...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


4 февраля 2011 (13:54)

Саян Хамитжанов: «Нам предстоит большой путь…»

Саян Хамитжанов: «Нам предстоит большой путь…» Интервью генерального секретаря ФФК С. Хамитжанова корреспонденту газеты «Алаш Айнасы».

— Сегодняшний образ нашего футбола, похоже, что не казахский. Все на русском языке. Во время проведения официальных домашних матчей на трибунах собираются в основном болельщики коренной национальности, но все вопросы поднимаются на русском языке. Почему? Все равно за национальную сборную болеют представители коренной национальности, не так ли?
— Вы, не совсем, правы. На матчах отборочного турнира Чемпионата Европы по футболу-2012, прошедших в Астане, мы использовали трех- и двухязычных дикторов. Причем, диктор, озвучивающий информацию на казахском, был всегда. Вы правы в том, что спортивные структуры уделяют мало внимания казахскому языку. Учитывая этот факт, мы разработали обновленный сайт Федерации, где основная версия будет на казахском языке. Подключили к работе специалиста-лингвиста, владеющего литературным казахским языком. Мы понимаем важность развития родного языка. На матчах национальной сборной все объявления изначально идут на казахском. А правы Вы в том, что даже у многих казахов проблемы с языком — многие не владеют устным или письменным языком или же не используют его. А пропагандировать и развивать родной язык легче и эффективнее через сферу спорта, культуру, искусства — т. е. доступные и понятные тысячам людей. Что же до игроков национальной сборной, то в составе нашей команды играют ребята разных национальностей. Все они — казахстанцы. Если же Вы имеете в виду легионеров-то привлечение легионеров — нормальная общемировая практика, которая отражает и современные процессы глобализации.

— Почему наименования клубов, участвующих в чемпионате РК не пишутся на казахском языке? Когда «Иртыш» станет «Ертiс»? Почему «Тобол» не «Тобыл»? До каких пор будет писаться «Экибастуз», а не «Екiбастуз»? Это ведь тоже казахское слово.
— В этом вопросе мы обязаны обратиться к юриспруденции. В момент подачи документов на получение свидетельства о государственной регистрации юридического лица, вносятся два наименования: на казахском и русском языках. Так, например, наименование нашей федерации двуязычное. Некоторые клубы предпочли оставить одно название. Здесь мы не вправе вмешиваться — мы принимаем или исключаем клубы уже прошедшие регистрацию как юридические лица, и, следовательно, получившие определенное наименование. Поэтому, лучше задать подобный вопрос клубам. Говоря о мировой практике, часто, даже в развитых футбольных странах, выступают клубы с неместными названиями. Один из флагманов европейского футбола, итальянский «Милан» известен всему миру. По-итальянски название клуба должно писаться «Милано», но руководство оставило изначальное британское название, как дань традициям. Дело в том, что основателями этого славного клуба были англичане. Много интересных названий мы встретим и в других странах — «Янг бойз» в Швейцарии, «Спорт бойз» в Перу и т. д.

— Как вы смотрите на переименование «Премьер-Лиги» на «Зангар-Лига» по-казахски?

— Вопрос можно обсудить. Мы были бы Вам признательны, получить данные общественного мнение на этот счет.

— Многие издательства на русском языке против ваших принципов о правиле молодых игроков в Премьер-лиге. Нам нравится, как вы упорствуете против них. Но чтобы эти молодые игроки «не ушли за деньгами», наверное, нужно установить для них предел заработной платы?
— Спасибо Вам за то, что понимаете, как важно отстаивать интересы наших сборных разного уровня и развития молодых казахстанских футболистов. Начиная с сезона 2011 г. лимит сокращен до 1 молодого футболиста. Что же до Ваших пожеланий по уровню заработной платы для молодых игроков, то не стоит забывать, что они, прежде всего, футболисты-профессионалы, имеющие контракты с клубами — независимыми юридическими лицами. Даже УЕФА не рекомендует нам вмешиваться в финансовые вопросы клубов.

