители начинают думать, что существует некий тренер, который сразу все исправит. Как они сами приходили к власти в первые дни, никто не помнит. Почему после того, как стал руководителем и провалил два-три дела, начинаешь думать о ком-то, что можешь кого-то беспокоить? Все потопил — и считаешь, что кто-то может вытащить тебя. Может, кто-то и вытащит из воды — но нельзя будет выстрелить в небо.

— Это кажется определенной неискренностью.
— Я не закрываю глаза и смотрю в глаза истине. Конечно, все, кто приглашал меня, были со мной неискренними. Возможно, здесь, при Иво Тоневе, работать у меня не было никакого желания, но и со стороны клуба не было приложено достаточно усилий. Я готов был 2-3 раза вернуться, но очевидно, что тогда к этому был не готов «Левски». Я никогда не ставил условий...»

... — Отсюда следует, что в ближайшие полтора года у Вас на горизонте только «Астана»?
— Не уверен в этом.

— Почему?
— Потому что мне не нравится, как это звучит. Если не все будет устраивать, можно было бы поискать другое решение. Естественно, если найдется решение, которое мне понравится, от какой-то ведущей команды, то можно попробовать уйти.

— Какие направления при этом рассматривали бы?
— Все, что мне покажутся хорошим решением.

— А какие Вам им кажутся?
— Например, ведущие команды России. Не говорю уже о Европе, потому что болгарских тренеров в ведущие команды Европы не пригласят.

— И все-таки — что покажется хорошим решением в Европе?
— Если исключить Восточную Европу, то в Западной — все.

— В какой команде хотели бы работать в Западной Европе?
— Скажем, в каких-то командах из Швейцарии, Швеции, Австрии — такие команды тоже высокий уровень для нас.

— Не из Германии с Испанией?
— Не нужно мечтать об этом. Как и об Англии, Италии, Франции. Мы знаем свое место, там не до нас.

— Как и в Португалии?
— Я так думаю. Думаю, что об этих странах не надо и мечтать.

— Почему?
— Во-первых, нас никто не воспринимает всерьез. Мы очень легко оправдываемся. Там и нашу страну всерьез не воспринимают, но... И нас не возьмут. Из-за того, что мы находимся на дне Евросоюза, мы не можем оказаться в футболе на вершине. Во-вторых, не думаю, что болгарские тренеры имеют достаточную квалификацию. И я всегда об этом твердил.

— О себе это тоже можете сказать?
— Да, и о себе. Я в последние годы постоянно открываю для себя новые и новые вещи, которых в Болгарии найти нельзя. Я говорю о подготовке. В футболе сейчас используется много компьютерных технологий. А мы в Болгарии даже не знаем, что это такое. Большое значение имеет чистая статистика.

Исследуется даже такой показатель, как скорость передачи мяча. Все контролируется компьютерами, людьми, которые следят за этим оборудованием. Но сначала необходимо иметь такую технику на стадионах и тренировочных базах, а затем уже — и людей, которые могут с ней работать. Тогда сердце запоет...».

Юлий Москов,
«7 дни спорт»,
перевод Sports.kz. 

sports.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • Очень объективно и потому только положительные эмоции как и от всей работы болгарского специалиста . Респект Станимиру Стойлову .Ответить

    • 11 сентября 2016, 20:10
    • Казахстан
    • 1 запись
    • 3356 дней на портале
  • Ағайын, запомните навсегда! ЗАПОМНИТЕ НАВСЕГДА!!! запомните навсегда; "А они говорят: «Успехов!» Любую казахстанскую команду, которая играет в Европе и на международной арене, поддерживают даже самые большие ее противники. С каждой победой, помимо собственных фанатов, поздравляют со всего Казахстана, и все говорят про Казахстан. Там имя государства Казахстан превыше всего. Каждая победа, вне зависимости от того, индивидуальный это вид спорта, клуб, или будь то национальная сборная, — победа Казахстана." Вот, что нас отличает от остальных народов всего мира! И, давайте, НЕ ТЕРЯТЬ ЭТОГО! Не надо ложится под кальку других народов, не надо тупо скопировать у других, в том числе у болелов других нации! Мы сильны со своим пониманием мира! ӨТІНЕМІН, ЖАСТАР! Не теряйте свой национальный облик.Ответить