— Иностранные специалисты, тренеры, даже футболисты приходят к нам, говоря, что у нас много денег. Как вы смотрите на это?
— Я уже подчеркивал, что миграционные процессы — нормальное явление в современном мире. В Казахстане работает много зарубежных специалистов в разных сферах — в горнодобывающей отрасли, нефтегазовом секторе, строительстве. Аналогичные процессы происходят и в профессиональном спорте. Говоря о мировых процессах, обращаю Ваше внимание, что даже в «футбольных» странах, например, таких как Италия или Англия основную «погоду» делают именно легионеры. Приезд иностранных квалифицированных футболистов, тренеров, специалистов футбольной отрасли — это всегда благо для развития, т. к. происходит обмен опытом, приток свежих идей и т. д. Безусловно, хорошо, когда этим процессам есть мера и приезжают действительно высококлассные люди. Отчасти наш лимит на легионеров вызван именно этими причинами. А насчет того, что у нас «много денег», Вы слегка преувеличили. Достаточно сравнить бюджеты наших клубов с бюджетами клубов России и Украины, например, Вам многое станет ясно. Вряд ли в ближайшее время бюджеты лидеров нашего футбола — «Тобола», «Актобе», «Иртыша» или «Локомотива» приблизятся, скажем, к бюджетам ведущих клубов России, превышающим 100 млн. долл. США в год.

— Похоже, что в последнее время наши футболисты не интересуют иностранные клубы. Получается, что они не хотят расставаться с зарплатами, которые получают в Казахстане?

— Речь следует вести не только о зарплатах. Хотя и это немаловажно. Россия и Украина тоже не имеют огромного количества футболистов, выступающих в зарубежных чемпионатах. Многих игроков устраивает уровень доходов и амбиции своих клубов. На наших футболистов тоже есть спрос — западные клубы активно интересуются Хижниченко, Дарабаевым. Думаю, прогрессивные явления нашего футбола, произошедшие в последнее время, его открытость и прозрачность, дальнейшая «европеизация» скоро принесут свои плоды.

— На летних Олимпийских Играх мы зарабатываем 23–24 место. Входим в 50 экономически развитых стран. А, если посмотреть в футболе, то в рейтинге ФИФА занимаем 137 место, в рейтинге еврокубков УЕФА 41 место. К лицу ли нам эти «пьедесталы»?
— Будем объективны — в советский период футбол Казахстана был, по сути, представлен лишь алматинским «Кайратом», который слыл крепким середняком, не более того. Наши достижения не идут ни в какое сравнение с успехами украинского и грузинского футбола, принесшие европейские кубки в 1975, 1981 и 1986 гг. По сути, наш футбол начал по-настоящему развиваться лишь во времена Независимости. Нам предстоит большой путь и Вы правы в том, что мы просто обязаны соответствовать всевозрастающей роли нашей страны на международной арене, как в политической, экономической, так и в спортивной сферах.

— В четырех играх, которые этой осенью провела национальная сборная Казахстана, как минимум один гол был пропущен из-за ошибки Попова. Почему в сборной играют более чем 30-летние российские ветераны? Если мы будем собирать футболистов в национальную сборную из вне, то зачем нам внутренний чемпионат?
— Ошибиться мог любой другой на его месте. Мы встречались с грандами европейского футбола в лице Турции и Германии. Сборные Бельгии и Австрии — крепкие европейские команды, которым под силу обыграть любого соперника. Что же до Попова, то Алексей — опытный футболист, двукратный чемпион России в составе казанского «Рубина» имеющий опыт выступления в Лиге чемпионов, к тому же на его приглашении настоял бывший тренер национальной команды Бернд Шторк. Он не видел лучшей кандидатуры на позицию центрального защитника в пару к Ренату Абдулину. Как Вы знаете, процессы комплектования команды — исключительная прерогатива главного тренера и мы не намерены нарушать это правило и впредь. Другое дело — предоставить тренеру сборной широкий выбор высококлассных игроков. Над этим мы будем работать вместе с функционерами наших клубов, на это направлены наши усилия. Про натурализацию игроков уже много сказано, думаю, не стоит подробно останавливаться на этой теме. Достаточно вспомнить игроков сборной Португалии Пепе и Деку. Сейчас, мало кто вспоминает, что эти футболисты — натурализованные бразильцы, а ведь в Португалии всегда были свои сильные игроки.

— Если бы два футболиста были равны по спортивным показателям. Один из них коренной национальности, второй — легионер. Кого бы вы взяли в состав национальной сборной?
— Я думаю, ответ очевиден, мы бы взяли казахстанца. Наша задача — приложить максимум условий для развития футбола Казахстана.

— В одном из последних интервью главный тренер Бернд Шторк на вопрос «Почему вы не приглашаете в состав сборной Самата Смакова?» ответил, что на этот вопрос полностью ответил ген.сек С. Хамитжанов и добавить ему нечего. Получается, что в состав сборной С. Смакова не берет главный тренер или федерация футбола?
— По-моему эта тема уже достаточно освещена. Решение о привлечении того или иного игрока в состав национальной команды — исключительное решение главного тренера сборной.

— Иногда, читая решения Контрольно-дисциплинарного комитета, не доходя до конца, устаем. Очень длинные решения. Как вы думаете, КДК со своими штрафными санкциями не стал карающим органом?
— Справедливое замечание в первой части вопроса, но КДК — это юридический орган, следовательно, его решения — это определенные, строго регламентированные постановления. Давайте будем уважать юристов КДК. Но мы уже провели определенную работу, и в СМИ выносится информацию в сжатом, удобном для восприятия виде. Мы долго очищали наш футбол от явлений, мешающих его развитию и интеграции в европейское и мировое сообщество. КДК справляется со своими основными функциями и позволяет поддерживать строгое соблюдение Регламентов и Положений ФФК, УЕФА, ФИФА.

Версию интервью на казахском языке Вы можете прочитать на сайте газеты «Алаш айнасы»
Автор: Нургазы Сасаев alashainasy.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • Если уж так радеете за культуру, то прислушайтесь к словам Абая, Чокана Уалиханова и Алтынсарина если вы их читали конечно жоприоты вы нашиОтветить

    • 5 февраля 2011, 17:19
    • Джакарта
    • 1023 записи
    • 5879 дней на портале
  • для Чегевара:«Хорошо допустим мы все переименую на казахский. Вы ведь все тут умные, так вот скажите как к примеру быть программистам, топ менеджерам компаний, банковскому сектору, той же нефтянке и другим высоко технологичным производствам? В ближайшие несколько десятилетий это невозможно. Мне самому это обидно как казаху, но нужно реально смотреть на вещи.Да это и невозможно, потому что я суверенностью могу сказать что городские эту идею не поддержат, к примеру жители таких городов как Алматы или та же Караганда. Таких националистических идей хватает в любой стране, но они не плучат поддержку большинства населения. Только неграммотные и необразованные люди будут это поддерживать, такие всегда являлись ТОРМОЗОМ страны в развитии»

    не, я понимаю что все не возможно переименовать,но все же нужно сейчас ПОСТЕПЕННО идти к этой цели, если не сейчас начать, то когда? Так будем веками шала казахами или окончательно забудим свой язык)Ответить