    • 7 сентября 2016, 20:12
    • Хабаровск
    • 109 записей
    • 3356 дней на портале
  • для Morlok:«Станимир невольно открыл нам способ отмыва денег в Астане. Чартер за 500 000 долларов!!!! Я зашел в каяк и экспедию - можете сами это сделать - любой агрегатор авиа билетов - и нашел такой вариант - даже если бы 40 человек из команды Астана вылетали через неделю (а в еврокубках известно расписание) то есть спокойно билеты Люфтганзы (!!!!) в обе стороны по 250 000 тенге Х 40 = 10 000 000 тенге = около 30 000 долларов!!!! Ну допустим купим билеты бизнес класса - чтобы футболисты спали и летели в комфорте = даже КЛМ (!!!!) предлагает билеты бизнес класса по цене 850 000 тенге Х 40 = 35 568 000 тенге = около 105 000 долларов!!! В пять раз дешевле, Карл!!!! В ПЯТЬ РАЗ!!!! Это в принципе и есть цена чартера - порядка 100-120 000 долларов!!!! А тут 500 тысяч!!!! Ау, журналисты - вам не интересно как так получается такие дорогие перелеты на деньги Самрука?»

    Жарайсың!Ответить

    • 7 сентября 2016, 19:59
    • Хабаровск
    • 109 записей
    • 3356 дней на портале
  • Какие 5%? 21% нашей страны расположено в ЕвропеОтветить

    • 7 сентября 2016, 18:06
    • 8 записей
    • 6716 дней на портале
  • ... — Отсюда следует, что в ближайшие полтора года у Вас на горизонте только «Астана»? — Не уверен в этом. Все они продажные! Если предложат бабок больше, чем в астане и в Индию поедет, не только в Зап ЕвропуОтветить

    • 7 сентября 2016, 17:58
    • 1 запись
    • 3970 дней на портале
  • Да Стойлов специалист хороший... Дали бы такие условия Димитрову, неизвестно... может и не хуже его показал бы себя "Герой". А так.... ИРТЫШ-ЧЕМПИОН))Ответить

    • 7 сентября 2016, 13:24
    • Павлодар
    • 1 запись
    • 3206 дней на портале
  • Кстати такие страны, как Израиль, Кипр, Армения вообще полностью расположены в Азии, также Грузия, Азербайджан в зависимости от определения проведения границы Европы тоже полностью находятся в Азии. У Казахстана больше Европейской территории, чем у Турции (3%) и росии (19%). Так что мы законно играем в Европейской футбольной зоне. Ответить

    • 7 сентября 2016, 10:24
    • Астана / Нур-Султан
    • 465 записей
    • 3077 дней на портале
  • Нет, в сборную не нужно. У нас пока нету достойных отечественных футболистов чтоб со сборной бороться за высокие места и тут наш Стойлов не волшебник. Пусть также нашу Астану выводит в Лигу чемпионов, тут есть вероятность купить хороших легионеров и поставить игру. Кстати у Казахстана на текущий момент территории в Европе около 18%, а не 5, но сейчас идут исследования, и возможно прикаспийскую низменность (это чать восточно-европейской платформы) полностью включат в Европу и тогда у нас будет примерно 30-33%Ответить

    • 7 сентября 2016, 10:14
    • Астана / Нур-Султан
    • 465 записей
    • 3077 дней на портале
  • Почему бы Станимира поставить у руля нашей сборной??????????Ответить

    • 7 сентября 2016, 01:17
    • Актобе
    • 47 записей
    • 3021 день на портале
  • Пользуясь случаем огромное истинное спасибо болгарскому тренеру .дальнейших успехов.достойный человек и тренер.команде нужен забивной форвард.лучше чем гоу.некоторые игроки уклоняются от мячей.трусостьпрезираема.особенно когда идет речь о зарплате которую в казахстане не всякии коллектив получает.мало обостряющих передач.медленно принимают решения.Ответить

    • 6 сентября 2016, 22:35
    • Семей
    • 5 записей
    • 3005 дней на портале