    • 5 февраля 2011, 17:14
    • Тобол
    • 544 записи
    • 5860 дней на портале
  • для Чегевара:«Хорошо допустим мы все переименую на казахский. Вы ведь все тут умные, так вот скажите как к примеру быть программистам, топ менеджерам компаний, банковскому сектору, той же нефтянке и другим высоко технологичным производствам? В ближайшие несколько десятилетий это невозможно. Мне самому это обидно как казаху, но нужно реально смотреть на вещи.Да это и невозможно, потому что я суверенностью могу сказать что городские эту идею не поддержат, к примеру жители таких городов как Алматы или та же Караганда. Таких националистических идей хватает в любой стране, но они не плучат поддержку большинства населения. Только неграммотные и необразованные люди будут это поддерживать, такие всегда являлись ТОРМОЗОМ страны в развитии»

    не, я понимаю что все не возможно переименовать,но все же нужно сейчас ПОСТЕПЕННО идти к этой цели, если не сейчас начать, то когда? Так будем веками шала казахами или окончательно забудим свой язык)Ответить

    • 5 февраля 2011, 17:13
    • Тобол
    • 544 записи
    • 5860 дней на портале
  • для ~~Nurikello~~:«Кувалдис,прочитал казахскую версию, и я скажу что переводил не грамотный чел , например - "Если бы два футболиста были равны по спортивным показателям. Один из них коренной национальности, второй — легионер. Кого бы вы взяли в состав национальной сборной?" а он имел ввиду кого бы вы взяли Казахстанца или же легионера,хотя очень глупый вопрос задал! ---------"Сегодняшний образ нашего футбола, похоже, что не казахский. Все на русском языке. Во время проведения официальных домашних матчей на трибунах собираются в основном болельщики коренной национальности, но все вопросы поднимаются на русском языке. Почему? Все равно за национальную сборную болеют представители коренной национальности, не так ли?" а вот этим я согласен, как минимум должен 50/50!!!»

    Ну дык так и есть, все те же самые новости дублируются на казахском языке в других газетах, чем вопрос? Нацики тем иживут, ходят все время по лезвию ножа, так сказать на нервах играют и поднимают такие вопросы. А сели они не будут об этом говорить, то они потеряют рейтинг, хоть какой-то, они станут ненужной кучкой дерьма. Кстати представил картину этого интервью. Говно берет интервью у говна в галстуке. ЖестьОтветить

    • 5 февраля 2011, 17:09
    • Актобе
    • 674 записи
    • 5709 дней на портале
  • Продолжаем рознь разжигать!? Тут народу много активногоОтветить

    • 5 февраля 2011, 17:08
    • Костанай
    • 2262 записи
    • 6577 дней на портале
  • для ~~Nurikello~~:«Кувалдис,прочитал казахскую версию, и я скажу что переводил не грамотный чел , например - "Если бы два футболиста были равны по спортивным показателям. Один из них коренной национальности, второй — легионер. Кого бы вы взяли в состав национальной сборной?" а он имел ввиду кого бы вы взяли Казахстанца или же легионера,хотя очень глупый вопрос задал! ---------"Сегодняшний образ нашего футбола, похоже, что не казахский. Все на русском языке. Во время проведения официальных домашних матчей на трибунах собираются в основном болельщики коренной национальности, но все вопросы поднимаются на русском языке. Почему? Все равно за национальную сборную болеют представители коренной национальности, не так ли?" а вот этим я согласен, как минимум должен 50/50!!!»

    Ну дык так и есть, все те же самые новости дублируются на казахском языке в других газетах, чем вопрос? Нацики тем иживут, ходят все время по лезвию ножа, так сказать на нервах играют и поднимают такие вопросы. А сели они не будут об этом говорить, то они потеряют рейтинг, хоть какой-то, они станут ненужной кучкой дерьма. Кстати представил картину этого интервью. Говно берет интервью у говна в галстуке. ЖестьОтветить

    • 5 февраля 2011, 17:07
    • Актобе
    • 674 записи
    • 5709 дней на портале
  • текст не мой но он полностью отражает действительностьОтветить

    • 5 февраля 2011, 17:07
    • Джакарта
    • 1023 записи
    • 5879 дней на портале
  • для ~~Nurikello~~:«Кувалдис,прочитал казахскую версию, и я скажу что переводил не грамотный чел , например - "Если бы два футболиста были равны по спортивным показателям. Один из них коренной национальности, второй — легионер. Кого бы вы взяли в состав национальной сборной?" а он имел ввиду кого бы вы взяли Казахстанца или же легионера,хотя очень глупый вопрос задал! ---------"Сегодняшний образ нашего футбола, похоже, что не казахский. Все на русском языке. Во время проведения официальных домашних матчей на трибунах собираются в основном болельщики коренной национальности, но все вопросы поднимаются на русском языке. Почему? Все равно за национальную сборную болеют представители коренной национальности, не так ли?" а вот этим я согласен, как минимум должен 50/50!!!»

    Ну дык так и есть, все те же самые новости дублируются на казахском языке в других газетах, чем вопрос? Нацики тем иживут, ходят все время по лезвию ножа, так сказать на нервах играют и поднимают такие вопросы. А сели они не будут об этом говорить, то они потеряют рейтинг, хоть какой-то, они станут ненужной кучкой дерьма. Кстати представил картину этого интервью. Говно берет интервью у говна в галстуке. ЖестьОтветить

    • 5 февраля 2011, 17:06
    • Актобе
    • 674 записи
    • 5709 дней на портале
  • Я не против казахского языка. Мы живем в Казахстане и это естественно.Только зачем же в крайности бросаться. Нас в Атырауской области уже "напугали" полным переходом делопроизводства гос.органов на каз.язык. Увы, но говорить на бытовом уровне и писать официальные бумаги - как говорят в Одессе "две большие разницы". Ради интереса, попробуйте составить официальное письмо чуть-чуть с примесью "технической или производственной терминологии" и " выдержек из нормативных" актов. А теперь пройдитесь по собственной организации или офису и попросите сотрудников сделать перевод, с гарантией его правильности. А уж расписаться под ним "верность перевода гарантирую" и поставить подпись - вообще фантастика. Поверьте, сколько человек будут переводит - столько абсолютно различных вариантов перевода вы получите.А один ( максимум два) переводчика, имеющихся в штате - обеспечить потребности в переводе всей организации не смогут. Да и можно ли считать полноценными переводчиками учителей казахского языка, окончивших наши "педы" (не хочу никого обидеть). Вот и получается, что исполнитель готовящий документ, мыслит и пишет по русски, как учили много лет, отдает переводчику ( или секретарю, который совмещает эти обязанности) на перевод, документ уходит третьей организации, где снова перевод и анализ на русском. Где гарантии в правильности перевода, соответствии мысли автора письменному изложению. Кстати документы, приходящие с предприятий и гос.органов районов, в смысле грамотности, вообще вызывают содрогание. Так что надо наверно поднимать вопрос не о законности перехода на каз.язык, а о целесообразности и подготовленности к этому в настоящий момент без ущерба из интересов дела.Ответить

    • 5 февраля 2011, 17:02
    • Джакарта
    • 1023 записи
    • 5879 дней на портале
  • Кувалдис,прочитал казахскую версию, и я скажу что переводил не грамотный чел , например - "Если бы два футболиста были равны по спортивным показателям. Один из них коренной национальности, второй — легионер. Кого бы вы взяли в состав национальной сборной?" а он имел ввиду кого бы вы взяли Казахстанца или же легионера,хотя очень глупый вопрос задал! ---------"Сегодняшний образ нашего футбола, похоже, что не казахский. Все на русском языке. Во время проведения официальных домашних матчей на трибунах собираются в основном болельщики коренной национальности, но все вопросы поднимаются на русском языке. Почему? Все равно за национальную сборную болеют представители коренной национальности, не так ли?" а вот этим я согласен, как минимум должен 50/50!!!Ответить

    • 5 февраля 2011, 16:57
    • Тобол
    • 544 записи
    • 5860 дней на портале